Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладько Юлия Андреевна

Статья посвящена исследованию направлений совершенствования системы дошкольного образования в современных условиях развития общества. Автором отмечена роль дошкольного образования в становлении личности ребенка. Результаты исследования позволили выделить общие черты, характеризующие качество дошкольного образования и определить перспективные методы совершенствования системы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладько Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the study of the directions of improving the preschool education system in the modern conditions of the development of society. The author notes the role of preschool education in the formation of a child's personality. The results of the study made it possible to identify common features that characterize the quality of preschool education and identify promising methods for improving the preschool education system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Совершенствование системы дошкольного образования Improvement of the preschool education system

Гладько Юлия Андреевна

Студент 2 курса

Факультет Государственное и муниципальное управление

РАНХиГС

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации Россия, Москва e-mail: gorbatenko. 1296@mail.ru

Gladko Julia

Student 2 term

Faculty of State and municipal administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Moscow e-mail: gorbatenko. 1296@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию направлений совершенствования системы дошкольного образования в современных условиях развития общества. Автором отмечена роль дошкольного образования в становлении личности ребенка. Результаты исследования позволили выделить общие черты, характеризующие качество дошкольного образования и определить перспективные методы совершенствования системы дошкольного образования.

Annotation.

The article is devoted to the study of the directions of improving the preschool education system in the modern conditions of the development of society. The author notes the role of preschool education in the formation of a child's personality. The results of the study made it possible to identify common features that characterize the quality of preschool education and identify promising methods for improving the preschool education system.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети, совершенствование, качество, развитие.

Key words: preschool education, preschool educational institution, children, improvement, quality, development.

Актуальность проблемы совершенствования системы дошкольного образования связана с общими ориентирами процесса повышения качества системы образования на всех уровнях. На сегодня развитие дошкольного образования остается одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в России. Основными задачами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определено создание условий для получения детьми дошкольного образования, обеспечение действенности личностно ориентированной образовательной системы, реализация принципов демократизации, гуманизации и индивидуализации, интегративности педагогического процесса в учреждении дошкольного образования. Указанное будет способствовать своевременному становлению и всестороннему развитию жизненно компетентной личности ребенка, формированию его физической и психологической готовности к новой социальной роли. Изменения, происходящие в дошкольном образовании, находят свое отражение и регулируются соответствующими законодательными документами (Конституцией РФ, Семейным кодексом, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.), которые определяют основные тенденции развития дошкольного образования, раскрывают организационно-содержательные характеристики обновления дошкольного образования на современном этапе, объективируют

существующие проблемы и пути их решения. Базовый компонент дошкольного образования направляет педагогов на целостный подход к формированию детской личности, подготовку ее к органическому, постепенному вхождению в социум, природную и предметную окружающую среду через освоение основных видов жизнедеятельности, а также содействуют в направлении обеспечения реальной преемственности и непрерывности между дошкольным и начальным звеньями образования, интеграции семейного и общественного воспитания. Воспитание здоровой и компетентной личности, обеспечение качественной и доступной системы дошкольного образования являются главными приоритетами государственной образовательной политики, что подтверждает актуальность и значимость выбранного направления исследования. Целью статьи является освещение возможных путей совершенствования современной системы дошкольного образования.

Исследованию вопросов качества образования посвящены труды многих отечественных ученых, среди которых в рамках данного исследования следует выделить наработки таких, как: Аристова А.Д., Глушкова Е.С., Грязнова Е.В., Карташова Н.А., Кузь Н.А., Лешкевич С.Н., Нажмиддинова Г.О., Селиверстова И.А., Стрижова Е.И., Ямалетдинова Э.А. и др. В то же время, проблема качества дошкольного образования все же не получила должного освещения. Для достижения поставленной цели нами были использованы теоретические методы: конкретизация и обобщение теоретических положений для анализа научного тезауруса исследования; теоретический анализ, синтез, систематизация источников с целью формулирования ключевого понятия исследования, определения основных критериев и путей обеспечения качества дошкольного образования.

Качественное дошкольное образование определяется специалистами как процесс и результат совершенствования способностей и поведения растущей личности, создание благоприятных условий для достижения ею физической, психической и социальной зрелости, получение возможности для индивидуального роста, проявления творческих способностей, актуализации своего природного потенциала. Ведущие ученые в области детской психологии и дошкольной педагогики к концептуальным характеристикам качества отечественной системы дошкольного образования отнесли следующие положения: качество дошкольного образования является национальным приоритетом; высокое качество дошкольного образования предусматривает органическую связь образования и науки, педагогической теории и практики; модернизация системы дошкольного образования направлена на обеспечение ее качества в соответствии с новейшими достижениями отечественной и мировой науки, культуры и социальной политики [4]. Согласно этому инновационное развитие дошкольного образования связывается сегодня с реализацией принципа человекоцентризма как отражения новых тенденций в динамике современного мира, где именно развитие личности становится показателем прогресса.

Система дошкольного образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов образования определенной цели, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. Качество данной системы - это совокупность характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду.

В современной теории и практике дошкольного образования отсутствуют единые параметры оценки системы дошкольного образования. Ученые считают, что она должна быть поликритериальной и характеризоваться совокупностью таких групп критериев: качество условий и образовательного процесса, качество результатов образования. Критериями качества условий определяют необходимые качественные ресурсы: образовательные программы, кадровый потенциал, контингент детей, материальные, финансовые и психологические условия, которые созданы в учреждениях дошкольного образования для обеспечения нормальной жизнедеятельности каждого ребенка, стабильного функционирования коллектива. При соблюдении этих критериев качества важную роль играет качество образовательного процесса, которое проявляется в сотрудничестве педагогов, детей и их родителей в достижении целей в их обучении, воспитании и развитии, в

планировании и организации различных видов детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; характере взаимодействия педагогов и детей как партнеров в этой деятельности [2].

К критериям оценки результатов дошкольного образования, удостоверяющих его качество, традиционно относят: показатели личностного роста выпускника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), среди которых выделяют сформированность базовых качеств личности и объем усвоенной в рамках образовательной программы учебной информации; мотивацию поведения; остроумие и любознательность, общий уровень подготовленности к обучению в школе. При этом классики дошкольного образования подчеркивают, что содержанием образования для дошкольников должна стать амплификация развития, то есть максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства. Эти критерии совершенствуются следующим образом: развитие познавательной активности; развитие мышления; развитие коммуникативных способностей; развитие символических способностей (воображения и игры). При этом результативность развития ребенка дошкольного возраста оценивается при наличии таких ключевых компетенций как: социальная, коммуникативная, деятельностная, здоровьесберегающая, информационная.

На сегодня управление ДОУ основывается на тесном сотрудничестве государственных органов и органов общественного самоуправления и на принципах демократизации, что существенно расширяет права педагогического коллектива в целом. Отказ от политики жестокой централизации и регламентации всех сторон жизни заведения способствовал развитию коллегиальности руководства, замене административно-командных методов управления методами и формами демократического обсуждения и принятия решений. Сегодня современное ДОУ являет собой сложную систему, которая динамично развивается и требует качественного и грамотного управления. Система управления ДОУ предусматривает систематическое воздействие управляющего объекта (руководителя учреждения) на управляемый объект (педагогический коллектив) в целях обеспечения эффективной работы ДОУ.

Следует отметить, что на данном этапе развития системы образования в целом государством предложено два варианта решения проблем в дошкольном образовании: первый - обеспечение развития дошкольного образования на уровне местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, при условии надлежащего финансирования за счет средств соответствующих бюджетов; второй - предоставление государственной поддержки для укрепления материально-технической базы дошкольных учебных заведений с целью стимулирования развития дошкольного образования. Тем не менее, до сих пор существует несогласованность полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нечеткое разграничение полномочий, в том числе, отсутствие государственных социальных стандартов, приводит к проблемам недофинансирования делегированных полномочий в части образования, культуры, здравоохранения. Среди наиболее актуальных проблем развития системы дошкольного образования практически всех регионов следует выделить: устаревшую материально-техническую базу ДОУ, недостаточное их информационно-методическое обеспечение; недостаточные объемы финансирования из местного и государственного бюджетов для развития материально-технической базы; низкий уровень социальной защиты участников учебно-воспитательного процесса и социального обеспечения педагогических работников [3].

Приоритетами для бюджетного процесса местных органов самоуправления являются в направлении совершенствования системы дошкольного образования являются: внедрение программно-целевого метода составления и выполнения местного бюджета; упорядочение мер и перечня целевых программ, реализуемых в регионе; установление четкой взаимосвязи между результатами деятельности и бюджетными средствами, выделенными на их достижение; рациональное использование средств на капитальное строительство; реализация за счет бюджетных средств проектов со значительным экономическим, социальным или бюджетообразующим

эффектом. Одной из основных задач местных органов исполнительной власти и подчиненных им органов управления образованием является создание условий для получения детьми дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что ключевой проблемой в разрезе государственного и муниципального управления системой дошкольного образования, с позиций ряда отечественных авторов, остается наличие коллизий между полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления в части законодательства, регламентирующего сферу образования, четко не разделены полномочия местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления [1]. Проблемой в управлении ДОУ остается неразвитость самоуправления (как желания руководства и мотивации, так и механизмов).

Социально-экономические условия и политические процессы настоящего внесли кардинальные изменения в содержание управленческой деятельности ДОУ, поскольку выросла самостоятельность и ответственность руководителей за результаты. Система управления ДОУ может эффективно функционировать только в том случае, когда все ее составляющие звенья работают слаженно и в одном направлении. Развитие процесса управления предполагает совершенствование структуры всей организации учебного заведения и его переход на горизонтальный корпоративный принцип управления. Направленность всей системы управления ДОУ на конечный результат несет в себе не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей, но и предусматривает качественно новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. В целом, процесс управления означает воспитание высокомотивированных и качественно и профессионально подготовленных руководителей ДОУ.

Одним из объектов управления в ДОУ является педагогический коллектив. Социально-экономическая структура коллектива основывается на производственных отношениях и должностной иерархии, поскольку осуществляет производственную функцию и находит свое проявление в формальной организационной структуре. Организационная структура ДОУ отражает взаимодействие его сотрудников, которое возникает в результате выполнения членами коллектива их должностных обязанностей как по вертикали (между руководителями и подчиненными), так и по горизонтали (между сотрудниками) линии [6]. В управлении педагогическим коллективом особое место занимает правильная организация взаимоотношений, которая должна обеспечивать в трудовом коллективе, равные права и обязанности сотрудников. Важной задачей вышеприведенной структуры является создание надлежащих условий труда для всех членов коллектива ДОУ, оказывающих влияние на мотивацию деятельности. Содержание и средства формирования коллектива определяются уровнем его развития. Основные направления работы по формированию коллектива, прежде всего, связаны с изучением общности, формированием педагогических ценностных установок, реализацией основных принципов. Формирование педагогического коллектива связано с развитием его организационных структур и психологическим микроклиматом.

Сегодня главной целью управленческой деятельности каждого руководителя ДОУ в новых условиях развития общества должно стать создание таких условий, при которых будет наблюдаться рост личности воспитателя, когда у него появятся мотивы к самоопределению, самоактуализации, защищенности и такие, при которых будет происходить сплоченность вокруг стратегической цели деятельности ДОУ, а единство педагогического коллектива будут иметь для него высшую ценность [7].

Анализ психолого-педагогических источников позволил выделить факторы и пути повышения качества современного дошкольного образования:

1. Повышение роли игровой деятельности в жизни ребенка. Обеднение или отсутствие сюжетно-ролевой игры провоцирует недоразвитость эмоциональной, мотивационной и волевой готовности ребенка к школе,

приводит к нарушениям в развитии личности, тормозит становление механизмов регуляции поведения, приводит к снижению развития творческих способностей ребенка [9].

2. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием. Преемственность является одним из обязательных условий осуществления непрерывности получения образования, которая должна обеспечить единство, взаимосвязь и согласованность целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей на смежных ступенях образования.

4. Использование целостного программно-методического обеспечения детского развития, учет особенностей каждого ребенка; выполнение комплексной программы учреждения дошкольного образования и оптимальный выбор вариативных программ. Широкое обсуждение программ для заведения дошкольного образования на курсах повышения квалификации, на открытых форумах в Интернете и т.д. должно быть на перманентном контроле у руководителей ДОУ. В каждом ДОУ должны постоянно и в комплексе внедряться современные достижения науки и практики из различных образовательных линий ФГОС, методики и технологии, чтобы сформировать у ребенка целостную картину мира.

6. Соблюдение предельно допустимой учебной нагрузки на ребенка. Планирование различных видов и типов занятий в ДОУ, тщательное составление расписания организованной учебно-познавательной деятельности для каждой возрастной группы с учетом особенностей деятельности ДОУ - одна из важных функций методической службы дошкольного учреждения.

7. Оптимизация условий работы педагогов. Формирование современного развивающего пространства в каждой возрастной группе и в заведении дошкольного образования в целом, ограничение количества детей в группе для обеспечения качественного выполнения задач ФГОС, творческий подход к делу и полная индивидуализация образовательного процесса - важные факторы, влияющие на качество дошкольного образования [10].

8. Изучение и внедрение перспективного педагогического опыта - важного фактора оптимизации образовательной работы и улучшения ее результативности. Актуальной является поддержка вариативных развивающих технологий, направленных на комплексный подход к физическому, психическому и духовному потенциалу ребенка-дошкольника с использованием гуманистической личностно-ориентированной модели дошкольного образования. Применение ИКТ-технологий в образовательном процессе должно стать инструментом успешной работы каждого педагога, повысить эффективность работы и качества дошкольного образования [5].

9. Обеспечение в ДОУ тесного взаимодействия семьи и медико-психолого-педагогической службы; проведение медико-психолого-педагогической экспертизы для всех новейших технологий, рекомендованных к внедрению в образовательный процесс. Именно координация усилий позволит педагогам, психологам, медперсоналу и родителям обеспечить целостность подхода к каждому ребенку, интеграцию содержательных задач и форм работы. Педагоги должны помнить, что именно родители являются заказчиками услуг дошкольного образования, компетентно и доброжелательно помогать им, убеждать в возможностях детей того или иного возрастного периода.

10. Предоставление дополнительных образовательных услуг и кружковая работа. Реализация вариативной части базовых содержательных направлений ФГОС может осуществляться, в том числе, за счет дополнительных образовательных услуг.

11. Активное использование одного из самых эффективных методов мониторинга качества образования - анализ функционирования управленческой системы ДОУ, оценка деятельности педагогов, наблюдение за

дошкольниками, содержанием которого должно быть личностное развитие каждого ребенка (морально-духовное становление, самооценка, самосознание, организованность, креативность и т.д.) [8].

12. Организация управленческого взаимодействия, которое интенсифицирует активность каждого члена коллектива только тогда, когда проявляется как сотрудничество, носит преднамеренный, длительный и устойчивый характер. Особенностью взаимодействия управляющей и управляемой систем в ДОУ является то, что они базируются преимущественно на использовании таких феноменов, как духовные ценности личности воспитателя и коллектива, общественное мнение, морально-психологический климат, творческая атмосфера педагогического коллектива. Наиболее эффективной совместная деятельность руководителя и членов коллектива становится в том случае, когда они довольны межличностными взаимоотношениями и у них есть желание и стремление работать вместе, то есть когда происходит социально-психологическая интеграция субъектов. Целью управления коллективом является повышение эффективности деятельности педагогического коллектива на основе создания условий для саморазвития личности каждого воспитателя, самоактуализации, удовлетворения потребностей членов коллектива как в персональной обращенности, так и потребностей проявить себя в общественной жизни.

Вывод. Таким образом, следует констатировать, что совершенствование системы дошкольного образования - это целостная работа как государственного и муниципального уровня, так и управленческого звена образования, самих педагогов, которая направлена на решение задачи соответствия потребностям растущей личности, семьи как потребителей социальных услуг и государства как социального заказчика. Качество дошкольного образования характеризуется совокупностью свойств и степенью полезности, которые обусловливают его способность полно удовлетворять личные и общественные потребности. Признаком качества дошкольного образования является качество ее содержания. Каждый педагогический коллектив должен направить свои усилия не только на предоставление детям знаний, создание условий для овладения умениями и навыками, но и на их развитие. Главными критериями оценки эффективности дошкольного образования являются показатели личностного роста ребенка: чем адекватнее, эффективнее и разнообразнее решает ребенок доступные возрастные учебные и жизненные проблемы, тем выше оценка работы дошкольного учреждения. Повышение качества дошкольного образования также находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Чтобы повысить качество образования в учреждениях дошкольного образования, необходимо разнообразить формы целенаправленного учебно-воспитательного воздействия, в частности: проведение индивидуальных занятий, кружковой (секционной, студийной) работы; применять в образовательной работе педагогических инноваций, современных психо лого-педагогических и информационно -коммуникационных технологий; изучать, обобщать и распространять перспективный педагогический опыт; активизировать взаимодействие с семьями; совершенствовать механизм мониторинга качества образовательного процесса.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. Перспективным представляется дальнейшее исследование условий и процессов развития дошкольного образования на муниципальном уровне.

Список используемой литературы:

1. Аристова А.Д. Направления совершенствования управления системой дошкольного образования на муниципальном уровне // Энигма. 2020. № 28-1. С. 102-106.

2. Глушкова Е.С., Хаматнурова Е.Н. Совершенствование управления системой дошкольного образования в условиях модернизации // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2019. Т. 1. С. 85-93.

3. Грязнова Е.В., Каганович С.И., Фонарева О.В., Кузнецова Н.М. Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2019. Т. 8. № 3 (28). С. 86-88.

4. Карташова Н.А., Майорова А.Е. Повышение эффективности управления дошкольным образовательным учреждением на основе совершенствования системы контроля и мониторинга оценки качества образовательных услуг // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2019. № 32. С. 62-67.

5. Кузь Н.А. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 695-697.

6. Лешкевич С.Н., Галенко С.Н. Технологический подход к организации личностного и профессионального роста педагога учреждения дошкольного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 9. С. 27-28.

7. Нажмиддинова Г.О., Рафикова Э.Г. Высокая культура управленческой деятельности и компетентность современного руководителя ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением.

2020. № 5. С. 46-51.

8. Селиверстова И.А., Семенова М.Л. Контроль эффективности функционирования внутренней системы оценки качества дошкольного образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (53). С. 102-110.

9. Стрижова Е.И., Лабзина С.Н. Всесторонне успешная личность дошкольника в развивающейся инновационной системе // Научные горизонты. 2018. № 9 (13). С. 45-48.

10. Ямалетдинова Э.А. Работа по повышению компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник магистратуры. 2017. № 1-1 (64). С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.