Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности студента как условие успешной реализации модели «Университет 3. 0»'

Формирование конкурентоспособности студента как условие успешной реализации модели «Университет 3. 0» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности студента как условие успешной реализации модели «Университет 3. 0»»

дицины, а также проводить современные научные исследования. Уникальной площадкой для решения данной проблемы является первый медико-фармацевтический кластер в Республике Беларусь - Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты».

Основной целью функционирования медико-фармацевтического кластера является комплексное решение проблем, связанных с разработкой, производством и реализацией инновационных продуктов на территории РБ. Основные направления деятельности медико-фармацевтического кластера - развитие существующих и создание новых компетенций участников кластера с целью достижения главной задачи - улучшения обеспечения населения жизненно важными лекарственными средствами и усиления конкурентоспособности фармацевтической промышленности, в частности за счёт внедрения в производство инновационных лекарственных средств как на территории кластера, так и в Беларуси в целом.

Подготовка кадров для медицины и фармацевтики начинается в медицинских учреждениях образования. Развитие потенциала студенчества, выход их на международный уровень - неотъемлемая составляющая обучения в Витебском государственном медицинском университете.

С целью повышения эффективности фармацевтического образования белорусским отделением Международной ассоциации фармакоэкономических исследований принято решение о создании на базе УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» студенческого подразделения.

Таким образом, медико-фармацевтический кластер призван разрабатывать и внедрять инновации в здравоохранение, что невозможно без подготовки кадров международного уровня.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

В настоящее время важнейшей задачей, стоящей перед системой высшего образования Республики Беларусь, является формирование активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина [1].

Для ее успешного решения необходимо создание творческого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего формирование у студентов определенных индивидуальных качеств, среди которых особое место занимает конкурентоспособность их личности.

«Конкурентоспособность студента - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [2].

С 2016 года в ВГМУ сотрудниками кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК проводится исследование конкурентоспособности студентов (КС) в рамках НИР «Разработать программу формирования конкурентоспособности выпускника УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ВГМУ)».

Базовый уровень КС студентов определялся с помощью теста В.И. Андреева «Каков уровень вашей конкурентоспособности», включающего в себя десять системообразующих качеств: 1) четкость целей и ценностных ориентаций; 2) трудолюбие; 3) творческое отношение к делу; 4) способность к риску; 5) независимость; 6) способность быть лидером; 7) стремление к непрерывному саморазвитию; 8) стрессоустойчивость; 9) стремление к непрерывному профессиональному росту; 10) стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [1]. Практически все эти качества участвуют в

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

формировании организаторских и предпринимательских навыков.

С нашей точки зрения, конкурентоспособный студент обладает или легко формирует навыки организаторской и предпринимательской деятельности. Эти навыки являются важнейшими характеристиками всех участников педагогического взаимодействия в рамках новой модели учреждения высшего образования «Университет 3.0», где гармонично сочетаются образование, наука, инновации, бизнес и промышленность [3].

Сравнительный анализ КС студентов младших и старших курсов указывает на последовательную положительную динамику формирования более высокого уровня КС в процессе обучения в ВГМУ. Данная динамика может свидетельствовать о раскрытии потенциальных возможностей студента относительно достижения успеха в своей жизни и деятельности. Это касается таких качеств, как творческое отношение к делу, способность к риску, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию и стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда (А.Л. Церковский и др., 2017).

Сравнительная характеристика гендерной оценки качеств, определяющих КС студентов младших и старших курсов, прежде всего, указывает на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счёт относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером» «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивости». Кроме этого, изменение профиля качеств и их динамика могут свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ (А.Л. Церковский и др., 2018).

С целью формирования конкурентоспособной личности студента-медика в 2017 году на СДО был запущен проект «Моя конкурентоспособность». Ежегодно в нем принимает участие более 600 студентов.

В рубрике «Мои стратегические направления» из 17 существующих выделяются 2 направления, которые могут способствовать формированию предпринимательской среды в ВГМУ: «Мои навыки организаторской деятельности» и «Мои предпринимательские способности».

Студентам с целью индивидуальной работы над собой предоставляется возможность провести самодиагностику тех качеств личности, которые могут обеспечить успешность их организаторской и предпринимательской деятельности. В рубрике «Моя самодиагностика» они могут продиагностировать себя, используя следующие психодиагностические методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А. А. Реана); «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1: В.А. Федоришин, В.В. Синявский); «Методика диагностики степени готовности к риску» (А.М. Шуберт); «Методика диагностики оценки самоконтроля в общении» (М. Снайдер); «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова); «Индивидуальные стили мышления» (А.А. Алексеев, Л.А. Громова); «Диагностика уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда); «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» (Э. Хайм).

В подрубрике «Мои навыки организаторской деятельности» выделены 3 раздела: «Мои знания по рубрике», «Мне полезно прочитать» и «Мои технологии и тренинговые упражнения».

В информационном блоке раздела «Мои знания по рубрике» студент может познакомиться с сущностью подготовки и развития организаторских качеств, а также с «моделью формирования навыков реальной организаторской деятельности студентов» (С.Д. Резник).

В разделе «Мне полезно прочитать» студент может ознакомиться с рядом статей на данную тематику, а также скачать и прочитать такие книги, как «8 уроков лидерства» (Р.Т. Кийосаки), «Как управлять другими. Как управлять собой» (В.П. Шейнов), «Лидерство: к вершинам успеха» (К. Бланшар).

В разделе «Мои технологии и тренинговые упражнения» студент может выполнить ряд практических заданий и путем использования принципа «подбор путем перебора» подобрать под себя наиболее эффективные тренинговые упражнения с целью развития у себя ряда личностных качеств, обеспечивающих формирование навыков собственной организаторской деятельности.

В подрубрике «Мои предпринимательские способности» выделены 3 раздела: «Мои знания по рубрике», «Мне полезно прочитать» и «Мои технологии и тренинговые упражнения».

В разделе «Мои знания по рубрике» может узнать о значении предпринимательских способностей в будущей деятельности врача и провизора, а также познакомиться с «моделью развития предпринимательских качеств» » (С.Д. Резник). Кроме этого, в этом разделе студент может ознакомиться с тем,

как подготовиться к предпринимательской деятельности в период обучения в университете, а также как развивать свои предпринимательские качества.

В разделе «Мне полезно прочитать» студент может ознакомиться с рядом статей на данную тематику, а также скачать и прочитать такие книги, как «Прежде чем начать свой бизнес» (Р.Т. Кийосаки, Ш. Лектер), «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» (К. Нордстрем, Й. Риддерстрале), «Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека» (Н.И. Козлов).

В разделе «Мои технологии и тренинговые упражнения» студент может выполнить ряд практических заданий, подобрать под себя наиболее органичные своей индивидуальности тренинговые упражнения с целью развития у себе таких качеств личности, которые смогли бы обеспечить формирование навыков предпринимательской деятельности.

Таким образом, проект «Моя конкурентоспособность» через развитие конкурентоспособной личности студента может способствовать формированию предпринимательской среды ВГМУ и реализации новой модели учреждения высшего образования «Университет 3.0».

Важным шагом к созданию системы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ является использование в образовательном процессе с 2018 года учебной дисциплины «Основы формирования конкурентоспособности студента медицинского университета».

Данная дисциплина акцентирует внимание студентов на том, что в основе приобретения ими академических, социально-личностных и профессиональных компетенций лежит способность к овладению методами приобретения и осмысления знаний: современных взглядов на проблему конкурентоспособности; роли творческого саморазвития и творческой самореализации студента в формировании его конкурентоспособности; основных направлений формирования их конкурентоспособности.

Особое место в учебной дисциплине отведено изучению законов, принципов и правил творческого саморазвития и творческой самореализации человека как конкурентоспособной личности. К особенностям можно отнести стремление не столько дать готовые алгоритмы, сколько обратить внимание студентов на свой внутренний мир, на свои способности к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности.

С нашей точки зрения, предлагаемая учебная дисциплина «Основы формирования конкурентоспособности студента медицинского университета» может, прежде всего, удовлетворить «живой» интерес студенческой молодежи к проблеме творческого саморазвития конкурентоспособности их личности.

Для более успешного овладения данной учебной дисциплиной для студентов ВГМУ в 2018 году изданы методические рекомендации «Конкурентоспособность студента медицинского университета».

Таким образом, формирование конкурентоспособности студента способствует созданию в ВГМУ творческого информационно-образовательного пространства и рассматривается нами как условие успешной реализации модели «Университет 3.0».

Литература

1. Кройтор, С. Н. Высшее образование РБ в мировом контексте: проблемы повышения качества и конкурентоспособности / С. Н. Кройтор // Диалог цивилизаций в условиях глобальной экологической нестабильности : материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 24 мая 2012 г. / редкол.: А. И. Зеленков [и др.]. - Минск : БГУ, 2013. - С. 361-364.

2. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность личности в парадигме инно-вационного педагогического менеджмента / В. И. Шаповалов // Ярослав. пед. вестн. - 2003. - № 4. - С. 113-119.

3. Алексеев, Ю. Г. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием / Ю. Г Алексеев, Н. А. Дудко // Цифровая трансформация. - 2018. - № 3 (4). - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.