совершенствование системы формирования кадрового состава госслужащих с целью обеспечения национальной и экономической безопасности
improvement of the system of forming the cadre of civil servants in order to ensure national and economic security
В данной статье рассмотрена проблема формирования кадрового состава госслужащих в России. Освещена идея о том, что формирование кадрового состава госслужащих - первая ступень в противодействии коррупции.
и.в. белянина
К. э. н., доцент I.V. BELYANINA
PhD. In Economic sciences, assistant professor
а.с. Хрущева
Студентка 4-го курса Московского политехнического университета
a.s. khrushcheva
Fourth-year student of Moscow Polytechnic University
аннотация
_
abstract
The problem of organizing civil servants cadre in Russia is considered in this article. The authors suggest that the process of organizing civil servants cadre is the first step to corruption control.
ключевые слова
Коррупция, кадровый состав, госслужащие, государственный аппарат, образование, культура, этика. key words
Corruption, cadre, civil servants, education, state machine, culture, ethic.
Введение
Термин «коррупция» слышится нам с экранов телевизоров, кафедр университетов, интернет-ресурсов. Постоянные публикации в СМИ, интервью, статистика — мы все пытаемся понять причину отечественного порока — использование служебного положения в целях личной выгоды. Этот вопрос затрагивался веками, и было сделано уже немало научных исследований в области государственной службы. Но как влиять на коррупцию через кадровые процессы? Это актуальный вопрос современности. Множество законопроектов направлены на проверку уже созданного аппарата, уже нанятых служащих. Но какая система должна быть, чтобы изначально не зарождалось даже желание личного обогащения — тема, которая открыта для обсуждений на сегодняшний момент.
В центре внимания статьи — формирование кадрового состава государственных служащих. Новизна научной работы заключается в том, что мы предлагаем на этапе найма выявлять внутреннюю предрасположенность человека к личному обогащению, развитость чувства долга и уро-
, 489
труды ВЭО РОССИИ | 205 ТОМ_
вень патриотизма. Целью работы является разработка неких стандартов отбора чиновничества на современном этапе.
Перед данной работой стоят следующие задачи:
1) рассмотрение причин и последствий коррупции;
2) ознакомление со статистическими данными публикациями СМИ;
3) краткий анализ государственной службы за рубежом;
4) изучение современных тенденций РФ в области государственной службы;
6) освещение идеи, что формирование кадрового состава госслужащих — первая ступень противодействия коррупции;
7) резюмирование предложенных идей.
В ходе работы были использованы эмпирические методы исследования: описание, статистика, применены такие логические приемы, как анализ, обобщение, сравнение, изучены теоретические аспекты государственной службы, статистические данные и проанализирован зарубежный опыт.
Проблема коррупции остра в нашей стране, и ею задаются политики, чиновники, в особенности часто цитируют высказывания о коррупции Президента российской Федерации В.В. Путина и премьер-министра Д.А. Медведева. Дискуссии, связанные с коррупцией, активно проявили себя в конце XIX века в трудах таких великих ученых и публицистов, как В.О. Ключевский, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, В.Н. Ширяев. В работе были использованы и развиты идеи Г.Х. Попова, А.И. Владимирова, проанализированы данные, опубликованные научными журналами и информационными агентствами, такими как Росстат, «Известия», NovaInfo, Финмаркет, Talent Equity Institute.
В законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации используются в основном меры по профилактике коррупции и контролю за доходами/расходами. В данной статье упор делается на формирование кадрового состава госслужащих. Российская Федерация нуждается в чиновниках, обладающих патологической честностью, моралью и патриотизмом.
1. История КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Обратимся к истории нашего государства. Первые упоминания о взятке зафиксированы в Двинской уставной грамоте, своде правил XIV века. Одна из статей грамоты гласит о том, что наместник не имеет права отпускать преступника за взятку. Внимание взяточничеству уделено и в Псковской Судной грамоте1 (1467), Новгородской Судной грамоте (1470-е), Судебнике (1497)2. Эти своды законов провозглашали борьбу с бесчисленными проявлениями коррупции. До 1715 года чиновники не имели официального жалованья, и их финансовое благосостояние было обеспечено подношениями. После 1715 года Петр I установил фиксированные выплаты, после чего получение подношений было запрещено. Однако жизнь тогда была не из легких, частые войны, постоянная борьба за власть и перекраивание территорий не оставляли почти ничего в государственной казне. Поэтому чиновникам пришлось вернуться к старому доброму «кормлению», чтобы хоть как-то себя обеспечить. Наша культура пропитана артефактами того, что на
1 Братановский С.Н. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений. М.: Новая правовая культура, 2011, № 11. С. 23-31.
2 Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2013. — 273 с.
Руси процветало мздоимство и лихоимство. Достаточно взглянуть на литературные произведения классиков или пословицы. Например, «рука руку моет», «всяк подьячий любит калач горячий», «закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Н.В. Гоголь (1809-1852) в своих произведениях «Мертвые души», «Ревизор» обличал тему взяточничества. Подкупность на протяжении истории была присуща чиновничеству.
В настоящее время под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды...». Общедоступный вариант определения коррупции предложен ООН — «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды».
Какие факторы подпитывают коррупцию? В научной литературе выделяют ряд причин, которые изложены ниже:
1. Реальная роль государственного механизма
Чрезмерная роль государства в жизни общества. Излишняя регламентация, приводящая к обструкциям в деятельности и стремлениях социума.
2. Дисбаланс ветвей власти
Несовершенство системы сдерживания и противовесов, представленной исполнительной, законодательной и судебной властью. Препятствия для выработки единой долговременной политики и претворения ее в жизнь. Частая смена одних идей другими.
3. Деградация мотивов и ценностей людей
/ П у
П- 7 /
Трансформация ценностей людей. Занятие запрещенной законом деятельностью, отсутствие авторитетов. Абсентеизм, дистанцирование от проблем государства, уход в теневую экономику, криминализация общества.
4. Номенклатурно-олигархический путь1
Характерен для российского государства как способ перехода от социализма к демократии.
Распределение собственности не по справедливости, а по сферам влияния. Сохранение плотной олигархической прослойки в обществе.
Обратим внимание, что три причины из четырех затрагивают преимущественно органы государственной власти, политические и экономические элиты. Почему опасна коррупция в органах государственной власти? Потому что основной задачей государства является обеспечение благосостояния граждан, а обманывать граждан — бесчестно и низко.
Использование ресурсов не по назначению не имеет положительных результатов. Ознакомимся со списком последствий личного обогащения для экономики:
1) разрушение рыночного механизма;
2) использование методов недобросовестной конкуренции;
3) нерациональное использование ресурсов и денежных средств;
4) увеличение доли людей, занятых в теневой экономике;
5) отсутствие прозрачных условий для развития честного малого и среднего бизнеса;
6) неэффективная защита прав собственников;
7) снижение инвестиционной деятельности (как следствие безработица).
1 Попов Г.Х. О коррупции в постиндустриальном обществе// Наука и жизнь. 2010. № 3.
2. данные статистики и сМи о коррупции в органах государственной власти РФ
Проанализируем статистические данные о коррупции в россии. Согласно рейтингу стран в 2016 году по уровню коррупции россия занимает 136-ю строчку из 174. Лидерами рейтинга стали дания, Новая Зеландия и Финляндия. Похожие данные отражены и в таблицах индекса восприятия коррупции 2016 года, где лидируют те же страны, а россия занимает 131-ю строчку.
В рейтингах Российская Федерация соседствует с такими странами, как Ливан, Нигерия, Коморские Острова. Таким образом, страна с богатейшей историей, обеспеченная недрами, по уровню коррупции располагается среди стран третьего мира.
В соответствии с данными, опубликованным Ассоциацией адвокатов России за права человека, обращение граждан с жалобами на коррупцию в судах выросло до 77,5% в период с 1 сентября 2015 года до 31 августа 2016 года. В прошлый отчетный период жалобы по данной причине составляли 61,25%. Мы прослеживаем тенденцию к повышению данного показателя.
Информационное агентство «Финмаркет» опубликовало сообщение начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русецкого А.Е. о коррупционных преступлениях в правоохранительных органах: «В 2015 году за преступления коррупционной направленности осуждено 1305 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел — 846, органов ФССП — 164, органов ФТС — 57, органов ФСКН — 41, органов ФСБ — 4». Генеральный прокурор России Юрий Чайка в апреле 2016 года сообщил, что в 2015 году около тысячи чиновников уличены в коррупционной деятельности и должны понести уголовное наказание. Отмечен рост взяточничества на 13%. В первое полугодие 2016 года Генпрокуратура отмечает рост преступлений коррупционной направленности еще на 5%.
Статистика приведена не для того, чтобы заявить о безнадежности и бедственном положении, а скорее в подтверждение того, что началась активная деятельность по
противодействию, которая находит отражение в официальных отчетах и документах.
Это положительная тенденция, которая подкрепляет основные предложения, изложенные в данной статье.
3. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией и меры, предложенные Российской Федерацией
Обсуждая противостояние коррупции, нельзя не обратиться к опыту Сингапура. Первым делом лидер Сингапура, Ли Куан Ю, ограничил возможности для существования и распространения коррупции. Был создан отдельный независимый орган, призванный бороться с коррупцией, который также был наделен особыми полномочиями. Плотно занялись упрощением процедуры ведения расследований, анализом законодательной базы и устранением в ней всех двусмысленностей и неточностей. Законы, регламентирующие противодействие коррупции, и процедуры расследований стали прозрачными и понятными. Борьба началась с высших эшелонов власти беспристрастно даже к своим единомышленникам, соратниками, друзьями и родственникам. Произошло повышение заработной платы сингапурских чиновников для нейтрализации желания обогащаться за чужой счет. В настоящее время правительство ежегодно пересматривает должностные ставки, которые составляют 80% среднего дохода менеджеров высшего разряда1.
Что касается формирования кадрового состава госслужащих, то и тут провелись значительные работы. Сингапур выбрал принципом управления меритократию. При мери-
1 Ю Ли Куан. Из третьего мира — в первый. История Сингапура (1965 -2000). — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 576 с.
тократии возможность занять руководящий пост определяется компетентностью, способностями и заслугами, а не происхождением и заработком. Кстати, то же характерно и для Китая. В отличие от других стран, рекрутинг в Китае зародился не при подборе на военную службу, а при подборе государственных служащих. Издревле считалось, что править государством должны только самые светлые высоконравственные умы и талантливые личности.
В начале 1950-х годов в Сингапуре была создана комиссия по вопросам государственной службы. Комиссия состояла из граждан, которые ранее не занимали должностей на государственной службе, это были незаинтересованные лица, что обеспечило независимость органа от органов государственной власти. На него были возложены следующие функции:
1) назначение служащих на высшие государственные посты;
2) контроль над деятельностью комитетов по персоналу, которые занимаются назначениями в административную службу;
3) разрешение конфликтных ситуаций, связанных с назначениями на государственные посты;
4) координация программы партнерского управления, которая должна привлекать выдающуюся молодежь к государственной службе;
5) контроль за соблюдением дисциплины в государственном аппарате.
Основой отбора кадров стала модель компетенций HAIR (Helicopterview, Analysis, Imagination, Reality), показатели ориентации на достижение и лидерства. Детальную расшифровку модели компетенций можно увидеть в таблице 1.
Глядя на модель компетенций сингапурского чиновника, следует сделать вывод, что современный чиновник — это эффективный и добропорядочный менеджер.
Таблица 1
Модель компетенций HAIR1
Компетенция Описание
Модель компетенций HAIR Взгляд «с высоты птичьего полета», смотреть наперед и предугадывать последствия, видеть корень проблемы; Аналитические способности; Воображение и креативность, для создания инновационных управленческих решений; Чувство реальности, умение оценить реальность придуманных инновационных управленческих решений
Лидерство Способность мотивировать других; Делегирование; Коммуникации и консультирование
Ориентация на достижение Высокая мотивация достижения; Решительность; Социально-политическая чувствительность (тактичность, толерантность)
В Англии и во Франции государственная служба опирается на традиции и культуру своих государств. В этих странах до сих пор действует веками созданная система образования госслужащих. Чиновничество в Соединенном Королевстве представляет собой закрытое сословие с особыми правилами и системой подготовки. Антикоррупционное законодательство действует в Англии с 1906 года.
В США в средине XX века начали активно использовать полиграф для проверки предпринимателей и государственных служащих. Практика применения полиграфа в Америке
1 Журнал Talent Equity Institute Сингапур: государство как успешная корпорация.
/ по
п-7 Г1
используется при трудоустройстве или трудовых конфликтах, но при этом четко определены правила, когда можно и нельзя применять психофизиологические тестирования. Четкие правила позволяют одновременно защитить права неповинных служащих и дают право воспользоваться полиграфом при наличии веских причин. Применение полиграфа в структуре государственной власти позволяет защитить аппарат от проникновения в него недобросовестных лиц, а также противостоять коррупционным и иным противоправным действиям. Полиграф выступает негласным регулятором и заставляет служащих думать, прежде чем делать, зная, что они могут подвергнуться проверке на полиграфе.
Меритократия и модель компетенций Сингапура, психофизиологические тестирования США, опора на традиции в Англии и Франции — все это механизмы, затрагивающие мировоззренческую, нравственную, идеологическую сторону. Мировой опыт показывает, что служба своему народу и государству, чувство ответственности и долга являются главными союзниками закона, права и других практических инструментов в борьбе с коррупцией.
4. современные тенденции Российской Федерации в области государственной службы
В Российской Федерации, как и во многих странах Запада, существует Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Требования кодекса частично дублируют 18-ю статью Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ и имеют незначительные дополнения. Много внимания посвящено теме коррупции: служащий обя-
, 499
труды ВЭО РОССИИ | 205 ТОМ_
зан пресекать и сообщать о коррупционных деяниях. Главная мысль — своим личным поведением чиновник должен подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Сотрудник, нарушивший предписанные правила, подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований. Служебное поведение служащих оценивается при аттестациях, назначениях на вышестоящие должности, а также в случаях дисциплинарных взысканий.
документ, регламентирующий служебное поведение, не эффективен, так как имеет лишь рекомендательный характер. Ответственность за неисполнение слишком мала, поэтому рядовой чиновник не боится нарушить предписанные правила. декларативный характер кодекса и не ощущаемая ответственность показывают, что поведение служащего стоит не на первом месте.
Последние изменения, связанные с квалификационным уровнем госслужащих, отражены в 12-й статье Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С 1 января 2017 года введены новые квалификационные требования для государственных гражданских служащих, которые включают в себя требования к образованию, стажу и компетенциям1. Требования к наличию высшего образования отражены в таблице 2.
При этом специальность должна соответствовать занимаемой должности. Таким образом, удастся ликвидировать грубое несоответствие служащих занимаемым должностям, которое вызывает много прений в общественной среде в настоящее время. данные поправки не означают, что последует повальное увольнение служащих, не соот-
1 Информационное агентство Известия: http://izvestia.ru/news/582349.
5ПП
ветствующих занимаемой должности по уровню образования, выделяется время для устранения несоответствия должности и образования. Требования к стажу отражены в таблице 3.
Таблица 2
Образование государственных гражданских служащих
Категории должностей Группы должностей Требования к образованию
Руководители Высшая Наличие высшего профессионального образования - специалитет и магистратура
Главная
Ведущая Наличие высшего профессионального образования - бакалавриат
Помощники (советники) Высшая
Главная
Ведущая
Специалисты Высшая
Главная
Ведущая
Старшая
Обеспечивающие специалисты Главная
Ведущая
Старшая Наличие среднего профессионального образования
Младшая
Таблица 3
Стаж государственных гражданских служащих
Группа должностей ГГС Требования к стажу
Высшая Не менее 6 лет на гос. гражданской службе или не менее 7 лет стажа работы по специальности
Группа должностей ГГС Требования к стажу
Главная Не менее 4 лет на гос. гражданской службе или не менее 5 лет стажа работы по специальности
Ведущая Не менее 2 лет на гос. гражданской службе или не менее 4 лет стажа работы по специальности
Старшая Младшая Без предъявления требования к стажу
Требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются должностным регламентом. В должностном регламенте обязательно указываются:
• требования к квалификации;
• ответственность за неисполнение должностных обязанностей;
• границы вопросов, в рамках которых госслужащий может или обязан принимать самостоятельные управленческие решения;
• порядок взаимодействия с другими служащими и организациями;
• список услуг, которые оказываются гражданам и предприятиям в соответствии с регламентом государственного органа;
• показатели эффективности деятельности.
4. совершенствование формирования кадрового состава госаппарата в целях ограничения коррупции
Решительная мера для Российской Федерации в противодействии коррупции заключается в изменении формирования кадрового состава государственных служащих. Необходимо сформировать национальную кадровую политику и вообще
систему государственной службы, которая будет подходить культуре нашего государства. Эта идея ярко выражена генерал-майором, президентом Коллегии военных экспертов России А.И. Владимировым1.
В подтверждение вышесказанным словам хочется привести в пример вооруженные силы, армию. Это тот институт, где служение было, есть и будет. Только там все еще существуют такие понятия, как честь, долг. Министерство обороны российской Федерации знает потребность в кадрах и может гибко изменять их численность в зависимости от задач, стоящих перед армией. Чиновники призваны так же, как и армия, оберегать народ только в правовом плане, борьбой идей и методов. Государство уже начало избавляться от лишних чиновников. Лучше иметь одного грамотного и профессионального служащего, чем десять посредственных. Сокращение численности госслужащих позволит не «откармливать» лишние кадры, а часть высвобожденных финансов можно будет потратить на увеличение заработной платы, дабы отсутствовал соблазн к личному обогащению.
Особое внимание следует обратить на процесс отбора на государственную гражданскую службу. Наличие образования и стажа недостаточно для того, чтобы стать обладателем престижного звания «госслужащий». При оценке компетенций нужно обратить особое внимание на наличие у будущего чиновника нравственных качеств, патриотизма, отсутствие прецедентов, которые указывали бы на его недобросовестность, нечистоту помыслов. В таблице 4 содержится примерный перечень компетенций, которыми должен обладать российский чиновник.
1 Владимиров А.И. Основы общей теории войны: монография: в 2 ч. М.: Московский финансово промышленный университет «Синергия», 2013.
Таблица 4
Модель компетенций госслужащего Российской Федерации
Компетенции Пояснение
Профессионализм * обладание компетенциями в рамках своей должности; * для руководящих должностей обязательное наличие стажа, отсутствие прецедентов для недоверия
Управленческие навыки * делегирование полномочий; * умение принимать самостоятельные управленческие решения; * умение организовать работу в команде
Правовая грамотность * знание основных законов Российской Федерации; * знание законов, регламентирующих деятельность, к которой непосредственно относится чиновник; * знание юридической ответственности за правонарушения в рамках своих должностных обязанностей; * знание основ международного права
Коммуникации * развитость устной и письменной речи; * соблюдение этики делового общения; * умение вести деловые переговоры
Аналитические способности * понимание причинно-следственных связей; * умение видеть корень проблемы; * моделирование хода развития событий
Личностные качества * высокий морально-нравственный уровень; * острое чувство справедливости; * ответственность; * психологическая устойчивость; * стремление к постоянному самосовершенствованию и самообразованию
Как правило, при первичном найме на службу потенциальному чиновнику необходимо заполнить анкету. Несмотря на множество методов отбора, предпочтение отдается самому быстрому. Нашим основным предложением являет-
504
ся тестирование с применением полиграфа. Полиграфические исследования — это технология, которая прочно заняла свою нишу. В настоящее время такое исследование считается быстрым, качественным и дешевым. Большим плюсом для кадровых служб государственных учреждений будет то, что тестирование должен проводить эксперт, а это значит, что в условиях ограниченного времени кадровики не будут отвлекаться от выполнения основных должностных обязанностей. Мы, простые люди, начинаем только привыкать к психофизиологическому тестированию, и зачастую оно ассоциируется с преступлениями. Это крайне неверно, мы хотели бы расширить сферу применения полиграфа и оградить его от подобного рода стереотипов.
При опросах на полиграфе необходимо моделировать ситуации выбора между долгом и личным обогащением. Результатами тестирования являются данные о выраженности патриотизма, чувства долга, добропорядочности, стремлении к власти и обогащению недобросовестными методами и другие. Однако важно отметить, что данные, полученные после психофизиологического исследования, не могут являть основаниями для обвинения или непринятия человека в штат. Наличие результатов на момент найма позволяет реализовать правило «предупрежден, значит вооружен» и на этой основе построить индивидуальную стратегию адаптации и обучения.
рыночные отношения капиталистическое общество приводит к чрезмерному потреблению во всех сферах жизни, поэтому морально-нравственное состояние как народных масс, так и властных структур ухудшается. Наше основное предложение состоит в том, что адаптация и образование госслужащих должны опираться на мораль и нравственность, развивать чувство долга и патриотизм.
Проверка и контроль всех процессов, связанных с обучением, подготовкой, переподготовкой, аттестацией и оценкой, должны осуществляться незаинтересованными лицами. Взаимодействие с экспертами в области психофизиологических тестирований позволяет обеспечить независимый контроль на этапе отбора и оценки служащих. Грамотное формирование кадрового состава госслужащих — залог национальной и экономической безопасности государства.
Заключение
Основной задачей государства является обеспечение благосостояния граждан. Чиновники призваны так же, как и армия, оберегать народ только в правовом плане, борьбой идей и методов. Уже осуществляется глобальная работа по выявлению коррупционной составляющей в деятельности государственных служащих, целью которой является обеспечение прозрачности работы государственных органов. Наше основное предложение заключается в выявлении на этапе найма внутренней предрасположенности человека к личному обогащению, развитости чувства долга и уровня патриотизма.
Резюмируем основные предложения:
1) психофизиологические тестирование при отборе для того, чтобы оценить степень выраженности таких личностных качеств, как чувство долга, патриотизм, стремление к личному обогащению, добропорядочность, патологическая честность;
2) при найме и в ходе служебной деятельности особое внимание уделять поведению: культуре речи, умению следовать правилам и регламентам, чистоте работы,
506
безупречному имиджу (стимулирование к такому поведению через премии, награды и т.д.);
3) программы обучения должны быть направлены не только на развитие управленческих навыков и закрытие правовых пробелов, но и включать в себя лекции о предназначении государственного служащего, его долге перед обществом и любви к родине;
4) перенос системы государственной службы в русло, близкое к нашему менталитету (нами движет не конкуренция и права человека, а святая вера в идею и Отечество);
5) проверка и контроль процессов должны осуществляться незаинтересованными лицами. Привлечением экспертов в сфере психофизиологических тестирований удается реализовать независимый контроль на этапе найма на службу.
Список источников
1. Братановский С.Н. Понятие, состав и виды коррупционных правонарушений. — М.: Новая правовая культура, 2011, № 11. 23-31 с.
2. Владимиров А.И. Основы общей теории войны: монография: в 2 ч. Часть I: Основы теории войны. 832 с.; Часть II: Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством. 967 с. / А.И. Владимиров. — М.: Московский финансово промышленный университет «Синергия», 2013.
3. Генпрокуратура о коррупционных преступлениях // URL:http://www.finmarket.m/main/artide/4332053 Дата обращения: 14.03.2017.
4. Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций. — М.: Юрайт, 2013. — 273 с.
5. Журнал TalentEquityInstitute Сингапур: государство как успешная корпорация // URL:http://www.wardhowell. com/teinstitute/tei_exclusive_2/singapur_gosudarstvo_kak_ uspeshnaya_korporaciya/
Дата обращения: 14.03.2017.
6. Коррупция в цифрах // ШL:http://novamfo.ru/artide/3980 Дата обращения: 14.03.2017.
7. О профильном высшем образовании госслужащих // URL:http://izvestia.ru/news/582349
Дата обращения: 14.03.2017.
8. Попов Г.Х. О коррупции в постиндустриальном обществе// Наука и жизнь. 2010. № 3.
9. Правонарушения: число зарегистрированных преступлений по видам //
URL:http://www.gks.m/wps/wcm/шnnect/rosstat_main/rosstat/
m/statistics/populatюn/mfractюn/#
Дата обращения: 14.03.2017.
10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих //
URL:http://base.garant.ru/55171108/#friends Дата обращения: 14.03.2017.
11. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» //
URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264578/ Дата обращения: 14.03.2017.
12. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/1
508
813564cbe241552c9d71b038fc20dc395a186fb/ Дата обращения: 14.03.2017.
13. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/
Дата обращения: 14.03.2017.
14. Ю Ли Куан. Из третьего мира — в первый. История Сингапура (1965-2000). — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 576 с.