УДК 338.012
doi:10.52210/2224669X_2023_3_195
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
С.М. Калатанова
Аннотация. В статье рассматривается вопросы повышения качества процессов реализации инвестиционно-строительных проектов на основе совершенствования системы мониторинга и контроля. В сегодняшних условиях особо значимую роль в социально-экономическом развитии страны занимает инвестиционно-строительная деятельность. Нереализованные инвестиционно-строительные проекты оказывают негативное воздействие на инвестиционную привлекательность строительных объектов и конкурентоспособность организаций строительного комплекса. Последствия в виде объектов незавершенного строительства, «долгостроев», банкротства застройщиков и организаций строительного комплекса свидетельствуют о необходимости совершенствования системы мониторинга и контроля качества процессов инвестиционно-строительных проектов, которая является одним из важнейших элементов управления деятельностью участников инвестиционно-строительной деятельности для реализации инвестиционных проектов. Совершенствование системы мониторинга и контроля качества процессов реализации инвестиционно-строительных проектов служит одним из внутренних инструментов участников инвестиционно-строительной деятельности для реализации инвестиционных проектов.
Ключевые слова: инвестиционно-строительный проект, мониторинг, контроль качества, процессы.
IMPROVEMENT OF THE MONITORING AND QUALITY CONTROL SYSTEM FOR THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS
S.M. Kalatanova
Abstract. The article discusses the issues of improving the quality of investment and construction projects implementation processes on the basis of improving the monitoring and control system. In today's conditions, investment and construction activities play a particularly significant role in the socio-economic development of the country. Unrealized investment and construction projects have a negative impact on the investment attractiveness of construction sites and the competitiveness of construction complex organizations. The consequences in the form of unfinished construction projects, «long-term construction», bankruptcy of developers and organizations of the construction complex indicate the need to improve the
system of monitoring and quality control of investment and construction projects processes, which is one of the most important elements of managing the activities of participants in investment and construction activities for the implementation of investment projects. Improvement of the system of monitoring and quality control of investment and construction projects implementation processes serves as one of the internal tools of participants in investment and construction activities for the implementation of investment projects.
Keywords: investment and construction project, monitoring, quality control, processes.
Инвестиционно-строительная деятельность является основой социально-экономического развития страны. Однако развитию способствует именно та деятельность, в результате которой достигаются цели инвестиций в форме капитальных вложений, а именно - реализация проектов по строительству, реконструкции, вводу объектов капитального строительства в эксплуатацию, создание основных средств, активов, новых рабочих мест или получения иного полезного эффекта.
В случаях, если цели инвестиционно-строительной деятельности не достигнуты, появляются объекты незавершенного строительства (ОНС), «брошенные объекты», «долгострои» (строятся более 5 лет), а также происходит банкротство участников и другие негативные имущественные, экономические и социальные последствия. Указанные проблемы оказывают негативное влияние на инвестиционную привлекательность строительных проектов, инвестиционный климат, конкурентоспособность организаций строительного комплекса и строительной отрасли в целом.
Особенностью инвестиционно-строительной деятельности является сложная система экономических и производственных отношений многочисленных участников, различных подходов к процессам управления деятельностью предприятий, управлению процессами реализации инвестиционно-строительных проектов, строительным производством и др.
Составляющие инвестиционно-строительную деятельность инвестиционно-строительные проекты (ИСП) представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, направленные на создание объектов капитального строительства с установленными объемами и сроками капитальных вложений, а также заданными параметрами качества объектов капитального строительства. Участ-
ники ИСП одновременно могут участвовать в реализации нескольких самостоятельных проектов.
Инвестиционно-строительные проекты содержат цели, обоснование экономической целесообразности, объем, сроки капитальных вложений и перечень практических действий по их реализации, проектную документацию.
Проектная документация, состоящая из текстовой и графических частей, содержит технические и иные решения, обосновывающие их расчёты, проектные характеристики объектов капитального строительства, исходные данные для проектирования.
Управление ИСП основывается на проектом подходе и включает в себя следующие группы процессов: инициации проекта, планирования, организации исполнения, мониторинга и контроля, закрытия проекта.
Следует отметить, что каждый ИСП имеет жизненный цикл, состоящий из совокупности четырех последовательных фаз: концепции, разработки (планирование и проектирование), реализации (строительство) и завершения (ввод в эксплуатацию). Объект капитального строительства также имеет жизненный цикл, определенный в ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», как состоящий из временных периодов, в течение которых осуществляются инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, снос [1].
Этапы реализации проекта по строительству установлены в ст. 5.2. Градостроительного кодекса РФ и могут состоять из пяти этапов:
- приобретение прав на земельный участок;
- получение необходимых сведений, документов и материалов;
- инженерные изыскания и осуществление архитектурно-градостроительного проектирования;
- строительство, реконструкция и ввод объекта в эксплуатацию;
- государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект капитального строительства [2].
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российский Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предоставляет участникам
инвестиционной деятельности свободу выбора механизмов участия инвестора и заказчика в реализации инвестиционных проектов [4].
Инвесторы, как правило, не участвуют в управлении инвестициями при реализации инвестиционно-строительных проектов. Уполномоченным инвестором лицом на реализацию инвестиционных проектов является заказчик, который не вмешивается в предпринимательскую и (или) иную деятельность других участников инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Основным документом, определяющим права и обязанности участников ИСП и регулирующим производственно-хозяйственные отношения, является договор (контракт). Действующее законодательство об инвестиционной деятельности не запрещает субъектам совмещение нескольких функций в одном лице, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними [4], а гражданское законодательство предусматривает право на заключение договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами [3]. В таком случае договоры могут носить смешанный характер, совмещая, например, условия инвестиционного договора (права и обязанности по управлению инвестициями) и договора подряда. Предмет и условия конкретного договора, а также функции субъектов инвестиционно-строительных проектов определяются условиями заключаемых между ними договоров.
Основным практическим инструментом регулирования инвестиционно-строительных правоотношений между участниками являются договоры подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договоры строительного подряда.
Ст. 750 и 762 Гражданского кодекса РФ предусматривают тесное сотрудничество подрядчика и заказчика в договоре строительного подряда; в договоре на проектные и изыскательские работы - обязанность заказчика оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ [3].
Договор подряда является одним из основных инструментов регулирования правоотношений, а сотрудничество и содействие -формами эффективного экономического механизма взаимодействия и поддержки при реализации процессов для достижения целей инвестиционно-строительной деятельности.
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Таким образом, процессы реализации ИСП регулируются нормами ряда нормативных правовых актов, регламентирующих различные виды деятельности. При реализации ИСП осуществляется управление деятельностью участников ИСП, содержанием проекта строительства, сроками, стоимостью проекта, качеством, трудовыми ресурсами, рисками строительного проекта, закупками, безопасностью, воздействием строительного проекта на окружающую среду, претензиями.
Недостаточность контроля над объектом вложений является характерным риском для инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Достижение целей инвестиций зависит от компетентного поведения всех участников ИСП. В основе успеха ИСП находятся рыночные механизмы, свобода договора и экономическая эффективность инвестиций.
Что включают в себя процессы реализации ИСП? Основываясь на определении процесса, содержащемся в ГОСТ ISO 9000-2011 [8], процессы реализации ИСП предлагается определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы, направленных на достижение целей ИСП.
Процессы реализации ИСП по видам деятельности в рамках ИСП представлены автором в форме классификации по критериям, позволяющим с использованием комплексного подхода обозначить архитектуру (систему) процессов инвестиционно-строительного проекта (таблица 1).
Мониторинг и контроль качества процессов реализации ИСП является одним из элементов управления инвестиционно-строительной деятельностью и охватывает все стадии жизненного цикла ИСП: от концепции до ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Основной задачей системы мониторинга и контроля качества процессов реализации ИСП является обеспечение условий достижения целей инвестиционно-строительной деятельности.
В функции мониторинга и контроля входят прогнозирование, предупреждение, выявление и недопущение нежелательных тенденций, которые могут оказать негативное влияние на процессы реализации ИСП, а также осуществление корректирующих действий.
Таблица 1
Классификация процессов реализации ИСП
№ Критерии Виды процессов
1 По этапам проектного подхода Процессы инициации проекта Процессы планирования Процессы организации исполнения Процессы мониторинга и контроля Процессы закрытия проекта
2 По функциям основных участников Процессы заказчика Процессы застройщика Процессы технического заказчика Процессы генерального проектировщика Процессы генерального подрядчика
3 По этапам жизненного цикла проекта Процессы разработки концепции Процессы планирования и проектирования Процессы реализации (строительство) Процессы завершения (ввод в эксплуатацию)
4 По этапам жизненного цикла объекта капитального строительства Процессы организации и проведения инженерных изысканий Процессы организации и осуществления архитектурно-строительного проектирования Процессы осуществления строительства Процессы эксплуатации Процессы реконструкции Процессы капитального ремонта Процессы сноса
5 По этапам реализации проектов по строительству Процессы приобретения прав на земельный участок Процессы получения необходимых сведений, документов, материалов Процессы выполнения инженерных изысканий Процессы архитектурно-строительного проектирования Процессы строительства, реконструкции объекта капитального строительства Процессы ввода в эксплуатацию Процессы подготовки к постановке на государственный кадастровый учет и (или) осуществлению государственной регистрации прав
6 По объектам управления Управленческие процессы Технологические процессы Производственные процессы Финансово-экономические процессы Правовые процессы Процессы взаимодействия Иные процессы
Совершенствование системы мониторинга и контроля качества процессов реализации инвестиционно-строительных проектов может являться одним из внутренних инструментов инвесторов и заказчиков инвестиционно-строительной деятельности для достижения целей инвестирования, снижения количества ОНС, «брошенных объектов» и «долгостроя».
Автором предлагается следующее определение понятия «мониторинг реализации ИСП»: это процесс наблюдения за сложной системой экономических и производственных отношений различных ее участников, процессов реализации ИСП, процессов управления деятельностью предприятий, управления процессами реализации инвестиционно-строительного проекта и строительным производством, управления качеством, в целях предупреждения нежелательных тенденций, которые могут оказать влияние на достижение целей инвестирования и дальнейшего контроля за их развитием в целях недопущения негативных последствий для реализации ИСП.
В рамках исследования вопросов совершенствования системы мониторинга в многофункциональной системе реализации ИСП, которая объединяет самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, можно сделать вывод о том, что наряду с комплексом факторов внешней и внутренней среды организаций, необходимо учитывать комплекс факторов внутренней и внешней среды реализации ИСП. При этом внутренняя среда реализации ИСП формируется всеми ее участниками, их взаимодействием между собой и участием в процессах реализации ИСП, в том числе в осуществлении мониторинга и контроля качества.
Сложность мониторинга определяется спецификой внутренней и внешней среды организации, высокими требованиями к содержанию и качеству отслеживаемых показателей [12].
Недостаточная разработанность основных экономических, организационных и управленческих вопросов, возникающих на всех этапах реализации ИСП [10, с. 5] оказывает влияние на проведение мониторинга и контроля качества процессов ИСП.
Инвестиционно-строительные проекты объединяют инвестиции, участников (инвестор, заказчик, застройщик, технический заказчик, генеральный проектировщик, генеральный подрядчик, подрядчики и т.д.), ресурсы, компетенции, технологии в целях создания
основного капитала, активов, объектов капитального строительства различного назначения. Финансирование ИСП может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и (или) частных инвестиций.
Результат работ отдельных участников ИСП не является самодостаточной ценностью для инвестора до того времени, пока в результате их объединения не будут достигнуты цели ИСП.
Рассмотрим одно из негативных последствий нереализованных ИСП - незавершенное строительство, которое является важной и сложной темой для инвесторов, государства и экономики страны в целом.
Счетная палата РФ посвятила в 2020 г. выпуск Бюллетеня теме незавершённого строительства [7] (таблица 2).
Таблица 2
Анализ динамики изменения объема и количества объектов незавершённого строительства на федеральном и региональных уровнях
Период Объем вложений в ОНС, млн. руб. Количество ОНС, ед. Количество «брошенных объектов», ед. Количество «долгостроя», ед.
2018 г. 4 046 305,9 62557 4317 3330
2019 г. 3 881 093,0 63918 4323 3377
2019/2018 гг. -4,1 % 2,2 % 0,1 % 1,4 %
Источник: [7]
По итогам 2019 г. общий объем вложений в объекты незавершённого строительства по главным распорядителям средств федерального бюджета и субъектам РФ составил 3,9 трлн руб. Общее количество ОНС составило 63,9 тыс. объектов, «брошенных объектов» - 4,3 тыс. объектов, «долгостроя» - 3,4 тыс. объектов.
Незавершенное строительство объектов, финансирование которых осуществлялось за счет частных инвестиций, также оказывает существенное влияние на развитие инвестиционно-строительной деятельности, привлекательность для инвесторов и конкурентоспособность организаций инвестиционно-строительного комплекса.
Однако открытой статистики по ним недостаточно. Единый реестр проблемных объектов, реестр недобросовестных застройщиков и информация о банкротствах застройщиков свидетельствуют о существующей проблеме.
В целях решения проблемы незавершенного строительства Градостроительный кодекс РФ дополнен главой 6.5, регламентирующей вопросы отнесения ОНС, строительство, реконструкция которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, к незавершенным объектам капитального строительства [2]. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2022 г. № 1295 утверждено положение о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства [4].
Создан федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства. Предусмотрено ведение регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства, включающего объекты, строительство, реконструкция которых осуществлялось полностью или частично за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
В 2022 г. распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Стратегия зафиксировала следующие вызовы: несовершенство законодательно установленной системы регламентации этапов жизненного цикла объекта капитального строительства и низкий уровень цифровизации участников градостроительной деятельности. Нормативная правовая база системы технического регулирования в настоящее время характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства [6].
Вопрос обеспечения участниками ИСП качества процессов реализации в условиях текущей экономической ситуации и вызовов, стоящих перед строительной отраслью, приобретает особую важность для повышения конкурентоспособности продукции, инвестиционной привлекательности предприятий-участников и строительных проектов.
Любой ИСП направлен на достижение цели и представляет собой множество взаимосвязанных процессов, выполняемых в установленный срок для достижения уникальных результатов. Любой ИСП имеет свой жизненный цикл и при этом каждый их них - уникален. Уникальность - это характеристика не только проекта, но и участников ИСП.
Единые теоретические подходы к качеству процессов, теория взаимосвязи различных процессов Дж. Джурана из семи «М» - факторов качества процессов: люди (Men), машины (Machine), материал (Material), метод (Method), управление (Management), измерения (Measurement) и окружающая среда (Milieu) - позволяют сделать вывод, что при стратегическом управлении качеством в фокусе внимания должны быть процессы экономических отношений [11].
Правило Э. Деминга «85/15»: ответственность за 85 % проблем, возникающих в работе процесса, ложится на управляющего процессом [11]. Таким образом, необходимо выявлять факторы, неподдающиеся измерению, в целях управления качеством процесса.
Стейкхолдеры (участники ИСП) участвуют на определенных этапах жизненного цикла проекта и принимают обязательства, обусловленные, как правило, подрядными договорами. Их роли по отношению к результату ИСП различны, как различны и подходы к системе менеджмента качества и управлению внутри компаний.
Система менеджмента качества (СМК) организаций инвестиционно-строительного комплекса способствует обеспечению конкурентоспособности и удовлетворенности потребителя [9]. Однако в условиях цифровизации СМК потребуют применения инновационных методов менеджмента качества и принципов новой управленческой парадигмы для формирования «ответственного менеджмента качества», обладающего «открытым» качеством на основе разделяемой ответственности за принимаемые управленческие решения [13].
Реализация принципов проектного и системных подходов к мониторингу и контролю качества процессов ИСП требует общих правил, предъявляемых к различным участникам ИСП, имеющим различные экономические интересы по отношению к результату проекта, «субъективные жизненные циклы», подрядные договоры и условия конфиденциальности.
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Результатом исследования является предложение по совершенствованию экономического механизма достижения целей ИСП, предусматривающего создание заказчиком ИСП (также в случае, если заказчиком является инвестор) стандарта мониторинга и контроля качества процессов реализации инвестиционно-строительных проектов. Данный стандарт организации-заказчика будет направлен на совершенствование системы менеджмента качества всех процессов ИСП, и будучи предусмотренным к применению условиями договоров, станет обязательным для применения всеми участниками и будет встроен в схему взаимодействия всех участников ИСП.
Применение стандарта заказчика ИСП будет способствовать выстраиванию отношений в создании СМК, принятию более эффективных решений, взаимоувязанности действий, повышению уровня доверия, успешной реализации ИСП.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г. № 85-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 5.
2. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред от 13 июня 2023 г. № 240-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г. № 295-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 28 декабря 2022 г. № 569-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
5. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2022 г. № 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/405011571/ (дата обращения: 23.03.2023).
6. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» // СПС «Консультант Плюс». URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _430333/f62ee45f-aefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 23.03.2023).
7. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также хода исполнения соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 2019 год и истекший период 2020 года» (с учетом информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации) // Бюллетень Счетной палаты. 2020. № 11 (276).
8. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
9. Грахов В.П. и др. Теория и практика управления инвестиционно-строительной деятельностью. Ижевск, 2022.
10. Гущина Ю.В. Инновационный подход в управлении эффективностью инвестиционно-строительных проектов. Волгоград, 2019.
11. Окрепилов В.В. Эволюция качества. СПб., 2008.
12. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта, 2008.
13. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш., Маколов В.И. Векторы развития СМК при переходе к индустрии 4.0 // Стандарты и качество. 2018. № 8 (974).
С.М. Калатанова
аспирант
Научно-исследовательский центр информатизации
Министерства иностранных дел Российской Федерации
E-mail: [email protected]