СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Проанализированы опыт совершенствования отрасли в интересах обеспечения экономической безопасности развивающихся и развитых стран, система противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств и методы контроля за оборотом.
Ключевые слова: мировой фармацевтический рынок, совершенствование устойчивого развития отрасли, экономическая безопасность, фальсифицированные лекарственные средства.
Повышению конкурентоспособности фармацевтической отрасли мешает рост фальсифицированной продукции на фарм. рынке, что свидетельствует о неэффективности существующей системы контроля качества и безопасности лекарственных средств.
Практически беспрепятственная реализация ФЛС на российском рынке возможна вследствие ряда причин:
• отсутствия в Российской Федерации государственной стратегии взаимодействия государства и бизнеса в сфере борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами. Необходимость выработки такой стратегии является принципиальной рекомендацией ВОЗ в данной области. Согласно этой рекомендации, каждая страна должна разработать комплексный план действий, охватывающий все заинтересованные стороны: правительство, фарм. промышленность, импортеров и дистрибьюторов лекарственных средств, специалистов здравоохранения, потребителей, международные и неправительственные организации;
• несовершенства механизма и практики координации федеральных органов исполнительной власти: Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Минэкономразвития, МВД, ФСБ, Роспатента, ФТС;
• отсутствия адекватной нормативно-правовой базы. Законодательством не предусмотрена уголовная и административная от-
ветственность за производство, изготовление, хранение и распространение фальсифицированных и некачественных лекарственных средств, особенно в случаях, когда эти деяния повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан;
• отсутствие у органов государственной власти, оптовых покупателей, потребителей доступа к информации о производителях ФЛС, а также о возможных идентифицирующих признаках данной продукции;
• низкого уровня доходов населения;
• неэффективного таможенного контроля;
• недостаточности демпинговых и антидемпинговых мер;
• отсутствия должного дорыночного контроля.
Анализ комплекса причин существования и развития преступности в сфере оборота ЛС позволяет определить принципы, которые должны быть положены в основу экономического механизма противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств [1].
К этим принципам следует отнести:
• необходимость взаимодействия рыночного и государственного механизмов регулирования сферы оборота ЛС, в котором государственный механизм должен играть определяющую роль;
• адекватность организационно-правовой базы реальному состоянию и тенденциям развития сферы оборота ЛС как сектора потребительского рынка;
• приоритетность социально-экономического значения нейтрализации оборота ФЛС;
• поиск экономических, рыночно ориентированных мер противодействия обороту фальсифицированных ЛС;
• повышение заинтересованности всех субъектов фармацевтического рынка в противодействии обороту фальсифицированных лекарств.
Реализация данных принципов возможна, на наш взгляд, лишь при условии проведения комплекса мероприятий в целях совершенствования существующей системы государственного регулирования сферы оборота ЛС.
Исходным пунктом должно стать научно-методическое обеспечение стратегического планирования развития данной сферы, которое соответствовало бы экономическим закономерностям ее развития и социальным целям функционирования [2].
Учитывая реальные тенденции формирования фарм. рынка в России и его социальную значимость, целесообразно разработать и реализовать целевую комплексную программу развития негосударственного сектора сферы обращения ЛС, которая будет отвечать требованиям комплексности и межведомственности мер по устранению организационно-экономических факторов фальсификации ЛС. Программа должна четко определять организационные, технические и финансовые условия для ее реализации, что будет способствовать повышению степени исполнения законов, эффективности правоприменительной практики в нейтрализации оборота фальсифицированных ЛС.
Учитывая состояние современного фармацевтического рынка в России и причины фальсификации ЛС, следует сделать вывод, что противодействие обороту фальсифицированных ЛС посредством совершенствования государственного контроля будет иметь скорее негативные, чем позитивные результаты без предложения альтернативы фальсифицированных ЛС.
Основными направлениями структурной перестройки сферы обращения лекарственных средств должны стать:
• развитие производства отечественных субстанций, сокращение производства устаревших дженериков, разработка и производство отечественных оригинальных препаратов;
• запрет лоточной торговли, сокращение числа дистрибьюторов;
• сокращение безрецептурного сегмента рынка.
Совершенствование государственного контроля в сфере оборота лекарственных средств должно основываться на изучении внутренних закономерностей, происходящих в данной сфере, на анализе причин и последствий экономического поведения субъектов фарм. рынка и вести к минимизации индивидуальной ожидаемой полезности от нелегального поведения и к ее максимизации от поведения легального.
Существующая в России система противодействия обращению фальсифицированных лекарственных средств включает в себя несколько государственных органов и множество общественных организаций.
В то же время отсутствие общей концепции, разрозненный, иногда разнонаправленный характер мер противодействия в этой сфере приводят к тому, что:
• не ведется сбор и анализ обобщённой информации, относящейся к обороту фальсифицированных ЛС;
• отсутствует единая база данных о фирмах и лицах, занимающихся производством и распространением ФЛС.
До сих пор не принимают должного участия в защите потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции те, кому она также причиняет существенный ущерб: правообладатели и потребители. Основными причинами этого положения является то, что предприниматели:
• избегают официальной огласки фактов подделки своей продукции, опасаясь снижения объемов продаж;
• не в состоянии оценить реальный ущерб от фактов подделки и продажи их продукции третьими лицами, следовательно, не могут определить экономически допустимую сумму расходов на профилактику такого контрафакта;
• считают, что не зависимо от собственных усилий существующие государственные механизмы не позволяют эффективно обеспечить защиту правообладателя;
• в отдельных случаях стремятся получить сверхприбыль за счет выпуска неучтенной (контрафактной) продукции (сверх количества, разрешенного лицензиями, патентами, и т. п.).
В России в современных рыночных отношениях производство и распространение фальсифицированных лекарственных средств являются инструментом недобросовестной конкуренции, что наносит добросовестным предпринимателям большой экономический ущерб [3].
Причины существенного снижения эффективности противодействия обороту ФЛС следующие:
• усилия субъектов направлены не на источник изготовления ФЛС (т. е. на производителей ФЛС), а на фирмы, реализующие фальсификат;
• низкий уровень координации действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с ФЛС (МВД, органы прокуратуры, ФТС, ФАС, Роспатента, Роспотребнадзора, Ростехнадзора);
• некоторые полномочия указанных органов не обеспечены ресурсами (как материальными, так и трудовыми);
• отсутствие системности правового регулирования борьбы с контрафактом и фальсификатом;
• недобросовестность служащих контрольно-надзорных, лицензирующих, правоохранительных органов;
• низкая степень участия правообладателей в борьбе с оборотом контрафактной продукции.
Таким образом, в условиях распространения на российском потребительском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции в масштабах, представляющих серьезнейшую угрозу не только предпринимателям-правообладателям и потребителям, но и здоровью нации, экономической безопасности, а в конечном итоге и национальной безопасности, необходимо:
• разработать и принять национальную концепцию борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в интересах государства, производителей (правообладателей) и потребителей;
• на базе национальной концепции разработать и принять государственную программу борьбы с оборотом фальсифицированной продукции с приданием ей статуса национальной программы, предусматривающей план конкретных действий по следующим направлениям:
• совершенствование законодательного регулирования;
• организационное обеспечение;
• научно-методическое и образовательное обеспечение;
• стимулирование деятельности союзов объединений правообладателей, производителей и потребителей, а также саморегу-лируемых организаций профессиональных участников рынка товаров и услуг;
• определить федеральный орган государственной власти, ответственный за реализацию политики в сфере противодействия производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции и государственной программы борьбы с оборотом фальсифицированной продукции;
• разработать проекты федеральных законов о противодействии обороту фальсифицированной и некачественной продукции и иные нормативно-правовые акты;
• изучить и обобщить позитивный опыт субъектов Российской Федерации в борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции, разработать проект соответствующих системных мер и провести его апробацию в одном из федеральных округов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О дальнейшем совершенствовании деятельности полиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка: приказ МВД России от 2 марта 2002. — № 199.
2. О мерах по совершенствованию деятельности полиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг: приказ МВД России от 22 июня 1999. — № 456.
3. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ: http://www.roszdravnadzor.ru.
СОДЕРЖАНИЕ
Орловская Е.В.
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИИ.........................................3
Орловская Е.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ...............8
Бестужева И.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБОРОТУ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ..............................12
CONTENT
Orlovskaya E.V.
CURRENT CONDITIONS FOR PRIVATIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES...........................................3
The article deals with contemporary issues of privatization of industrial enterprises. It analyzed the results of privatization. Particular attention is paid to the characterization of a new stage of privatization of industrial enterprises.
Key words: privatization, conditions, rates, industry, economy.
Orlovskaya E.V.
IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK FOR PRIVATIZATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES.....................................................8