Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
1
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»»

МА ТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»

1 ноября 2019 г. в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» состоялась очередная ежегодная международная научно-практическая конференция «Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0».

Было заслушено 65 докладов представителей Республики Беларусь, Российской Федерации, Молдовы, Хорватии, Украины, два из - них на английском языке. В рамках конференции были проведены 4 мастер-класса, 1 семинар и 2 круглых стола.

Публикуем лучшие, по мнению организаторов и участников конференции, доклады.

Все материалы ранее опубликованы и взяты из сборника:

Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0» [Электронный ресурс] : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [гл. ред. А. Т. Щастный ; редкол.: Н. Ю. Конева-лова и др.]. - Витебск : [ВГМУ], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»

ЩАСТНЫЙ А.Т., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., ГОРОДЕЦКАЯ И.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

В Республике Беларусь существует государственный контроль обеспечения качества образования, реализуемый Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (три основных направления работы Департамента - лицензирование, аккредитация, инспектирование). Требования к обеспечению качества высшего образования прописаны в Положении об учреждении высшего образования, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 1 августа 2012 года № 93.

Разработан Проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь» (Рамочный документ по охране окружающей среды), согласно Компоненту 3 (Обеспечение качества) которого для внешнего обеспечения качества планируется, в частности:

- создание Национального агентства по обеспечению качества образования в Республике Беларусь по всем уровням образования, включая дошкольное и общее среднее, профессионально-техническое и среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых (переподготовка и повышение квалификации), включая наращивание потенциала, материальные инвестиции;

- подготовка заявки (с полным пакетом необходимых документов) для вступления в Европейскую ассоциацию агентств по обеспечению качества высшего образования (ENQA);

- разработка нормативной базы функционирования системы внешнего обеспечения качества высшего образования в соответствии со Стандартами и руководящими указаниями по обеспечению качества в Европейском Пространстве Высшего Образования (ESG-2015).

Методическая база функционирования внутреннего обеспечения качества высшего образования также должна быть разработана в соответствии с ESG-2015.

В рамках компонента 2 указанного Проекта (Инновации в области преподавания и обучения), одними из целей которого являются обеспечение соответствия содержания высшего образования актуальным и перспективным требованиям национального рынка труда; формирование системы мониторинга

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

трудоустраиваемости выпускников на рынке труда; повышение интегрированности и конкурентоспособности системы высшего образования в международном образовательном пространстве, предусматривается, в чакстности, финансирование следующих мероприятий по подкомпоненту 2.2 (Интернационализация высшего образования):

расширение практики организации для профессорско-преподавательского состава стажировок (с 2021 года), повышения квалификации и образовательных визитов в организации иностранных государств в целях приобретения соответствующих профессиональных компетенцией и использование опыта ведущих зарубежных учреждений высшего образования по реализации инновационных форм, методов и технологий обучения и преподавания, по формированию у обучающихся предпринимательских компетенций.

Для успешной реализации требований Рамочного документа по охране окружающей среды необходимо обеспечить ряд мероприятий по повышению осведомленности всех вовлеченных сторон. В качестве одного из таких механизмов будут выступать ежегодные онлайн-опросы студентов по проекту «Университет 3.0» (этот проект реализуется всеми учреждениями высшего образования, направлен на развитие предпринимательских навыков студентов с помощью курсов и мероприятий, поощряющих и поддерживающих предпринимательство, и включает в себя ежегодные онлайн-опросы студентов, в которых оценивается мнение студентов о среде обучения предпринимательству.

По мнению министра образования Республики Беларусь Игоря Карпенко, высказанному им во время семинара «Возможности и вклад технопарка в развитие модели «Университет 3.0» 25.01.2018 года, «в Беларуси созданы все условия для реализации модели «Университет 3.0», сегодня наши университеты занимаются не только образованием и научными разработками, но и продвижением своих проектов в экономику и другие сферы. Министерством образования в рамках пилотного проекта определено шесть вузов: БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ и БГЭУ, а также ГрГУ им. Янки Купалы, которым поручена разработка и реализация экспериментального проекта по внедрению новых подходов к развитию учебной, научной и предпринимательской инфраструктуры университета».

Для реализации этой задачи в учреждениях высшего образования, в том числе и в ВГМУ, необходима качественная трансформация образовательного процесса с целью подготовки специалистов, обладающих не только всеми видами компетенций в соответствии с требованиями образовательных стандартов, но и сформированной мотивацией к научным исследованиям, деятельности ученого и предпринимателя; развитой способностью к творческому мышлению.

В ВГМУ это достигается функционированием:

- Учебно-научно-производственных комплексов

- «Клиника ВГМУ»

- УНКК кафедры патологической анатомии

- «Фармация»

- «Стоматология»

Направление: Интеграция науки, производства, образования

- Студенческого научного общества, Совета молодых ученых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Студенческие научные кружки кафедр

- Студенческие научно-практические конференции

- Республиканские смотры-конкурсы научных работ студентов

- Студенческого Совета по качеству образования

- Предметные олимпиады

- Интегрированная олимпиада по медико-биологическим дисциплинам

Направление: Формирование академических компетенций студентов

- Центра трансфера медицинских и фармацевтических технологий

Направление: Разработка и внедрение медицинских и фармацевтических технологий.

Деятельность указанных подразделений университета во многом способствует развитию креативности, формированию устойчивого интереса студенческой молодежи к научным исследованиям, карьере ученого.