Научная статья на тему 'Анализ аварийности на автобусном транспорте в Российской Федерации'

Анализ аварийности на автобусном транспорте в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC ACCIDENTS / BUS TRANSPORT / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Гармидер Юлия Борисовна, Ерёмин Святослав Михайлович

В статье рассмотрен анализ аварийности на всех видах пассажирского транспорта в Российской Федерации с 2005 г. Отмечаются высокие показатели аварийности на автомобильном транспорте. Рассмотрена статистика дорожно-транспортных происшествий с точки зрения принадлежности транспортных средств физическим и юридическим лицам. Отдельно представлена статистика дорожно-транспортных происшествий на автобусном транспорте в Российской Федерации с 2016 г. Сформулированы основные проблемы, связанные с низким уровнем безопасности автобусных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Гармидер Юлия Борисовна, Ерёмин Святослав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACCIDENTS IN BUS TRANSPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the accident rate for all types of passenger transport in the Russian Federation since 2005. High accident rates in road transport are noted. The statistics of traffic accidents from the point of view of vehicle ownership by individuals and legal entities is considered. Separately, statistics on bus traffic accidents in the Russian Federation since 2016 are presented. The main problems associated with the low level of bus traffic safety are formulated.

Текст научной работы на тему «Анализ аварийности на автобусном транспорте в Российской Федерации»

Эксплуатация автомобильного транспорта

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калмыков Борис Юрьевич, к.т.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Гармидер Юлия Борисовна, магистрант (e-mail: [email protected]) Ерёмин Святослав Михайлович, магистрант (e-mail: [email protected]) Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, Российская Федерация

В статье рассмотрен анализ аварийности на всех видах пассажирского транспорта в Российской Федерации с 2005 г. Отмечаются высокие показатели аварийности на автомобильном транспорте. Рассмотрена статистика дорожно-транспортных происшествий с точки зрения принадлежности транспортных средств физическим и юридическим лицам. Отдельно представлена статистика дорожно-транспортных происшествий на автобусном транспорте в Российской Федерации с 2016 г. Сформулированы основные проблемы, связанные с низким уровнем безопасности автобусных перевозок.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, автобусные перевозки, безопасность дорожного движения.

Введение.

Ежегодный социально-экономической ущерб от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий оценивается в пределах 12% общих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [1]. Целью работы является проведение анализа статистики дорожно-транспортных происшествий на автобусном транспорте в Российской Федерации. По результатам проведенного анализа необходимо сформулировать основные проблемы, связанные с низким уровнем безопасности автобусных перевозок.

Результаты и их обсуждение.

Несмотря на произошедшее снижение с 2005 г. объемов перевозки автобусным транспортом (рисунок 1), он продолжает оставаться лидером среди всех видов транспорта [2,3].

Рассмотрим статистику происшествий на всех видах пассажирского транспорта и пострадавших в них. На рисунках 2-5 представлены сведения о количестве происшествий, погибших и раненных в них пассажиров за период с 2005 по 2017 годы соответственно на железнодорожном, мор-

ском, воздушном и автомобильном транспорте.

12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

11297,1

9276 7600,7

6059,8 6330,5 658_5,5 5919,9

1855,

Перевезено пассажиров автобусами, млн. человек

городское

пригородное

междугородное

2005 2010 2015 2016 2017

Рис.1. Перевозки пассажиров автобусами по видам сообщения

Рис.2. Железнодорожный транспорт общего пользования

Рис.3. Морской транспорт

Рис.4. Воздушный транспорт

300

250 223,3 200

150

100

50

274,9

250,6

231,2

221,1 215,4

169,4

Число происшествий, тыс.

Погибло, тыс. человек

Ранено, тыс. человек

2005 2010 2015 2016 2017

0

Рис.5. Автомобильный транспорт

Как видно из приведенных рисунков количество пострадавших на всех видах транспорта, кроме автомобильного, исчисляется десятками человек. А на железнодорожном транспорте общего пользования в 2010 и 2016 годах происшествия были, а пострадавших в них нет.

Но на автомобильном транспорте число происшествий исчисляется сотнями тысяч, хотя с 2005 г. наметилась устойчивая тенденция к их снижению (рисунок 5) [2-4].

На рисунке 6 представлена информация о владельцах автотранспортных средств (АТС), попавших в ДТП.

Так в 2005 г. из 223,3 тыс. ДТП 150 тыс. (более 67% от общего количества ДТП) совершили водители АТС, принадлежащих физическим лицам. В 2017 г. этот процент увеличился до 75,5%. Это скорее всего говорит о том, что на автотранспортных предприятиях ведется контроль за деятельностью водителей. Кроме того, в 2005 г. каждое 8-е ДТП совершалось во-

дителем - индивидуальным владельцем АТС в состоянии алкогольного опьянения. К 2017 г. этот показатель несколько снизился - каждое 9-е ДТП.

Рис.6. Владельцы автотранспортных средств, попавших в ДТП

Самая «страшная» статистика о числе погибших в ДТП представлена на рисунке 7.

40

2005 2010 2015 2016 2017

Погибло в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), тыс. человек

в том числе по вине индивидуальных владельцев транспортных средств

из них водителей в состоянии алкогольного опьянения

Рис.7. Число погибших в ДТП

В 2017 г. в ДТП погибло 19,1 тыс. человек, что на 78% меньше, чем в 2005 г. Следует отметить, что смертельные ДТП в основном совершают индивидуальные владельцы АТС. В 2005 г. - 68,5% от общего числа погибших, в 2017 г. - 74%. Причем с 2015 г. наблюдается рост ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения.

Несмотря на уменьшение и количества ДТП в целом по Российской Федерации и на снижение числа погибших, статистика ДТП с участием авто-

бусов остается на очень высоком уровне (рисунок 8) [2-5].

Рис.8. ДТП с участием автобусов

Выводы.

Начиная с 2016 года, был зафиксирован рост количества ДТП с участием автобусов, а также числа погибших и раненных. К 2019 г. он вырос на 32,7% и составил 6926 ДТП в сравнении с 2016 г. Пропорционально выросло число погибших 359 чел. (+8,5% в сравнении с 2016 г.) и раненных 10307 чел. (+28,8%).

Данный рост пострадавших в ДТП пассажиров автобусов можно объяснить увеличением их срока эксплуатации. Что в конечном итоге приводит к снижению активной безопасности и возникает вероятность возникновения ДТП. А также к снижению пассивной безопасности, что приводит к увеличению вероятности получения травм пассажирами [6-8].

Низкий уровень безопасности автобусных перевозок обусловлен следующими причинами [1, 9-20]:

1) недостаточной эффективностью механизмов воздействия государства на ситуацию с аварийностью;

2) отсутствием рационального распределения предметов ведения по обеспечению безопасности дорожного движения между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также отсутствием эффективных механизмов координации соответствующих действий;

3) низким качеством улично-дорожной сети и несоответствием ее пропускной способности растущему спросу на перевозки.

Список литературы

1. Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Минтранс России. https://www.mintrans.ru/documents.

2. Транспорт в России 2018 https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/transp18.pdf.

3. Калмыков Б.Ю. Аспекты безопасной эксплуатации автомобильного транспорта. монография / Калмыков Б.Ю., Рыжиков В.А., Овчинников Н.А. // Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2018.

4. Официальный сайт ГИБДД. http://stat.gibdd.ru/.

5. Овчинников Н.А., Скирдачев В.А. Автобусный парк Российской Федерации в цифрах / В сборнике: Научная весна - 2016 Материалы: Научное электронное издание. 2016. С. 123-128.

6. Kalmykov B.Y. Effect of the bus bodywork on impact strength properties in roll-over / Kalmykov B.Y., Stradanchenko S.G., Sirotkin A.Y., Garmider A.S., Kalmykova Y.B. // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2016. Т. 11. № 17. С. 10205-10208.

7. Ovchinnikov N.A. Modeling and estimate of the strain-stress state of a bus body pillar with account for geometrical nonlinearity / Ovchinnikov N.A., Zhigulsky V.I., Kozyreva E.A., Chefranova O.V. // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Т. 12. № 5. С. 1567-1572.

8. Kalmykova O.M. Mechatronic intelligent bus control system / Kalmykova O.M., Kalmykov B.Y., Semenov V.V. // В сборнике: Proceedings of 2017 IEEE East-West Design and Test Symposium, EWDTS 2017 2017. С. 8110089.

9. Калмыкова О.М. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города с плотной застройкой и высокой интенсивностью движения транспортных средств / Калмыкова О.М., Черткова Ю.А., Калмыков Б.Ю. // В сборнике: Научная весна - 2016 Материалы: Научное электронное издание. 2016. С. 102-106.

10. Калмыкова О.М. Проблемы безопасного участия детей в дорожном движении / Научное обозрение. 2017. № 2. С. 72-74.

11. Калмыкова О.М. Обеспечение безопасности детей в дорожном движении / Калмыкова О.М., Гармидер А.С., Мельникова К.А. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T35. С. 66-70.

12. Овчинников Н.А., Кушнарев И.В. Предложения мер по разгрузке улично-дорожной сети г. Шахты / В сборнике: Научная весна - 2018: Технические науки сборник научных трудов. 2018. С. 153-162.

13. Зырянов В.В. Управление дорожным движением и перевозки монография / В.В. Зырянов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Ростовский гос. строительный ун-т". Ростов-на-Дону, 2012.

14. Semchugova E. Models of estimation of application of passenger service quality parameters / Semchugova E., Zyryanov V., Negrov N., Nikitina A. // В сборнике: Transportation Research Procedia 2017. С. 584-590.

15. Zyryanov V. Simulation of evacuation route choice / Zyryanov V., Feofilova A. //В сборнике: Transportation Research Procedia 2017. С. 740-745.

16. Корчагин В.А., Ризаева Ю.Н.. Модель поиска биосферно-совместимого функционирования транспортной социоприродоэкономической системы / В. А. Корчагин, Ю.Н. Ризаева / Мир транспорта и технологических машин. - 2015. - №.-3.-С.130-136.

17. Корчагин В.А., Гринченко А.В. Распределение автобусов по маршрутам движения с учетом вреда окружающей среде / Аграрный научный журнал. - Саратов: СГАУ, 2015.- №9.- С.40-43.

18 Корчагин В.А., Ляпин С.А., Клявин В.Э., Ситников В.В. повышение безопасности движения автомобилей на основе анализа аварийности и моделирования дтп / Фундаментальные исследования. 2015.- № 6-2. С. 251-256.

19. Корчагин В.А., Сливинский Е.В., Ризаева Ю.Н. Modernization of Bodies Tipper Trailers to Improve the Working Conditions of Maintenance / International Journal of Traffic

and Transportation Engineering.- 2015, 4(2): 35-44 DOI: 10.5923/j.ijtte.20150402.01 - с. 3544.

20. Корчагин В.А., Ризаева Ю.Н. Оптимизация организации грузовых перевозок. -Липецк: Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2015.- 80 с.

Kalmykov Boris Yuryevich, candidate of technical sciences, assistant professor (e-mail: [email protected])

ISOiP (branch) DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation Garmider Julia Borisovna, undergraduate (e-mail: [email protected])

ISOiP (branch) of DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation, Eremin Svyatoslav Mikhailovich, undergraduate (e-mail: [email protected])

ISOiP (branch) of DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation ANALYSIS OF ACCIDENTS IN BUS TRANSPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyzes the accident rate for all types of passenger transport in the Russian Federation since 2005. High accident rates in road transport are noted. The statistics of traffic accidents from the point of view of vehicle ownership by individuals and legal entities is considered. Separately, statistics on bus traffic accidents in the Russian Federation since 2016 are presented. The main problems associated with the low level of bus traffic safety are formulated.

Key words: traffic accidents, bus transport, road safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.