МА ТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»
1 ноября 2019 г. в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» состоялась очередная ежегодная международная научно-практическая конференция «Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0».
Было заслушено 65 докладов представителей Республики Беларусь, Российской Федерации, Молдовы, Хорватии, Украины, два из - них на английском языке. В рамках конференции были проведены 4 мастер-класса, 1 семинар и 2 круглых стола.
Публикуем лучшие, по мнению организаторов и участников конференции, доклады.
Все материалы ранее опубликованы и взяты из сборника:
Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0» [Электронный ресурс] : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [гл. ред. А. Т. Щастный ; редкол.: Н. Ю. Конева-лова и др.]. - Витебск : [ВГМУ], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»
ЩАСТНЫЙ А.Т., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., ГОРОДЕЦКАЯ И.В.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
В Республике Беларусь существует государственный контроль обеспечения качества образования, реализуемый Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (три основных направления работы Департамента - лицензирование, аккредитация, инспектирование). Требования к обеспечению качества высшего образования прописаны в Положении об учреждении высшего образования, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 1 августа 2012 года № 93.
Разработан Проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь» (Рамочный документ по охране окружающей среды), согласно Компоненту 3 (Обеспечение качества) которого для внешнего обеспечения качества планируется, в частности:
- создание Национального агентства по обеспечению качества образования в Республике Беларусь по всем уровням образования, включая дошкольное и общее среднее, профессионально-техническое и среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых (переподготовка и повышение квалификации), включая наращивание потенциала, материальные инвестиции;
- подготовка заявки (с полным пакетом необходимых документов) для вступления в Европейскую ассоциацию агентств по обеспечению качества высшего образования (ENQA);
- разработка нормативной базы функционирования системы внешнего обеспечения качества высшего образования в соответствии со Стандартами и руководящими указаниями по обеспечению качества в Европейском Пространстве Высшего Образования (ESG-2015).
Методическая база функционирования внутреннего обеспечения качества высшего образования также должна быть разработана в соответствии с ESG-2015.
В рамках компонента 2 указанного Проекта (Инновации в области преподавания и обучения), одними из целей которого являются обеспечение соответствия содержания высшего образования актуальным и перспективным требованиям национального рынка труда; формирование системы мониторинга
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6
трудоустраиваемости выпускников на рынке труда; повышение интегрированности и конкурентоспособности системы высшего образования в международном образовательном пространстве, предусматривается, в чакстности, финансирование следующих мероприятий по подкомпоненту 2.2 (Интернационализация высшего образования):
расширение практики организации для профессорско-преподавательского состава стажировок (с 2021 года), повышения квалификации и образовательных визитов в организации иностранных государств в целях приобретения соответствующих профессиональных компетенцией и использование опыта ведущих зарубежных учреждений высшего образования по реализации инновационных форм, методов и технологий обучения и преподавания, по формированию у обучающихся предпринимательских компетенций.
Для успешной реализации требований Рамочного документа по охране окружающей среды необходимо обеспечить ряд мероприятий по повышению осведомленности всех вовлеченных сторон. В качестве одного из таких механизмов будут выступать ежегодные онлайн-опросы студентов по проекту «Университет 3.0» (этот проект реализуется всеми учреждениями высшего образования, направлен на развитие предпринимательских навыков студентов с помощью курсов и мероприятий, поощряющих и поддерживающих предпринимательство, и включает в себя ежегодные онлайн-опросы студентов, в которых оценивается мнение студентов о среде обучения предпринимательству.
По мнению министра образования Республики Беларусь Игоря Карпенко, высказанному им во время семинара «Возможности и вклад технопарка в развитие модели «Университет 3.0» 25.01.2018 года, «в Беларуси созданы все условия для реализации модели «Университет 3.0», сегодня наши университеты занимаются не только образованием и научными разработками, но и продвижением своих проектов в экономику и другие сферы. Министерством образования в рамках пилотного проекта определено шесть вузов: БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ и БГЭУ, а также ГрГУ им. Янки Купалы, которым поручена разработка и реализация экспериментального проекта по внедрению новых подходов к развитию учебной, научной и предпринимательской инфраструктуры университета».
Для реализации этой задачи в учреждениях высшего образования, в том числе и в ВГМУ, необходима качественная трансформация образовательного процесса с целью подготовки специалистов, обладающих не только всеми видами компетенций в соответствии с требованиями образовательных стандартов, но и сформированной мотивацией к научным исследованиям, деятельности ученого и предпринимателя; развитой способностью к творческому мышлению.
В ВГМУ это достигается функционированием:
- Учебно-научно-производственных комплексов
- «Клиника ВГМУ»
- УНКК кафедры патологической анатомии
- «Фармация»
- «Стоматология»
Направление: Интеграция науки, производства, образования
- Студенческого научного общества, Совета молодых ученых
- Студенческие научные кружки кафедр
- Студенческие научно-практические конференции
- Республиканские смотры-конкурсы научных работ студентов
- Студенческого Совета по качеству образования
- Предметные олимпиады
- Интегрированная олимпиада по медико-биологическим дисциплинам
Направление: Формирование академических компетенций студентов
- Центра трансфера медицинских и фармацевтических технологий
Направление: Разработка и внедрение медицинских и фармацевтических технологий.
Деятельность указанных подразделений университета во многом способствует развитию креативности, формированию устойчивого интереса студенческой молодежи к научным исследованиям, карьере ученого.