Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту Калмыкова О. М.1, Калмыков Б. Ю.2, Копылов С. В.3
'Калмыкова Ольга Михайловна / Kalmykova Olga Mihaylovna — кандидат философских наук, доцент;
2Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris Yurievich — кандидат технических наук, доцент;
3Копылов Сергей Васильевич /Kopylov Sergey Vasilievich — магистрант, кафедра техники и технологии автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный университет, г. Шахты
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы повышения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.
Ключевые слова: безопасность, автобус, перевозки, маршрут.
Вопросы повышения безопасности пассажирских перевозок общественным транспортом являются актуальными, так как ежегодно в Российской Федерации (РФ) происходит около 5000 ДТП по вине водителей автобусов [1].
Данной проблемой занимаются ученые вузов РФ в том числе [2-6].
Согласно общим положениям Правил дорожного движения (ПДД) маршрутное транспортное средство - транспортное средство (ТС) общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок [7].
К перевозке более 8 пассажиров, помимо водителя, допускаются лица в возрасте 21 года и имеющие водительское удостоверение категории «D».
В 2013 году вступил в силу приказ от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, который ввел в действие новые категории, подкатегории водительских удостоверений.
Согласно этому приказу в списке водительских категорий появилась подкатегория «D1», которая дает право водителю управлять ТС с числом сидячих посадочных мест от 9 до 16.
В этом же приказе изложены новые требования, предъявляемые к подготовке водителей ТС. В учебные планы введены новые дисциплины, увеличено количество часов, отведенных на вождение. Ужесточены требования, предъявляемые к материально-техническому оснащению автошколы. В частности автошколы, для продолжения ведения лицензионной деятельности, должны были приобрести дорогостоящее оборудование (манекены, аптечки, детские удерживающие устройства, мотошлемы и др.), а также привести к норме автодромы.
Несмотря на увеличение требований к подготовке водителей ТС количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и нарушений ПДД водителями автобусов меньше не стало.
Для повышения безопасности пассажирских перевозок автотранспортным предприятиям необходимо одновременно решать несколько задач:
- грамотный подбор водителей;
- проведение стажировок с водителями;
- соблюдение режима труда и отдыха водителями;
- обеспечение проведения медицинского освидетельствования водителей;
- организация контроля соблюдения водителями требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
- оформление путевых листов;
- организация контроля технического состояния ТС;
- оборудование ТС тахографами;
- оборудование мест для сидения пассажиров ремнями безопасности.
- грамотная разработка и утверждение паспорта маршрута с наличием схем и указанием опасных участков;
- наличие согласований с владельцами железнодорожных переездов, если таковые имеются по пути маршрута;
- обследования дорожного покрытия на маршруте;
- обследование маршрута на наличие технических средств организации дорожного движения;
- обследование пассажиропотока, с целью распределения автобусов по маршрутам с разной вместимостью и составления расписания их движения.
Водители маршрутных ТС должны строго соблюдать ПДД, так как несут ответственность за жизни большого количества людей. Проезд на красный сигнал светофора, поворот налево с крайней правой полосы, пренебрежение сигналами поворота, посадка, высадка пассажиров в неположенном месте, это только небольшой список нарушений, допускаемых водителями автобусов.
Согласно пункту 22.7 ПДД водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки ТС, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки [7].
Например, в городе Ростов-на-Дону 13 октября 2015 года на автобусной остановке «18 школа» пассажиры не успели зайти в маршрутку, когда водитель, не закрыв двери, начал движение. В результате чего, несколько пассажиров, выпали из микроавтобуса на землю. В Казани 8 апреля 2015 года на улице Восстания из открытых дверей автобуса № 60 на ходу выпал 12-летний мальчик. Он получил тяжелые травмы и переломы. В Красноярске 10 апреля 2015 года на остановке «ГорДК» во время высадки пассажиров из автобуса выпал мужчина. В Самаре на Московском шоссе из задней двери автобуса ПАЗ, который ехал во втором ряду, выпал пассажир, на которого допустил наезд, движущегося в попутном направлении автомобиль. В результате ДТП пострадавший получил многочисленные травмы, от которых он скончался в операционной.
Очень часто водители маршрутных транспортных средств вынуждены нарушать ПДД по вине других водителей, которые, например, оставляют свои ТС на автобусных остановках и ближе 15 метров до них, и тем самым препятствуя движению автобусов и подвергая опасности людей, которые осуществляют посадку и высадку [8].
Пассажиры, во время движения автобуса, могут передвигаться по салону, отвлекая водителя и подвергая себя опасности в случае нештатных ситуаций, также могут открывать в летнее время окна, из которых развиваются шторки, закрывая обзорность водителю сзади.
Монотонность работы водителей маршрутных транспортных средств также оказывает влияние на безопасность пассажирских перевозок, выполняя ежедневно одни и те же действия (включение указателя поворота, начало движения, посадка, высадка людей на автобусной остановке, открывание и закрывание дверей), водители устают и пренебрегают ими, что приводит к ДТП.
Только ответственный подход к движению пассажирского транспорта по установленным маршрутам всех участников процесса, начиная с организации работы автотранспортного предприятия, осуществляющего автобусные перевозки, водителей и заканчивая пассажирами, может привести к снижению количества ДТП с участием автобусов.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Показатели состояния безопасности дорожного движения. Режим доступа: https://www.gibdd.ru/stat.
2. Калмыков Б. Ю. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Наука, техника и образование, № 9 (15) 2015 г.
3. Калмыков Б. Ю. Расчет значений нагрузок оконных стоек кузова автобуса ЛиАЗ-5256 методом определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса. / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // European science, № 8 (9), 2015.
4. Калмыков Б. Ю. Граничные значения момента сопротивления поперечного сечения оконной стойки для метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Вестник науки и образования», № 9 (11), 2015.
5. Калмыков Б. Ю. Расчет прогнозируемого момента сопротивления сечения для материала кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания его элементов / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Вестник науки и образования», № 9 (11), 2015 г.
6. Калмыков Б. Ю. Расчет деформации стоек кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Современные инновации, № 1, 2015.
7. Правила дорожного движения Российской Федерации, М.: ООО «ИДТР», 2016. 64 с.
8. Калмыкова О. М., Нарматов В. Л., Гармидер А. С. Безопасность на автобусных остановках // Юбилейная конференция студентов и молодых ученых, посвященная 85-летию ДГТУ, сборник докладов научно-технической конференции: Ростов-на-Дону, 12-13 мая 2015 г. ДГТУ, 5106 с.