табличных и текстовых данных с характеристиками объектов; разработка знаковой системы (элементов компоновки карты); совмещение слоев с формированием картографического изображения тематических карт и его редактированием.
Разработка электронных карт, наглядно отображающих процессы обращения с отходами, выполнена на платформе ArcGIS, где с помощью модуля Python возможно создавать дополнительные инструменты для решения специализированных задач. Предварительная обработка данных проводилась в среде Excel. Обеспечена возможность создания необходимого SQL-запроса для выборки из созданных баз данных.
Актуализация АИСОО позволяет проводить оперативный анализ ситуации в режиме реального времени, осуществлять прогнозирование развития процессов при изменении различных техногенных и антропогенных факторов и формировать оптимальные варианты решений для улучшения экологической ситуации региона.
Литература
1. Иващук О. А. и др. Электронная модель схемы обращения с отходами // Научные ведомости БелГУ, 2016. № 2 (223). С. 162-167.
Оснащение пассажирского салона автобуса удерживающим средством Калмыков Б. Ю.1, Гармидер А. С.2, Мельников А. В.3
'Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris Yurievich — кандидат технических наук, доцент;
2Гармидер Александр Сергеевич / Garmider Alexandr Sergeevich — аспирант;
3Мельников ААлександр Владимирович /Melnikov Alexandr Vladimirovich — магистрант, кафедра техники и технологии автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, г. Шахты
Аннотация: в статье представлены описание и принцип работы устройства для снижения тяжести последствий для пассажиров автобуса при его опрокидывании.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия.
Необходимость обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств определяет важность и актуальность реформирования транспортного комплекса, составляющего основу хозяйственной мощи страны.
Поэтому одним из приоритетных научных направлений является разработка и совершенствование теоретических основ, моделей и методов обоснования требований к системам обеспечения безопасности, предъявляемых к новой автомобильной технике [1-3] и автотранспортным средствам (АТС), находящимся в эксплуатации [4, 5].
Из общего количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), происходящих в Российской Федерации, ~14% приходится на долю опрокидываний [6]. Основное количество опрокидываний происходит на автомобильных дорогах вне населенных пунктов ~66,4 %. В основном, опрокидывания связаны с непреднамеренным съездом автотранспортных средств с проезжей части дорог.
Опрокидывания с участием автобусов являются наиболее травмоопасным видом ДТП для пассажиров. Перемещаясь по салону в процессе опрокидывания автобуса, пассажиры имеют риск получения травм от столкновений с элементами интерьера, другими пассажирами, багажом, незакрепленным оборудованием и др. Еще одной опасности пассажиры подвергаются при резком уменьшении объема пассажирского салона вследствие деформаций кузова автобуса в процессе контакта его боковины или крыши с опорной поверхностью. Кроме того, не исключена вероятность выпадения пассажиров из автобуса через открытые окна, двери, люки. И, наконец, в конечной фазе ДТП есть вероятность возгорания транспортного средства. В связи с этим исследования, связанные со снижением вышеперечисленных рисков, будут актуальными.
Для избегания получения тяжелых травм пассажирами, которые не пристегнуты ремнями безопасности, предлагается оснастить пассажирский салон специальным удерживающим средством [7].
Принцип его работы заключается в следующем. В процессе эксплуатации автобуса текущее значение угла крена кузова определяется датчиком углового положения 8 (рисунок 1). В том случае, если текущее значение угла крена кузова станет равным или превысит на малую величину критическое значение, блок управления 5 подключит аккумулятор 11 к электромагниту 2. Электромагнит 2 втянет
вал запорного механизма 10, после чего люк 6 откроется, проворачиваясь на петлях 7. Крупноячеистая сеть 4 под действием силы тяжести выпадает в пассажирский салон.
Рис. 1. Срабатывание предлагаемого удерживающего средства пассажирского салона автобуса
Предлагаемое техническое решение обеспечит пассивную безопасность транспортного средства,
защиту жизни и здоровья водителя и пассажиров при опрокидывании транспортного средства в
поперечной плоскости.
Литература
1. Калмыков Б. Ю. Совершенствование сертификационных испытаний по оценке пассивной безопасности автобусов / Калмыков Б.Ю., Фетисов В.М., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // European research, 2015. № 10 (11). С. 34-36.
2. Калмыков Б. Ю. Нагрузочный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // International scientific review, 2015. № 8 (9). С. 33-34.
3. Калмыков Б. Ю. Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса. Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // International scientific review, 2015. № 8.
4. Калмыков Б. Ю. Расчет прогнозируемого момента сопротивления сечения для материала кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания его элементов Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 18-20.
5. Калмыков Б. Ю. Расчет деформации стоек кузова с учетом коррозионного изнашивания на примере автобуса ЛИАЗ-5256 Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // European research, 2015. № 9 (10). С. 10-13.
6. Иванов А. М. Анализ пассивной безопасности маломестных автобусов на основании статистики ДТП / А. М. Иванов // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: сб. докладов восьмой междунар. конф.; СПб. Гос. архит.-строит. ун-т. СПб., 2008. 460 с.
7. Калмыков Б. Ю. Патент № 2501702. Удерживающее средство пассажирского салона транспортного средства / Калмыков Б. Ю., Фетисов В. М., Нагай С. Г., Богданов В. И., Овчинников Н. А. / 29.03.2012 21/16, В60К21/06, Б60К21/13, Б62Б49/08.
К вопросу обеспечения качества функционирования системы пробкоуловителей на подземном хранилище газа Щербань П. С.1, Скорикова Ж. Н.2
'Щербань Павел Сергеевич /Shcherban Pavel Sergeevich — кандидат технических наук, ассистент, Институт транспорта и технического сервиса; 2Скорикова Жанна Николаевна / Skorikova Janna Nikolaevna — бакалавр, направление: сервис на предприятиях нефтегазового комплекса, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы износа оборудования подземного хранилища газа (системы пробкоуловителей). Анализируются основные факторы, влияющие на систему пробкоуловителей, приводятся статистические данные. По итогам полученных данных в статье выдвигаются предложения по повышению надежности, долговечности и качества работы системы пробкоуловителей на примере подземного хранилища газа Романово.
Ключевые слова: сервис в нефтегазовом комплексе, подземное хранилище газа, управление качеством, газовое оборудование, система пробкоуловителей.
Развитие современной газотранспортной системы во многом обуславливается созданием мощностей по хранению и отпуску природного газа. В настоящее время наибольшие объемы газа накапливаются в подземных хранилищах, которые, в свою очередь, сглаживают неравномерность потребления данного топлива и вместе с тем являются важным звеном в системе энергобезопасности.
В Российской Федерации Калининградская область занимает уникальное место, поскольку она отрезана от основной территории рядом сопредельных государств, в результате чего проблема обеспечения энергобезопасности является одной из ключевых в регионе. Реализация проекта по сооружению подземного хранилища газа в пос. Романово позволит не только сгладить сезонность его потребления, но и существенно обезопасит регион от сбоев в поставке газа по единственному газопроводу (Каунас - Калининград). В результате особое значение приобретает надежность функционирования создаваемого подземного хранилища газа.
Рис. 1. Расположение ПХГ Романово