ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Автоматизированная информационная система обращения с отходами Иващук О. А.1, Федоров В. И.2, Иващук О. О.3
'Иващук Ольга Александровна / Ivashchuk Olga Alexandrovna — доктор технических наук, профессор;
2Федоров Вячеслав Игоревич /Fedorov Vyacheslav Igorevich — аспирант;
3Иващук Олег Орестович /Ivashchuk Oleg Orestovich — студент, кафедра информационных систем, Институт инженерных технологий и естественный; наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в статье рассматривается процесс моделирования автоматизированной информационной системы обращения с отходами. Данная система позволяет проводить комплексный визуализированный пространственный анализ, оценку и прогнозирование образования, размещения и движения отходов различного вида на территории региона.
Ключевые слова: автоматизированная информационная система, электронные карты, обращение с отходами.
Все современные виды обращения с отходами (сбор и накопление, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и размещение для захоронения) сопряжены с негативным воздействием на окружающую среду. Оптимизация системы обращения с отходами производства и потребления с целью минимизации этого воздействия, повышение эффективности мониторинга и управления в данной сфере сегодня связаны со сбором и обработкой больших объемов разнородных данных, с необходимостью проведения пространственно-временной оценки потоков отходов и осуществления прогноза количественных и качественных характеристик процессов управления отходами. Это определяет необходимость использования современных методов компьютерного моделирования, технологий ГИС, средств автоматизации.
Авторами была поставлена задача разработки модели автоматизированной информационной системы обращения с отходами (АИСОО), которая наделена функциями не только сбора и обработки информации, но и оценки существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также прогнозирования ее развития с визуализацией результатов на электронных картах.
На примере Белгородской области проведен комплексный анализ [1, с. 163]: характеристик источников отходов (их расположение на рассматриваемой территории, виды и классы опасности образующихся отходов, их фактические объемы и массы); мест накопления; объектов сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; потоков движения отходов и баланса их количественных характеристик. Разработаны соответствующие базы данных, которые с использованием инструментов пространственного анализа позволяют формировать электронные картографические материалы для осуществления визуализированного анализа собранной информации. Результат подобного анализа - научное обоснование и формирование перспективной схемы движения отходов на рассматриваемой территории; разработка рекомендаций по эффективному развитию системы обращения с отходами с определением возможных целевых показателей. Алгоритм построения соответствующей электронной модели схемы обращения с отходами показан на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм создания электронной модели схемы обращения с отходами
На начальном этапе осуществляется получение и анализ исходных данных (статистической информации и векторных данных, отображающих географические объекты), выделяются объекты модели, определяются существенные атрибуты, слои, описывающие данные объекты. Далее формируется решение о достаточности объема данных; осуществляется разработка структуры атрибутивных таблиц; формирование и редактирование слоев создаваемых карт и таблиц к ним; ввод
табличных и текстовых данных с характеристиками объектов; разработка знаковой системы (элементов компоновки карты); совмещение слоев с формированием картографического изображения тематических карт и его редактированием.
Разработка электронных карт, наглядно отображающих процессы обращения с отходами, выполнена на платформе ArcGIS, где с помощью модуля Python возможно создавать дополнительные инструменты для решения специализированных задач. Предварительная обработка данных проводилась в среде Excel. Обеспечена возможность создания необходимого SQL-запроса для выборки из созданных баз данных.
Актуализация АИСОО позволяет проводить оперативный анализ ситуации в режиме реального времени, осуществлять прогнозирование развития процессов при изменении различных техногенных и антропогенных факторов и формировать оптимальные варианты решений для улучшения экологической ситуации региона.
Литература
1. Иващук О. А. и др. Электронная модель схемы обращения с отходами // Научные ведомости БелГУ, 2016. № 2 (223). С. 162-167.
Оснащение пассажирского салона автобуса удерживающим средством Калмыков Б. Ю.1, Гармидер А. С.2, Мельников А. В.3
'Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris Yurievich — кандидат технических наук, доцент;
2Гармидер Александр Сергеевич / Garmider Alexandr Sergeevich — аспирант;
3Мельников ААлександр Владимирович /Melnikov Alexandr Vladimirovich — магистрант, кафедра техники и технологии автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, г. Шахты
Аннотация: в статье представлены описание и принцип работы устройства для снижения тяжести последствий для пассажиров автобуса при его опрокидывании.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия.
Необходимость обеспечения безопасной эксплуатации автотранспортных средств определяет важность и актуальность реформирования транспортного комплекса, составляющего основу хозяйственной мощи страны.
Поэтому одним из приоритетных научных направлений является разработка и совершенствование теоретических основ, моделей и методов обоснования требований к системам обеспечения безопасности, предъявляемых к новой автомобильной технике [1-3] и автотранспортным средствам (АТС), находящимся в эксплуатации [4, 5].
Из общего количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), происходящих в Российской Федерации, ~14% приходится на долю опрокидываний [6]. Основное количество опрокидываний происходит на автомобильных дорогах вне населенных пунктов ~66,4 %. В основном, опрокидывания связаны с непреднамеренным съездом автотранспортных средств с проезжей части дорог.
Опрокидывания с участием автобусов являются наиболее травмоопасным видом ДТП для пассажиров. Перемещаясь по салону в процессе опрокидывания автобуса, пассажиры имеют риск получения травм от столкновений с элементами интерьера, другими пассажирами, багажом, незакрепленным оборудованием и др. Еще одной опасности пассажиры подвергаются при резком уменьшении объема пассажирского салона вследствие деформаций кузова автобуса в процессе контакта его боковины или крыши с опорной поверхностью. Кроме того, не исключена вероятность выпадения пассажиров из автобуса через открытые окна, двери, люки. И, наконец, в конечной фазе ДТП есть вероятность возгорания транспортного средства. В связи с этим исследования, связанные со снижением вышеперечисленных рисков, будут актуальными.
Для избегания получения тяжелых травм пассажирами, которые не пристегнуты ремнями безопасности, предлагается оснастить пассажирский салон специальным удерживающим средством [7].
Принцип его работы заключается в следующем. В процессе эксплуатации автобуса текущее значение угла крена кузова определяется датчиком углового положения 8 (рисунок 1). В том случае, если текущее значение угла крена кузова станет равным или превысит на малую величину критическое значение, блок управления 5 подключит аккумулятор 11 к электромагниту 2. Электромагнит 2 втянет