Научная статья на тему 'Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России'

Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4262
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / СИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокур Злата Ефимовна, Солодков Михаил Викторович

Предлагается механизм усовершенствования системы оценки государственного менеджмента путем встраивания системы целеполагания. Показана работа механизма на практике на примере Иркутской области. Результаты позволят усовершенствовать систему оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the performance evaluation system of executive authorities of Russian regions

A mechanism is proposed to improve the evaluation system of public management by embedding the system of goal setting. Shows the operation of the mechanism in practice by the example of the Irkutsk region. Application of the proposed mechanism will improve the performance evaluation system for the executive authorities of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России»

Вопросы управления

З.Е. ВИНОКУР, м.в. солодков

Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России

Предлагается механизм усовершенствования системы оценки государственного менеджмента путем встраивания системы целеполагания. Показана работа механизма на практике на примере Иркутской области. Результаты позволят усовершенствовать систему оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: система оценки эффективности государственного управления, бюджетирование, ориентированное на результат, система целеполагания, показатели эффективности, государственные программы, целевые показатели.

Improving the performance evaluation system of executive authorities of Russian regions. Z.E. VINOKUR, M.V. SOLODKOV.

A mechanism is proposed to improve the evaluation system of public management by embedding the system of goal setting. Shows the operation of the mechanism in practice by the example of the Irkutsk region. Application of the proposed mechanism will improve the performance evaluation system for the executive authorities of subjects of the Russian Federation.

Key terms: the system of state management assessment, results-based budgeting, the goal-setting system, indices of assessment, state programs, target indices.

Государственный менеджмент отличается от других видов управления, соответственно и определение его эффективности имеет ряд особенностей. Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., эффективность государственного управления - показатель, отражающий качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к проводимой политике и др. [3]. Таким образом, задача оценки эффективности заключается в рассмотрении целого комплекса воп-

росов: управленческая деятельность органов власти, проводимая ими политика, реализация принятых программ, последствия принятых и реализованных решений, процесс управления, а также качество государственных услуг.

В развитых странах система оценки эффективности работы персонала успешно внедрена в структуру государственного управления в конце 1990-х гг.

Для настоящей статьи важным является опыт оценки эффективности деятельности государственных органов в Нидерландах, где работа государственного аппарата обеспечивает стране одну из лидирующих позиций в мировых рейтингах по индексу качества жизни. Всемирный банк по результатам ежегодного глобального исследования качества и эффективности государственного управления в странах мира (Governance Research Indicator Country Snapshot) оценивает деятельность государственных управленцев Нидерландов за 2012 г. в среднем на 95,8 балла (по 100-балльной шкале) по каждому из 6 индексов1.

Нидерландская методика оценки эффективности государственного менеджмента была разработана более 10 лет назад с целью обеспечения текущего мониторинга и анализа результатов реализации государственных программ. Основной принцип был направлен на достижение большего результата при меньших затратах и позволял реально оценить эффективность деятельности каждого государственного служащего, т.к. предусматривал четко прописанную ответственность. Введение такой оценки тогда вызвало недовольство государственных служащих, поскольку выяснилось, что многие из них не имели четкого представления о том, на что расходуются бюджетные средства, какие финансовые ресурсы в данный период доступны и на какой срок, как они работают. Эффективность использования бюджетных средств в 1999 г. (до введения новой оценки) составляла 20 %. Внедрение методики оценки, основанной на мониторинге исполнения государственных программ, позволила повысить показатель эффективности работы государственных служащих до 80 %.

В нидерландской прессе ежегодно публикуется информация об оценке деятельности государственных служб, также итоги представляются в парламент, который может принять адекватное решение для того или иного министерства или ведомства [5, с. 8]. Для служащих высших должностей с 2000 г. в трудовых соглашениях устанавливаются цели деятельности. Путем интервьюирования проводится промежуточная и итоговая оценка, по результатам которой анализируется степень достижения поставленных в начале года целей и влияние внешних факторов. На основе оценки работы служащего руководящего состава его непосредственный начальник принимает решение о даль-

1 URL: http://www.rostu-comp.ru/content/view/124/123/.

нейшей работе сотрудника. По итогам года непосредственным руководителем служащих высших должностей корректируются поставленные в трудовом соглашении цели и задачи [6, с. 44-47].

В России эффективность работы государственных служащих оценивается с 2007 г. Для нашей страны применение к государственному управлению понятий эффективности и качества является принципиально новым подходом, именно поэтому совершенствование российской системы оценки эффективности государственного управления является актуальным как с практической, так и с теоретической точек зрения.

В настоящее время система оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно указу Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 3.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"», состоит из следующих элементов:

- 12 общих показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,;

- 44 индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- Правил предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- ежегодного доклада руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о фактически достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их планируемых значениях на 3-летний период;

- доклада Министерства регионального развития Российской Федерации по итогам отчетного года с учетом динамики показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 3-летний период.

Необходимо отметить, что по решению Президента России В.В. Путина система оценки существенно модернизирована. Вместо системы, характеризующей преимущественно эффективность сектора государственного управления и качество администрирования, введены ключевые показатели эффективности деятельности. Количество показателей при этом сократилось и, по сути, была выстроена сбалансирован-

ная система ключевых показателей, широко применяющаяся при бизнес-подходе.

Новые показатели характеризуют, прежде всего, конечные результаты и отражают практически все ключевые сферы деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на социально-экономическое развитие территорий.

Кроме того, была проведена работа по совершенствованию методики в части повышения объективности и достоверности оценок. Также обеспечен больший учет социально-экономических различий в уровне развития регионов, усилена стимулирующая роль грантов [2].

Более подробно остановимся на перечне индивидуальных показателей, включенном в систему оценки в конце 2012 г., который содержит следующие разделы:

1. Экономика;

2. Доходы населения;

3. Труд и занятость;

4. Демография и здравоохранение;

5. Образование;

6. Обеспечение граждан жильем;

7. Жилищно-коммунальное хозяйство;

8. Создание благоприятной и безопасной среды проживания;

9. Физическая культура и спорт;

10. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Из 44 индивидуальных показателей каждый регион представляет на рассмотрение экспертной группе по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по установлению показателей на следующий год не более одного из каждого раздела.

В выборе региональным органам исполнительной власти рекомендовано ориентироваться на преодоление существующих проблем. Из числа предложенных регионом показателей на федеральном уровне ежегодно утверждается только 2 индивидуальных показателя, которые применяются при определении итоговых значений комплексной оценки эффективности.

Экспертная группа, действуя на основании положения об экспертной группе по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.06.2013 № 264, выбирает 2 индивидуальных показателя, по которым регион занимает худшие позиции в Российской Федерации.

Так, согласно приложению к протоколу заседания экспертной группы от 25.09.2013 № ИС-06-50/ПРМ, Иркутская область в 2014 г. будет оцениваться по следующим индивидуальным показателям:

1. Смертность населения в трудоспособном возрасте (количество умерших на 100 тыс. чел. соответствующего возраста);

2. Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления (%).

Исходя из описанного механизма выбора индивидуальных показателей, комплексная оценка эффективности состоит из 14 показателей, в том числе 12 общих и 2 индивидуальных.

С помощью такой оценки можно анализировать деятельность органов исполнительной власти субъекта в целом, что дает возможность поставить регион на определенное место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Такой рейтинг необходим для понимания состояния развития субъекта по ключевым показателям. Однако при этом не реализуется возможность оценки эффективности государственного менеджмента внутри региона и не определяется качество работы отдельных структур, входящих в систему органов государственного управления. Глава субъекта, опираясь на данную оценку, не может определить, какие из органов исполнительной власти выполнили поставленные перед ними цели и задачи, а какие нет, а также выявить орган власти, неэффективно выполняющий возложенные на него полномочия.

Таким образом, усовершенствованная система оценки эффективности также не лишена определенных недостатков. При этом начиная с 2014 г. в распоряжении правительств субъектов имеются показатели, способные повысить точность, комплексность и качество оценки. Речь идет о бюджетировании, ориентированном на результат, системе целеполагания, являющейся его неотъемлемой частью, а также программном методе бюджетного планирования, при помощи целевых показателей которого регионы будут оценивать эффективность реализации программ, на основе которых сформирован региональный бюджет.

В последние десятилетия как в зарубежной, так и в российской практике государственного управления появилось понимание необходимости изменения концепции системы в целом и, в первую очередь, управления государственными финансами. В 2004 г. в России предприняты первые шаги к внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, в основу которого положен принцип распределения бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов2.

Действующая в настоящее время система бюджетирования представляет собой механизм, включающий разработку для каждого вида деятельности программ, содержащих описание целей и задач, ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей [4], и позволяющий регионам справедливо и экономически обоснован-

2иКЬ: http://www.rostu-comp.ru/content/view/124/123/.

но распределять бюджетные ассигнования, а также концентрировать ограниченные ресурсы бюджета на решении приоритетных задач.

В России формирование бюджетов субъектов на базе государственных программ, в основе которых лежат цели и задачи, заложенные в системе целеполагания, стало возможным в 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 7.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», который ввел новую редакцию статьи 179 БК РФ, регламентирующую вопросы, касающиеся государственных (муниципальных) программ.

Так, по состоянию на 1 января 2014 г. из 83 субъектов Российской Федерации в 74 проделана работа по переходу на систему формирования бюджета на основе государственных программ. Исключение составили города федерального значения Санкт-Петербург и Москва, Астраханская, Тверская, Тюменская области, Приморский и Забайкальский края, республики Алтай и Бурятия.

Полностью утверждены все государственные программы, согласно планируемому перечню, у 71 субъекта. При этом только 35 регионов разработали новые государственные программы, тогда как остальные преобразовали существующие до 2014 г. долгосрочные целевые программы.

Рассмотрим систему целеполагания, одним из инструментов реализации которой является построение бюджета региона на основе утверждения государственных программ, на примере Иркутской области.

В соответствии с Правилами построения системы целеполагания Иркутской области, планирования деятельности органов государственной власти Иркутской области, утвержденными распоряжением первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 22.02.2013 № 47-рзп, а также Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.07.2013 № 282-пп, система целеполагания - это совокупность иерархически взаимосвязанных элементов (целей, задач), определяющих ожидаемое состояние социально-экономического развития.

Тактическая цель социально-экономического развития Иркутской области формируется на 5-10 лет и реализуется государственной программой. Ответственный исполнитель государственной программы -орган государственной власти Иркутской области, определенный Правительством Иркутской области в качестве ответственного за разработку и реализацию государственной программы.

Государственная программа - документ (программа), представляющий собой комплекс мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам реализации, ресурсам) и механизмов их реализации, обеспечивающих в рамках реализации государственных функций достижение тактической цели социально-экономического развития Иркутской области.

Тактическая задача социально-экономического развития Иркутской области реализуется несколькими ведомственными целевыми программами или одной подпрограммой государственной программы Иркутской области. Срок решения устанавливается в интервале от 5 до 10 лет.

Подпрограмма государственной программы - это неотъемлемая часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и механизмов их реализации, выделенный исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач, а также необходимости рациональной организации планируемого комплекса программных мероприятий, и направленный на решение одной задачи государственной программы, соответствующей тактической задаче в Системе целеполагания социально-экономического развития Иркутской области верхнего уровня.

Соисполнители государственной программы - органы государственной власти и (или) иные главные распорядители средств областного бюджета, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограмм государственной программы, входящих в состав государственной программы. Соисполнители государственных программ несут ответственность за достижение тактической задачи.

Определение тактических целей и задач социально-экономического развития Иркутской области включает процесс выбора целевых показателей, характеризующих указанные цели, в последующем подлежащих внесению в государственные программы Иркутской области.

Согласно перечню государственных программ Иркутской области, утвержденному приказом министерства экономического развития Иркутской области от 23.10.2013 № 79-мпр, в Иркутской области действует 17 государственных программ. В каждой государственной программе определены целевые показатели, а также их значения на 5-летний период.

В состав каждой государственной программы входит несколько подпрограмм (от 2 до 15), ответственными исполнителями которых являются разные ведомства, выступающие соисполнителями государственной программы. Приложение к государственной программе содержит сведения о составе целевых показателей и их значениях для всех соисполнителей. Годовой отчет ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы включает в себя основанный на данном приложении отчет об исполнении целевых показателей государственной программы. На практике с помощью такой формы отчета можно оценить эффективность реализации государственной программы, но он не даст объективного представления об эффективности деятельности ее ответственного исполнителя. В случае если эффективность реализации государственной программы будет определена как низкая, можно будет сделать вывод о неэффективной работе ее ответственного исполнителя, тогда как на самом деле неэффек-

тивно может сработать другое ведомство, являющееся одним из соисполнителей.

На наш взгляд, анализ эффективности исполнения государственных программ следует проводить по двум параметрам: эффективность реализации самой программы (то, что делается сейчас) и эффективность работы каждой структуры государственного управления, задействованной в ее реализации (соисполнителя). Такая оценка вполне возможна, не требует введения новых показателей или принципиального изменения механизма мониторинга исполнения программ. Она может быть реализована с помощью действующих механизмов мониторинга при условии их комплексного использования.

Выделив целевые показатели из всех государственных программ по соисполнителям, которые являются ответственными за реализацию подпрограммы и, соответственно, за достижение того или иного целевого показателя подпрограммы, обобщив и систематизировав эти показатели в единый перечень, получим форму отчета соисполнителя государственных программ об исполнении целевых показателей. Такая форма отчета является этапом на пути формирования авторами механизма встраивания системы целеполагания в систему оценки эффективности региональных органов государственной власти.

На примере министерства экономического развития Иркутской области форма отчета соисполнителя государственных программ об исполнении целевых показателей будет выглядеть следующим образом (см. таблицу).

Форма отчета министерства экономического развития Иркутской области об исполнении целевых показателей государственных программ

Государственная программа Иркутской области Подпрограмма гос. программы Иркутской области Целевой показатель подпрограммы государственной программы Иркутской области Планируемое значение целевого показателя за год Фактическое значение целевого показателя за год Отклонение фактического значения от планового Обоснование причин отклонения

1. Совершенствование механизмов управления экономическим развитием на 2014-2018 гг. 1. Государственная политика в сфере экономического развития Иркутской области на 2014-2016 гг. 1. Динамика ВРП Иркутской области 102%

1. Доля гос. и муницип. услуг, предоставляемых ИОГВ Иркутской области и ОМСМО области 100%

Продолжение таблицы

Государственная программа Иркутской области Подпрограмма гос. программы Иркутской области Целевой показатель подпрограммы государственной программы Иркутской области Планируемое значение целевого показателя за год Фактическое значение целевого показателя за год Отклонение фактического значения от планового Обоснование причин отклонения

1. Совершенствование механизмов управления экономическим развитием на 2014-2018 гг. 2. Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления гос. и муницип. услуг, в т.ч. на базе МФЦ предост. гос. и муницип. услуг на 2014 г. в электронном виде, в общем количестве гос. и муницип. услуг 100%

2. Доля граждан, имеющих доступ к получению гос. услуг и муницип. услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ предоставления гос. и муницип. услуг 50%

3. Доля населения, использующего механизм получения гос. и муницип. услуг в электронной форме 25%

4. Уровень удовлетворенно сти населения Иркутской области качеством предоставления гос. и муницип. услуг 60%

3. Создание областной навигационно- информационной инфраструктуры использования результатов космической деятельности на 2014-2015 гг. 1. Доля территории области, на которую имеется актуальные базовые цифровые топографические карты масштаба 1:100000, 1:50000,1:25000 30%

Продолжение таблицы

Государственная программа Иркутской области Подпрограмма гос. программы Иркутской области Целевой показатель подпрограммы государственной программы Иркутской области Планируемое значение целевого показателя за год Фактическое значение целевого показателя за год Отклонение фактического значения от планового Обоснование причин отклонения

1. Совершенствование механизмов управления экономическим развитием на 2014-2018 гг. 3. Создание областной навигационно- информационной инфраструктуры использования результатов космической деятельности на 2014-2015 гг. 2. Наличие в субъекте комплексной ГИС (да - 1, нет - 0) 1

2. Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики на 2014-2020 гг. 1. Развитие внутреннего и внешнего туризма в Иркутской области на 2014-2016 гг. 1. Объем платных туристских услуг, оказанных населению туроператорами и турагентами Иркутской области 1 121311, 3 тыс. руб.

2. Объем платных услуг коллективных средств размещения 3 182463,3 тыс. руб.

2. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2014-2018 гг. 1. Доля налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения от субъектов малого и среднего предпринимательства 4,8 %

2. Количество малых и средних предприятий на 100 тыс. населения Иркутской области 1 019 ед.

3. Оборот продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями 109 422,0 млн руб.

Продолжение таблицы

Государственная программа Иркутской области Подпрограмма гос. программы Иркутской области Целевой показатель подпрограммы государственной программы Иркутской области Планируемое значение целевого показателя за год Фактическое значение целевого показателя за год Отклонение фактического значения от планового Обоснование причин отклонения

3. Развитие инвестиционной и инновационной деятельности на 2014-2016 гг. 1. Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области на 2014-2016 гг. 1. Количество внедренных мероприятий стандарта деятельности иогв субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе 15 ед.

2. Объем инвестиций в основной капитал 182 509,9 млн руб.

2. Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальск Иркутской области на 2014 г. 1. + Создание новых постоянных рабочих мест 2 200 ед.

4. Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера на 2014-2018 гг. 1. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Иркутской области по единому номеру «112» на 2014-2017 гг. 1. Время комплексного реагирования экстренных оперативных служб на вызовы населения, поступающие по единому номеру «112» 60 мин

2. Доля специалистов, прошедших обучение и подтвердивших соответствие квалификации- онным требованиям, предъявляемым к персоналу системы «112», 30 % к утвержденному перечню

Окончание таблицы

Государственная программа Иркутской области Подпрограмма гос. программы Иркутской области Целевой показатель подпрограммы государственной программы Иркутской области Планируемое значение целевого показателя за год Фактическое значение целевого показателя за год Отклонение фактического значения от планового Обоснование причин отклонения

4. Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера на 2014-2018 гг. 1. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Иркутской области по единому номеру «112» на 2014-2017 гг. от общего числа специалистов ЕДДС, ЦОВ иРЦОВ 30 % к утвержденному перечню

3. Степень готовности ЦЕДДС, ОЦОВ, РЦОВиУМЦ 10%

Примечание. Разработано авторами на основании перечня государственных программ Иркутской области, утвержденного приказом министерства экономического развития Иркутской области от 23.10.2013 № 79-мпр; приложения 7 к государственной программе Иркутской области «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики» на 20142020 гг., утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 442-пп от 24.10.2013; приложения 6 к государственной программе Иркутской области «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности» на 2014-2016 гг., утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 441-пп от 24.10.2013; приложения 8 к государственной программе Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера» на 2014-2018 гг., утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 440-пп от 24.10.2013; приложения 16 к государственной программе Иркутской области «Совершенствование механизмов управления экономическим развитием» на 2014-2018 гг., утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 448-пп от 24.10.2013; перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Полученная авторами форма отчета об исполнении целевых показателей государственных программ на примере министерства экономического развития Иркутской области позволяет региональным органам власти увидеть результаты своей деятельности в разрезе государственных программ и подпрограмм, сравнить плановые показатели и фактически достигнутые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляемая в предлагаемой форме отчетность даст возможность оперативно отслеживать работу государственных структур для внутреннего и внешнего контроля достижения поставленных перед ними целей и задач.

Кроме того, совокупность таких отчетов, подготовленных всеми государственными структурами, позволит главе региона получить полную картину исполнения целевых показателей государственных программ, т.е. достижения поставленных перед всеми органами власти целей и задач, что существенно повысит качество оценки эффективности государственных органов и позволит комплексно использовать имеющийся набор показателей.

Возвращаясь к представленной авторами форме отчета, обобщив и систематизировав все целевые показатели из государственных программ Иркутской области, соисполнителем которых является министерство экономического развития Иркутской области, было получено 18 показателей, в том числе:

- 7 показателей государственной программы Иркутской области «Совершенствование механизмов управления экономическим развитием» на 2014-2018 гг.;

- 5 показателей государственной программы Иркутской области «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики» на 2014-2020 гг.;

- 3 показателя государственной программы Иркутской области «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности» на 2014-2016 гг.;

- 3 показателя государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера» на 2014-2018 гг.

Такие показатели как «Оборот продукции (работ, услуг) производимой малыми предприятиями» и «Объем инвестиций в основной капитал» присутствуют также в перечне показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Действуя аналогичным образом, выделяя целевые показатели из всех государственных программ и структурируя их по соисполнителям, при этом исключая дублирующие показатели, находящиеся как в перечнях показателей для оценки эффективности деятельности региональных органов власти, так и в перечне показателей оценки эффективности реализации государственных программ, получим основы механизма встраивания системы целеполагания в систему оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти регионов.

Таким образом, в целях совершенствования системы оценки эффективности деятельности региональных правительств, предлагается встроить систему целеполагания в систему оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти при помощи описанного выше механизма.

Новая, усовершенствованная с помощью разрабатываемого авторами механизма система оценки эффективности будет отражать полную картину работы органов власти. Она включит в себя не только основные показатели социально-экономического развития региона, но и показатели реализации поставленных для текущего периода времени в государственных программах целей и задач перед всеми государственными структурами субъекта. Такая система оценки, как и упомянутая авторами статьи методика оценки эффективности в Нидерландах, способна повысить эффективность использования бюджетных средств, а также улучшить качество работы государственных служащих в целом.

Важной задачей бюджетирования, ориентированного на результат, является мониторинг реализации государственных программ. По результатам оценки правительством субъекта может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы [1]. Именно поэтому важно правильно подойти к подготовке такой оценки. Представляется, что сформированный авторами данной статьи подход может стать основой для этого.

Механизм встраивания системы целеполагания в систему оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривается авторами статьи на примере Иркутской области. На основе приведенного выше анализа по внедрению системы целеполагания и формированию бюджета на основе государственных программ можно сделать вывод о том, что в настоящее время использование разрабатываемого авторами механизма возможно в 90 % регионов.

В представленной статье изложен подход к формированию более эффективной системы оценки эффективности деятельности региональных органов власти. Дальнейшая разработка этого подхода, его конкретизация и формирование на его основе практического инструментария, который позволит органам государственной власти Российской Федерации получать комплексную и достоверную информацию об эффективности работы государственных структур, является предметом научно-исследовательской работы авторов.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823 (ред. от 28.12.2013).

2. Доклад Министерства регионального развития Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам

2012 года». Режим доступа: http://www.minregion.ru/pages/856? locale=ru (дата обращения 03.03.2014).

3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р.

4. Макашина О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ. 2008. № 1. С. 1-5.

5. Нагимова А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 188 с.

6. Ketelaar А., Manning N., Turkisch E. Performance-based Arrangements for Senior Civil Servants OECD and other Country Experiences // OECD Working Papers on Public Governance. 2007. No. 5. Режим доступа: http://www.oecd.org/gov/38990099.pdf (дата обращения 22.02.2014).

References

1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ [The Budget Code of the Russian Federation: federal. Act of July 31, 1998 № 145-FZ]. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii=CollectedLegislation of the Russian Federation, 1998, no. 31, art. 3823 (ed. 28.12.2013).

2. DokladMinisterstva regionalnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii «Ob otsenke effektivnosti deyatelnosti organov ispolnitelnoy vlasti suektov Rossiyskoy Federatsii po itogam 2012 goda» [Report of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation «On the evaluation of the effectiveness of the executive authorities of the Russian Federation up to 2012.»]. Available at: http://www.minregion.ru/pages/ 856?locale=ru (accessed 03.03.2014).

3. Kontseptsiya administrativnoy reformy v Rossiyskoy Federatsii v 20062010 gg.: utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 25.10.2005 № 1789-r. [Concept of Administrative Reform in the Russian Federation in 2006-2010].

4. Makashina O.V. Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezultat [Results-based budgeting]. VestnikIGEU, no. 1, pp. 1-5.

5. Nagimova A.M. Effektivnost deyatelnosti gosudarstvennyh organov upravleniya kak faktor povysheniya kachestva zhizni v regione: prob-lemy ocenki i izmereniya [State management efficiency as a factor of improving the quality of life: problems of assessment and measuring]. Kazan: Kazan. gos. un-t, 2009. 188 p.

6. Ketelaar А., Manning N., Turkisch E. Performance-based Arrangements for Senior Civil Servants OECD and other Country Experiences. OECD Working Papers on Public Governance, 2007, no.5. Available at: http:/ /www.oecd.org/gov/38990099.pdf. (accessed 22.02.2014).

© Винокур 3.E., Солодков М.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.