Совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях в контексте развития экспорта
сельскохозяйственной продукции Improvement of the state support for the agroindustrial complex at federal and regional levels in context development of export of agricultural products
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ «УРНА/1
УДК 332.14 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10120 Брик Анна Дмитриевна,
доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
Brick Anna Dmirtyevna, Associate Professor, Candidate of Legal Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunova — a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»
Плохотникова Галина Владимировна, доцент, кандидат экономических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
Plokhotnikova Galina Vladimirovna,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunova — a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»
Аннотация. В статье анализируется действующая система организационно-экономических преференций для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях, обосновываются направления развития механизма государственной поддержки хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса в контексте развития экспортного потенциала.
Summary. The article analyzes the current system of organizational and economic preferences for economic entities of the agro-industrial complex at the federal and regional levels, substantiates the directions of development of the mechanism of state support for economic entities of the agro-industrial complex in the context of the development of export potential. Ключевые слова: сельское хозяйство, Ростовская область, экономика, регион, развитие, агропромышленный комплекс.
Key words: agriculture, Rostov region, economy, region, development, agro-industrial complex.
Введение
В настоящее время Российская Федерация располагает возможностями для расширения присутствия хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса на мировом рынке. Факторы развития сельскохозяйственного экспорта в наибольшей мере -в силу объективных природно-климатических причин, - представлены в регионах Юга России, в частности, в Ростовской области [11]. При этом, нельзя не отметить тот факт, что на современном этапе потенциал интенсификации агропромышленного производства используется не в полной мере. Указанные обстоятельства закономерно актуализируют научные исследования, посвящённые оптимизации механизма государственного стимулирования сельскохозяйственного товаропроизводства Российской Федерации.
Методы
В процессе исследования применялись методы научной абстракции, группировки статистических данных, расчёта динамики показателей за период наблюдения, удельного веса элементов в совокупности, что позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов.
Результаты и обсуждение
Меры господдержки АПК в РФ достаточно разнообразны. В отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей действует единый сельскохозяйственный налог, взимаемый по ставке 13 %, что значительно ниже уровня налогообложения хозяйствующих субъектов, функционирующих на общем режиме налогообложения. Также сельхозтоваропроизводители РФ имеют право на лизинг техники на льготных условиях, использование сниженных тарифов для перевозки грузов железнодорожным транспортом. Важным элементом системы государственной поддержки АПК является льготное кредитование, осуществляемое в форме субсидирования за счёт средств федерального бюджета части процентной ставки по привлекаемым сельхозтоваропроизводителем кредитам.
В субъектах Российской Федерации действует собственный инструментарий стимулирования аграрной отрасли. Финансирование данных форм региональной государственной поддержки осуществляется субъектами РФ самостоятельно, за счёт средств собственных бюджетов. Муниципальная поддержка аграрного производства в РФ не получила широкого развития в силу ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов.
Свод действующих и предлагаемых авторами организационно-экономических преференций для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях представлен в таблице 1 [4-10].
Таблица 1 - Свод органташюнно-экономическнх преференций для хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях.
Вид преференции Обоснование эффективности
Оощефедеральные
Государственная гарантия выкупа доли урожая* Российская Федерация в лице Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) осуществляет выкуп части урожая у сельскозтоваропроиз-воднтелей, на основе заключенных средне- и долгосрочных договоров по согласованным ценам. Реализация данного механизма позволяет: Правительству РФ -формировать план закупок в Росрезерв (как на год, так и на более длительный срок),, с учётом возможностей федерального бюджета: - на основе утверждённого н опубликованного плана закупок определять приоритетные сельхозкультуры, с учётом климатических и природно-географнческих особенностей регионов; сельхозтоваропроизводителям - планировать свою экономическую деятельность на определённый период, иметь гарантированный рынок сбыта продукции
«Налоговые каникулы» в отношении федеральных налогов: водного и единого сельскохозяйственного на два налоговых периода* Предоставление сельхозтоваропроизводителям права на использование отсрочки по уплате единого сельскохозяйственного и водного налогов в бюджетную систему позволяет: улучшить обеспечение сельхозтоваропроизводителей оборотными средствами, что позитивно отразится на их финансовой устойчивости; сократить сроки окупаемости реализуемых сельхозтоваропроизводителями инвестиционных проектов; повысить рентаоельность капиталовложений.
Льготные тариф на транспортировку сельскохозяйственной продукции (в т ч. зерна) железнодорожным транспортом Снижение затрат сельхозтоваропроизводителей на перевозку зерна и других видов продукции железнодорожным транспортом, усиление конкурентоспособности зерновых трейдеров РФ на мировом рынке; стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции российского производства
Предоставление сельхозтоваропроизводителям дешёвых кредитных ресурсов Сокращение финансовых издержек сельхозтоваропроизводителей, связанных с выплатой кредитов, займов и процентов по ннм> улучшение кредитного рейтинга, снижение требований к имуществу, предоставляемому в залог и поручите лям
Лизинг сельскохозяйственной техники на льготных условиях (по согласованию с АО *Росагролизинг») Сокращение финансовых издержек сельхозтоваропроизводителей, связанных с закупкой новой сельскохозяйственной техники.
Предоставление сельхозтоваропроизводителям дифференцированных понижающих коэффициентов в огноше кни тарифов на электрическую энергию (или субсидирование за счёт средств федерального бюджета части рас ходов сельхозтоваропроизводителей на электроэнергию)* Сокращение финансовых издержек сельхозтоваропроизводителей, связанных с оплатой потребляемой электроэнергии.
Региональные (Ростовская область)
Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям в порядке компенсации части расходов по закупке оросительных водных ресурсов; расходов на покупку электроэнергии, потребляемой объектами оросительной гидротехнической инфраструктуры* - в размере 50 % при выращивании приоритетных культур, включенных в перечень Минсельхоза РФ от фактических расходов, осуществлённых в текущем году в связи с оплатой стоимости оросительной воды (без учета НДС); - в размере 30 % от фактически понесённых в текущем году затрат на оплату электроэнергии используемой для поставки оросительной воды в целях полива овощных культур инлн картофеля, сахарной свеклы и 2 % при выращивании других сельхозкультур. Экономический эффект для сельхозтоваропроизводителей заключается в с ниже нии издержек по указанным направлениям.
Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям в порядке компенсации части расходов на текущий ремонт и планировку оросительных систем, расчистку кол-лекторно-дренажной сети Субсидии (до 70 %) от фактических расходов сельхозтоваропроизводителя) на следующие цели: оплата ремонтных работ; оплата разработки проекгно-сметной документации объектов гидротехнической инфраструктуры, обеспечивающей орошение земельных угодий; оплата материалов, труда персонала н др. связанного с бесперебойным функционированием объектов гидротехнической инфраструктуры. обеспечивающей орошение земельных угодий. Экономический эффект для сельхозтоваропроизводителей заключается в снижении издержек по указанным направлениям.
Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям в порядке компенсации части расходов на осуществление химических и почвовосстановительных мероприятий Субсидии на следующие цели: - в размере 70 % от фактических расходов сельхозтоваропроизводителя, связанных с покупкой и оплатой транспортировки фосфогнпса для осуществления мелиорирования солонцовых почв: - в размере 50 % от фактических расходов сельхозтоваропроизводителя, связанных с оплатой работ по мелиорированию солонцовых почв Экономический эффект для сельхозтоваропроизводителей заключается в снижении издержек по указанным направлениям
* - предлагаемые авторамп к реализации преференции
Заключение
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы: 1. Результаты научных исследований [1, 2, 3] подтверждают тот факт, что за период 20152020 гг сельское хозяйство Российской Федерации, в целом, и Ростовской области, в частности, демонстрирует устойчивую положительную динамику по объёму производства основных видов продукции. Подобная тенденция позволяет сформулировать вывод об эффективности организационно-экономических и административно-правовых мер,
реализуемых в контексте основных направлений государственной политики поддержки российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. По нашему мнению, не будет преувеличением зафиксировать достижение продовольственной независимости Российской Федерации по основным продуктам питания.
2. Субъекты Российской Федерации, в рамках имеющихся конституционных полномочий, реализуют собственные механизмы поддержки развития агропромышленного комплекса. В частности, в Ростовской области, в дополнение к имеющимся федеральным видам поддержки сельхозтоваропроизводителей, региональными нормативно-правовыми актами введены собственные, финансируемые за счёт средств бюджета Ростовской области и направленные, главным образом, на сохранение (восстановление) качественных характеристик земельных угодий. Реализация подобных мер особо актуальна в Ростовской области, сельское хозяйство которой, в силу действия природно-климатических факторов, имеет, преимущественно, растениеводческую специализацию.
3. Необходимость дальнейшего развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса РФ ставит новые задачи, среди которых, по нашему мнению, особое внимание необходимо уделить расширению доли российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на мировом рынке. Природно-климатический потенциал Российской Федерации позволяет хозяйствующим субъектам АПК осуществлять высокопродуктивную экономическую деятельность, обеспечивая потребности РФ в основных продуктах сельского хозяйства. При этом, одним из резервов отраслевого роста, является расширение объёма поставок продукции отечественного АПК на мировой рынок. С учётом сказанного, представляется необходимым на государственном уровне дополнить имеющийся механизм поддержки сельскохозяйственного производства новыми элементами, стимулирующими хозяйствующие субъекты к расширению экспорта. Подобными инструментами, по нашему мнению могу быть следующие: формирование специального гарантийного фонда, предоставляющего в установленном порядке за счёт средств федерального бюджета возмещение части затрат, связанных со страхованием сельскохозяйственной продукции при исполнении экспортных контрактов; содействие посредством экономических служб российских дипломатических представительств за рубежом, продвижению продукции отечественного АПК на мировом рынке; частичное субсидирование расходов российских хозяйствующих субъектов АПК, связанных с фрахтом кораблей для перевозки экспортной сельхозпродукции.
4. На региональном уровне имеются возможности для введения точечных мер стимулирования аграрного экспорта. Например, в Ростовской области целесообразно
использовать механизмы концессии и/или государственно-частного партнёрства для развития портовой инфраструктуры, позволяющей обеспечивать обслуживание современных судов класса река-море, что, в свою очередь, позволит расширить ассортимент эскпортируемой сельскохозяйственной продукции и сократит время её доставки потребителям.
Список литературы
1. Брик А. Д. Организационно-экономические и административно-правовые факторы стимулирования развития экономики Ростовской области / Брик А. Д., Плохотникова Г. В. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. №7. С. 13-16.
2. Брик А. Д. Продовольственная безопасность региона: состояние Ростовской области / Плохотникова Г. В., Брик А. Д. // В сборнике: Новые концептуальные подходы к решению глобальной проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 238-243.
3. Губачев В. А. Инвестиционная привлекательность и её влияние на конкурентоспособность сельского хозяйства региона / Губачев В. А. // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. 2017. С. 52-55.
4. Постановление Правительства Ростовской области №33 от 20 января 2012 г. «О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) на возмещение части затрат на приобретение и доставку фосфогипса для проведения химической мелиорации солонцовых земель и мелиоративную вспашку солонцов»
5. Постановление Правительства Ростовской области № 54 от 20 января 2012 г. «О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на текущий ремонт и планировку оросительных систем, расчистку коллекторно-дренажной сети»
6. Постановление Правительства РФ от 06.04.2019 №406 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна»
7. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2017 г. №1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом»
8. Приказ Минсельхоза России от 10.06.2019 №322 «Об определении объемов зерновых грузов, закупленных по цене не ниже предельных уровней минимальных цен на зерно урожая соответствующего года в целях проведения государственных закупочных интервенций, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации, на станции железных дорог которых осуществляются перевозки зерновых грузов железнодорожным транспортом»
9. Приказ Минсельхоза России от 16.08.2017 № 410 «Об утверждении порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заёмщиков, в реестр заемщиков, и исключения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и её реализацию, из реестра заёмщиков, а также форм документов, предусмотренных Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 т. №1528»
10. Приказ Минсельхоза России от 22.02.2018 г. №78 «Об утверждении Порядка определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации»
11. Ревунов Р. В. Повышение эффективности экономического комплекса Юга России / Ревунов Р. В., Дальченко Е. А. // Императивы, векторы, организационно-экономические решения / Саарбрюкен, 2016.