дицины, а также проводить современные научные исследования. Уникальной площадкой для решения данной проблемы является первый медико-фармацевтический кластер в Республике Беларусь - Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты».
Основной целью функционирования медико-фармацевтического кластера является комплексное решение проблем, связанных с разработкой, производством и реализацией инновационных продуктов на территории РБ. Основные направления деятельности медико-фармацевтического кластера - развитие существующих и создание новых компетенций участников кластера с целью достижения главной задачи - улучшения обеспечения населения жизненно важными лекарственными средствами и усиления конкурентоспособности фармацевтической промышленности, в частности за счёт внедрения в производство инновационных лекарственных средств как на территории кластера, так и в Беларуси в целом.
Подготовка кадров для медицины и фармацевтики начинается в медицинских учреждениях образования. Развитие потенциала студенчества, выход их на международный уровень - неотъемлемая составляющая обучения в Витебском государственном медицинском университете.
С целью повышения эффективности фармацевтического образования белорусским отделением Международной ассоциации фармакоэкономических исследований принято решение о создании на базе УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» студенческого подразделения.
Таким образом, медико-фармацевтический кластер призван разрабатывать и внедрять инновации в здравоохранение, что невозможно без подготовки кадров международного уровня.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»
ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
В настоящее время важнейшей задачей, стоящей перед системой высшего образования Республики Беларусь, является формирование активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина [1].
Для ее успешного решения необходимо создание творческого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего формирование у студентов определенных индивидуальных качеств, среди которых особое место занимает конкурентоспособность их личности.
«Конкурентоспособность студента - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [2].
С 2016 года в ВГМУ сотрудниками кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК проводится исследование конкурентоспособности студентов (КС) в рамках НИР «Разработать программу формирования конкурентоспособности выпускника УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ВГМУ)».
Базовый уровень КС студентов определялся с помощью теста В.И. Андреева «Каков уровень вашей конкурентоспособности», включающего в себя десять системообразующих качеств: 1) четкость целей и ценностных ориентаций; 2) трудолюбие; 3) творческое отношение к делу; 4) способность к риску; 5) независимость; 6) способность быть лидером; 7) стремление к непрерывному саморазвитию; 8) стрессоустойчивость; 9) стремление к непрерывному профессиональному росту; 10) стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [1]. Практически все эти качества участвуют в
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6
формировании организаторских и предпринимательских навыков.
С нашей точки зрения, конкурентоспособный студент обладает или легко формирует навыки организаторской и предпринимательской деятельности. Эти навыки являются важнейшими характеристиками всех участников педагогического взаимодействия в рамках новой модели учреждения высшего образования «Университет 3.0», где гармонично сочетаются образование, наука, инновации, бизнес и промышленность [3].
Сравнительный анализ КС студентов младших и старших курсов указывает на последовательную положительную динамику формирования более высокого уровня КС в процессе обучения в ВГМУ. Данная динамика может свидетельствовать о раскрытии потенциальных возможностей студента относительно достижения успеха в своей жизни и деятельности. Это касается таких качеств, как творческое отношение к делу, способность к риску, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию и стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда (А.Л. Церковский и др., 2017).
Сравнительная характеристика гендерной оценки качеств, определяющих КС студентов младших и старших курсов, прежде всего, указывает на своеобразную «маскулинизацию» качеств у девушек за счёт относительного доминирования «трудолюбия», «способности быть лидером» «стремления к непрерывному саморазвитию», «стрессоустойчивости». Кроме этого, изменение профиля качеств и их динамика могут свидетельствовать о лучшей биопсихосоциальной адаптации девушек к образовательному процессу в ВГМУ (А.Л. Церковский и др., 2018).
С целью формирования конкурентоспособной личности студента-медика в 2017 году на СДО был запущен проект «Моя конкурентоспособность». Ежегодно в нем принимает участие более 600 студентов.
В рубрике «Мои стратегические направления» из 17 существующих выделяются 2 направления, которые могут способствовать формированию предпринимательской среды в ВГМУ: «Мои навыки организаторской деятельности» и «Мои предпринимательские способности».
Студентам с целью индивидуальной работы над собой предоставляется возможность провести самодиагностику тех качеств личности, которые могут обеспечить успешность их организаторской и предпринимательской деятельности. В рубрике «Моя самодиагностика» они могут продиагностировать себя, используя следующие психодиагностические методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А. А. Реана); «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1: В.А. Федоришин, В.В. Синявский); «Методика диагностики степени готовности к риску» (А.М. Шуберт); «Методика диагностики оценки самоконтроля в общении» (М. Снайдер); «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова); «Индивидуальные стили мышления» (А.А. Алексеев, Л.А. Громова); «Диагностика уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда); «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» (Э. Хайм).
В подрубрике «Мои навыки организаторской деятельности» выделены 3 раздела: «Мои знания по рубрике», «Мне полезно прочитать» и «Мои технологии и тренинговые упражнения».
В информационном блоке раздела «Мои знания по рубрике» студент может познакомиться с сущностью подготовки и развития организаторских качеств, а также с «моделью формирования навыков реальной организаторской деятельности студентов» (С.Д. Резник).
В разделе «Мне полезно прочитать» студент может ознакомиться с рядом статей на данную тематику, а также скачать и прочитать такие книги, как «8 уроков лидерства» (Р.Т. Кийосаки), «Как управлять другими. Как управлять собой» (В.П. Шейнов), «Лидерство: к вершинам успеха» (К. Бланшар).
В разделе «Мои технологии и тренинговые упражнения» студент может выполнить ряд практических заданий и путем использования принципа «подбор путем перебора» подобрать под себя наиболее эффективные тренинговые упражнения с целью развития у себя ряда личностных качеств, обеспечивающих формирование навыков собственной организаторской деятельности.
В подрубрике «Мои предпринимательские способности» выделены 3 раздела: «Мои знания по рубрике», «Мне полезно прочитать» и «Мои технологии и тренинговые упражнения».
В разделе «Мои знания по рубрике» может узнать о значении предпринимательских способностей в будущей деятельности врача и провизора, а также познакомиться с «моделью развития предпринимательских качеств» » (С.Д. Резник). Кроме этого, в этом разделе студент может ознакомиться с тем,
как подготовиться к предпринимательской деятельности в период обучения в университете, а также как развивать свои предпринимательские качества.
В разделе «Мне полезно прочитать» студент может ознакомиться с рядом статей на данную тематику, а также скачать и прочитать такие книги, как «Прежде чем начать свой бизнес» (Р.Т. Кийосаки, Ш. Лектер), «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» (К. Нордстрем, Й. Риддерстрале), «Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека» (Н.И. Козлов).
В разделе «Мои технологии и тренинговые упражнения» студент может выполнить ряд практических заданий, подобрать под себя наиболее органичные своей индивидуальности тренинговые упражнения с целью развития у себе таких качеств личности, которые смогли бы обеспечить формирование навыков предпринимательской деятельности.
Таким образом, проект «Моя конкурентоспособность» через развитие конкурентоспособной личности студента может способствовать формированию предпринимательской среды ВГМУ и реализации новой модели учреждения высшего образования «Университет 3.0».
Важным шагом к созданию системы формирования конкурентоспособности студентов ВГМУ является использование в образовательном процессе с 2018 года учебной дисциплины «Основы формирования конкурентоспособности студента медицинского университета».
Данная дисциплина акцентирует внимание студентов на том, что в основе приобретения ими академических, социально-личностных и профессиональных компетенций лежит способность к овладению методами приобретения и осмысления знаний: современных взглядов на проблему конкурентоспособности; роли творческого саморазвития и творческой самореализации студента в формировании его конкурентоспособности; основных направлений формирования их конкурентоспособности.
Особое место в учебной дисциплине отведено изучению законов, принципов и правил творческого саморазвития и творческой самореализации человека как конкурентоспособной личности. К особенностям можно отнести стремление не столько дать готовые алгоритмы, сколько обратить внимание студентов на свой внутренний мир, на свои способности к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности.
С нашей точки зрения, предлагаемая учебная дисциплина «Основы формирования конкурентоспособности студента медицинского университета» может, прежде всего, удовлетворить «живой» интерес студенческой молодежи к проблеме творческого саморазвития конкурентоспособности их личности.
Для более успешного овладения данной учебной дисциплиной для студентов ВГМУ в 2018 году изданы методические рекомендации «Конкурентоспособность студента медицинского университета».
Таким образом, формирование конкурентоспособности студента способствует созданию в ВГМУ творческого информационно-образовательного пространства и рассматривается нами как условие успешной реализации модели «Университет 3.0».
Литература
1. Кройтор, С. Н. Высшее образование РБ в мировом контексте: проблемы повышения качества и конкурентоспособности / С. Н. Кройтор // Диалог цивилизаций в условиях глобальной экологической нестабильности : материалы Междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 24 мая 2012 г. / редкол.: А. И. Зеленков [и др.]. - Минск : БГУ, 2013. - С. 361-364.
2. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность личности в парадигме инно-вационного педагогического менеджмента / В. И. Шаповалов // Ярослав. пед. вестн. - 2003. - № 4. - С. 113-119.
3. Алексеев, Ю. Г. Университет 3.0: методические подходы к управлению научно-инновационным развитием / Ю. Г Алексеев, Н. А. Дудко // Цифровая трансформация. - 2018. - № 3 (4). - С. 14-19.