Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту'

Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
239
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / АВТОБУС / ПЕРЕВОЗКИ / МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Калмыкова Ольга Михайловна, Калмыков Борис Юрьевич, Копылов Сергей Васильевич

В статье рассмотрены вопросы повышения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Калмыкова Ольга Михайловна, Калмыков Борис Юрьевич, Копылов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту»

Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту Калмыкова О. М.1, Калмыков Б. Ю.2, Копылов С. В.3

'Калмыкова Ольга Михайловна / Kalmykova Olga Mihaylovna — кандидат философских наук, доцент;

2Калмыков Борис Юрьевич /Kalmykov Boris Yurievich — кандидат технических наук, доцент;

3Копылов Сергей Васильевич /Kopylov Sergey Vasilievich — магистрант, кафедра техники и технологии автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный университет, г. Шахты

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы повышения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

Ключевые слова: безопасность, автобус, перевозки, маршрут.

Вопросы повышения безопасности пассажирских перевозок общественным транспортом являются актуальными, так как ежегодно в Российской Федерации (РФ) происходит около 5000 ДТП по вине водителей автобусов [1].

Данной проблемой занимаются ученые вузов РФ в том числе [2-6].

Согласно общим положениям Правил дорожного движения (ПДД) маршрутное транспортное средство - транспортное средство (ТС) общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок [7].

К перевозке более 8 пассажиров, помимо водителя, допускаются лица в возрасте 21 года и имеющие водительское удостоверение категории «D».

В 2013 году вступил в силу приказ от 26.12.2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, который ввел в действие новые категории, подкатегории водительских удостоверений.

Согласно этому приказу в списке водительских категорий появилась подкатегория «D1», которая дает право водителю управлять ТС с числом сидячих посадочных мест от 9 до 16.

В этом же приказе изложены новые требования, предъявляемые к подготовке водителей ТС. В учебные планы введены новые дисциплины, увеличено количество часов, отведенных на вождение. Ужесточены требования, предъявляемые к материально-техническому оснащению автошколы. В частности автошколы, для продолжения ведения лицензионной деятельности, должны были приобрести дорогостоящее оборудование (манекены, аптечки, детские удерживающие устройства, мотошлемы и др.), а также привести к норме автодромы.

Несмотря на увеличение требований к подготовке водителей ТС количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и нарушений ПДД водителями автобусов меньше не стало.

Для повышения безопасности пассажирских перевозок автотранспортным предприятиям необходимо одновременно решать несколько задач:

- грамотный подбор водителей;

- проведение стажировок с водителями;

- соблюдение режима труда и отдыха водителями;

- обеспечение проведения медицинского освидетельствования водителей;

- организация контроля соблюдения водителями требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

- оформление путевых листов;

- организация контроля технического состояния ТС;

- оборудование ТС тахографами;

- оборудование мест для сидения пассажиров ремнями безопасности.

- грамотная разработка и утверждение паспорта маршрута с наличием схем и указанием опасных участков;

- наличие согласований с владельцами железнодорожных переездов, если таковые имеются по пути маршрута;

- обследования дорожного покрытия на маршруте;

- обследование маршрута на наличие технических средств организации дорожного движения;

- обследование пассажиропотока, с целью распределения автобусов по маршрутам с разной вместимостью и составления расписания их движения.

Водители маршрутных ТС должны строго соблюдать ПДД, так как несут ответственность за жизни большого количества людей. Проезд на красный сигнал светофора, поворот налево с крайней правой полосы, пренебрежение сигналами поворота, посадка, высадка пассажиров в неположенном месте, это только небольшой список нарушений, допускаемых водителями автобусов.

Согласно пункту 22.7 ПДД водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки ТС, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки [7].

Например, в городе Ростов-на-Дону 13 октября 2015 года на автобусной остановке «18 школа» пассажиры не успели зайти в маршрутку, когда водитель, не закрыв двери, начал движение. В результате чего, несколько пассажиров, выпали из микроавтобуса на землю. В Казани 8 апреля 2015 года на улице Восстания из открытых дверей автобуса № 60 на ходу выпал 12-летний мальчик. Он получил тяжелые травмы и переломы. В Красноярске 10 апреля 2015 года на остановке «ГорДК» во время высадки пассажиров из автобуса выпал мужчина. В Самаре на Московском шоссе из задней двери автобуса ПАЗ, который ехал во втором ряду, выпал пассажир, на которого допустил наезд, движущегося в попутном направлении автомобиль. В результате ДТП пострадавший получил многочисленные травмы, от которых он скончался в операционной.

Очень часто водители маршрутных транспортных средств вынуждены нарушать ПДД по вине других водителей, которые, например, оставляют свои ТС на автобусных остановках и ближе 15 метров до них, и тем самым препятствуя движению автобусов и подвергая опасности людей, которые осуществляют посадку и высадку [8].

Пассажиры, во время движения автобуса, могут передвигаться по салону, отвлекая водителя и подвергая себя опасности в случае нештатных ситуаций, также могут открывать в летнее время окна, из которых развиваются шторки, закрывая обзорность водителю сзади.

Монотонность работы водителей маршрутных транспортных средств также оказывает влияние на безопасность пассажирских перевозок, выполняя ежедневно одни и те же действия (включение указателя поворота, начало движения, посадка, высадка людей на автобусной остановке, открывание и закрывание дверей), водители устают и пренебрегают ими, что приводит к ДТП.

Только ответственный подход к движению пассажирского транспорта по установленным маршрутам всех участников процесса, начиная с организации работы автотранспортного предприятия, осуществляющего автобусные перевозки, водителей и заканчивая пассажирами, может привести к снижению количества ДТП с участием автобусов.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Показатели состояния безопасности дорожного движения. Режим доступа: https://www.gibdd.ru/stat.

2. Калмыков Б. Ю. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. Наука, техника и образование, № 9 (15) 2015 г.

3. Калмыков Б. Ю. Расчет значений нагрузок оконных стоек кузова автобуса ЛиАЗ-5256 методом определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса. / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // European science, № 8 (9), 2015.

4. Калмыков Б. Ю. Граничные значения момента сопротивления поперечного сечения оконной стойки для метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Вестник науки и образования», № 9 (11), 2015.

5. Калмыков Б. Ю. Расчет прогнозируемого момента сопротивления сечения для материала кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания его элементов / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Вестник науки и образования», № 9 (11), 2015 г.

6. Калмыков Б. Ю. Расчет деформации стоек кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Современные инновации, № 1, 2015.

7. Правила дорожного движения Российской Федерации, М.: ООО «ИДТР», 2016. 64 с.

8. Калмыкова О. М., Нарматов В. Л., Гармидер А. С. Безопасность на автобусных остановках // Юбилейная конференция студентов и молодых ученых, посвященная 85-летию ДГТУ, сборник докладов научно-технической конференции: Ростов-на-Дону, 12-13 мая 2015 г. ДГТУ, 5106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.