Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭРА-ГЛОНАСС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОСЛЕАВАРИЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭРА-ГЛОНАСС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОСЛЕАВАРИЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ERA-GLONASS / BUS POST-ACCIDENT SAFETY / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЭРА-ГЛОНАСС / ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОБУСА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Азизов Сулак Сергеевич, Маркова Инна Викторовна, Калмыков Михаил Борисович

В статье рассмотрена работа Российской государственной системы экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). Выявлены нештатные ситуации (возгорание или затопление автотранспортного средства, выпадение человека из АТС), при которых система не срабатывает. Даны предложения по увеличению функционала этой системы при установке её в большие автобусы категории М3. Составлена блок-схема алгоритма функционирования усовершенствованной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Предлагаемые изменения в функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС позволят повысить послеаварийную безопасность автобусов, а, следовательно, снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий для пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Азизов Сулак Сергеевич, Маркова Инна Викторовна, Калмыков Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ERA-GLONASS SYSTEM TO IMPROVE THE POST-ACCIDENT SAFETY OF BUSES

The article discusses the work of the Russian state emergency response system in case of accidents (ERA-GLONASS). Emergency situations (fire or flooding of a vehicle, loss of a person from the vehicle) in which the system does not work have been identified. Suggestions are made to increase the functionality of this system when installing it in large buses of the M3 category. A block diagram of the functioning algorithm of the improved ERA-GLONASS system has been compiled. The proposed changes in the functioning of the ERA-GLONASS system will improve the post-accident safety of buses, and, consequently, reduce the severity of the consequences of road accidents for passengers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭРА-ГЛОНАСС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОСЛЕАВАРИЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСОВ»

TECHNICAL SCIENCES

IMPROVEMENT OF THE ERA-GLONASS SYSTEM TO IMPROVE THE POST-ACCIDENT SAFETY OF BUSES Kalmykov B.Yu.1, Azizov S.S.2, Markova I.V.3, Kalmykov M.B.4 (Russian Federation) Email: Kalmykov573@scientifictext.ru

1Kalmykov Boris Yurievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; 2Azizov Sulak Sergeevich - Master's Student; 3Markova Inna Viktorovna - Master's Student, DEPARTMENT OF ENGINEERING AND TECHNOLOGIES OF AUTOMOTIVE TRANSPORT, INSTITUTE OF SERVICE AND ENTREPRENEURSHIP (BRANCH) FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY,

SHAKHTY, ROSTOV REGION; 4Kalmykov Mikhail Borisovich - Student, FACULTY OF PHYSICAL, SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: the article discusses the work of the Russian state emergency response system in case of accidents (ERA-GLONASS). Emergency situations (fire or flooding of a vehicle, loss of a person from the vehicle) in which the system does not work have been identified. Suggestions are made to increase the functionality of this system when installing it in large buses of the M3 category. A block diagram of the functioning algorithm of the improved ERA-GLONASS system has been compiled. The proposed changes in the functioning of the ERA-GLONASS system will improve the post-accident safety of buses, and, consequently, reduce the severity of the consequences of road accidents for passengers.

Keywords: road traffic accidents, ERA-GLONASS, bus post-accident safety.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭРА-ГЛОНАСС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОСЛЕАВАРИЙНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОБУСОВ Калмыков Б.Ю.1, Азизов С.С.2, Маркова И.В.3, Калмыков М.Б.4

(Российская Федерация)

1Калмыков Борис Юрьевич - кандидат технических наук, доцент; 2Азизов Сулак Сергеевич - магистрант; 3Маркова Инна Викторовна - магистрант, кафедра техники и технологий автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Донской государственный технический университет, г. Шахты, Ростовская область; 4Калмыков Михаил Борисович - студент, физический факультет, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассмотрена работа Российской государственной системы экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). Выявлены нештатные ситуации (возгорание или затопление автотранспортного средства, выпадение человека из АТС), при которых система не срабатывает. Даны предложения по увеличению функционала этой системы при установке её в большие автобусы категории М3. Составлена блок-схема алгоритма функционирования усовершенствованной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Предлагаемые изменения в функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС позволят повысить

17

послеаварийную безопасность автобусов, а, следовательно, снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий для пассажиров.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, ЭРА-ГЛОНАСС, послеаварийная безопасность автобуса.

Работа существующих систем ЭРА-ГЛОНАСС (Российская государственная система экстренного реагирования при авариях) основана на передаче антенной информации о географических координатах автотранспортного средства (АТС), его идентификационных характеристик в пункты общественной безопасности (ПОБ). Предусмотрена возможность голосового общения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с оператором ПОБ [1].

Система начинает работать, когда с движущимся по автодороге автомобилем происходит экстренное торможение или опрокидывание, фиксируемое акселерометрами, а также при срабатывании датчика удара или датчика срабатывания надувных подушек безопасности. При этом система выдаст необходимую информацию в автоматическом режиме, а также любой участник дорожного движения может воспользоваться кнопкой вызова экстренных служб, и пообщаться с оператором экстренных служб.

Однако, есть несколько нештатных ситуаций, например, возгорание или затопление АТС, выпадение человека из АТС и др., которые не фиксируются никакими датчиками, а значит, система ЭРА-ГЛОНАСС на эти ситуации не отреагирует.

Кроме того не всегда проверяется работоспособность модулей системы ЭРА-ГЛОНАСС, хотя это предусмотрено Порядком организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств [2].

Поэтому предлагается расширение функциональных возможностей системы ЭРА-ГЛОНАСС для автобусов, т.к. в результате ДТП возможно большое количество пострадавших среди пассажиров [3-11].

В первую очередь предлагается ввести принудительную проверку работоспособности системы ЭРА-ГЛОНАСС. Например, без проведения подобной проверки не формировать путевой лист (рисунок 1).

Рис. 1. Предлагаемый алгоритм блок-схемы системы ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциональными возможностями

Далее для выполнения требований Постановления Правительства РФ [12] предлагается рабочее место водителя оснастить табло «Пассажир не пристегнут», информация на которое будет поступать от конечных выключателей замков ремней безопасности (рисунок 1).

Для расширения функциональных возможностей системы ЭРА-ГЛОНАСС установить дополнительные датчики задымления, открытого пламени, повышения температуры информацию с которых в первую очередь передавать на пульт водителя - табло «Возгорание в салоне». Во вторую очередь, при отсутствии реакции водителя, эту информацию отправлять диспетчеру ПОБ (рисунок 2).

При затоплении АТС необходимо установить акселерометр, контролирующий вертикальные перемещения АТС (рисунок 2).

И в заключении предлагается использование голосового модуля системы ЭРА-ГЛОНАСС, установленного на автобусе, попавшим в определенную внештатную ситуацию, сотрудником экстренных служб реагирования после их прибытия на место ДТП для подтверждения информации о ДТП и фиксации времени прибытия этих служб (рисунок 3).

Предлагаемые изменения в функционирование системы ЭРА-ГЛОНАСС позволят повысить послеаварийную безопасность автобусов, а, следовательно, снизить тяжесть последствий ДТП для пассажиров.

Мониторинг возникновения внештатной ситуации

Подача сигнала на пульт управления водителя

I

Включение автоматической системы пожаротушения (при наличии)

I

Автоматическое отключение аккумуляторной батареи (при наличии)

Включение подсветки эвакуационных выходов (при наличии)

Рис. 2. Предлагаемый алгоритм блок-схемы системы ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциональными возможностями (продолжение)

Эвакуация пострадавших в ДТП

Конец

Рис. 3. Предлагаемый алгоритм блок-схемы системы ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциональными возможностями (окончание)

С

Список литературы /References

1. Аттестационные испытания системы ЭРА-ГЛОНАСС. Указания по применению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: - https://scdn.raMe-schwarz. com/ur/pws/dl_downloads/dl_application/application_notes/1 ma251/1MA251_1 rus_E RA_GLONASS.pdf/ (дата обращения: 28.07.2020).

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71605250/ (дата обращения: 28.07.2020).

3. Калмыков Б.Ю., Рыжиков В.А., Овчинников Н.А. Аспекты безопасной эксплуатации автомобильного транспорта / Монография // Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2018.

4. Kalmykova O.M., Kalmykov B.Y., Semenov V.V. Mechatronic intelligent bus control system / В сборнике: Proceedings of 2017 IEEE East-West Design and Test Symposium, EWDTS-2017, 2017. С. 8110089.

5. Калмыков Б.Ю., Гармидер А.С. Определение изменения объема пассажирского салона автобуса после его опрокидывания / Научное обозрение, 2017. № 13. С. 84-86.

6. Калмыков Б.Ю. Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Богданов В.И., Высоцкий И.Ю., Калмыкова Ю.Б. // Патент на изобретение RU 2583822 C1, 10.05.2016. Заявка № 2014141884/11 от 16.10.2014.

7. Калмыков Б.Е., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. О влиянии расположения подоконного бруса на прочность кузова автобуса при опрокидывании / Международный научный журнал, 2016. № 2. С. 81-85.

8. Калмыков Б.Ю., Федченко Д.С. Подготовка водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов / В сборнике: COLLECTION OF SCIENTIFIC ARTICLES. LIII INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE. EDITOR: EMMA MORGAN, 2019. С. 11-14.

9. Калмыков Б.Ю., Лазарев В.А. Анализ способов смазки узлов трения трансмиссии автомобилей / В сборнике: COLLECTION OF SCIENTIFIC ARTICLES. LIII INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE. EDITOR: EMMA MORGAN, 2019. С. 7-10.

10. Калмыков Б.Ю., Копылов С.В., Гармидер А.С. Сравнительный анализ методов определения скорости автотранспортного средства при наезде на препятствие / Проблемы современной науки и образования. 2017. № 11 (93). С. 10-12.

11. Калмыков Б.Ю., Копылов С.В. Актуальность применения метода расчета скорости транспортных средств перед столкновением по деформации их деталей / Проблемы современной науки и образования. 2017. № 7 (89). С. 32-34.

12. Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 87 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_97820/#dst100006/ (дата обращения: 28.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.