УДК 331.108.45:332.1 ББК 65.240 Г 48
Ш.М. Гимбатов,
кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Махачкала. Тел.: +7 (963) 418-59-17, e-mail: [email protected]
Ш.К. Кутаев,
доктор экономических наук, врио директора Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Махачкала. Тел.: 8 (8722) 62-66-86, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В АСПЕКТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕГИОНЕ
(Рецензирована)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00357-ОГН Аннотация. В статье приводится анализ структуры занятости в субъектах СевероКавказского федерального округа в аспекте существующего уровня образования населения региона. Определены направления формирования эффективно функционирующей системы профессиональной ориентации и подготовки кадров, учитывающей особенности состояния регионального рынка труда и процессы, происходящие в социально-экономической сфере в Северо-Кавказском федеральном округе.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость, профориентация.
Sh.M. Gimbatov,
Candidate of Economic Sciences, Deputy Director for Research of the Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala. Ph.: +7 (963) 418-59-17, e-mail: [email protected]
Sh.K. Kutaev,
Doctor of Economics, Acting Director of the Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala. Ph.: 8 (8722) 62-66-86, e-mail: [email protected]
PERFECTION OF THE SYSTEM OF TRAINING OF PROFESSIONAL PERSONNEL IN THE ASPECT OF REGULATION OF THE LABOR MARKET IN THE REGION
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project No. 17-02-00357-OGN Abstract. The article provides an analysis of the structure of employment in the regions of the North Caucasus Federal District in the aspect of the current level of education of the population of the region. The directions of formation of an effectively functioning system of vocational orientation and training, taking into account the peculiarities of the state of the regional labor market and the processes occurring in the socio-economic sphere in the North Caucasus Federal District, have been determined.
Keywords: labor resources, employment, vocational guidance.
Эффективно функционирующая экономика предполагает системное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда. Знания, умения и навыки, которые получены в ходе обучения, как в системе общего, так и профессионального образования, с каждым годом подвергаются трансформации из-за стремительной смены компетенций и навыков, востребованных в производственном процессе современных предприятий [1]. Неготовность системы образования быть мобильной по отношению к происходящим в социально-экономической сфере изменениям формирует значительные диспропорции
Занятые и безработные по
(рассчитано авторами
между спросом и качеством предложения на региональных рынках труда.
Особенно явно прослеживается такого рода дисбаланс, в частности, в разрезе уровня образования, сформированного за последние десятилетия, при анализе занятого и безработного населения в субъектах СКФО по сравнению с общероссийскими показателями [2].
Следует обратить внимание, что значительно больше половины, а иногда и 2/3 безработных в таких регионах, как Республика Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика, имеют только среднее общее и основное образование (табл. 1.).
Таблица 1
ювню образования, 2017 г.
> данным Росстата [3])
Субъекты РФ Занятые Безработные
Высшее Среднее профессиональное Среднее общее и основное Высшее Среднее профессиональное Среднее общее и основное
Российская Федерация 33% 45% 21% 20% 40% 39%
Северо-Кавказский федеральный округ 34% 28% 38% 22% 21% 57%
Республика Дагестан 32% 20% 47% 24% 16% 58%
Республика Ингушетия 28% 32% 40% 11% 22% 67%
Кабардино- Балкарская Республика 32% 34% 34% 32% 28% 39%
Карачаево- Черкесская Республика 42% 34% 25% 32% 36% 33%
Республика Северная Осетия-Алания 41% 44% 15% 36% 44% 20%
Чеченская Республика 27% 7% 67% 10% 3% 86%
С учетом того, что и среди занятых примерное такое же распределение лиц со средним общим образованием, можно сделать вывод о том, что в данных субъектах структурные изменения в экономике стали следствием глубоких диспропорций на рынке труда данного региона, который и по настоящее время не избавился от шлейфа депрессив-ности экономики и несоответствия уже сложившимся на территории России стандартам формирования социально-трудовых отношений и функционирования всего рынка труда.
В целом в Российской Федерации из порядка 72 млн занятого населения
33% имеют высшее образование, 44% - являются специалистами со средним специальным образованием (рис. 1), при этом практически 1/5 всех занятых являются квалифицированными рабочими специалистами. Надо отметить, что аналогичная структура занятого населения по уровню образования прослеживается во всех федеральных округах страны за исключением лишь Северо-Кавказского федерального округа. Так, например, по СКФО численность занятых, прошедших подготовку квалифицированных рабочих, всего 8% из общего числа занятых. При этом удельный вес занятых, имеющих
■ РФ ИСКФО
г1
I
ВЫ СШЕЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ
СР. ОБЩЕЕ
Рис. 1. Занятые в СКФО по уровню образования
(составлено авторами по данным Росстата [3])
РФ ИСКФО
ж
("VI
II
ВЫСШЕЕ
т-1 Сч|
I
СПЕЦИАЛЬНОЕ
СР.ОБЩЕЕ
Рис. 2. Безработные в СКФО по уровню образования (составлено авторами по данным Росстата [3])
всего лишь среднее общее образование, составляет 34%, при том что в среднем по стране таких специалистов всего 18%. Больше всего населения со средним общим образованием в Чеченской Республике (65%) и Республике Дагестан (42%). Среди безработного населения количество людей со средним общим образованием также велико. Более 50% по СКФО в целом, а, например, в Республике Ингушетия - более 60%, при 30% по России в целом (рис. 2.).
Сложившаяся ситуация в социально-трудовой сфере региона свидетельствует о глубоких структурных проблемах в целом в экономике субъектов
СКФО, без решения которых невозможно будет, в том числе, решить проблему обеспечения занятости в регионе.
Процесс деиндустриализации, произошедший в последнее десятилетие 20 века, с началом экономических реформ в 90-х годах прошлого века, повлёк за собой кардинальную перестройку всей системы управления экономикой при переходе с плановой системы хозяйствования на рыночную. Промышленные предприятия, особенно машиностроительные, которые входили в структуру оборонной промышленности, практически полностью растеряли государственные заказы и вынуждены
были самостоятельно определяться с приоритетами, адаптируясь к совершенно новым и незнакомым условиям хозяйствования. Большинство промышленных предприятий вынуждены были полностью остановить производственный процесс. В настоящее время промышленная деятельность в СКФО характеризуется глубоким кризисом ранее градообразующих машиностроительных и приборостроительных предприятий оборонки [4-6]
Существовавшая ранее централизованная система распределения кадров, которая связывала образовательную систему и предприятия страны, была полностью ликвидирована. Необходимость самостоятельного трудоустройства выпускников, в результате отмены системы обязательного распределения молодых специалистов государством, существенно осложнило ситуацию с трудоустройством уже подготовленных кадров.
В итоге мы наблюдаем трансформацию структуры занятости, спровоцированную колоссальным ростом сферы услуг, сокращением спроса в промышленном секторе и интенсивной трудовой мобильностью, что привело к формированию территориальных диспропорций на региональных рынках труда [7-9].
Современные условия характеризуются наличием новых тенденций содержания и внутренней структуры вакансий на рынке труда. Необходимо отметить, что для современного работодателя характерна достаточно неустойчивая в среднесрочном периоде модель поведения на рынке труда, а именно: наблюдается повышение гибкости трудовой занятости посредством частой ротации кадров; возрастает запрос на разнообразие профессиональных навыков специалистов; растет количество рабочих операций, зачастую относящихся к совершенно разным специализациям, особенно в сфере услуг; часто отдается предпочтение гибкому графику и частичной занятости.
Реализация трудового потенциала человека в условиях специфических условий на рынке труда возможна только при условии модернизации всей системы подготовки профессиональных кадров, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на повышение
конкурентоспособности специалистов. Профессиональная ориентация, при верном подходе к ее организации и проведении, поможет достичь баланса интересов всех участников социально-трудовых отношений: государства, работодателей, специалистов, системы образования и подготовки кадров. При отсутствии достаточного ресурсного потенциала наиболее эффективными являются программы переобучения, профориентации и переподготовки, содействия в поиске подходящей работы.
Акцентируя внимание на вопросах высшего профессионального образования, следует заметить, что ей принадлежит ведущая роль в формировании квалифицированного и конкурентоспособного специалиста.
При этом необходимо учитывать целый ряд проблем, существующих в настоящее время в данной сфере:
1. Слабая степень взаимодействия работодателей и вузов.
2. Низкая информированность о сущности других специальностей и, как следствие, отсутствие интереса к выбранной специальности.
3. Формальность, либо поверхностное прохождение учебной, производственной практик на предприятиях.
4. Несоответствие материально-технической базы, учебно-практических возможностей современным требованиям.
5. Благоприятная демографическая и неблагоприятная социально-экономическая ситуация в республиках СКФО.
Существует потребность в корректировке всей системы профориентации и профессиональной подготовки при активном участии государства - важнейшего участника, формирующего и реализующего политику в данной сфере, интересы которого должны быть учтены остальными субъектами рынка труда. С этой целью органы исполнительной власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа должны иметь четкое представление о возникающих тенденциях на рынке труда, существующем и потенциальном спросе в различных отраслях экономики и активно участвовать в формировании «портфеля компетенций», особенно востребованных на региональном рынке
труда, при формировании федеральной базы наиболее востребованных специальностей. Такой механизм позволит сложить четкое представление у населения при выборе соответствующих
профессий. В какой-то степени это позволит избежать профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда.
Примечания:
1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / И.В. Абанкина, Л. Бинингтон, В.С. Вахштайн [и др.]. URL: oecdcentre.hse.ru/ data/2010/03/01/1232768513/3.pdf.
2. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / под общ. ред. Ш.К. Кутаева; Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2011.
3. Труд и занятость в России. 2017: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 261 c. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf.
4. Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.
5. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. 2010. № 12. С. 21-25.
6. Идзиев Г.И. Институты модернизации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 41 (368). С. 10-17.
7. Баширова А.А. Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 8 (70). С. 62-67.
8. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 95-104.
9. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Деневизюк Д.А. Методические подходы к формированию программы развития промышленности проблемных регионов // Экономика и управление. 2014. № 10 (108). С. 25-28.
References:
1. Analytical report on higher education in the Russian Federation / I.V. Abankina, L. Binington, V.S. Vakhshtayn [et al.]. URL: oecdcentre.hse.ru/ data/2010/03/01/1232768513/3.pdf.
2. Social aspects of ensuring the economic security of the region / under general. ed. Sh.K. Kutaev; Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences. Makhachkala, 2011.
3. Labor and employment in Russia. 2017: statistical compilation / Rosstat. M., 2017. 261 c. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/trud_2017.pdf.
4. Gimbatov Sh.M. The economic crisis and the transformation of migration relations // Issues of economic structuring. 2009. No. 2. Pp. 83-85.
5. Gimbatov Sh.M. Ethnoregional features of labor migration in the Republic of Dagestan // Labor and social relations. 2010. No. 12. Pp. 21-25.
6. Idziev G.I. Institutes for the modernization of the regional economy // Regional Economics: Theory and Practice. 2014. No. 41 (368). Pp. 10-17.
7. Bashirova A.A. Conditions and features of modernization and innovation processes in the economy of a problem region in the aspect of its sustainable development // Regional problems of economic transformation. 2016. No. 8 (70). Pp. 62-67.
8. Kutaev Sh.K. The current state and trends of socio-economic development of the subjects of the North Caucasus Federal District // Regional problems of economic transformation. 2013. No. 3 (37). Pp. 95-104.
9. Petrosyants V.Z., Dokholyan S.V., Denevizyuk D.A. Methodical approaches to the formation of a program for the development of industry in problem regions // Economics and Management. 2014. No. 10 (108). Pp. 25-28.