10.24412/2309-4788-2021-10951
А.В. Власенко - студентка 4 курса Факультета экономики и бизнеса, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected],
A.V. Vlasenko - students of 4th course of the Faculty of economics and business, Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation;
М.Р. Кушниренко - студентка 4 курса факультета экономики и бизнеса ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
M.R. Kushnirenko - students of 4th course of the Faculty of economics and business, Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation;
Научный руководитель: Л.Х. Боташева - доцент Департамента экономической безопасности и управления рисками, к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
Academic advisor: L.Kh. Botasheva - PhD of economics, associate Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ АО ГАЗПРОМБАНК IMPROVEMENT OF THE FINANCIAL MONITORING SYSTEM OF A CREDIT ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF AO GAZPROMBANK
Аннотация. предметом исследования является процесс совершенствования организации финансового мониторинга в коммерческом банке. Поставленная авторами цель заключается в изучении и определении особенности функционирования системы ПОД/ФТ кредитной организации. В качестве информационной базы использованы научные статьи по исследуемой теме, учебники и материалы на соответствующую тематику. В результате проведенного исследования были предложены рекомендации рекомендаций по повышению эффективности системы финансового мониторинга в банковской сфере на примере АО «Газпромбанк».
Abstract. the subject of research is the process of improving the organization of financial monitoring in a commercial bank. The goal of the authors is to study and determine the peculiarity of the operation of the AML/TF system of a credit institution. Scientific articles on the studied topic, textbooks and materials on the relevant topic are used as an information base. As a result of the study, recommendations were made to improve the efficiency of the financial monitoring system in the banking sector using the example of Gazprombank JSC.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, система ПОД/ФТ, проведение сомнительных операций.
Keywords: the financial monitoring system AML/CFT system, the questionable conduct of operations.
Отмывание доходов, полученных преступных путем, а также финансирование терроризма и распространения оружия массового поражение - (далее - ОД/ФТ/ФРОМУ) [13] несет ряд финансовых рисков для каждой из стран, субъекты которых вовлечены в ОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому необходима четкая система наблюдения, контроля и надзора за денежными потоками субъектов хозяйственной деятельности (физические и юридические лица), которая будет способствовать эффективному противодействию развитию нелегального (теневого сектора) и ПОД/ФТ/ФРОМУ. Разработка, внедрение и совершенствование системы финансового мониторинга является актуальным вопросом, так как представляет собой реализацию вышеизложенной задачи.
В связи с возросшей угрозой экономической безопасности, драйвером которой выступает отмывание доходов, финансирование терроризма и распространения оружия массового поражения, банковская система выступает одним из важных субъектов первичного финансового мониторинга, поскольку деятельность кредитных организаций напрямую связана с перераспределением денежных средств субъектов хозяйствования, поэтому любой банк имеет дело с большим объемом таких транзакций - что увеличивает риск вовлеченности в проведение сомнительных операций. Таким образом, проведение финансового мониторинга на макроуровне представляет собой форму обязательного финансового контроля в целях минимизации угроз экономической безопасности, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ.
Финансовый мониторинг в кредитной организации осуществляется в форме внутреннего финансового контроля и включает следующие направления:
1. Организационно-функциональные: разработка внутренних документов, внедрение внутреннего контроля
2. Методологические: обучение работников (проведение тренингов), идентификация клиентов, соблюдение конфиденциальной информации
3. Уполномоченное лицо: сотрудник-специалист в сфере ПОД/ФТ
4. Система внутреннего контроля (правовой комплаенс): соответствие деятельности кредитного учреждения нормативно-правовым актам.
В связи с активным использованием цифровых технологий в процессе отмывания преступных доходов перед банковской системой РФ стоит задача эффективной реализации направлений финансового мониторинга и последующее совершенствование организации системы ПОД/ФТ.
Анализ системы финансового мониторинга осуществляется в целях определения особенностей операционной, информационной и управленческой организации в рамках ПОД/ФТ и включает в себя следующие методы:
1. Изучение информации об особенностях организации деятельности кредитной организации;
2. Идентификация рисков в сфере ПОД/ФТ;
3. Анализ функционирования системы внутреннего контроля;
4. Анализ информационно-технического обеспечения;
5. Выявление повышенной активности системы финансового мониторинга.
Исходя из вышеназванных методов, анализ системы финансового мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Изучение и анализ разработанных правил внутреннего контроля в коммерческом банке;
2. Анализ динамики основных показателей деятельности кредитной организации;
3. Определение риска в сфере ОД/ФТ
4. Исследование информационного обеспечения в рамках системы ПОД/ФТ;
5. Анализ возможных способов совершенствования организации системы финансового мониторинга в банке с использованием системы сбалансированных показателей.
Однако поскольку функционирование кредитного учреждения напрямую связано с рисками в сфере ПОД/ФТ, изучение деятельности коммерческого банка, особенности цифровой стороны функционирования кредитной организации, специфики осуществления работы с денежными потоками как корпоративных клиентов, так и физических лиц, будет способствовать идентификации основных рисков для последующей их минимизации и предотвращения. Таким образом, анализ системы финансового мониторинга кредитной организации играет основополагающую роль в определении эффективности системы ПОД/ФТ в кредитной организации. Принимая во внимание рассмотренные методы анализа и этапы проведения оценки работы системы финансового мониторинга в кредитной организации, необходимым представляется разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования системы финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
В своей деятельности АО «Газпромбанк» руководствуется правилами внутреннего контроля в целях противодействия отмывания доходов и финансирования терроризма, которые утверждены Единоличным исполнительным органом АО «Газпромбанк» - Председателем Правления и отражены в «Политике реализации компаниями группы Банка ГПБ (АО) международных требований в сфере противодействия доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Анализ локальных нормативных актов показал соответствие всем требованиям российского законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также Банка России к целевым правилам внутреннего контроля [5]. Основной перечень элементов, которые были проанализированы и оценены в рамках внутреннего контроля АО «Газпромбанк» приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень основных элементов системы внутреннего контроля
в рамках ПОД/ФТ в АО «Газпромбанк»
Элементы Да Нет
Наличие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ +
Ответственное лицо за реализацию ПВК в рамках ПОД/ФТ +
Система идентификации клиентов +
Риск-ориентированный подход +
Подготовка кадров в сфере ПОД/ФТ +
Программа хранения документов и предоставления информации надзорному органу +
Структурное подразделение в рамках ПОД/ФТ +
Источник: составлено авторами
Важно отметить, структурное подразделение в рамках реализации ПОД/ФТ представлено Департаментом Финансового мониторинга, который является независимым подразделением и подчиняется напрямую Председателю Правления Банка. В обязанности ответственно лица входит исключение денежных операций, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ путем координации информационных, технических и организационных мер в рамках осуществления выявления и предотвращения сомнительных операций физических и юридических лиц, являющихся клиентами банка.
Также в случае выявления риска проведения сомнительных операций ответственное лицо в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ обязано не допустить реализацию данного риска, информировать руководство банка и принимать соответствующие меры для стабилизации функционирования кредитной организации и минимизации ущерба для банка и его клиентов. Департамент Финансового Мониторинга регулярно отчитывается перед Советом директоров и Правлением Банка о проведенной работе и выявленных рисках, связанных с нарушением законодательства ПОД/ФТ. Работники ДФМ входят в Комитет по комплаенс-рискам в системе ПОД/ФТ Ассоциации «Россия», в Комитет по вопросам ПОД/ФТ [8].
Особенностью элемента ПВК по программе подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ является то, что сотрудники ежегодно проходят курсы повышения квалификации по вопросам финансового мониторинга. В том числе регулярно проводится инструктаж всех сотрудников банка, в обязанности которых входит работа с денежными операциями клиентов. Инструктаж также проходит в рамках ознакомления с Политикой банка по ПОД/ФТ и ФРОМУ. Особое внимание при этом уделяется регулярно направляемым разъяснениям ЦБ РФ, в частности по вопросам о необходимости повышенного внимания к валютно-обменным операциям с наличными, при этом инициаторами данных сделок выступают физические лица. В разъяснении ЦБ РФ акцентируется внимание на совершение регулярной покупки валюты в независимости от ее курса на сумму не менее 100 000 долл. США единовременно, при этом данные сделки могли осуществляться и несколько раз за день.
Проведенные исследования системы финансового мониторинга исследуемого коммерческого банка свидетельствуют о необходимости доработки проверки происхождения средств клиентов. Также согласно введенным льготам АО «Газпромбанку» крайне важно обеспечить внеплановый инструктаж сотрудников в целях предотвращения проведения сомнительных операций лицами, открывших счет в целях социально-значимых платежей в период с 06 апреля по 01 июля 2020 г.
Проведенный количественный анализ розничного портфеля АО ГПБ, сформированного за 2017-2019 гг., в целях выявления изменения риска проведения сомнительных операций и вовлечения коммерческого банка в процесс ОД/ФТ и ФРОМУ показал, что в банке сформирована значительная часть розничного портфеля, которая в свою очередь ежегодно возрастает, что увеличивает риск вовлеченности банка в ОД/ФТ и ФРОМУ. (таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2 - Динамика основных показателей деятельности АО «Газпромбанк»
Показатель 31.12.17 31.12.18 31.12.19 Абсолютное отклонение
2018/2017 2019/2018 2019/2017
Кредитный портфель, млн ру<5. 389083 506911 607965 117828 101054 218882
Средства клиентов, млн руб. 821204 1182000 1220000 360796 38000 398796
Составлено авторами по данным консолидированной финансовой отчетности АО «Газпромбанка» по состоянию на 31 декабря 2018 года и на 31 декабря 2019 года.
Проведенные исследования также свидетельствуют, что в настоящее время возникает необходимость совершенствования автоматизированных систем в рамках ПОД/ФТ для анализа большого объема информации о клиентах и о движении денежных средств в банковской системе путем совершения различного рода транзакций физическими и юридическими лицами.
] 500 000,00 Р 1 ООО 000,00 Р 500 000,00 Р 0,00 Р
2017 г. 2018 г. 2019 г.
■ Кредитный портфель, млн. рублей ■ Средства клиентов, млн. рублей
Рисунок 1 - Динамика розничного портфеля АО «Газпромбанк»
Источник: Составлено авторами по данным консолидированной финансовой отчетности АО «Газпромбанка» по состоянию на 31 декабря 2018 года и на 31 декабря 2019 года
Таким образом, качественный и количественный анализ показал, что АО «Газпромбанк» имеет сформированную систему финансового мониторинга, которая полностью соответствует требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Однако при больше объеме потока денежных средств важно иметь эффективно функционирующую автоматизированную систему для выявления риска проведения сомнительных операций, также необходимо проработать внутренние документы, касающиеся соблюдения №115-ФЗ, в сфере валютного обращения и на случай непредвиденных ситуаций: как на сегодняшний день введение режима самоизоляции вследствие чего ЦБ РФ разрешил банкам дистанционно открывать банковские счета клиента для совершения социально-значимых платежей.
Регулярное внесение изменений в нормативно-правовые акты, издание новых, стремление коммерческих банков сохранить деловую репутацию и увеличивать объем деятельность являются причинами необходимости повышения эффективности системы финансового мониторинга.
■ .1 .1
В целях определения путей повышения эффективности финансового мониторинга необходимо разработать и внедрить инструмент реализации стратегических целей в рамках противодействия легализации доходов и финансирования терроризма.
На практике реализуется множество инструментов стратегического планирования, например, Objectives and Key results - инструмент, который позволяет эффективно определять цели развития, но разница заключается в том, что система сбалансированных показателей (BSC) позволяет отслеживать реализацию поставленных целей с помощью Key Performance Indicators - ключевых показателей оценки результативности проводимой работы.
Таким образом, BSC (система сбалансированных показателей) в рамках совершенствования системы финансового мониторинга может выступать основой для разработки этапов повышения эффективности финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ. Система показателей представляет собой классическую стратегическую карту, предложенную Нортоном и Капланом, которая разделена на четыре направления: финансы; клиенты; внутренние процессы; обучение. Также в рамках систематических важных показателей в целях минимизации процесса легализации доходов важно учесть внешнюю среду воздействия на банковскую систему. Система сбалансированных показателей в рамках совершенствования системы ПОД/ФТ в АО «Газпромбанке» показана в таблице 3.
Таким образом, основываясь на разработке системы сбалансированных показателей с учетом внешних факторов в рамках реализации повышения эффективности противодействия отмывания доходов и финансирования терроризма коммерческий банк будет способен повысить эффективность системы ПОД/ФТ, что приведет к сохранению делового имиджа перед клиентами и надзорными органами, а также своевременному выявлению и предотвращению реализации риска проведения сомнительных операций в целях легализации преступных доходов.
Таблица 3 - Система сбалансированных показателей в рамках совершенствования системы
ПОД/ФТ АО «Газпромбанк»
Показатель Цель Значение Мероприятия по реализации поставленной цели
Финансы
Затраты коммерческого банка на реализацию системы ПОД/ФТ Регулирование расходов на поддержание эффективной работы системы финансового мониторинга Не более 3% от общих управленческих расходов банка Использование программного обеспечения, способного эффективно функционировать на протяжении длительного времени
Количество выплачиваемых штрафов за несоблюдение требований надзорных органов в отношении системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ Недопущение реализации нарушений нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ 0 Регулярное внесение изменений в локальные нормативные акты кредитной организации в соответствии с требованиями надзорных органов
Клиенты: физические и юридические лица
Доля сомнительных операций клиентов, проводимых с денежными средства Доля сомнительных операций клиентов, проводимых с денежными средства Доля сомнительных операций клиентов, проводимых с денежными средства Доля сомнительных операций клиентов, проводимых с денежными средства
Внутренние процессы
Ложные срабатывания программного обеспечения SAS -AML Снижение ложных срабатываний автоматизированной системы До 3% Своевременное выявление и нейтрализации причин неверных срабатываний системы сотрудником информационного отдела банка
Поддержание деловой репутации банка Регулярный анализ ответственным лицом системы внутреннего контроля в рамках ПОД/ФТ и предоставление своевременной отчетности лицам, возглавляющих коллегиальные органы банка Отсутствие информации в прессе и социальных сетях, влекущей к снижению деловой репутации АО «Газпромбанк» Совершенствование системы внутреннего контроля либо внедрение отдельного подразделения в рамках ПОД/ФТ
Обучение
Выполнение сотрудниками своих обязанностей в сфере ПОД/ФТ, а также тех, в чьи обязанности входит работа с транзакционными отношениями Повышение эффективности Своевременное принятия мер в целях предотвращения вовлечения банка в проведение подозрительных и сомнительных операций клиентов Систематические повышение квалификации, проведение опросов, необходимость участия в секциях, конференциях в рамках ПОД/ФТ в банковской сфере
Сотрудничество с надзорными органами в рамках ПОД/ФТ в банковской системе Поддержание дальнейшего сотрудничества Надлежащие выполнение регуля-торных требований, эффективное противодействие отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма Регулярное осуществление взаимодействия с ЦБ РФ, Рос-финмониторингом в целях разработки новых мер ПОД/ФТ и минимизации возможности проведения процесса легализации доходов
Контроль за валютными операциями Предотвращения обналичивания с использованием валютных обменных пунктов Снижения до 0 подозрительных операций клиентов Тщательный анализ при выявлении регулярного внесения либо осуществления покупки валюты в пределах одной и той же суммы. Также контроль за валютными счетами, открываемыми физическими лицами и юридическими лицами.
Внешняя среда
Изменение налогового законодательства в РФ: повышение ставок НДС, на акцизы. (ссылка на источник) Минимизировать возможное увеличение доли предприятий, уходящих в теневой сектор в связи с возросшей налоговой нагрузкой Совершенствования автоматической системы в ходе классификации клиентов Проведение тщательного анализа транзакций компаний, являющихся плательщиками НДС
Снижение располагаемых доходов население Минимизировать возможное увеличение доли физических лиц, вовлеченных проведение сомнительных операций Принятие соответствующих мер при работе с информацией о клиентах в целях предотвращения нарушения регуляторных требований в рамках ПОД/ФТ Детальный анализ информации о клиентах. Сотрудничество с ФНС РФ в целях изучения располагаемых доходов клиента и последующих изменений.
Возникновение непредвиденных обстоятельств, затронувших всю финансово-экономическую систему В связи с распространением коронавирусной инфекции ЦБ РФ разрешил банкам осуществлять открытие банковского счета дистанционно Модернизирование локальных актов банка в целях предотвращения риска вовлеченности банка в проведение сомнительных операций Назначить ответственного сотрудника для проведения анализа счета клиента на предмет сомнительных операций
Источник: Составлено авторами по данным Business Studio. Проектирование организации - URL: https://www.businessstudio.ru/articles/article/bsc_sbalansirovannaya_sistema_pokazateley_i_busine/
Источники:
1. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/bf888ae559e9d1f239d6c71c8a16548013ff34c0/ (дата обращения: 07.04.2020)
2. Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86 // Российская газета №127, ст. 74
3. Информационное письмо Банка России «В дополнение к информационному письму Банка России от 10.04.2020 N ИН-014-12/59» от 10 апреля 2020 г. № ИН-014-12/62 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350078/ (дата обращения: 07.04.2020)
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195// Российская газета № 256, ст. 15.27 с изм. и допол. в ред. от 01.04.2020
5. Положение Банка России «О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде» от 2 сентября 2013 г. № 407-П // Вестник Банка России №20 (1338)
6. Положение Банка России «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 2 марта 2012 г. № 375-П // Вестник Банка России №20 (1337)
7. Приказ Росфинмониторинга «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 03.08.2010 № 203 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104749/ (дата обращения: 07.04.2020)
8. Годовой отчет на основе обобщенной консолидированной отчетности по МСФО [Электронный ресурс] // Газпромбанк URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/7a2/GPB_AR18_RUS_v4.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
9. ГРУППА ГАЗПРОМБАНКА Консолидированная финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2018 года и за
2018 год [Электронный ресурс]// Официальный сайт АО «Газпромбанк» URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/c7c/GPB_IFRS_2018_12m_RUS.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
10. ГРУППА ГАЗПРОМБАНКА Консолидированная финансовая отчетность по состоянию на 31 декабря 2019 года и за
2019 год [Электронный ресурс]// Официальный сайт АО «Газпромбанк» URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/945/GPB_IFRS_2019_12m_RUS_2.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
11. Конягина М. Н. Внедрение инновационных методов борьбы с незаконными банковскими операциями // Проблемы современной экономики. 2018. №3 (67) с. 183-187. - URL: http://www.m-economy.ra/artphp?nArtId=6432 (дата обращения: 07.04.2020)
12. Официальный сайт АО «Газпромбанк» [Электронный ресурс] URL: https://www.gazprombank.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).
13. Плюсы и минусы финансовой глобализации [Электронный ресурс]// ЭКОНС экономический разговор URL: https://econs.online/articles/ekonomika/plyusy-i-minusy-finansovoy-globalizatsii/ (дата обращения: 6.04.2020). References:
1. Law of the Russian Federation "On Banks and Banking Activities" dated 02.12.1990 No. 395-1 // Consultant-Plus [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/bf888ae559e9d1f239d6c71c8a16548013ff34c0/ (date of reference : 04/07/2020)
2. Law of the Russian Federation "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" dated 10.07.2002 No. 86 // Russian newspaper No. 127, art. 74
3. Information letter of the Bank of Russia "In addition to the information letter of the Bank of Russia dated April 10, 2020 No. IN-014-12 / 59" dated April 10, 2020 No. IN-014-12 / 62 // Consultant-Plus [Electronic resource] URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_350078/ (date accessed: 04/07/2020)
4. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195 // Rossiyskaya Gazeta No. 256, Art. 15.27 with rev. and add. as amended by from 04/01/2020
5. Regulation of the Bank of Russia "On the submission by credit institutions at the request of the Federal Service for Financial Monitoring of information on customer transactions, beneficial owners of customers and information on the movement of funds on customer accounts (deposits) in electronic form" dated September 2, 2013 No. 407- P // Bulletin of the Bank of Russia No. 20 (1338)
6. Regulation of the Bank of Russia "On requirements for the rules of internal control of a credit institution in order to counter the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism" dated March 2, 2012 No. 375-P // Bulletin of the Bank of Russia No. 20 (1337 )
7. Order of Rosfinmonitoring "On Approval of the Regulation on Requirements for Training and Education of Personnel of Organizations Carrying out Operations with Funds or Other Property in Order to Counteract Legalization (Laundering) of Criminally Obtained Incomes and Financing of Terrorism" dated 03.08.2010 No. 203 / / Consultant-Plus [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104749/ (date of access: 07.04.2020)
8. Annual report based on generalized consolidated financial statements in accordance with IFRS [Electronic resource] // Gazprombank URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/7a2/GPB_AR18_RUS_v4.pdf (date of access: 12.04.2020).
9. GAZPROMBANK GROUP Consolidated financial statements as of December 31, 2018 and 2018 [Electronic resource] // Official website of Gazprombank JSC URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/c7c/ GPB_IFRS_2018_12m_RUS.pdf (date accessed: 18.04.2020).
10. GAZPROMBANK GROUP Consolidated financial statements as of December 31, 2019 and 2019 [Electronic resource] // Official website of Gazprombank JSC URL: https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/945/ GPB_IFRS_2019_12m_RUS_2.pdf (date accessed: 18.04.2020).
11. Konyagina MN Implementation of innovative methods of combating illegal banking operations // Problems of modern economics. 2018.No. 3 (67) p. 183-187. - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6432 (date accessed: 04/07/2020)
12. Official website of Gazprombank JSC [Electronic resource] URL: https://www.gazprombank.ru/ (date of access: 08.04.2020).
13. Pros and cons of financial globalization [Electronic resource] // ECONS economic conversation URL: https://econs.online/ar-ticles/ekonomika/plyusy-i-minusy-finansovoy-globalizatsii/ (date of access: 6.04.2020).
10.24412/2309-4788-2021-10952
О.П. Воронина - кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
Voronina O.P. - PhD in Economics, Associate Professor of Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
Е.О. Белова - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет,
E.O. Belova - PhD in Economics, Associate Professor of Industry and Project Management, Kuban State Technological University.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ HUMAN CAPITAL IN THE REGIONAL ECONOMY OF THE KRASNODAR TERRITORY: ANALYSIS OF THE STATE
Аннотация. В статье дана оценка состоянию развития человеческого капитала на территории Краснодарского края. Состояние основных социально-экономических показателей Краснодарского края позволяет судить о имеющемся у региона потенциале развития и возможностях роста при поддержке региональных властей. Выделены позиции, влияющие на формирования человеческого капитала на микроуровне, что позволило авторам провести более детальный анализ человеческого капитала организаций региона. Проведенный анализ конкурентоспособности человеческого капитала Краснодарского края говорит о наличии достаточного потенциала данной конкурентоспособности и положительной динамики ряда показателей, ее характеризующих. Однако, проблемой