Научная статья на тему 'Совершенствование системы платежей недропользователей с целью стимулирования расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ'

Совершенствование системы платежей недропользователей с целью стимулирования расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА / OIL AND GAS MINING / FINANCING OF EXPLORATION / BUDGET EFFICIENCY OF MINERAL RESOURCE COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Надежда Владимировна

Система платежей в области разработки и добычи углеводородных ресурсов не отвечает в полной мере интересам государства в сфере обеспечения национальной сырьевой безопасности и интересов будущих поколений России в целом и ее регионов в частности. В связи с этим актуальное значение приобретает ее совершенствование и оптимизация для стимулирования процесса инвестирования в систему расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и модернизации нефтяных предприятий. Для сохранения уровня финансовых потоков от продажи углеводородных ресурсов из-за рубежа необходимо провести модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов и ориентировать экспорт на реализацию нефтепродуктов, а не сырой нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF PAYMENT SYSTEM OF USERS OF MINERAL RESOURCES. AIMED AT STIMULATION OF EXPANDED REPRODUCTION OF THE MINERAL-RAW MATERIAL BASE OF RUSSIA

The system of payment in the sphere of exploration and mining of hydrocarbon resources does not meet the interests of the state in the area of provision of the national resource security of the next generation of Russia as a whole and some separate regions. That''s why its improving and optimization for investment policy to the system of expanded reproduction of mineral resource base and modernization of oil enterprises are of great importance. To preserve the level of financial flows from the sale of hydrocarbon resources abroad it is necessary to conduct modernization of national oil-processing factories and export petroleum derivatives but not crude oil.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы платежей недропользователей с целью стимулирования расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ»

2. Будищева И.А., Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1989.

3. Верещагина Л. С., Выгодчикова И.Ю. Анализ финансовых операций с адаптированными коэффициентами Р. Чессера // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).

4. Верещагина Л.С., Кублин И.М. О методологии формирования производственной программы промышленного предприятия // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).

5. Долгий В.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

6. Окрепилов В. Перспективы создания многоуровневой системы управления качеством // Стандарты и качество. 2009. № 1.

7. Пинаев Д.А., Лощилина И.В. Новая эра в управлении качеством // Стандарты и качество. 2008. № 10.

8. Разумов-Раздолов К. От качества продукции к качеству управления // Стандарты и качество. 2009. № 3.

9. Шадрин А. О путях повышения эффективности менеджмента качества // Стандарты и качество. 2009. № 10.

10. Яшин Н.С., Андреева Т.А. Управление конкурентоспособностью на макроэкономическом уровне // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 1.

УДК 338:502.3 |5> blitz.77@bk.ru

Надежда Владимировна Мамаева,

аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии,

СГСЭУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РФ

Система платежей в области разработки и добычи углеводородных ресурсов не отвечает в полной мере интересам государства в сфере обеспечения национальной сырьевой безопасности и интересов будущих поколений России в целом и ее регионов в частности. В связи с этим актуальное значение приобретает ее совершенствование и оптимизация для стимулирования процесса инвестирования в систему расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы и модернизации нефтяных предприятий. Для сохранения уровня финансовых потоков от продажи углеводородных ресурсов из-за рубежа необходимо провести модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов и ориентировать экспорт на реализацию нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Ключевые слова: добыча нефти и газа, финансирование геологоразведки, бюджетная эффективность минерально-сырьевого комплекса.

N.V. Mamayeva

IMPROVING OF PAYMENT SYSTEM OF USERS OF MINERAL RESOURCES AIMED AT STIMULATION OF EXPANDED REPRODUCTION OF THE MINERAL-RAW MATERIAL BASE OF RUSSIA

The system of payment in the sphere of exploration and mining of hydrocarbon resources does not meet the interests of the state in the area of provision of the national resource security of the next generation of Russia as a whole and some separate regions. That's why its improving and optimization for investment policy to the system of expanded reproduction of mineral resource base and modernization of oil enterprises are of great importance. To preserve the level of financial flows from the sale of hydrocarbon resources abroad it is necessary to conduct modernization of national oil-processing factories and export petroleum derivatives but not crude oil.

Keywords: oil and gas mining, financing of exploration, budget efficiency of mineral resource complex.

На современном этапе развития российской экономики утверждение, что ресурсные платежи налогового и неналогового характера за пользование недрами являются одной из важнейших доходных статей как федерального, так и консолидированного бюджета, на наш взгляд, уже становится аксиомой. Однако не стоит данное обстоятельство рассматривать исключительно с негативной стороны, поскольку сырьевой характер экономики не является абсолютным свидетельством ее

отсталости. Прежде всего, не стоит забывать о природ-но-ресурсном потенциале РФ, характеризующемся значительной величиной, разнообразием и в то же время недостаточной изученностью и определяющем предрасположенность к развитию аграрно-сырьевых отраслей хозяйствования.

Саратовская область по праву считается одной из старейших нефтегазодобывающих областей России. Добыча углеводородных ресурсов в области осущест-

вляется более 65 лет. В настоящее время объем добываемого в области углеводородного сырья не превышает 10% от суммарной областной потребности. За все время существования нефтегазодобывающей отрасли в области добыто более 86 млн т нефти и газового конденсата и 123 млрд куб. м газа.

На территории Саратовской области по состоянию на 1 января 2012 г. государственным балансом запасов учтены 136 месторождений, из них 60 месторождений находятся в разработке, 28 месторождений - разведываемые, 1 месторождение подготовлено для промышленного освоения и 33 - законсервировано, 14 месторождений не имеют балансовых запасов.

Степень выработанности разведанных извлекаемых запасов углеводородного сырья области оценивается на уровне более чем 65%, что служит одной из определяющих причин невозможности резкого увеличения объемов добычи нефти и газового конденсата в последние годы. На современном этапе развития отрасли наиболее высокий годовой уровень добычи нефтересурсов был достигнут в 2007 г. и составил 1723 тыс. т - не более 70% от максимального годового объема добычи нефти, достигнутого в 1958 г., на 12-й год с начала разработки нефтяных месторождений, и составившего более 2475 тыс. т. В целом можно отметить, что с 2000 по 2007 гг. динамика добычи углеводородного сырья на территории области имела тенденцию к росту, характеризующуюся значительными изменениями темпов прироста цепных показателей за период (табл. 1).

Согласно оценкам специалистов энергетической компании ВР при мировых доказанных запасах нефти в 1652,6 млрд баррелей и при сохранении существующего уровня добычи и потребления, нефти хватит на 54,2 года. В РФ суммарные запасы нефти оцениваются в 88,2 млрд баррелей, что составляет около 5,3% от общемировых. При этом прогнозируемый период обеспеченности страны данным видом ресурсов составляет чуть более 20 лет [3]. Важным аспектом является не только уровень добычи углеводородного сырья, но и коэффициент его извлечения из недр. В России, по

оценкам экспертов, коэффициент извлечения нефти составляет 25 - 30%, в то время как в США средний уровень данного показателя оценивается в 40 - 45%, в Европе - 50% [2].

Таким образом, важнейшим перспективным направлением развития нефтегазового комплекса РФ в целом и Саратовской области в частности является воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в большей степени за счет разведки и разработки новых месторождений.

Степень разведанности начальных суммарных углеводородных ресурсов на территории области равна 14%. 86% ресурсной базы составляют прогнозные и перспективные ресурсы, из которых 53% приходится на Прикаспийскую нефтегазоносную провинцию. Геологоразведочные работы углеводородного сырья на территории Саратовской области проводятся за счет средств федерального бюджета и внебюждетных источников, т.е. собственных средств недропользователей.

После проведенной реформы системы платежей в области нефтегазодобычи более 90% всего объема геологоразведочных работ, проводимых на территории Саратовской области, выполняется за счет средств внебюджетных источников, т.е. финансовых ресурсов самих недропользователей (табл. 2, рис.1).

Подобная ситуация, на наш взгляд, объясняется полным упразднением платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы и, как следствие, ликвидированием механизма системы финансирования программ геологического изучения недр, поскольку в настоящей момент не прописана законодательная база распределения налоговых и неналоговых платежей недропользователей по целевым направлениям.

На основании данных табл. 2 и рис. 1 можно сделать вывод, что характер финансирования геологоразведки в области уже значительно изменился в предреформен-ный год: средства федерального бюджета в 2001 г. составили чуть более 3%, что практически на 18% ниже уровня 2000 г.; вложения же средств недропользователей в 2001 г. составили более 85% общего объема

Т а б л и ц а 1

Объемы добычи углеводородного сырья на территории Саратовской области

Вид сырья 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Добыча нефти и конденсат, тыс. т 934,7 1020 1095 1420 1428 1617 1622 1723 1627 1404 1369 1404

Добыча газа, млн куб. м 431,5 505,1 564,9 488,2 506,5 480 514,7 573,8 525,9 497,7 491 900

Объемы финансирования геологоразведочных работ, млн руб.

Источники финансирования 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Федеральный бюджет 66 40 70 35 34 41 99 70 50 64 76 35

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 125 121 - - - - - - - - - -

Областной бюджет 0 2 5 5 3 11 10 13 14 2 2 0

Внебюджетные источники 121 1010 1105 470 516 839 1546 3477 3747 1492 2389 1998

Всего 312 1174 1180 510 552 891 1655 3559 3811 1558 2467 2032

Т а б л и ц а 2

Рис. 1. Динамика структуры источников финансирования геологоразведочных работ в Саратовской области за 2000 - 2011 гг.

финансирования работ, что более чем в 2 раза выше уровня аналогичного показателя в 2000 году.

Ежегодный прирост запасов нефти и газа на территории области (табл. 3) превышает годовые приросты уровня их добычи, что в результате формирует базу для увеличения нефте- и газодобычи в среднесрочной перспективе.

Однако необходимо отметить, что данный уровень прироста запасов углеводородного сырья во многом связан с переводом нефтегазоресурсов недропользователей из категории С3 в категории А и В.

На аукционе или конкурсе в большинстве случаев выставляются участки недр с запасами категории С3, характеризующиеся доказанной нефтеносностью, но не вскрытые разведочным бурением, что не дает полных сведений о термобарических условиях добычи и характеристиках самого углеводородного сырья. Недропользователям после получения лицензии на право эксплуатации данного участка недр необходимо провести до-разведку нефтегазовых ресурсов, которая и определяет их перевод в категории А и В, характеризующиеся высокой степенью изученности и нахождением в разбуренных эксплуатационным бурением частях месторождения. Подобный перевод ресурсов в более высокую категорию по разведанности и изученности во многом определяет значительную долю их прироста.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что недропользователи не заинтересованы в инвестировании геологоразведочных работ регионального и поисково-оценочного этапов, характеризующихся наиболее высокой рискованностью финансовых вложений и направленных на изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков, а также отдельных лито-

лого-стратиграфических комплексов, оценку перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого-стратиграфических комплексов для организации поисковых работ по нефти и газу на конкретных объектах. Именно на данных этапах геологоразведочных работ происходит поиск новых потенциальных нефтегазоносных районов и структур.

В дореформенный период работы на данных высокорискованных этапах геологоразведки финансировались за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» пользователям недр, осуществляющим добычу полезных ископаемых, разведанных за счет средств государственного бюджета, необходимо было выплачивать денежные средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы [1, ст. 39, 44]. Размер сумм данных отчислений устанавливался как доля стоимости фактически добытого полезного ископаемого. Суммы отчислений на воспроизводство поступали в федеральный бюджет, и их расходование было связано лишь с финансированием программ геологического изучения недр. Причем недропользователи, полностью возместившие все расходы федерального бюджета на геологоразведочные работы углеводородных ресурсов соответствующего количества либо осуществлявшие их поиск и разведку за счет собственных средств, освобождались от данного вида платежей.

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» было установлено четкое распределение платежей за пользование недрами между бюджетами различных уровней. Так, платежи за добычу углеводородного сырья распределялись согласно следующей схеме: 30% от их общей суммы направлялись в местный бюджет, 30% - в бюджет субъекта РФ и 40% - в федераль-

Т а б л и ц а 3

Прирост запасов и ресурсов углеводородного сырья, млн т

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Прирост запасов (АВС1+С2) 1,65 2,34 0,71 1,57 3,341 1,93 5,87 4,40 2,09 3,02 6,00 2,50

Прирост ресурсов 7,93 50,50 72,20 13,00 27,42 3,21 42,30 141,36 157,28 24,44 92,00 22,00

ный бюджет [1, ст. 42]. Следовательно, согласно законодательству, разработанному в дореформенный период, основная часть платежей минерально-сырьевого комплекса предназначалась для перечисления в бюджет того субъекта РФ, в котором осуществлялась разработка данных видов ресурсов. Это подтверждают данные табл. 4, согласно которым до 2002 г. более 60% платежей недропользователей за добычу углеводородного сырья недр направлялось в бюджет Саратовской области.

категорий А, В, С1 и С3, т.е. распределенного и нераспределенного фондов недр, к годовому объему добычи углеводородных ресурсов. Для достижения и сохранения в равновесии данного соотношения необходимо осуществлять расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы как за счет геологоразведки новых нефтегазоносных литолого-стратиграфических комплексов, так и за счет развития современных технологий разведки, разработки и добычи нефти и газа, которые

Таблица 4

Бюджетная эффективность минерально-сырьевого комплекса Саратовской области, млн руб.

Вид платежа 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Платежи при пользовании недрами 212 219 697 1109 1477 2828 3721 4078 5565 3211 3833 4350

Федеральный бюджет 76 75 546 874 1248 2659 3501 4045 5227 3004 3786 4297

Областной бюджет 136 144 151 235 229 170 220 34 339 207 47 53

Исследование распределения налогов и платежей от нефтедобычи по бюджетам различных уровней показывает, что в 2002 г. произошло перераспределение ресурсных налогов в пользу федерального бюджета. В настоящее время более 90% всех платежей недропользователей углеводородных ресурсов перечисляются в федеральный бюджет РФ (рис. 2). Подобная ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о тенденции нерациональной эксплуатации ресурсной базы региона и ее ускоренном истощении, поскольку налоги от эксплуатации ресурсов региона не идут на его развитие, а аккумулируются в федеральном бюджете. Оценить же дальнейшее перераспределение данных средств между всеми регионами и определить долю денежных средств, вернувшихся в область, в настоящее время не представляется возможным.

На основании всего вышесказанного необходимо отметить, что сформированная система платежей налогового и неналогового характера в области разработки и добычи углеводородного сырья не в полной мере отвечает государственным интересам в сфере обеспечения национальной сырьевой безопасности и интересов будущих поколений России в целом и ее регионов в частности.

Для обеспечения национальной сырьевой безопасности РФ необходимо соблюдать соотношение запасов

позволят не только повысить коэффициент извлечения нефти, но и перевести значительную часть забалансовых запасов в балансовую категорию. Причем ни одно из данных направлений не может развиваться без адекватного инвестирования со стороны федерального бюджета. Для обеспечения интересов будущих поколений необходимо ограничить темпы роста объемов добычи нефтегазовых ресурсов без ущемления интересов населения, а соответственно, для этого надо снизить долю экспорта нефтегазовых ресурсов. При этом для сохранения уровня финансовых потоков от продажи углеводородных ресурсов из-за рубежа необходимо провести модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов и ориентировать экспорт на реализацию нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Следовательно, как уже отмечалось раннее, необходимо провести реформирование современной системы платежей в области разработки и добычи углеводородных ресурсов в направлении внедрения системы платежей для расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Расходование сумм данных платежей должно быть строго целевым, причем в основе расчета платежей важно учитывать не только стоимость добытой продукции, как это было до 2002 г., но и в целом величину экономического истощения нефтегазовых ресурсов в текущем году, причем оценку истощения проводить по методу издержек пользователя. В рамках этого метода необходимо экономико-математически обосновать оптимальный удельный вес или уровень расходов потребителя в общей сумме истощения, который необходимо реинвестировать в воспроизводство нефтегазовых ресурсов либо в развитие производства нефтегазодобывающего предприятия.

1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах».

2. URL: http://www.bfm.ru/news/219579? doctype=article.

3. URL: http://www.profile.ru/ekonomika/ rynki/item/74655-no-razvedka-dolozhila-tochno-skolko-v-rossii-ostalos-nefti-74655.

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

О Федеральный бюджет Областной бюджет

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Динамика структуры платежей минерально-сырьевого комплекса области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.