УДК 332.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
© Иннара Рафаильевна ЛЯПИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
В современных условиях научно-методическое обеспечение оценки и планирования стратегического развития регионов становится актуальной задачей. В статье мы исходим из того, что результативность развития региона определяется его социально-экономическим уровнем, измеренным на основе адекватной и эффективной модели.
Ключевые слова: регион; региональная политика; социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время регионы обладают достаточной самостоятельностью и относительной независимостью от центра, включая вопросы формирования и реализации социально-экономической политики. В этой связи в современных условиях научно-методическое обеспечение оценки и планирования стратегического развития регионов становится актуальной задачей, к качеству решения которой предъявляются противоречивые требования. По рекомендации Министерства регионального развития Российской Федерации, свои стратегии регионы обязаны приводить в соответствие с федеральными приоритетами и целевыми программами, одновременно согласовывать со стратегиями развития соседних регионов в целях координации планов по взаимодействию в реализации совместных проектов и эффективному использованию средств [1].
В данной статье мы исходим из того, что результативность развития региона определяется его социально-экономическим уровнем, измеренным на основе адекватной и эффективной модели. Вполне очевидно, что целью региональной политики является обеспечение сбалансированного социальноэкономического развития субъектов РФ, что предполагает сокращение различий в уровне их социально-экономического развития, реализации социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели применение инструментов региональной политики должно быть сконцентрировано на совершенствовании системы оценки и планирования стратегического развития региона.
Система количественных и качественных показателей и критериев социальноэкономического развития регионов как индикаторов движения к характеристикам постиндустриального общества должна соответствовать сущности и целям стратегического развития страны в направлении создания постиндустриального общества, т. е. ориентации на максимальный уровень эффективности использования ресурсов, максимальные темпы роста и инновационного развития. Стратегическое управление регионом - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Согласование тактических и стратегических целей всех уровней управления определяет необходимость формирования системы методологически однородных критериев для всех уровней управления процессом развития, их соподчиненность. Н.Я. Петраков подчеркивает, что любая система открыта к надсистеме, свойства целенаправленности привносятся в систему извне. Только характеристики надсистемы позволяют объяснить мотивацию экономической системы, цели и задачи ее развития, содержание и формы функционирования, процессы самоорганизации и т. д. Над рыночным интересом стоят интересы «общественной целесообразности» [2]. В соответствии с этим цель каждого хозяйствующего субъекта, рассматриваемого как квазикорпорация, состоит в экономическом росте и развитии, по крайней мере, не должна противоречить общественным и государственным интересам.
Множественность характеристик и целей развития регионов определяют множественность альтернативных управленческих решений. Правилом приоритетности выбора управленческих решений является критерий эффективности. Критериями (признаками, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерилом оценки [3]) социально-экономического развития региона могут быть:
- достигнутый уровень качества жизни населения;
- обеспечение условий стабильности развития территории в перспективе;
- наличие условий экономического развития территории как основы стабильного роста качества жизни населения и др.
Анализ показывает, что основным направлением повышения адекватности и эффективности оценок социально-экономического развития региона является:
- использование современных методов учета в модели многообразной информации о состоянии объекта неполноты и относительной недостоверности характеристик;
- повышение обоснованности методов обработки этой информации и конструирования модели.
Динамичность социально-экономических систем, включающая стадии роста и стагнации, определяет значимость характеристик устойчивости как результата развития территории и результативности управления административно-территориальными образова-
ниями. Оценка устойчивости как элемента системного определения результативности управления необходима как для ретроспективного анализа, так и для планирования программ развития территорий. Ранее была обоснована предпосылка о возможности оценки способности территориального образования к устойчивому развитию на основе взаимосвязи уровня и потенциала социальноэкономического развития.
Потенциал и уровень социально-экономического развития имманентно связаны друг с другом и определяют две стороны процесса развития: уровень отражает достигнутое качество жизнедеятельности, потенциал - возможности его роста. Неадекватность оценок потенциала формируется вследствие несовершенства моделей показателей.
Актуальность совершенствования ресурсного подхода к оценке потенциала развития территории определило целесообразность его развития путем формирования авторского его понимания и разработки способа оценки.
Возможности выражения уровня социально-экономического развития территории через финансовые ресурсы на потенциал, можно произвести его сравнительную оценку через максимально возможное количество финансовых средств, которые могут быть направлены на развитие региона. В отличие от используемых источников социально-экономического развития потенциально возможное их значение должно предусматривать:
- максимальный уровень чистой прибыли, ФОТ и социальных расходов бизнеса, которые могут быть получены от бизнеса;
- максимальный уровень доходов местного бюджета (только собственных доходов или с включением внебюджетных средств федерации и регионов);
- полное использование накоплений населения на цели повышения качества жизни и экономическое развитие.
Из множества вариантов оценки максимальных значений прибыли организаций, доходов бюджета, накоплений населения предлагается использовать методы статистического моделирования этих результирующих показателей по совокупности определяющих их факторов. Обоснование этой совокупности не может быть только вербальным, хотя профессионально-логический анализ как первый этап отбора, необходим.
При таком подходе помимо потенциала ресурсов производства учитывается потенциал эффективности их использования, т. е. более полно отражаются возможности роста социально-экономического уровня региона. В частности, в отличие от оценки уровня, в расчетах потенциала предполагается максимально эффективное управление (использование максимально возможных значений темпов развития за счет полного использования инвестиционных ресурсов и минимально достижимых рисков). Более адекватной становится понимание роста потенциала как цели стратегического развития и ключевого показателя эффективности деятельности органов управления регионом по реализации этой цели.
Для количественного определения приростов доходов бюджета и населения оценка потенциально возможных приростов теоретически более значима, но практически не исполнима. Оценка приростов по требуемым значениям практически применима и теоретически обоснована для определения результативности управления.
С учетом вышеизложенного предлагается следующая процедура оценки потенциала социально-экономического развития региона:
- предварительный этап (постановка цели оценки, обоснование совокупности методов оценки, сбор исходной информации);
- выявление основных факторных признаков, включая латентные, для каждого типа моделей потенциала (отбор значимых факторов на основе профессионально-логического и статистического анализа связи латентных признаков и исследуемых показателей);
- анализ целесообразности снижения размерности пространства факторных признаков путем кластеризации состава региона;
- организация и проведение экспертного опроса по оценке значимости отдельных показателей для определения потенциала на основе ресурсного подхода за предшествующий период (3 года) и расчет среднего значения потенциала;
- прогнозирование показателей денежных потоков и стоимости бизнеса по предприятиям региона, построение эконометрических моделей и расчеты потенциала на основе методов капитализации доходов и рыночной стоимости активов;
- расчеты средних значений потенциала по эконометрическим моделям;
- экономический анализ значений потенциала, полученных различными методами.
Статичность оценок и игнорирование факторов развития потенциала в ретроспективе и в стратегическом периоде может быть устранена, если представить потенциал социально-экономического развития региона в виде суммы трех составляющих, аналогичных слагаемым уровня развития:
- исторически накопленного потенциала социально-экономического развития
(ПСЭРЮ);
- возможностей роста потенциала за счет более полного и эффективного использования имеющихся ресурсов в перспективе (или за период оценки) за счет эффективно-
сти управления стратегическим развитием
(ПСЭР«ш);
- спонтанного, независимого от деятельности органов управления территорией, роста потенциала за счет более полного и эффективного использования имеющихся ресурсов в перспективе (или за период оценки) (ПСЭР*ю/и).
Выделение этих групп факторов роста возможно как для оценки достигнутого потенциала, так и для планирования его роста. При этом изменяется только точка отсчета для оценки. Например, если определяются факторы фактического изменения потенциала за 4 предшествующих года (период работы органов управления), то оценку следует производить за ретроспективный период. Если формируется программа стратегического развития региона, например, на последующие 4 года, то оценка производится относительно текущего года.
Следовательно, для оценок перспективных и достигнутых значений потенциала, как и уровня, он должен представляться суммой:
ПСЭР1 = ПСЭРю +ЛПСЭРупрНЛ0+ЛПСЭРспц/м
Цель управления потенциалом состоит в достижении его комплексного и устойчивого роста, обеспечивающего возможности социально-экономического развития территории для нынешнего и последующих поколений людей. Концепция управления потенциалом региона заключается в выявлении его наиболее слабых звеньев, выявлении приоритетных направлений роста и повышении эффективности их наращения путем ускорения процессов, снимающих ограничения и увеличивающих возможности использования в целях текущего и стратегического роста уровня развития. Поэтому в основу концепции управления потенциалом регионов должны быть заложены следующие принципы:
- принцип системности развития потенциала, состоящий в необходимости роста его ресурсной и результативной проекций, в приоритетном увеличении наиболее продуктивной части ресурсных элементов;
- динамичный характер потенциала, проявляющийся в процессе социально-экономического развития территории;
- концентрации территориальных ресурсов на наиболее эффективных направле-
ниях социально-экономического развития. Анализ многочисленных публикаций по проблемам эффективности экономического развития как основы формирования ресурсов социального развития сельскохозяйственных административно-территориальных образований [4] показывает, что ими являются образование и развитие интегрированных компаний АПК, в составе которых имеются высокотехнологичные средства производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Промышленное производство в этих территориях может получить существенное развитие только при достижении их высокой инвестиционной привлекательности;
- социально-экономическое развитие территории, основанное на использовании (расходовании) потенциала одновременно должно сопровождаться ростом его элементов. Исключение может представлять лишь потенциал, заключенный в невоспроизводимых ресурсах;
- процессы использования и наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга, т. е. использование потенциала для повышения уровня развития текущего года перекрывается созданными возможностями развития в перспективе (возможностями экономического роста за счет инвестиционной деятельности и социального развития).
Два последних принципа определяют выполнение условия устойчивости социально-экономического развития.
Приоритет социальных целей управления развитием, определение целей экономического развития как условия обеспечения текущего и долгосрочного социального развития определяет необходимость рассмотрения общих результатов как социальноэкономических.
Результативность как системная характеристика результатов деятельности определяется нами как синергетическая эффективность, поскольку интегрирует результаты социально-экономического развития, характеристики устойчивости и удовлетворенности развития. Г.К. Атаманчук отмечает, что адекватная оценка управления требует анализа системы «субъект управления - взаимодействия - управляемые объекты» и должна включать критерии состояния и производительности, результата и качества функцио-
нирования, структуры, объема и актуальности производимых продуктов [5].
Определение уровня устойчивости развития выражает потенциальную возможность регионов обеспечить устойчивое развитие на основе сложившихся темпов развития и наиболее значимых факторов роста потенциала. В качестве таких факторов использованы:
- доля незанятого населения;
- доля неиспользованных сельскохозяйственных земель;
- среднегодовые темпы роста собственных доходов бюджета за ряд лет.
Определение надежности развития МО (характеристика, обратная риску), является характеристикой качества управления и может использоваться для определения ставки дисконтирования денежных потоков бюджета и фонда оплаты труда при применении ресурсного подхода к оценке уровня социально-экономического развития.
Результативность развития предложено определять матрицей «уровень социально -экономического развития - удовлетворенность населения деятельностью органов МСУ». Сформирован перечень показателей уровня и устойчивости, обоснованность которых достигается их представлением в виде относительных величин, экспертным анализом их значимости для населения и управляемости со стороны органов МСУ, статистическим анализом их мультиколлинеарности. Интегральный показатель уровня СЭР находится традиционной «сверткой» локальных показателей (результативный подход) с учетом коэффициентов весомости каждого из них, полученных в виде нормированного значения балльной оценки их значимости и управляемости [6].
Возможность и обоснованность ресурсного подхода состоит в использовании единого измерителя ресурсов развития - финансовых ресурсов, включающих денежные доходы населения, прибыль хозяйствующих субъектов и собственные доходы бюджета. Уровень социально-экономического развития, определенный по ресурсному подходу, имеет важное и конкретное экономическое содержание - капитализированное значение доходов населения и муниципального бюджета, приходящееся на душу населения территории. Преимущества этого подхода состоят в более полном учете риска развития и
тем самым в формировании более адекватной оценки результативности управления. Относительный риск региональных образований определяется в соответствии с классификацией основных факторов риска неблагоприятного изменения уровня и потенциала социально-экономического развития региональных образований, имеющих сельский профиль. Данные виды рисков предлагается оценивать как локальные характеристики уровня развития, т. е. по экспертной оценке их значимости и управляемости.
Сопоставления оценок уровня социально-экономического развития определенного результативным и ресурсным подходом, а также уровня социального развития и экономического развития позволяет определить управляемые источники роста уровня и потенциала территории.
Оценка устойчивости необходима для определения результативности развития как при ретроспективном анализе, так и при планировании программ развития территорий. Количественная оценка перспектив обеспечения устойчивости региона предлагается на основе исследования взаимосвязи показателей уровня и потенциала социально-экономического развития. Результативность управления (определяется матрицей «уровень социально-экономического развития - качество работы органов управления») - отражает управленческое воздействие органов МСУ на имеющийся уровень социально-экономического развития. В соответствии с целью настоящей работы предложено выделять прирост уровня развития, инициированный деятельностью органов управления различных уровней. С этой целью предлагается деление всех факторов роста на три группы.
1. Базовый уровень развития, соответствующий его значению в начальной точке отсчета.
2. Прирост уровня вследствие эффективной деятельности органов управления.
3. Спонтанный прирост уровня развития как результат управленческих действий надсистем и иные результаты, не зависящие от органов управления территорией.
Таким образом, в настоящее время не только отсутствует методическое обоснование способа выделения части прироста уровня и потенциала социально-экономического развития, достигнутой качественным управленческим воздействием, но ставится под сомнение необходимость этого действия. Мы считаем возможным и необходимым выделение вклада органов управления в общие результаты не только на основе экспертной оценки независимых экспертов и (или) руководителей региона, но и путем прямого анализа основных факторов прироста результатов региональных образований.
1. Свердлов П.А. Совершенствование системы оценки и планирования стратегического развития региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Курск, 2010.
2. Петраков Н.Я. Русская рулетка. М., 1998.
3. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
4. Иноземцева Т.В. Управление потенциалом развития сельских муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Ижевск, 2007.
5. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006.
6. Дуканова И.В. Исследование проблем оценки
социально-экономического развития муниципального образования // Проблемы социально-экономического развития региона: материалы международной научно-практи-
ческой конференции. 10-12 ноября 2010 г. Тамбов, 2010.
Поступила в редакцию 14.01.2012 г.
UDC 332.1
PERFECTION OF SYSTEM OF PRODUCTIVITY ESTIMATION OF MANAGEMENT BY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
Innara Rafailyevna LYAPINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
In modern conditions the scientifically-methodical maintenance of estimation and planning of strategic development of regions becomes an actual problem. In the article we recognize that productivity of development of region is defined by its social and economic level measured on the basis of adequate and effective model.
Key words: region; regional policy; social and economic development of region.