Л.С. Золотарева,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected] А.В. Масякин,
к.м.н., ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЕГАПОЛИСА
УДК 614.2
Золотарева Л.С., Масякин А.В. Совершенствование системы организации психиатрической помощи мегаполиса
(ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва, Россия; ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ», г. Москва, Россия)
Аннотация. В настоящее время в Москве проводится реструктуризация психиатрической службы. Изменения реализуют согласно концепции общественно-ориентированной психиатрии, основанной на биопсихосоциальном подходе. Реформы включают сокращение стационарного и развитие амбулаторного звеньев психиатрической службы. Психиатрические больницы были объединены с амбулаторными подразделениями по территориальному принципу.
Целью исследования являлся комплексный анализ работы психиатрической службы г. Москвы в период проведения ее реструктуризации.
Был произведен ретроспективный анализ демографических характеристик населения г. Москвы и клинико-эпидемиологи-ческих показателей, характеризующих заболеваемость психическими расстройствами, а также анализ функционирования стационарных и амбулаторных звеньев психиатрической службы г. Москвы и ее кадрового состава. Произведена оценка показателей эффективности преобразований. Проведен также социологический опрос (анкетирование) специалистов и родственников лиц с психическими расстройствами о проводимых реформах путем проведения анкетирования. В ходе преобразований психиатрической службы снизились заболеваемость психическими расстройствами, госпитальная летальность и число случаев нетрудоспособности. Увеличились обеспеченность населения местами в дневных стационарах, количество мест в дневных стационарах и пациентов, получивших помощь в дневном стационаре, укомплектованность амбулаторных ставок, число посещений участковых психиатров. Доля лиц, признанных нуждающимися в стационарном лечении, среди недобровольно освидетельствованных, увеличилась с 70% до 100%. По данным проведенного социологического опроса, большинство руководителей структурных подразделений психиатрической службы, врачей-психиатров и пользователей службы положительно оценивают проведенные реформы.
Для крупного мегаполиса приоритетной является кластерно-модульная система психиатрической сети, в настоящее время организованная в Москве.
Результаты данной работы нашли применение при организации психиатрической помощи в Москве, Владимирской и Тульской области и городе Севастополе, и могут быть внедрены в практику в других крупных городах РФ.
Ключевые слова: организация здравоохранения, качество здравоохранения, общественно-ориентированная психиатрия, психиатрические стационары, реформа здравоохранения, медицинский персонал, службы охраны психического здоровья.
Введение
Более 100 лет назад развитие психиатрической помощи характеризовалось открытием новых психиатрических стационаров, однако начиная с середины 20 века, в европейских странах происходил переход от институциональной системы психиатрической помощи [5, 14, 20].
Сокращение стационарных видов помощи было связано с неудовлетворенностью общества условиями содержания в стационарах пациентов с психическими расстройствами. Длительная госпитализация лиц с психическими расстройствами приводила к разрушению их личности [10]. Лица с психическими расстройствами имели уязвимый социальный и правовой статус [19]. В условиях повышения ценности личности, развития гуманного отношения ко всем без исключения членам общества такая ситуация становилась неприемлемой.
Одновременно увеличились и возможности сокращения институциональной психиатрии. Пациентов, ранее нуждавшихся в госпитализации, стало возможно
© Л.С. Золотарева, А.В. Масякин, 2019 г.
№7
2019
Менедже,
•КС
наблюдать амбулаторно [13, 14] благодаря развитию фармакологического лечения психических расстройств и снижению из-за этого тяжести течения заболеваний.
Амбулаторные виды помощи более эффективны с точки зрения финансовых затрат. Таким образом, необходимость повышения экономической эффективности применяемых методов лечения также способствовала сокращению стационарного звена психиатрических служб. В результате, основным направлением структурных изменений психиатрических служб в конце прошлого века стало развитие амбулаторной психиатрии [7, 1].
Передовая концепция организации психиатрической помощи в настоящее время заключается в создании общественно-ориентированной психиатрии, основанной на биопсихосоциальном подходе к терапии лиц, страдающих психическими расстройствами [18].
Основополагающими документами, регламентирующими развитие психиатрической помощи, являются Европейская декларация по охране психического здоровья, принятая в 2005 году, Европейский план действий по охране психического здоровья (2013 г.), разработанный на основе Комплексного плана действий в области психического здоровья ВОЗ на 2013-2020 гг. [11, 12, 13]. Согласно этим документам, борьба с дискриминацией и стигматизацией лиц с психическими расстройствами, расширение их прав и возможностей являются основными задачами организации психиатрических служб.
Комплексный план действий в области психического здоровья ВОЗ на 2013-2020 гг. [13] включает следующие основные принципы, являющиеся ориентирами при реформировании служб психического здоровья: охват медицинскими услугами всех членов общества, соблюдение прав человека, использование передовых технологий и практик, основанных на принципах доказательной медицины, комплексный подход, учитывающий потребности пациентов, расширение возможностей лиц с психическими расстройствами.
Изменения психиатрической службы в Российской Федерации (РФ) имели низкие темпы и касались организации служб в большей степени, чем их структуры [11].
С 2010 года в Москве проводится реструктуризация психиатрической службы. Реформы проводятся в три этапа (2010-2015 гг., 2016-2017 гг. и с 2017 года по настоящее время), включают сокращение стационарного звена и развитие амбулаторных видов помощи. Во время первого этапа
реструктуризации были созданы территориальные психиатрические объединения - психоневрологические диспансеры (ПНД) были присоединены к психиатрическим больницам (ПБ) в качестве филиалов. После первого этапа реформ, в 2015 году, был проведен аудит психиатрической службы, сформулированы целевые показатели, разработана Концепция развития психиатрической службы [9].
В настоящее время психиатрическая служба г. Москвы включает 3 ТПО, обслуживающих прикрепленное население (ПКБ № 1, ПКБ № 4, ПБ № 13), соматопсихиатрические отделения многопрофильных стационаров, научно-практические центры и психоневрологические интернаты Департамента труда и социальной защиты населения. Во время третьего этапа преобразований планируется дальнейшее развитие амбулаторной сети [9].
Актуальным представляется комплексный анализ работы психиатрической службы после второго этапа реформ, ее кадрового состава, показателей деятельности учреждений психиатрической службы, показателей эффективности проводимых преобразований, мнения специалистов и пользователей службы, а также социально-демографических показателей и структуры заболеваемости психическими расстройствами.
Целью исследования являлся комплексный анализ работы психиатрической службы г. Москвы в период проведения ее реструктуризации.
Методы
Был произведен ретроспективный анализ демографических характеристик населения г. Москвы и клинико-эпидемиологических показателей, характеризующих заболеваемость психическими расстройствами, а также анализ функционирования стационарных и амбулаторных звеньев психиатрической службы г. Москвы и ее кадрового состава. Произведена оценка показателей эффективности преобразований, сформулированных в Концепции развития психиатрической службы [9]. Исследовано мнение специалистов (врачей-психиатров, руководителей структурных подразделений) и родственников лиц с психическими расстройствами о проводимых реформах путем проведения анкетирования.
Временные рамки исследования составили период с 2008 по 2017 гг. В работе были использованы данные Бюро медицинской статистики. Формирование статистических совокупностей осуществлялось сплошным методом. Рассчитывались интенсивные и экстенсивные показатели, а также показатели
енеджер № 7
здравоохранения 2019
соотношения. Исключение составило анкетирование, являвшееся одномоментным исследованием методом социологического опроса с использованием простых случайных выборок.
Использованная в настоящем исследовании анкета была разработана авторами, состояла из 26 вопросов на тему качества психиатрической помощи до и после реформы. Было опрошено 900 респондентов, из которых 65,4% было опрошено в амбулаторном звене психиатрической службы, а 34,6% - в стационарном.
Для анализа результатов социологического опроса использовались критерий Мак-Немара (сравнение качественных признаков до и после реформы), критерий знаковых рангов Вилкоксона (оценка порядковых признаков до и после реформы) и методы анализа множественных ответов. Анализ проводился с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 и статистического пакета IBM SPSS Statistics 21.0.
Результаты
Население
В последнее десятилетие Москва характеризуется быстрым ростом территорий, изменением территориального устройства, особенно выраженным при присоединении территорий Новой Москвы в 2012 г. Такие резкие изменения могут повлечь за собой неравномерное распределение ресурсов здравоохранения в черте города.
Численность населения Москвы за период 20082017 гг. увеличилась на 10,67% (с 11 186 900 человек в 2008 г. до 12 380 700 человек в 2017 г.). Параллельно возрос удельный вес населения Москвы в РФ (с 8,1% до 8,4% за период с 2010 по 2016 гг.).
Численность населения различных округов и районов внутри города изменялась неравномерно. Для большинства районов был характерен плавный рост численности населения: на 3,7-7,6% за период с 2010 по 2017 гг. В отличие от этого, на территориях Новой Москвы отмечался резкий рост: на 37,6% в Новомосковском округе и на 24% в Троицком округе за тот же период.
Распределение ресурсов психиатрической службы с учетом изменений численности населения может позволить повысить эффективность использования этих ресурсов.
Распространенность психических расстройств
Количество лиц с психическими расстройствами, зарегистрированных в Москве в течение года,
за период с 2008 по 2017 гг. снизилось с 269 251 человек в 2008 г. до 190 048 человек в 2017 г., то есть на 36,3% в расчете на 100 000 населения (с 2409,3 до 1535,0). В основном данное снижение произошло за счет снижения заболеваемости психическими расстройствами непсихотического характера (с 147 451 до 74 654 или с 1318,1 на 100 000 населения до 603,0 на 100 000 населения за период 2008-2017 гг., на 54,3%).
Заболеваемость психическими расстройствами в РФ за исследуемый период была выше, чем в Москве, и этот разрыв становится все более выраженным.
Первичная заболеваемость, как и общая, также снижается: за период с 2008 по 2017 гг. первичная заболеваемость психическими расстройствами в Москве снизилась на 46,4% (с 384,7 до 206,2 человек на 100 000 населения).
Снижается и число случаев нетрудоспособности лиц с психическими расстройствами: с 608 в 2010 г. до 122 в 2017 г.
Кадры
За период 2008-2017 гг. число занятых должностей участковых психиатров оставалось стабильным, снизившись на 3,2%. Этот показатель составил 0,25 на 10 000 населения в 2017 г. За исследуемый период обеспеченность населения РФ участковыми психиатрами была ниже, чем в Москве и составляла 0,23 на 10 000 населения в 2017 г.
Общее количество психиатров (работающих как в амбулаторных, так и в стационарных структурных подразделениях) составило 1427 человек в 2017 г., обеспеченность на 10 000 населения - 1,15 человек. Этот показатель также ниже для РФ в целом и составляет 0,83 на 10 000 населения.
В отличие от упомянутых выше тенденций, характеризующих проводимые структурные преобразования с положительной стороны, в Москве отмечается ярко выраженная отрицательная динамика количества психотерапевтов: их число в 2010-2017 гг. снизилось с 286 до 160 человек, обеспеченность психотерапевтами снизилась с 0,25 до 0,13 на 10 000 населения, то есть на 48%. Кадровый дефицит количества психотерапевтов частично компенсируется психиатрами, работающими по совместительству, однако нуждается в более радикальных мерах. Недостаток психотерапевтов характерен для РФ в целом: обеспеченность психотерапевтами в РФ составляет 0,09 на 10 000 населения, что ниже показателя Москвы.
с
«КС
->
Менедже,
За время второго этапа преобразований распределение кадровых ресурсов в психиатрических учреждениях г. Москвы стало более равномерным. Возросло количество врачебных ставок в амбулаториях ПКБ № 1 и количество ставок среднего и младшего медицинского персонала в ПКБ № 4 и № 13. Количество ставок в психиатрических стационарах г. Москвы было снижено, что позволило высвободить ресурсы для развития амбулаторного звена психиатрической службы.
Возросла также укомплектованность амбулаторных ставок, однако данные о коэффициенте совместительства говорят о сохраняющемся дефиците кадров.
В расчете на 1 врача-психиатра число посещений, включая посещения на дому, в Москве в 2008-2017 гг. возросло с 331 1 до 4520,2, то есть на 36,5% для взрослых пациентов, с 2689,3 до 6469,0 (на 140,5%) для подростков и с 2167 до 2282,6 (на 5,3%) для детей.
Амбулаторные психиатрические учреждения
В ходе проводимой реструктуризации в Москве увеличивалось количество ресурсов дневных стационаров. Число мест в дневных стационарах за период 2008-2017 гг. возросло на 83,7% (с 1900 до 3490). Увеличилась также на 29% обеспеченность населения местами в дневных стационарах: с 17 до 22 мест на 100 000 населения за изучаемый период.
Количество лиц с психическими расстройствами, получивших помощь в условиях дневного стационара увеличилось более, чем в 2 раза: с 13598 до 29714 за период 2008-2017 гг.
Сроки лечения в дневных стационарах Москвы практически не различаются в различных учреждениях и составляют от 38,03 дней в ПБ № 13 до 41,63
дней в ПБ № 1 (среднее число дней, проведенных в дневном стационаре 1 пациентом).
Однако для более равномерного распределения ресурсов требуется увеличение мест в дневных стационарах ПБ № 13: количество мест в дневных стационарах составляет 20,9 на 100 000 населения в ПКБ № 1, 20,5 мест на 100 000 населения в ПКБ № 4 и 11,1 мест на 100 000 населения в ПБ № 13.
В ПБ № 13, в сравнении с другими учреждениями, отмечается недостаточная обеспеченность площадями дневных стационаров, в расчете на количество пациенто-дней, проведенных в них лицами, страдающими психическими расстройствами (таблица 1).
Доля лиц, признанных страдающими психическими расстройствами, из числа освидетельствованных недобровольно к 2015-2017 гг. достигла 100%, увеличиваясь постепенно от 70% в 2008 г.
Повышение эффективности амбулаторного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и качества профилактики обострений привело к тому, что с 2015 года в Москве отмечается снижение количества поступивших в стационары недобровольно по скорой психиатрической помощи. В 2017 г. этот показатель составил 11740 пациентов, в сравнении с 14817 пациентами в 2015 г.
Стационарные психиатрические учреждения
Средний показатель занятости психиатрической койки в г. Москве в 2010-2017 гг. незначительно изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. Для Московского региона этот показатель составляет 299-321 дней, что ниже, чем в среднем по РФ (327-337 дней в период с 2008 по 2010 гг.).
Средняя длительность пребывания пациентов на психиатрических стационарных койках г. Москвы снижалась с 58,4 до 37,9 дней в период 2010-2017 гг.
Таблица 1
Площадь дневных стационаров психиатрической службы г. Москвы в расчете на объем оказанной медицинской помощи.
Количество пациенто-дней на 100000 населения прикрепленного населения Отношение количества пациенто-дней, проведенных в дневных стационарах, к занимаемой ими площади Количество кв.м, занимаемых дневными стационарами, в расчете на 100000 прикрепленного населения
ПКБ № 1 6895,8 45,5 151,6
ПКБ № 4 6447,5 50,9 126,8
ПБ № 13 3257,5 74,1 44,0
енеджер № 7
здравоохранения 2019
Этот показатель в Москве также имеет значения ниже, чем в целом по РФ (в пределах 64,5-70,4 дней за тот же период).
В разных психиатрических больницах, однако, этот показатель имеет существенные различия: в ПКБ № 4 - 29,1 дней; в ПКБ № 1 - 35,6 дней (на 22,3% больше, чем в ПКБ № 4); 40,1 дней в ПБ № 13 (на 37,8% больше, чем в ПКБ № 4). Таким образом, возможно дальнейшее снижение сроков госпитализации в ПКБ № 1 и ПБ № 13.
В 2012-2017 гг. оборот койки в Москве возрос с 5,4 до 7,6, оставаясь выше аналогичного показателя для РФ (4,6 в 2012 г. - 5,1 в 2017 г.).
Доля пациентов, длительность госпитализации которых превышает 1 год, среди общего количества лиц с психическими расстройствами, получивших помощь в психиатрическом стационаре, снизилась с 3,7% до 1,9% за период с 2008 по 2017 гг.
Анализ показателей эффективности
Показатели эффективности, сформулированные после проведенного в 2015 году аудита психиатрической службы г. Москвы, включают: количество госпитализаций в расчете на 100 000 прикрепленного населения, среднюю длительность госпитализации и пребывания в дневном стационаре, госпитальную летальность, удовлетворенность пользователей психиатрической службы, охват программами психообразования и число необеспеченных рецептов.
Общее количество пациентов, больных психическими расстройствами и получивших помощь в стационарных условиях в г. Москве в 2017 г. составило 523,45 человек на 100 000 населения при целевом показателе 240 госпитализаций на 100 000 прикрепленного населения. Несмотря на тенденцию к снижению данного показателя, уровень госпитализаций свидетельствует о необходимости дальнейшего снижения к 2020 г.
Средняя длительность пребывания пациента на психиатрической койке в стационаре Москвы -37,9 дней в 2017 г. Целевое значение для данного показателя (к 2020) году составляет 30 дней.
Среднее число дней, проведенных в дневном стационаре 1 пациентом в 2017 г., составило 35,94 дня при целевом показателе, составляющем 45 дней (к 2020 г.). Таким образом, сроки лечения в дневных стационарах удовлетворяют требованиям, соответствующим ориентированному на пациента лечению.
Госпитальная летальность в психиатрических стационарах г. Москвы в 2017 г. составила 1,3%
при целевом значении 0,7% (к 2020 г.). Несмотря на снижение данного показателя с 2,6% в 2008 г., требуется дальнейшее снижение летальности лиц с психическими расстройствами.
Целевой является 80% удовлетворённость пациентов и родственников качеством психиатрической помощи при социологическом опросе (дали оценку «хорошо» или «очень хорошо»). В нашем социологическом опросе 80% респондентов оценило качество психиатрической помощи в 6 баллов и более, что соответствует целевому показателю.
В г. Москве функционирует клиника первого психотического эпизода, в которой охват программами психообразования пациентов с впервые установленным диагнозом из группы шизофрении, шизофреноподобных и аффективных расстройств составляет 100%.
По данным Центра лекарственного обеспечения в 2017 г. необеспеченных рецептов не было.
Мнение специалистов-психиатров и родственников пользователей психиатрической помощи о качестве ее оказания
Проведенный социологический опрос показал, что большинство респондентов (руководителей подразделений психиатрической службы, психиатров и родственников пациентов) положительно оценивают проводимые в Москве структурные преобразования психиатрической службы. Респонденты отметили необходимость проведения реформ, существовавшую в 2010 году (71,7-91,1% респондентов в зависимости от группы). Получили одобрение оптимизация количества стационарных психиатрических коек, увеличение объемов амбулаторной помощи. Целесообразно также было, по мнению большинства респондентов, создание кластерно-модульной системы организации психиатрической помощи (объединение в единые комплексы больниц и амбулаторий). Большинство опрошенных считают, что качество психиатрической помощи, качество работы дневных стационаров и ПНД, объемы помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, территориальная доступность психиатрической помощи, обеспеченность ПНД площадями, количество мест в дневных стационарах после второго этапа реформ стали выше, чем до начала преобразований.
По мнению большинства респондентов, развитие психосоциальной реабилитации и психотерапии, развитие преемственности в оказании психиатрической помощи и технологий стационарозамещения, снижение уровня госпитализаций должны являться
с
«КС
Менедже,
первоочередными задачами при проведении реструктуризации психиатрической службы.
Наиболее необходимые изменения психиатрической службы, по мнению большинства опрошенных, включают расширение амбулаторных модулей, повышение финансирования и развитие различных видов организации оказания медицинской помощи в амбулаторном звене.
Обсуждение
Эффективность объединения стационаров и амбулаторий по территориальному принципу отмечают не только в области помощи лицам с психическими расстройствами, но и в других областях здравоохранения [8]. Такое объединение позволяет усилить преемственность между амбулаторным и стационарным звеньями, более эффективно использовать материальные и кадровые ресурсы [8].
По данным исследований, психиатрическая служба г. Москвы имеет внутренние резервы финансирования [16], и ее реструктуризация может быть проведена без увеличения объемов внешнего финансирования, с помощью сокращения малоэффективных или являющихся избыточными форм оказания помощи [9].
Нами не было найдено других публикаций, включающих анализ динамики заболеваемости психическими расстройствами за последние 10 лет в Москве, а также данных за этот период о нетрудоспособности и летальности при психических расстройствах. По данным литературы, в некоторых других областях РФ (сельские районы Краснодарского края, Республика Мордовия) наблюдается рост заболеваемости психическими расстройствами [6, 12]. Одним из возможных объяснений в таком случае является низкая доступность психиатрической помощи [6]. Снижение заболеваемости психическими расстройствами, наблюдаемое нами, напротив, может свидетельствовать о территориально доступных, соответствующих существующим потребностям сервисах психиатрической службы.
Наши данные, полученные при опросе специалистов и пользователей психиатрической службы,
согласуются с данными других академических источников, отмечавших необходимость изменений организации системы оказания психиатрической помощи [1].
По данным проведенных в других областях опросов специалистов-психиатров и родственников лиц, страдающих психическими расстройствами, большинство респондентов, как и в нашем опросе, одобрительно относятся к созданию территориальных объединений [11].
Выводы
В ходе преобразований психиатрической службы снизились заболеваемость психическими расстройствами, госпитальная летальность и число случаев нетрудоспособности. Увеличилась обеспеченность населения местами в дневных стационарах, количество мест в дневных стационарах и пациентов, получивших помощь в дневном стационаре, укомплектованность амбулаторных ставок, число посещений участковых психиатров. Доля лиц, недобровольно освидетельствованных и признанных нуждающимися в стационарном лечении, увеличилась с 70% до 100%. Полученные данные говорят о высокой эффективности проводимых реформ.
По данным проведенного социологического опроса, большинство руководителей структурных подразделений психиатрической службы, врачей-психиатров и пользователей службы положительно оценивают проведенные реформы.
Сохраняется необходимость дальнейших преобразований, о чем свидетельствует динамика ряда показателей: снижение количества участковых психотерапевтов, высокие коэффициенты совместительства в некоторых учреждениях.
Для крупного мегаполиса приоритетной является кластерно-модульная система ТПО. Такие кластеры представляют собой объединенные в единый комплекс стационарные и амбулаторные учреждения, имеющие широкий функциональный набор структурных подразделений, регламентированных порядком оказания психиатрической помощи. Кластер должен включать в свою структуру диспансерное отделение, ОИОПП, дневной стационар, МРО, ПОНП.
1. Вагина Е.С., Бородина Я.А. Проблемы оптимизации психиатрической службы в России. Международный студенческий научный вестник, 2016; 2: 202-202.
2. ВОЗ. Европейская декларация по охране психического здоровья. Проблемы и пути их решения. Европейская конференция ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья. Хельсинки, 2005. - 11 с.
3. ВОЗ. Европейский план действий по охране психического здоровья. Чешме, Измир, 2013. - 26 с.
енеджер № 7
здравоохранения 2019
4. ВОЗ. Комплексный план в области психического здоровья на 2013-2020 гг. - 37 с.
5. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А., Фурсов Б.Б. Международный опыт реформы психиатрической помощи и дальнейшее развитие психиатрической службы в России. Социальная и клиническая психиатрия, 2012а; 22 (1): 5-19.
6. Демчева Н.К., Грищенко Я.А. Сравнительный анализ показателей заболеваемости психическими расстройствами, демографической ситуации и обеспеченности психиатрической помощью в двух сельских районах Краснодарского края. Российский психиатрический журнал, 2011; 3: 11-19.
7. Казаковцев Б.А. Развитие служб психического здоровья. Руководство для врачей. М., ГЭОТАР-Медиа, 2009а. -671 с.
8. Кича Д.И, Ликстанов М.И., Белявский А.Р. Обоснование структурной реорганизации стационарного и поликлинического сектора здравоохранения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина, 2004; 2: 42-48.
9. Костюк Г.П. Психиатрическая служба Москвы. М., «Университетская книга», 2018. - 500 с.
10. Красик Е.Д., Логвинович Г.В. Госпитализм при шизофрении (клинико-реабилитационные аспекты). Томск, Изд. Томского университета, 1983. - 136 с.
11. Лиманкин О.В. Система психиатрической помощи Санкт-Петербурга и направления ее совершенствования (клини-ко-статистические, клинико-эпидемиологические и организационные аспекты): Дис. ... д-ра мед. наук. М., 2016.
12. Подсеваткин Д.В., Подсеваткин В.Г., Блинов Д.С., Подсеваткина С.В., Кирюхина С.В. Анализ динамики и структуры заболеваемости психическими расстройствами в Республике Мордовия. Вестник новых медицинских технологий, 2014; 21 (3): 166-168.
13. Чуркин А.А. Социальные аспекты организации психиатрической помощи и охраны психического здоровья / А.А. Чур-кин // Российский психиатрический журнал. - 2012. - № 6. - С. 4-10.
14. Ястребов В.С., Лиманкин О.В, Солохина Т.А. Психиатрическая больница: история, современность и перспективы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2014; 5: 59-64.
15. Ястребов В.С., Лиманкин О.В., Солохина Т.А., Шевченко Л.С., Митихин В.Г., Митихина И.А. Психиатрическая больница: история, современность и перспективы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2014; 5: 59-64.
16. Ястребов В.С., Солохина Т.А, Шевченко Л.С, Творогова Н.А. Внутренние резервы финансирования психиатрической помощи. Социальная и клиническая психиатрия, 2007; 17 (1): 28-31.
17. Drake R, Whitley R. Recovery and severe mental illness: description and analysis. Canadian Journal of Psychiatry, 2014; 59: 236-42.
18. Engel G.L. The clinical application of the biopsychosocial model. American Journal of Psychiatry, 1980; 137: 535-544.
19. Lamb H.R, Bachrach L.L., Keese W.A. Some perspectives on deinstitutionalization. Psychiatric services, 2010; 52: 1039-1045.
20. Thornicroft G, Alem A, Antunes Dos Santos R, Barley E, Drake RE, Gregorio G. et al. WPA guidance on steps, obstacles and mistakes to avoid in the implementation of community mental health care. World Psychiatry, 2010; 9: 67-77.
UDC 614.2
Zolotareva L.S., Masyakin A. V. Improving the system of organizing the psychiatric aid of the megapolis (Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia; State Budgetary Institution of Healthcare «Psychiatric Clinical Hospital № J named after N.A. Alekseeva, Moscow City Health Department», Moscow, Russia)
Abstract. Currently, a restructuring of the psychiatric service is carried out in Moscow. The changes are implemented according to the concept of socially-oriented psychiatry based on a biopsychosocial approach. Reforms include the reduction of inpatient and the development of an outpatient unit of the psychiatric service. Psychiatric hospitals were merged with outpatient units on a territorial basis.
The aim of the study was a comprehensive analysis of the psychiatric service functioning in Moscow during the period of its restructuring.
A retrospective analysis of the demographic characteristics of the Moscow population and clinical and epidemiological indicators characterizing the incidence of mental disorders, as well as an analysis of the functioning of inpatient and outpatient units of the Moscow psychiatric service and its staff, was made. The evaluation of the conversion efficiency indicators was made. A sociological survey about the reforms (questionnaire) of specialists and relatives of persons with mental disorders being carried out through questionnaires was also conducted.
During the transformation of the psychiatric service, the incidence of mental disorders, hospital mortality and the number of cases of disability decreased. The provision of the population with places in day hospitals, the number of places in day hospitals and patients who received assistance in day hospitals, the staffing level of outpatient rates, and the number of visits to district psychiatrists increased. The share of persons involuntarily examined and recognized as in need of inpatient treatment increased from 70% to 100%. According to a sociological survey, most of the heads of structural units of the psychiatric service, psychiatrists, and users of the service positively assess the reforms that have been carried out. For a large city, the cluster-modular system of psychiatric service, currently organized in Moscow, is a priority. Results of this work have found application in the organization of psychiatric care in Moscow, Vladimir, and Tula regions and the city of Sevastopol, and can be put into practice in other major cities of the Russian Federation. Keywords: health care surveys; quality of health care, community-based psychiatry, hospitals, psychiatric, health care reform, medical staff, mental health services.
#xc
Менедже,