Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием в медицинском колледже'

Совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием в медицинском колледже Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
549
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / COMPETENCE / DUAL TRAINING / PRODUCTIVE TRAINING CLUSTER

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Попков В.М., Бугаева И.О., Федорова Л.М., Панасенко Е.В., Маркова В.Д

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в России позволило повысить качество оказания медицинской помощи населению, но в то же время выявило наличие дефицита эффективных квалифицированных специалистов среднего звена. Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём теоретических знаний и недостаточный практический опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании этих качеств. Очевидна необходимость внедрения в образовательный процесс технологий дуального обучения как инструмента приближения теории к практике. СГМУ делится опытом внедрения и организации элементов дуального обучения в процессе реализации программ среднего профессионального образования через создание учебно-производственного кластера на базах клиник университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Попков В.М., Бугаева И.О., Федорова Л.М., Панасенко Е.В., Маркова В.Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the training system of medical and pharmaceutical specialists at medical college of Saratov State Medical University

The development of high-technological medical care in Russia has improved the quality of rendering of medical aid to the population, but at the same time the lack of efficient, qualified specialists has been revealed. Today graduates of professional educational institution are characterized by the knowledge in theory and inefficient practical experience, while the employer is interested in the optimal combination of these qualities. All of these facts lead to the necessity of introducing into the educational process technologies of dual training as a tool of approximation theory to practice Saratov. Medical University may share the experience of introduction and organization of elements of the complex educational system in the process of realization of the programs of secondary professional education through the creation of educational-productive cluster on the bases of clinics.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием в медицинском колледже»

УДК 615.15:377.36:378.147 (045)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

С МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В. М. Попков — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ректор, доктор медицинских наук; И. О. Бугаева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебно-воспитательной работе, доктор медицинских наук, профессор; Л. М. Федорова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, медицинский колледж, директор, кандидат социологических наук; Е. В. Панасенко — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, медицинский колледж, заместитель директора по учебной работе; В. Д. Маркова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, медицинский колледж, заместитель директора по учебно-производственной работе; О. А. Гвоздкова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, медицинский колледж, заместитель директора по учебно-методической работе; О. Н. Лифанова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, медицинский колледж, заведующая производственной практикой.

IMPROVEMENT OF THE TRAINING SYSTEM OF MEDICAL AND PHARMACEUTICAL SPECIALISTS AT MEDICAL COLLEGE OF SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY

V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Doctor of Medical Science; I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Professor, Doctor of Medical Science; L. M. Fyodorova — Director of Medical College of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Candidate of Sociological Sciences; E. V. Panasenko — Medical College of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Deputy Director for Academic Work; V. D. Markova — Medical College of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Deputy Director for Academic Work and Practice; O. A. Gvozd-kova — Medical College of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Deputy Director for Academic and Methodical Work; O. N. Lifanova — Medical College of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Practice Department.

Дата поступления — 15.01.2014 г. Дата принятия в печать — 4.06.2015 г.

Попков В. М., Бугаева И. О., Федорова Л. М., Панасенко Е. В., Маркова В. Д, Гвоздкова О. А., Лифанова О. Н. Совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием в медицинском колледже. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (2): 213-215.

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в России позволило повысить качество оказания медицинской помощи населению, но в то же время выявило наличие дефицита эффективных квалифицированных специалистов среднего звена. Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём теоретических знаний и недостаточный практический опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании этих качеств. Очевидна необходимость внедрения в образовательный процесс технологий дуального обучения как инструмента приближения теории к практике. СГМУ делится опытом внедрения и организации элементов дуального обучения в процессе реализации программ среднего профессионального образования через создание учебно-производственного кластера на базах клиник университета.

Ключевые слова: дуальное обучение, учебно-производственный кластер, компетентность.

Popkov VM, Bugaeva IO, Fedorova LM, Panasenko EV, Markova VD, Gvozdkova OA, Lifanova ON. Improvement of the training system of medical and pharmaceutical specialists at medical college of Saratov State Medical University. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (2): 213-215.

The development of high-technological medical care in Russia has improved the quality of rendering of medical aid to the population, but at the same time the lack of efficient, qualified specialists has been revealed. Today graduates of professional educational institution are characterized by the knowledge in theory and inefficient practical experience, while the employer is interested in the optimal combination of these qualities. All of these facts lead to the necessity of introducing into the educational process technologies of dual training as a tool of approximation theory to practice Saratov. Medical University may share the experience of introduction and organization of elements of the complex educational system in the process of realization of the programs of secondary professional education through the creation of educational-productive cluster on the bases of clinics.

Key words: dual training, productive training cluster, competence.

Развитие высокотехнологичной медицинской помощи в России позволило повысить качество оказания медицинской помощи населению, но в то же время выявило наличие дефицита эффективных квалифицированных специалистов среднего звена.

Эффективность специалиста зависит от его профессионального уровня, характеризуемого набором профессиональных и личностных компетенций [1]. В состав профессиональных компетенций включены знания, умения, владения, опыт, готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Личностные компетенции раскрываются через самостоятельность, инициативность, настойчивость, способность к самообучению и др. Сегодняшнего выпускника про-

Ответственный автор — Лифанова Ольга Николаевна Тел. 8-987-804-11-12 E-mail: lifanova.70@bk.ru

фессионального учебного заведения характеризует солидный объём теоретических знаний и недостаточный практический опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании этих качеств [2]. Сегодня очевидно, что одной из главных проблем профессионального образования является разрыв между теорией (чему учат) и практикой (что нужно уметь делать). Именно работодателю приходится ликвидировать этот диссонанс [3]. Каждое отдельно взятое лечебно-профилактическое учреждение находит свой вектор решения этой проблемы. Один из них — развитие наставничества, другой — введение в должность специалиста по работе со средним медицинским персоналом, третий — разработка и внедрение программ обучения и адаптации. На подготовку квалифицированных сестринских кадров у лечебно-профилактического учреждения уходит не один год. Возникает вопрос: нельзя ли эту про-

214

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

блему решить более эффективно еще до прихода выпускников медицинских колледжей в практическое здравоохранение?

Уже на додипломном этапе необходимо введение в профессиональное обучение модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

Освоение компетенций на должном уровне возможно только в процессе практической деятельности студентов, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. Решению этой задачи успешно помогает внедрение элементов дуального обучения в медицинском колледже СГМУ, основанного на социальном партнёрстве через создание учебно-производственного кластера. Процесс создания учебно-производственного кластера в медицинском колледже стал возможным после интеграции с СГМУ им. В. И. Разумовского. Он является примером вертикально-горизонтальной интеграции среднего профессионального и высшего образования. Такая интеграция позволила внедрить в образовательный процесс технологии обучения, построенные на сопряжении требований лечебно-профилактических учреждений и образовательных стандартов.

В качестве социальных партеров медицинского колледжа выступают клиники медицинского университета, где обучение студентов осуществляется в реальных условиях практического здравоохранения с использованием современной материально-технической базы клиник под руководством квалифицированных специалистов-наставников в области сестринского дела.

Очевидно, что внутри кластера все структурные единицы взаимосвязаны, и сотрудничество их взаимовыгодно. Медицинский колледж в этом плане приобретает возможность внедрения программ подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием, обеспечивающих интеграцию теории и практики в условиях практического здравоохранения. Клиники предоставляют свои отделения для проведения практических занятий, учебных и производственных практик в рамках изучения профессиональных модулей.

Руководителями учебных и производственных практик являются наиболее квалифицированные специалисты в области сестринского дела, имеющие высшее сестринское образование, которые совместно с преподавателями колледжа участвуют в разработке и утверждении методического сопровождения (программ) учебных и производственных практик студентов.

В связи с развитием высокотехнологичной медицинской помощи населению клиники университета оснащаются современным оборудованием, с которым в процессе обучения студенты знакомятся только теоретически. Однако в условиях быстро развивающихся современных технологий в медицине материально-техническое обеспечение образовательного процесса не успевает за требованиями, предъявляемыми к качеству оказания медицинской помощи. Создание учебно-производственного кластера позволяет реализовывать программы подготовки специалистов среднего звена с медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с современными требованиями

практического здравоохранения в соответствии с Федеральной программой «Развития здравоохранения» и Законом об основах охраны здоровья граждан РФ.

Одним из преимуществ дуального обучения является участие работодателей в проведении аттестации по итогам учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации студентов. Работодатели являются членами Государственной экзаменационной комиссии и рецензентами студенческих выпускных квалификационных работ. Это позволяет получить независимую экспертизу уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников и с учетом замечаний работодателей скорректировать учебный процесс. В результате такого тесного сотрудничества медицинского колледжа и клиник университета происходит более плавный переход выпускников от учебной деятельности к трудовой. Последнее позволяет молодому специалисту успешно преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в начале профессиональной деятельности в связи с недостатком информации и отсутствием достаточного практического опыта.

Клиники СГМУ в свою очередь получают возможность уже на этапах проведения учебных и производственных практик выбрать лучших студентов и подготовить для себя квалифицированных специалистов, которые будут максимально соответствовать требованиям сестринской помощи клиник федерального уровня. В результате работодатель экономит время на поиск и подбор специалистов, их переучивании и адаптации. Молодые же специалисты остаются работать в практическом здравоохранении, что способствует снижению кадрового дефицита среднего медицинского персонала.

В рамках стратегии непрерывного профессионального образования работников здравоохранения созданы необходимые условия для постоянного повышения их профессиональной компетентности [4]. Средний медицинский персонал клиник в результате взаимовыгодного сотрудничества получает возможность проходить курсы повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования, разработанным преподавателями медицинского колледжа. По окончании обучения по программам повышения квалификации медицинские работники неизменно подтверждают свою профессиональную квалификацию, получая сертификаты специалиста. С 2013 г преподаватели колледжа входят в состав аттестационной комиссии минздрава Саратовской области по присвоению категорий среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу клиник СГМУ, выступая в качестве рецензентов представляемых отчетов о работе специалистов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Сестринская помощь при детских заболеваниях».

В результате введения дуального обучения на основе концепции социального партнерства создан учебно-производственный кластер. В рамках кластера реализована модель подготовки эффективных специалистов среднего звена и модель независимой оценки профессиональных компетенций выпускников медицинского колледжа.

References (Литература)

1. Andriyanova EA. Social settings professional space mediane: DSc diss. Volgograd, 2006; 369 p. Russian (Андриянова ЕА.

Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. Т. 11, № 2.

Социальные параметры профессионального пространства медицины: дис. ... д-ра социол. наук. Волгоград, 2006; 369 с.)

2. Lunev VV. Modular programs based on competencies: concept, development, implementation: textbook-method. a manual for teachers. Ryazan, 2009; 107 p. Russian (Лунев В. В. Модульные программы, основанные на компетенциях: концепция, разработка, реализация: учеб.-метод. пособие для преподавателей. Рязань, 2009; 107 с.)

3. Radikov AS. Some aspects of the specialization of educational services of the dual system of European education. The Bulletin of the Military University 2010; (3): 41-46. Russian (Родиков А. С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского

образования. Вестник Военного университета 2010; (3): 41-46.)

4. Shaydullina AR. The Experience of innovative development of scientific-educational cluster in terms of integration of education, science and production: inform.-analyte. materials for hands. and the prof. institutions of professional education, representatives of societies. organizations, scientific. workers. Kazan, 2013; 48. Russian. (Шайдуллина А. Р Опыт инновационного развития научно-образовательного кластера в условиях интеграции образования, науки и производства: информ.-аналит. материалы для рук. и препод. учреждений системы проф. образования, представителей обществ. организаций, науч. работников. Казань, 2013; (4): 48 с.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.