Научная статья на тему 'Совершенствование систем управления инвестиционными процессами на примере ОАО РАО «ЕЭС России»'

Совершенствование систем управления инвестиционными процессами на примере ОАО РАО «ЕЭС России» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакуменко Б. М.

The main directions of investment policy of «EEC of Russia» are examined in the article. The obstacles of attraction of external investments in a society activity are revealed. The practice of investment program of Society 2006 is viewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование систем управления инвестиционными процессами на примере ОАО РАО «ЕЭС России»»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ»

Б. М. БАКУМЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

The main directions of investment policy of «EEC of Russia» are examined in the article. The obstacles of attraction of eateenal investments in a society activity are revealed. The practice of investment program of Society 2006 is viewed.

Основной целью инвестиционной политики ОАО РАО «ЕЭС России» становится обеспечение непрерывности инвестиционного процесса в сфере производства электроэнергии в условиях введения рыночных отношений и снижения объемов государственного финансирования инвестиционных проектов в электроэнергетике. Для этого необходимо решить задачу формирования условий и механизмов привлечения негосударственных инвестиций, обеспечить применение элементов долгосрочного прогнозирования и планирования при выработке собственных инвестиционных решений, проводить оптимизацию процедур принятия инвестиционных решений, повышение эффективности инвестиционных процессов в Обществе.

Основными направлениями инвестиционной политики ОАО РАО «ЕЭС России» являются:

- переход на трехлетний период планирования инвестиционных программ;

- расширение использования заемных средств, механизма лизинга;

- привлечение внешнего финансирования на отдельные инвестиционные проекты;

- разработка и внедрение механизма гарантирования инвестиций [3].

В рамках использования элементов долгосрочного прогнозирования и планирования ОАО РАО «ЕЭС России» внедряет систему долгосрочного прогнозирования баланса электрической мощности, основанной на прогнозах электропотребления и максимума электрической нагрузки по регионам, с учетом прогноза вводов нового оборудования, модернизации и выводах из эксплуатации устаревшего оборудования, которая позволит улучшить качество принимаемых инвестиционных решений и формировать инвестици-

онные предложения, удовлетворяющие самым высоким требованиям [1].

В целях улучшения качества планирования инвестиционной деятельности и исполнения протокольного решения Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 43 и решением Совета Директоров ОАО РАО «ЕЭС России» разработана среднесрочная инвестиционная программа Общества. В марте 2004 г. проекты трехлетних инвестиционных программ ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» были одобрены Правлением ОАО РАО «ЕЭС России» и представлены в Правительство Российской Федерации.

РАО «ЕЭС России» проводит работу, направленную на повышение инвестиционной привлекательности объектов генерации и привлечение внешних инвестиций в электроэнергетический сектор, наряду с финансированием инвестиционных программ электроэнергетики за счет средств самой компании. Максимальный объем заемных средств в 2004-2006 гг. - 8,5 млрд. руб. Кроме того, по лизинговой схеме приобретается оборудование для Калининградской ТЭЦ-2 на 2,3 млрд. руб. [3].

Главным препятствием на пути привлечения внешних инвестиций в условиях регулирования тарифов на электроэнергию, уровень которых на сегодняшний день не позволяет обеспечить необходимую норму доходности на вложенные средства, является отсутствие механизмов государственного или отраслевого гарантирования возврата средств инвесторов.

Для обеспечения финансирования нового строительства и достройки объектов генерации в рыночных условиях и в переходный период ОАО РАО «ЕЭС России» предложило специальный ме-

ханизм гарантирования инвестиций, который будет предусматривать получение инвестором гарантированного уровня доходности по инвестиционному проекту. Предполагается, что механизм будет действовать в рамках создания резерва технологических мощностей и рассчитан на возмещение инвестору стоимости заемного капитала и иных условно постоянных затрат, а также прибыли на вложенный капитал при наличии разницы между рыночной ценой на электроэнергию и ценой окупаемости проекта. Отбор проектов будет осуществляться только в зонах прогнозируемого дефицита мощностей и проходить на конкурсной основе [2].

В связи с недостатком объема инвестиционных средств, по сравнению с объемом, запланированным Обществом для обеспечения своевременных вводов объектов капитального строительства, субъекты инвестиций привлекают заемные средства под поручительство ОАО РАО «ЕЭС России» в качестве дополнительного источника финансирования инвестиционной программы Общества. Кредиты предполагается погашать за счет целевых инвестиционных средств последующих периодов. В инвестиционную программу в первую очередь вошли тепло- и гидроэлектростанции, строительство которых определены постановлениями Правительства РФ и поручениями Президента РФ, пусковые объекты высокой степени готовности, объекты, обеспечивающие текущую надежность электроснабжения. Фактическое выполнение капитальных вложений по перечню важнейших строек инвестиционной программы ОАО РАО «ЕЭС России», осуществляемых за счет средств Общества, представлено в таблице.

В условиях тарифного регулирования объема инвестиционной программы ОАО РАО «ЕЭС России» приложило максимум усилий для защиты инвестиционной программы Общества, формируемой за счет целевых инвестиционных средств, в составе абонентной платы ОАО РАО «ЕЭС России».

В соответствии с приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 25.01.05 № 31 объем инвестиционной программы Общества за счет всех источников составляет 26,6 млрд. руб., в том числе до 8,5 млрд. руб. заемных средств. Погашение заемных средств и процентов по ним предполагается осуществить за счет целевых инвестиционных средств 2006 г.

Финансирование инвестиционной программы планируется сконцентрировать на объектах, находящихся или выходящих на предпусковую готовность: Бурейская ГЭС с достройкой плотины до отметки 265 м; Калининградская ТЭЦ-2; Со-

чинская ТЭС; Ирганайская ГЭС; Зеленчукская ГЭС; Ивановская ГРЭС [3].

Таблица

Выполнение инвестиционной программы Общества за 2006 г. по перечню важнейших строек

Наименование Утвер- ждено ФЭК России Привлечено заемных средств Выпол- нено на 01.01.06 г. Фактическое финансирование за счет всех источников

Выполнение инвестиционной программы Общества РАО «ЕЭС России», млн. руб. 15100 6160 19686,8 21631,2

в том числе:

тепловые станции 4460 4250 8370,2 8750

гидроэлектро- станции 10050 1910 10247,2 12140,3

Ввод мощности по объектам инвестиционной программы, МВт 379

Одним из определяющих факторов своевременного завершения строительства и вводов энергетических мощностей на крупных строящихся гидроэлектростанциях, таких как Бурейская ГЭС и Ирганайская ГЭС, является своевременная подготовка зон затопления водохранилищ к наполнению до проектной отметки. На эти цели в проект инвестиционной программы Общества РАО «ЕЭС России» на 2005 г. включены затраты на обустройство зоны затопления Ирганайской ГЭС в объеме 450 млн. рублей и Бурейской ГЭС - 450 млн. рублей.

Кроме того, решения Президента и Правительства РФ, менеджмента РАО «ЕЭС России» внесли определенные коррективы в структуру распределения инвестиционных средств ОАО РАО «ЕЭС России».

Литература

1. Баринов В. А. Структуры управления и рыночные отношения в электроэнергетике // Электричество. 2000. № 1. С. 4-19.

2. Молодок В. Существующее состояние рынка электрической энергии в России и проблемы его развития // Промышленная политика в Российской Федерации. 2001. № 3.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Российская бизнес-газета. 2003. 30 сент.-7 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.