Научная статья на тему 'Рейдерство и коррупция в России'

Рейдерство и коррупция в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
928
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейдерство / захват / административный ресурс / Экономическая безопасность / Коррупция / corporate raid / Seizure / administrative resource / Economic safety / corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Алексей Юрьевич

Статья посвящена проблеме взаимосвязи и взаимообусловленности неправомерных захватов собственности (рейдерство) и коррупции в России. В статье обосновывается актуальность изучения проблемы рейдерства, подвергнуты анализу закономерности развития данного общественно опасного явления, определены юридические и организационно-практические меры противодействия коррупции и рейдерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issue of the correlation of the illicit seizure of property (corporate raid) and corruption in Russia. The author justifies the urgency of investigating the problem of corporate raid, analyzes the development patterns of this socially dangerous phenomenon, proposes urgent legal and practical measures of counteracting corruption and corporate raid.

Текст научной работы на тему «Рейдерство и коррупция в России»

УДК 343.9 © А. Ю. Федоров, 2009

Рейдерство и коррупция в России

А. Ю. Федоров *

Статья посвящена проблеме взаимосвязи и взаимообусловленности неправомерных захватов собственности (рейдерство) и коррупции в России. В статье обосновывается актуальность изучения проблемы рейдерства, подвергнуты анализу закономерности развития данного общественно опасного явления, определены юридические и организационно-практические меры противодействия коррупции и рейдерству.

Ключевые слова: рейдерство, захват, административный ресурс, экономическая безопасность, коррупция.

В настоящее время реальную угрозу безопасности России представляет распространение в сфере экономических отношений рейдерских захватов собственности . В 2008-2009 гг. рейдерство стало объектом внимания руководства страны . 31 июля 2008 г. Президентом России Д . Медведевым утвержден Национальный план противодействия коррупции, пунктом 9 раздела IV которого руководителю Следственного комитета при прокуратуре России и начальнику Следственного комитета при МВД России поручено усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства Д . Медведев 11 ноября 2008 г. на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты России отметил необходимость скорейшего принятия ан-тирейдерского пакета законов 1 . Позднее, 2 февраля 2009 г. , на заседании коллегии ФСБ России Д . Медведев заявил, что в настоящее время главными проблемами в стране являются рейдерство и корруп-

ция, при этом проблема рейдерства становится наиболее актуальной во время кризиса 2 . Действительно, по мнению председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В . Плигина 3 и главы Следственного комитета при МВД России А . Аничина 4, в условиях мирового финансового кризиса число незаконных захватов собственности будет расти, и, как следствие, ожидается значительное увеличение количества уголовных дел по таким преступлениям, как рейдерский захват и отмывание денег. Это обусловлено тем, что мировой финансовый кризис создает благоприятную почву для рейдеров, так как предприятия в условиях кризиса будут ослабевать, особенно те из них, спрос на продукцию которых будет снижаться В результате чего такие предприятия будут обесцениваться, и на этом фоне будут осуществляться рейдерские захваты

Распространение неправомерных захватов (враждебные поглощения, недобросовестные перехваты корпоративного контроля) стало заметной тенденцией последнего десятилетия в экономике Рос-

* В нашем журнале публикуется впервые .

сии 5 . В самих криминальных операциях (речь уже идет о целой индустрии) по недружественному поглощению собственности задействованы должностные лица, предпринимательские структуры, контролирующие, правоохранительные и судебные органы, криминалитет. Эта скоординированная деятельность в рамках одной операции реализуется на обширном пространстве — от Владивостока до Калининграда 6 . Криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов 7, рентабельность которого доходит до 1000% 8 .

По словам председателя Совета Федерации С. Миронова, ежегодно в России фиксируется свыше 60 тыс рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей, при этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста 9 .

Принципиально важно, что рейдерство в его специфически российском понимании в принципе не может существовать без соучастия представителей государства и, как правило, без систематической коррупции, поражающей принципиально значимые элементы либо судебной системы, либо правоохранительных органов и силовых структур.

По мнению участников исследования, проведенного Центром исследования корпоративных отношений (г Москва), рейдерство не существует как отдельный процесс, в получении контроля над предприятием задействован весь необходимый спектр поддержки, начиная от административного давления (с привлечением правоохранительных органов) и заканчивая «нужными» решениями в судах 10 .

По оценкам специалистов, основные расходы рейдеров идут именно на подкуп судей и представителей правоохранительных органов . На определения и судебные решения существует такса, зависящая как от «цены вопроса», так и от масштаба нарушения закона, на которое должен пойти судья, чтобы принять, как говорят рейдеры, «отмороженное» решение Кроме того, почти непременное условие успешной деятельности рейдеров — пресловутый «административный ресурс» п. В журнале «Эксперт» отмечается: «Административный ресурс по-прежнему играет решающую роль в конфликтах На определенном уровне стоимости активов (от $70 млн) без него практически невозможно ничего добиться» 12 .

На проведение такого широкомасштабного мероприятия, как рейдерский захват предприятия, требуются значительные финансовые затраты Ниже приведена примерная смета финансового обеспечения данного этапа, которая позволяет составить представление о криминальности рейдерства и его связи с коррупцией

«1. „Договориться" с налоговыми инспекторами $2-5 тыс.

2. Изменение записей в реестре от $10 тыс. в Москве и от 1 тыс . в провинции .

3. Принятие судом решения (об обеспечительных мерах, аресте реестра, запрете собрания акционеров, аннулировании результатов собрания акционеров и т. п.) $10-20 тыс. в регионах и $30-200 тыс. в Москве .

4. Выполнение судебного решения службой судебных приставов в Москве от $15 тыс. , в провинции от $5 тыс

5 . Удостоверения нотариусом подписей на документах $3-10 тыс.

6. Получение копии нужного договора купли/ продажи из регистрационной палаты в Москве до $30 тыс , в провинции от $5 тыс

7. Нейтрализация силовых ведомств (милиция, прокуратура) $30-60 тыс

8. Силовой захват $300-500 за штурм плюс $100-200 в сутки за охрану на одного бойца .

9. Назначение директором нужного человека $150-250 тыс» 13 .

Приведенные «расценки» сами по себе весьма красноречивы, поскольку свидетельствуют, во-первых, о сложившейся практике, а во-вторых, о том, что идеология рыночной экономики в России довольно цинична и не ограничена какими-то нравственными установками

В 2008 г Центром политических технологий (г Москва) проведено исследование «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России», по результатам которого был сформулирован вывод (основанный на результатах анкетирования сотрудников правоохранительных органов, депутатов Государственной Думы, членов Правительства и Общественной палаты России, профессорско-преподавательского состава вузов Москвы) о том, что «рейдерские захваты в России в 99% случаев проходят с помощью органов государственной власти Поэтому основной причиной столь быстрого распространения рейдерства является масштабная коррупция в органах власти, в том числе в правоохранительных» 14 .

Участники брифинга «Рейдерство как сектор коррупционного рынка» (сентябрь 2008 г.) — Национальный антикоррупционный комитет и Следственный комитет при МВД России — также отмечают, что коррупция играет ключевую роль в рей-дерских захватах 15 При этом, по сведениям СМИ, к 2008 г коррупционный рынок России достиг емкости в 240 долларов в год, и объем рынка деловой коррупции увеличивается примерно в четыре раза быстрее, чем доходы федерального бюджета 16 . По экспертным же оценкам, объем рынка коррупции в Рос-

сии превышает 316 млрд долларов, средний размер взятки чиновникам вырос с 10 до 130 тыс. долларов 17. Размеры взяток доходят до уровня, что средний продажный чиновник может за год купить себе квартиру в Москве площадью 200 кв м 18 Поэтому в современной России рейдерство, в отличие от традиционного бизнеса по слиянию и поглощению, по своему существу является криминальным бизнесом .

Результаты исследований приводят к выводу о таких механизмах коррупции в России, как: а) обоюдовыгодная двусторонняя сделка (50% случаев);

б) вымогательство взятки, дополнительного вознаграждения (27-27%); в) инициативный, активный подкуп, в том числе связанный с шантажом, иным психическим и другим воздействием на подкупаемых лиц (23-25%) 19.

Социальный портрет коррупции достаточно проанализирован социологическими методами, в научных трудах, критически описан в СМИ и периодических изданиях . По оценкам зарубежных экспертов, индекс восприятия коррупции в России фиксируется на 95-м месте из 146 возможных 20, что ставит нашу страну в один ряд с Индией, Мозамбиком, Танзанией . По данным же российских СМИ, наша страна за несколько последних лет опустилась с 88-го на 143-е место и находится сейчас на одном уровне с Гамбией и Того 21. В Послании российскому парламенту Д Медведев подчеркнул, что для свободного, демократического и справедливого общества враг «номер один» — это коррупция 22

Коррупция — противоправный вариант регуляции социальных отношений разного уровня организации Прежде всего, это деформация института государства . При деформации социальных регуляторов в обществе они активно замещаются таким противоправным вариантом регуляции социальных отношений разного уровня организации, как коррупция, которая, в свою очередь, мешает действию правовых и моральных регуляторов .

Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации государство не выполняет своей важнейшей функции — регулятора распределения национального богатства и контролера за мерой труда и мерой потребления На угрожающий разрыв между богатством и бедностью обратила внимание Русская Православная Церковь на одном из своих последних соборов 23, на этом же акцентируется внимание и в Концепции национальной безопасности России 24 .

О том, что существенную криминогенную роль в развитии рейдерства играет коррупция, свидетельствуют материалы многочисленных опросов граждан России 25 . По данным анкетирования 537 человек, проведенного нами в 2007-2008 гг в Омске, люди, пришедшие во власть, решают проблемы:

а) своих избирателей — 10,8%;

б) тех, кто привел их к власти, — 36,6%;

в) тех, кто платит им деньги, — 30,4%;

г) свои личные и своих близких родственников — 22,2%

Как видим, только каждый десятый из числа респондентов испытывает доверие к власти и полагает, что ее действия соответствуют социальному предназначению данного института По мнению А И Долговой, коррумпированность государственного аппарата и руководящего управленческого звена в негосударственном секторе экономики — серьезный криминогенный фактор 26

В системе с другими негативными явлениями коррупция подрывает авторитет государства и способствует развитию социальной дезорганизации, включая низкую солидарность с законами, занижение ценности правопорядка, негативное отношение к личному участию в его укреплении По словам Президента Российской Федерации, «коррупция разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на его имидже и самое главное подрывает доверие граждан к власти» 27

Положительные инициативы государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажаются, превращаясь нередко в орудие получения незаконной прибыли В связи с этим Д А Медведев поставил Правительству Российской Федерации задачу искоренения условий коррупции, создания стандарта антикоррупционного поведения 28

Для эффективного противодействия преступности экономической направленности, в том числе коррупции и рейдерству, целесообразно наряду с реализацией уголовно-правовых норм воссоздать систему профилактики преступлений (принять закон «О профилактике преступлений», в котором предусмотреть нормы, возлагающие на руководителей различного уровня обязанность осуществлять профилактику правонарушений)

В научном сообществе вновь активно обсуждается проблема конфискации имущества и ценностей, полученных преступным путем Целесообразность использования данной меры очевидна и подтверждается мировым опытом 29. Напомним, что исходя из угрожающих масштабов коррупции, а также под давлением научной общественности в 2006 г в уголовный закон был возвращен институт конфискации имущества 30 . Однако он подвергся существенным изменениям по сравнению с ранее действовавшим . Указанные нововведения в различных аспектах критически анализируются в специальных публикациях 31. Бесспорно, что подобный гуманизм в плане предупреждения преступлений, связанных с коррупцией и рейдерством, способен сыграть только негативную роль

Руководство ряда субъектов РФ пытается на местном уровне установить ряд запретов, направленных на борьбу с коррупцией и рейдерством . Своеобразное средство борьбы со взяточничеством пытались внедрить в Мурманской области: чиновникам, в соответствии с проектом областной антикоррупционной программы, предложили за денежное вознаграждение сообщать о своих коллегах-взяточниках. Однако эта интересная инициатива встретила активное сопротивление госслужащих, назвавших это предложение «безнравственным доносительством» 32

Практика показала большую эффективность применения детекторов лжи Они используются в 60 странах и позволяют получать результаты с точностью до 92-94% 33 По мнению специалистов, с помощью полиграфов можно выявить уровень квалификации кандидатов и действующих сотрудников, проверить правильность расстановки персонала по должностной иерархии (рабочим местам) 34 Применение полиграфа может стать эффективной мерой профилактики коррупции, проверки «чистоты» претендентов на руководящие должности

Кроме того, актуально изучение зарубежного опыта противодействия коррупции В 2006 г в Пекине прошла учредительная конференция Международной ассоциации антикоррупционных органов Представители 137 стран и 12 международных организаций изучали опыт Китая в борьбе с коррупцией Участникам встречи сообщили, что лишь за последние четыре года к уголовной ответственности за взяточничество и казнокрадство привлечены 67 505 государственных служащих, а с начала реформ — около 1 млн сотрудников партийно-государственного аппарата Однако, несмотря на суровые наказания (даже публичные казни), полностью искоренить случаи преступного сговора чиновников с предпринимателями не удается 35 Местные ученые объясняют причины данного явления тем, что политические реформы отстают от экономических, это позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление госимуществом и природными ресурсами 36 .

Приведем другой пример: еще в начале 50-х гг XX в . Сингапур был одной из чрезвычайно коррумпированных стран В настоящее время он входит в семерку наименее коррумпированных государств, здесь проводится эффективная антикоррупционная политика, в центре которой — жесткий контроль над бюрократией

При определении стратегии противодействия коррупции руководству России необходимо использовать подобный опыт построения эффективной антикоррупционной политики

В ряде зарубежных стран государственные и муниципальные служащие обязаны подчиняться жест-

ко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам, закрепленным в специальных законах Например, в США такими нормативными актами являются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих, введенные в действие 17 октября 1990 г. , Закон об этике в правительственных учреждениях 1978 г. ; в Великобритании — Статус Гражданской службы, Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников, Общие принципы поведения государственных служащих; в ФРГ — Федеральный закон о государственных служащих, Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы и Закон о федеральных кадрах; во Франции — Генеральный статут Государственной службы 1946 г. 37

В данных нормативных правовых актах подчеркиваются престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, состоящих на службе, перед обществом «Федеральный служащий, — говорится в Принципах этичного поведения США, — должен уважать и соблюдать фундаментальные принципы этичного поведения, с тем чтобы каждый гражданин мог быть полностью уверенным в моральной чистоте и честности своего правительства Служба обществу требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды» В силу этого указанные нормативные акты говорят о необходимости добровольного ограничения чиновника, отказа от некоторых прав и преимуществ по сравнению с рядовым гражданином.

В нормативных правовых документах, определяющих статус государственных служащих в США, Великобритании, Франции, ФРГ и других стран, выработаны и закреплены аналогичные обязательства и ограничения, определены органы контроля за их соблюдением

Наряду с положительными моментами нужно отметить и отрицательное в подходе зарубежных государств к коррупции. Некоторые развитые страны (Австрия, Швейцария, Новая Зеландия) практикуют двойной стандарт: провозглашая законодательно борьбу с коррупцией на своей территории, освобождают отечественные компании от уплаты налогов с сумм, идущих на подкуп чиновников в других странах Взятка рассматривается как один из возможных видов расходов и не включается в налогооблагаемую базу В Швеции и Дании также допускается вычет из налогооблагаемого дохода сумм, выплаченных иностранным должностным лицом в качестве взятки, однако налогоплательщик должен доказать, что дача взятки вызвана необходимостью и обусловлена обычной практикой в стране иностранного должностного лица 38 . Считаем, что политика двойных стандартов в подходе к коррупции не

только неправильна, но и губительна для государства, способствует распространению данного общественно опасного феномена, а также терпимому или даже одобрительному отношению общества к проявлениям коррупции

В качестве общих мер борьбы с коррупцией в России необходимы:

1) создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, четкое определение его компетенции и места в системе органов государственной власти;

2) разработка кодексов поведения государственных и муниципальных служащих;

3) законодательное закрепление и активное использование ограничительных санкций, связанных с частичной или полной утратой социальных льгот и привилегий (запрет на премирование, выплату пособий, лишение процентных надбавок к зарплате за выслугу лет или классный чин, ограничения в пользовании служебным транспортом и т п ), возложением дополнительных обязанностей (проходить внеочередное тестирование, внеплановую аттестацию, испытание на полиграфе);

4) корректировка в организации кадровой работы с использованием при подборе претендентов на государственные должности способов объективной оценки кандидатов (тестирование, испытание на детекторе лжи, изучение общественного мнения о кандидате, его имиджевые характеристики);

5) разработка дополнительных мер по правовой защите лиц, способствующих выявлению фактов совершенных или готовящихся коррупционных правонарушений, их расследованию и уголовному преследованию;

6) принятие мер к усилению общественного контроля в сфере противодействия коррупции, привлечению общественных институтов, в частности Общественной палаты Российской Федерации к анализу коррупционных ситуаций;

7) введение специальных антикоррупционных образовательных программ для различных категорий государственных и муниципальных служащих, работников бизнес-структур;

8) подготовка и реализация ведомственных нормативно-правовых актов, в связи с чем целесообразна разработка концепции ведомственного нормотворчества, в том числе в целях диагностики и преодоления коррупционных факторов и рисков в этой сфере;

9) разработка и принятие федеральных законов по противодействию лоббированию и о профилактике правонарушений

При этом, по мнению председателя Совета Федерации С Миронова, «пакет антикоррупционных законов нужно увязать с проектами законов антирей-

дерской направленности, так как рейдерство и коррупция — близнецы-братья За большинством рей-дерских акций стоят коррумпированные чиновники и правоохранители» 39 .

Для решения проблемы противодействия коррупции необходимы комплексный, системный подход, мобилизация органов государственной власти и общества на противодействие данному социально негативному явлению, включая дальнейшее совершенствование законодательства

Следует отметить, что в настоящее время имеются лишь единичные факты успешной деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, связанной с рейдерством В качестве примера можно привести арест сотрудников УБЭПа г. Санкт-Петербурга в январе 2009 г. в связи с расследованием дела о рейдерском захвате Фрунзенского плодоовощного комбината По данным СМИ, задержаны подполковник Ш и старший оперуполномоченный управления М 40 Дело о рейдерском захвате Фрунзенского плодоовощного комбината было возбуждено еще в октябре 2005 г , когда группа сотрудников УБЭПа, среди которых была и М , установила, что на территории ООО «Фрунзенский плодоовощной комбинат» продукты хранятся с грубейшими нарушениями санитарных правил На этом основании было решено провести осмотр помещений и находящихся там предметов Итогом стало изъятие печатей и 62 документов, в основном учредительных, а также касающихся аренды и приватизации Впоследствии данные документы были использованы рейдерами в захвате управления над комбинатом .

Резюмируя изложенное, можно отметить, что рейдерство — это целеустремленная деятельность, ставшая уже отдельным бизнесом, важную роль в распространении которой играет коррупция. С криминологической точки зрения это указывает на продолжающееся развитие экономических отношений в России по криминальному вектору.

1 Медведев: Рейдеров нужно сажать в тюрьму. иЯЬ: Ьйр://кр. ги/опНпе/пеш8/163464/ (дата обращения: 15.05.2009).

2 По мнению Д. Медведева, в стране две проблемы — рейдерство и коррупция // Акционерный вестник. 2009. № 1-2 (61) .

3 Велетминский И. Операция «Антирейдер» // Российская бизнес-газета. 2008. 9 дек.

4 МВД ожидает роста рейдерства. В Следственном комитете при МВД РФ прогнозируют рост экономических преступлений в связи с мировым финансовым кризисом. иЯЬ:Ьйр://шшш. шк. ги/Ыод8/МК/2008/12/23/8госЬпо (дата обращения: 23.12.2008).

5 Федоров А. Ю. Рейдерство в России // Правоохранительные органы: теория и практика. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2008. № 2. С. 60-65.

6 Клеандров М. И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М. : Волтерс Клувер, 2006. С. 134.

7 Котырев Е. Н. Повышение эффективности управления акционерным промышленным предприятием с использованием результатов внешнего аудита: автореф . дис канд .

эконом, наук. М. : Московский гуманитарный университет,

2006. С 19.

8 Ждакаев И. Вот вам и «священная» собственность // Российская Федерация сегодня . 2005. № 17. С. 14.

9 Миронов: Рейдерство и коррупция — братья-близнецы иЯЬ:Ы1:р:/М^№Г08Ьа11. ги/2008/11/21/543773.Ьш1 (дата обращения: 21.11.2008).

10 Рейдерство невозможно без поддержки судов, прокуратуры, милиции. иК1:Ьйр://е-пеш8.сот .иа (дата обращения: 10.03.2009).

11 Делягин М. Рейдерство: «черный бизнес» России: Краткое изложение аналитического доклада. М. : Институт проблем глобализации, 2006. С. 10 .

12 Эксперт. 2007. № 15 .

13 Клейменов М. П. Рейдерство в России // Криминальная экономика и организованная преступность М , 2007 С 20-22.

14 Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России. иКЬ:Ьйр://шшш. compromat.ru/main/mix1/raiderycpt.btm (дата обращения: 10 02 2009)

15 Эксперты: Рейдерство — составляющая коррупции. URL:http://www.rosba1t. ш (дата обращения: 23.03.2009).

16 Рейдерство — это уже официальный «бизнес» России и ближайшего зарубежья . URL:http://www.kommentator. ш (дата обращения: 23.03. 2009) .

17 Антикоррупция: Президент Медведев предложил программу против коррупции // Рос. газета. 2008.

5 июня.

18 Буравлев Ю. М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу // Гос-во и право . 2008. № 11 . С . 98 .

19 Долгова А. И. Коррупция и организованная преступность // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ.

2007. № 1(1) . С 24.

20 Панина Т. Клонирование коррупции // Рос. газета. 2004 27 окт

21 Козлова Н. Взятка по должности // Там же. 2008. 22 мая

22 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г // Там же 6 нояб

23 Буравлев Ю. М. Указ . соч . С. 102.

24 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2, ст. 170. С 619-704.

25 Кара-Мурза С. Советская цивилизация . М. : Эксмо, 2002. Кн . 2: От Великой Победы до наших дней . С. 462-464.

26 Криминология / под общ . ред. А. И. Долговой. 2-е изд. М. : Норма-М, 2002. С 549.

27 На «счет» три. Дмитрий Медведев объявил наступление на коррупцию по всем фронтам // Рос . газета . 2008. 20 мая .

28 Рос. газета . 2008. 22 мая .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Клейменов М. П., Федоров А. Ю. Криминальное манипулирование в сфере экономической деятельности: криминологическая характеристика и предупреждение Омск,

2008. С 128; Лунев В. В. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Гос-во и право . 2006. № 4. С. 5-10; Матвеева А. А. Конфискация имущества в современном законодательстве Российской Федерации // Вестник МГУ. Сер . 11, Право . 2007. № 4 . С. 14-31; и др .

30 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ // Рос . газета . 2006. 29 июля .

31 Куракин А. В. Международно-правовые и европейские стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы России // Гос-во и право . 2007. № 10 . С . 13-21.

32 Прейскурант для госслужащего Мурманские чиновники не хотят сообщать о взятках даже за деньги // Рос . газета 2008 7 мая

33 Добрынина Е. Госэкзамен на детекторе лжи // Там же. 2004 28 сент

34 Буравлев Ю. М. Указ . соч. С. 100 .

35 Овчинников В. Как искоренить коррупцию // Рос газета 2006 10 нояб

36 Буравлев Ю. М. Указ . соч. С. 102.

37 Волженкин Б. В. Коррупция в России // Криминология ХХ век . СПб . : Юридический центр Пресс, 2000.

38 Семенова О., Наумчев Д. Взятки как планируемый расход фирмы // Экономика и жизнь . 1998. № 48.

39 Там же

40 В Петербурге два подполковника милиции задержаны за рейдерство. URL:http://www. gazeta .ru/news/1enta/ (дата обращения: 23 03 2009)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.