Научная статья на тему 'КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМЫ'

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХИАТРИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / HEALTH CARE SURVEYS / COMMUNITY-BASED PSYCHIATRY / MENTAL HEALTH SERVICES / NURSING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масякин А.В.

С 2010 г. в Москве проводится модернизация психиатрической службы. Реформы затрагивают амбулаторное и стационарное звенья службы. Анализ кадровых ресурсов службы отражает эффективность реформ. Целью исследования являлось повышение качества психиатрической помощи на основе анализа данных по кадровой обеспеченности психиатрической службы г. Москвы. В статье приведены данные по кадровым ресурсам психиатрической службы за 2008-2017 гг. За время модернизации психиатрической службы число психиатров находилось на высоком уровне, обеспеченность психиатрами населения Москвы была выше, чем в среднем по РФ.Рост количества и укомплектованности амбулаторных ставок в психиатрических учреждениях г. Москвы в 2015-2017 гг. частично компенсировал снижение количества и укомплектованности ставок в психиатрических стационарах, однако в психиатрической службе г. Москвы в настоящее время сохраняется кадровый дефицит, на что указывает превышение коэффициентов совместительства в отдельных учреждениях.За исследуемый период наблюдалась положительная динамика количества посещений в расчете на 1 психиатра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical staff resources of the Moscow psychiatric service during its reform

Medical staff resources of the Moscow psychiatric service during its reform. Since 2010, a modernization of the psychiatric service has been carried out in Moscow. Reforms affect both outpatient and inpatient units. An analysis of the staff resources of the service reflects the effectiveness of the reforms. The aim of the study was to improve the quality of psychiatric care based on the analysis of staff resources of the Moscow psychiatric service. The article presents data on the staff resources of the psychiatric service in 2008-2017. During the modernization of the psychiatric service, the number of psychiatrists was at a high level, the provision of psychiatrists to the Moscow population of was higher than the average provision to the Russian Federation. Growth in the number and staffing of ambulatory rates in psychiatric institutions in Moscow in 2015-2017 partially compensated for the decrease in the number and staffing rates in psychiatric hospitals, however, there is currently a staff shortage in the psychiatric service of Moscow, as indicated by the excess of job-sharing coefficients in individual institutions. During the study period, there was a positive change in the number of visits per 1 psychiatrist.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМЫ»

А.В. Масякин,

к.м.н., заместитель главного врача по организационно-методической работе,

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы», г. Москва, Россия

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МОСКВЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМЫ

УДК 614.2

Масякин А.В. Кадровые ресурсы психиатрической службы Москвы во время проведения ее реформы (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы», г. Москва, Россия)

Аннотация. С 2010 г. в Москве проводится модернизация психиатрической службы. Реформы затрагивают амбулаторное и стационарное звенья службы. Анализ кадровых ресурсов службы отражает эффективность реформ.

Целью исследования являлось повышение качества психиатрической помощи на основе анализа данных по кадровой обеспеченности психиатрической службы г. Москвы. В статье приведены данные по кадровым ресурсам психиатрической службы за 2008-2017 гг.

За время модернизации психиатрической службы число психиатров находилось на высоком уровне, обеспеченность психиатрами населения Москвы была выше, чем в среднем по РФ.

Рост количества и укомплектованности амбулаторных ставок в психиатрических учреждениях г. Москвы в 2015-2017 гг. частично компенсировал снижение количества и укомплектованности ставок в психиатрических стационарах, однако в психиатрической службе г. Москвы в настоящее время сохраняется кадровый дефицит, на что указывает превышение коэффициентов совместительства в отдельных учреждениях.

За исследуемый период наблюдалась положительная динамика количества посещений в расчете на 1 психиатра. Ключевые слова: организация здравоохранения, общественно-ориентированная психиатрия, медицинский персонал, службы охраны психического здоровья, сестринский персонал.

Введение

1992 г. в Российской Федерации (РФ) был принят Федеральный закон Российской Федерации № 3185-1 от 02 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», регламентирующий деятельность психиатрических служб. Согласно этому закону «Все лица, страдающие психическими расстройствами, ... имеют право на: ... психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по озможности по месту жительства» [1]. Однако в 1990-х гг. в РФ все еще еобладала институциональная система психиатрической помощи, для которой было характерно преобладание стационарных форм помощи над амбулаторными.

В 2005 г ВОЗ была издана «Европейская декларация по охране психического здоровья», подписанная Россией [2]. Согласно Европейской декларации и разработанным ВОЗ планам действия («Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг.» и «Европейском плане действий по охране психического здоровья») [2; 3; 4] для организации психиатрической помощи приоритетным стал переход к общественно-ориентированной психиатрии [5; 6; 7; 8; 9; 10].

С 2010 года в Москве проводится модернизация и реорганизация психиатрической службы города. Реформы осуществляются в рамках основополагающих документов, разработанных ВОЗ, а впоследствии также в рамках «Концепции развития психиатрических служб города Москвы», разработанной в 2016 г. Реорганизация заключается в сокращении стационарных видов

© А.В. Масякин, 2019 г.

Менеджер № Б

здравоохранения 2019

44 Я

помощи в соответствии с потребностями населения, развитии сети территориально доступных амбулаторных учреждений, иногда интегрированных в общесоматические поликлиники, обладающих благоприятной и дружественной средой [11]. В системе здравоохранения, соответствующей принципам общественно-ориентированной психиатрии, ключевое значение имеет соблюдение прав лиц с психическими расстройствами и возможность получения ими комплексной помощи [2]. В ходе преобразований психиатрические круглосуточные стационары были объединены с диспансерами на основании территориального признака в кластеры - территориальные психиатрические объединения, оказывающие полный спектр услуг в области охраны психического здоровья [11]. К специалистам с высшим медицинским образованием, оказывающим психиатрическую помощь населению, относятся врачи-психиатры, а также врачи-психотерапевты. К кадрам психиатрической службы, не имеющим медицинского образования, относятся медицинские психологи и специалисты по социальной работе. Также в отчетные формы медицинской статистики входят данные о социальных работниках, оказывающих помощь лицам с психическими заболеваниями.

Целью данного исследования являлось повышение качества психиатрической помощи на основе анализа данных по кадровой обеспеченности психиатрической службы г. Москвы в настоящее время и в динамике в период проведения модернизации службы.

Материалы и методы

Исследование является сплошным ретроспективным исследованием кадрового состава психиатрических учреждений г. Москвы, проанализирован период 2008-2017 гг. Динамика некоторых показателей

проанализирована за период 2015-2017 гг., т.к. в этот период реализовывался второй этап модернизации психиатрической службы г. Москвы.

Результаты и обсуждение

Основной контингент специалистов психиатрической службы составляют врачи-психиатры. В изучаемый период с 2008 по 2017 гг. число занятых должностей психиатров, работающих по участковому принципу, снизилось на 3,2%, составив 306,25 в 2017 г. Обеспеченность населения участковыми врачами-психиатрами снизилась на 10,7% за период наблюдения (таблица 1) и составила 0,25 на 10 000 населения, что выше, чем в целом по РФ (0,23 на 10 000 населения в 2017 г.).

Общая обеспеченность психиатрами в Москве также выше, чем в РФ (1,15 человек на 10 000 населения в Москве против 0,83 на 10 000 населения в РФ).

С 2008 по 2017 гг. число психотерапевтов в амбулаторных учреждениях Москвы снизилось на 69,3%, в 2017 г. количество занятых должностей психотерапевтов составило 59,25. Обеспеченность психотерапевтами, ведущими диспансерный прием и оказывающими консультативную и лечебную помощь, снизилась на 70,6% и составила 0,05 в расчете на 10 000 населения. Выраженное снижение количества психотерапевтов может быть связано с тем, что часть должностей стали занимать врачи-психиатры, работающие в психиатрических учреждениях психотерапевтами по совместительству.

Общее количество психотерапевтов в Москве в 2017 гг. составило 160 человек, обеспеченность психотерапевтами снизилась за период 20102017 гг. на 48%, составив 0,13 человек на 10 000 населения. Аналогичная тенденция наблюдается в целом по РФ - обеспеченность психотерапевтами за этот период снизилась на 30,8% и достигла 0,09 на 10 000 населения (таблица 2).

С

«КС

Таблица 1

Обеспеченность психиатрами и психотерапевтами, работающими по участковому принципу, на 10 000 населения в Москве за период 2008-2017 гг.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Для взрослых 0,28 0,28 0,29 0,28 0,25 0,21 0,12 0,23 0,24 0,25

Для подростков 0,02 0,02 0,02 0,01 0,01 0,01 0 0,01 0,01 0,01

Детские 0,09 0,09 0,09 0,03 0,08 0,06 0,04 0,07 0,07 0,14

Психотерапевты 0,17 0,18 0,16 0,16 0,21 0,13 0,08 0,05 0,05 0,05

№ В Менеджер

2019 здравоохранения

Таблица 2

Обеспеченность населения Москвы и РФ психотерапевтами в расчете на 10000 населения

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Обеспеченность населения Москвы психотерапевтами в расчете на 10 000 населения 0,25 0,25 0,24 0,23 0,2 0,14 0,13 0,13

Обеспеченность населения РФ психотерапевтами в расчете на 10 000 населения 0,13 0,12 0,12 0,12 0,1 0,1 0,09 0,09

Наличие медицинских психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников в штате психиатрических учреждений обеспечивает возможность мультидисциплинарного подхода к лечению лиц с психическими расстройствами. За весь период наблюдения обеспеченность населения лицами с немедицинским образованием, работающими в ПНД и психиатрических стационарах г. Москвы, не имела ярко выраженных изменений (таблица 3).

За период с 2015 по 2017 гг. в Москве стремительно развивалась система амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами. В условиях ограниченных ресурсов это стало возможным благодаря сокращению избыточного стационарного звена психиатрической службы. Так, за это период

возросло количество врачебных ставок в амбулаторных подразделениях ПКБ № 1 (с 5,7 в 2015 до 8,83 на 100 000 прикрепленного населения в 2017 г.), ставок среднего и младшего медицинского персонала - в амбулаторных подразделениях ПКБ № 4 и ПБ№ 1, параллельно с сокращением ставок психиатров, психотерапевтов, а также среднего и младшего медицинского персонала в психиатрических стационаров г. Москвы (таблица 4).

Укомплектованность ставок (доля занятых должностей от общего числа штатных должностей) также претерпевала изменения с 2015 по 2017 гг. С 71 до 77% возросла укомплектованность ставок психиатров и психотерапевтов в амбулаториях ПКБ № 1, с 61 до 63,5% - в ПКБ № 4, с 66 до 87% - в ПКБ

Таблица 3

Обеспеченность лицами с немедицинским образованием в психоневрологических организациях Москвы в период 2008-2017 гг.

Медицинские психологи, ПНД

2008 2009 2010 2011 2012 1 2013 2014 1 2015 2016 2017

0,12 0,14 0,14 0,14 0,13 0,09 0,07 0,10 0,09 0,10

Специалисты по социальной работе, ПНД 0,04 0,05 0,05 0,05 0,04 0,03 0,01 0,03 0,04 0,05

Социальные работники, ПНД

0,09 0,10 0,09 0,08 0,04 0,04 0,02 0,03 0,04 0,04

Медицинские психологи, стационары 0,20 0,19 0,19 0,20 0,17 0,19 0,12 0,16 0,17 0,14

Специалисты по социальной работе, стационары 0,02 0,02 0,04 0,03 0,02 0,03 0,02 0,03 0,03 0,02

Социальные работники, стационары 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,03

Таблица 4

Количество ставок в психоневрологических диспансерах и психиатрических стационарах по категориям в расчете на 100 тыс. прикрепленного населения в 2015 и 2017 гг. в Москве

Количество врачебных ставок (психиатры и психотерапевты) Количество ставок среднего медицинского персонала Количество ставок младшего медицинского персонала

Амбулатория Стационар Амбулатория Стационар Амбулатория Стационар

2015 2017 2015 2017 2015 2017 2015 2017 2015 2017 2015 2017

ПНД № 22 17,6 6,94 - - 31,4 13,14 - - 16,2 - -

ПКБ № 1 5,7 8,83 7,3 5,16 5,8 9,71 18,5 18,86 1,8 2,62 16,7 2,14

ПКБ № 4 6,3 6,33 6,2 4,47 6,0 7,2 17,8 12,75 1,6 2,04 26,5 19,6

ПБ № 13 6,2 4,57 6,9 2,14 7,9 6,7 20,0 9,00 3,2 - 29,2 0,61

енеджер № 6

здравоохранения 2019

Таблица 5

Неукомплектованность психоневрологических диспансеров в Москве

в 2015 и 2017 гг.

Количество Количество Неукомплектованность амбулаторных учреждений,%

штатных единиц физических лиц 2015 2017

ПКБ № 1 576,75 428 -28% -26%

ПКБ № 4 896,0 473 -33% -47%

ПБ № 13 593,5 219 -29% -63%

ПНД № 22 57,75 46 -29% -20%

№ 13, с 71 до 77% - в ПНД № 22. В стационарах наблюдалась обратная тенденция: укомплектованность ставок психиатров и психотерапевтов снизилась с 73 до 64% в ПКБ № 1 и с 72 до 54% в ПКБ № 4. Укомплектованность врачебных ставок возросла только в круглосуточном стационаре ПБ № 13.

Общая неукомплектованность амбулаторных учреждений составляет от 63% в ПБ № 13 до 20% в ПНД № 22, за 2015-2017 гг. она возросла в амбулаторных учреждениях ПКБ № 4 и ПБ № 13 (таблица 5), что говорит о необходимости набора нового персонала и дальнейшего расширения амбулаторного звена.

Коэффициент совместительства психиатров все еще превышает установленные нормы в ряде учреждений психиатрической службы г. Москвы (коэффициент совместительства в амбулаторных учреждениях ПБ № 13 в 2017 г. составил 1,75). Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала в амбулаториях ПБ № 13 составляет 1,98, что также превышает установленные нормативы. Согласно 284 статье ТК РФ предельно допустимый коэффициент совместительства составляет 1,5. По данным академической литературы, максимально возможный коэффициент совместительства для врачей равен 1,2, для среднего медицинского персонала - 1,4, для младшего медицинского персонала - 1,5 [12]. Важную роль играет не только обеспеченность системы здравоохранения кадрами, но и эффективность работы персонала. За период с 2008 по 2017 гг. в Москве на 36,5% возросло количество посещений

психиатров, в том числе посещении на дому, в расчете на 1 специалиста. В 2017 г. этот показатель составил 4520,2 посещений/год (для лиц старше 18 лет). Количество посещений психиатров подростками за указанный период возросло на 140,5%, составив 6469,0 посещений/год; детьми - на 5,3%, составив 2282,6 посещений/год. Что касается психотерапевтов, то несмотря на снижение их количества, число посещений этих специалистов пациентами снизилось на 39,2% за 2008-2017 гг., и в настоящее время составляет 1096,7 посещений/год.

Выводы

1. В 2008-2017 гг. число занятых должностей участковых психиатров и обеспеченность населения этими специалистами были выше, чем в среднем в РФ, что свидетельствует о больших возможностях для развития стационарозамещения.

2. Рост количества и укомплектованности амбулаторных ставок в психиатрических учреждениях г. Москвы в 2015-2017 гг. частично компенсировал снижение количества и укомплектованности ставок в психиатрических стационарах, однако в психиатрической службе г. Москвы в настоящее время сохраняется кадровый дефицит, на что указывает превышение коэффициентов совместительства в отдельных учреждениях.

3. За исследуемый период отмечалось повышение эффективности работы участковых врачей психиатров, что отражает положительная динамика количества посещений в расчете на 1 специалиста.

1. Федеральный закон Российской Федерации № 3185-1 от 2 июля 1992 г. (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4205/ (Дата обращения: 04.04.2019).

2. Европейская декларация по охране психического здоровья. ВОЗ, 2005 г. URL: http://apps.who.int/ iris/bitstream/handle/10665/107625/E85445R.pdf; jsessionid=B2A38C52FAA70F094414E5B79B39D71C?se quence=3 (Дата обращения: 04.04.2019).

№ 6 Менеджер

2019 здравоохранения

3. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. ВОЗ, 2013. URL: http:// www.who.int/iris/handle/10665/151502 (Дата обращения: 04.04.2019.

4. Европейский план действий по охране психического здоровья. ВОЗ, 2013. URL: http://www.euro.who. int/_data/assets/pdf_file/0004/195187/63wd11r_MentalHealth-3.pdf (Дата обращения: 04.04.2019.

5. Engel GL. The clinical application of the biopsychosocial model; American Journal of Psychiatry; 1980; 137: 535-544.

6. Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine; Science; 1977; 196: 129-136.

7. Гурович И.Я. Состояние психиатрической службы в России и направления ее развития к психиатрии с опорой на сообщество. В кн.: Гурович И.Я., ред., Ньюфельдт О.Г., ред. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи: Москва: Медпрактика-М, 2007.

8. Дженкинс Р., МакКаллок Э, Фридли Л, Паркер К. Вопросы разработки национальной политики в области психического здоровья: Москва: Медпрактика-М, 2005.

9. Чуркин А.А. Социальные аспекты организации психиатрической помощи и охраны психического здоровья; Российский психиатрический журнал; 2012; 6: 4-10.

10.Henderson A.S. Handbook of social psychiatry; Amsterdam; Elsevier, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Костюк Г.П. (ред.) Психиатрическая служба Москвы. М.: Университетская книга, 2018. - doi: 10.31453/ kdu.ru.91304.0004. (УДК 614.2:616ю89:93/94; ББК 56.14, ISBN978-5-91304-862-2).

12.Кораблев В.Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций: Хабаровск: Изд-во ГБОУ ВПО ДВГМУ; 2015.

UDC 614.2

Masyakin V.A. Medical staff resources of the Moscow psychiatric service during its reform (Psychiatric clinical hospital № 1 N.A. Alekseeva Of The Department health care in Moscow, Moscow, Russia)

Abstract. Medical staff resources of the Moscow psychiatric service during its reform. Since 2010, a modernization of the psychiatric service has been carried out in Moscow. Reforms affect both outpatient and inpatient units. An analysis of the staff resources of the service reflects the effectiveness of the reforms. The aim of the study was to improve the quality of psychiatric care based on the analysis of staff resources of the Moscow psychiatric service. The article presents data on the staff resources of the psychiatric service in 2008-2017. During the modernization of the psychiatric service, the number of psychiatrists was at a high level, the provision of psychiatrists to the Moscow population of was higher than the average provision to the Russian Federation. Growth in the number and staffing of ambulatory rates in psychiatric institutions in Moscow in 2015-2017 partially compensated for the decrease in the number and staffing rates in psychiatric hospitals, however, there is currently a staff shortage in the psychiatric service of Moscow, as indicated by the excess of job-sharing coefficients in individual institutions. During the study period, there was a positive change in the number of visits per 1 psychiatrist.

Keywords: health care surveys; community-based psychiatry, medical staff, mental health services, nursing staff.

Здравоохранение-2019

НА БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА СПЕЦИАЛИТЕТА ПРИНИМАЮТ 50-80% ЦЕЛЕВИКОВ

Такие данные привела министр здравоохранения Вероника Скворцова на совещании по развитию здравоохранения в Оренбурге. «Более 50% мест на бюджетный специалитет уже сейчас целевые в стране. Есть вузы до 80% целевые, если того требует медицинская практика. И в ординатуре более 60% уже целевых мест», - сообщила министр.

Она заявила также о необходимости создать цифровую систему по каждому профилю, чтобы видеть вновь обнаруженных больных и составлять траекторию их движения к выздоровлению. «Нам это уже удалось сделать в перинатологии. Благодаря этому в стране один из самых низких в мире показателей младенческой смертности. Кстати, и в Оренбуржье это отличный показатель, который надо удержать».

Источник: портал правительства Оренбургской области.

Менеджер № Б

здравоохранения 2019

48 Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.