Научная статья на тему 'Инвестиционные потребности российской электроэнергетики'

Инвестиционные потребности российской электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобов П. В.

В статье автор рассматривает российскую электроэнергетику как объект инвестиционных вложений, анализирует инвестиционные потребности отрасли, преимущества инвестирования в отрасль и риски. Также автор анализирует стратегические ориентиры развития электроэнергетики в России, и обращает внимание на существующие разночтения в действующих отраслевых нормативно-правовых документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные потребности российской электроэнергетики»

Инвестиционные ресурсы

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

П.В. ЛОБОВ, руководитель отдела департамента управления собственностью

ОАО «Холдинг МРСК»

Электроэнергетика относится к числу отраслей, требующих значительных капиталовложений на длительные сроки. Однако до сих пор она испытывает значительные трудности, связанные с перевооружением и переходом на энергосберегающие технологии и эффективную модель управления.

Ученые выделяют и другие особенности инвестиционного процесса в электроэнергетике России. Так, по мнению В. Кудрявого «раздробленность электроэнергетики, концентрированное расположение гидроэлектростанций и топливных бассейнов закономерно привели к чрезмерной дифференциации энергокомпаний по их показателям, не имеющим аналогов в мире. Так, тарифы на электроэнергию по регионам различаются до 10 раз, стоимость товарной продукции — до 100, энергетический потенциал — до 1000 раз. В таких условиях абсолютное большинство энергокомпаний даже теоретически не может обеспечить одно из важнейших условий развития — корпоративные гарантии для инвесторов. Инвестиционная деятельность до настоящего времени финансируется в основном за счет тарифов, без использования механизмов проектного финансирования, без многолетних кредитов и концессий. Общий объем инвестиций втрое меньше необходимого и не предотвращает старения основных фондов» [1].

Инвестиционные потребности российской электроэнергетики определяются ее состоянием, условиями и требованиями развития. На протяжении более 8 лет электроэнергетика России развивается в условиях роста спроса на

Млрд кВт-ч 1100

1050

1000

950

900

850

800

электроэнергию. За 1990 — 1997 гг. электропотребление в стране сократилось почти на 25 %, появились значительные резервы мощности в ЕЭС России, и ощутимо снизилась загрузка действующих электростанций. В 1998 г. закончился период падения спроса, и начался рост, при котором уровень потребления постепенно приблизился к максимуму, зафиксированному в 1990 г. (см. рисунок).

Общая тенденция роста спроса на электроэнергию прослеживается по всей стране, при этом важной особенностью этого роста является его неравномерность как в региональном, так и в отраслевом разрезе. В ряде случаев такой рост приводит к дефициту мощностей в условиях пика потребления в зимний период (Московская, Ленинградская, Тюменская энергосистемы). Сохранение существующих тенденций опережающего роста потребления при низкой инвестиционной активности в электроэнергетике с неизбежностью

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008

Энергопотребление в России в 1990 — 2008 гг. (2008 г. — прогноз)1

1 Энергия развития: пятилетняя инвестиционная программа холдинга РАО «ЕЭС России» 2006 - 2010 гг. - С. 4.

будет вести к нарастанию числа дефицитных регионов и величины дефицита.

Проблемы, возникающие в силу быстрого роста потребления электрической энергии, усугубляются ухудшением состояния оборудования. Если в целом по российской промышленности износ основных фондов уменьшается, в электроэнергетике старение основных фондов продолжается.

Вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны за последние 15 лет составляли в среднем немногим более 1 млн кВт в год, что в

4 — 5 раз ниже необходимых для компенсации отработанного оборудования. За это время основное энергетическое оборудование электростанций «постарело» примерно на 10 лет, что эквивалентно снижению его остаточного паркового ресурса почти на треть.

Финансирование инвестиционной программы электроэнергетики в последние годы несколько улучшилось, но остается пока явно недостаточным. По отчетным данным РАО «ЕЭС России» освоение капитальных вложений в 2001 — 2003 гг. (в текущих ценах) составило 45,2; 56,9; 79,2 млрд руб. соответственно [2].

Дальнейшее ухудшение структуры и технического состояния мощностей приведет к снижению уровня надежности и, как следствие, росту рисков системных аварий.

Одной из негативных характеристик развития российской электроэнергетики является степень удовлетворения заявок (обращений) на техническое присоединение к сетям.

Общий объем неудовлетворенных заявок составил в 2006 г. не менее 10 ГВт. Этот объем электроэнергии равнозначен полуторной нагрузке г. Санкт-Петербурга или позволил бы произвести

5 млн т алюминия в год [3].

Еще одной проблемой является рост ограничений потребления уже присоединенных потребителей. Среди причин:

— ожидающийся высокий уровень потребления при отсутствии надлежащих резервов мощности (наиболее характерный пример — ограничение потребления в период холодов зимы 2005 — 2006 гг.);

— ограничения потребления, вызванные выводом в ремонт элементов генерирующего или сетевого оборудования, при котором его работу невозможно заместить.

Оценивая неудовлетворенный спрос на присоединение потребителей, как минимум, в 10 тыс. МВт по состоянию на 2006 г., можно прогнозировать, что сохранение существующих тенденций

(и, как следствие, неудовлетворение этого спроса) может привести в среднесрочной перспективе к ежегодному недопотреблению порядка 50 млрд кВт-ч электрической энергии.

По расчетам на 2006 г. на 1 руб. электропотребления приходится около 30 руб. ВВП. В таком случае потеря 50 млрд кВт-ч электропотребления означает ежегодную потерю порядка 1,5 трлн руб. ВВП, что составляет около 5 % ВВП страны. При этом речь идет о прямых потерях, т. е. недополучении продукции или услуг, которые бизнес готов был произвести. Помимо этого, из-за отсутствия инвестиционного процесса в электроэнергетике теряется еще и тот прирост ВВП, который бы возник в силу инвестиционного спроса на продукцию проектных, строительных, монтажных и машиностроительных предприятий.

В связи с этим в отрасли сформировалось понимание необходимости долгосрочного планирования инвестиционной политики, основанного на разработке целого комплекса различных документов. Так, в рамках использования элементов долгосрочного прогнозирования и планирования еще в ОАО РАО «ЕЭС России» стала внедряться система долгосрочного прогнозирования баланса электрической мощности, основанная на прогнозах электропотребления и максимума электрической нагрузки по регионам, с учетом прогнозов о вводе нового оборудования, модернизации оборудования и с учетом вывода из эксплуатации устаревшего оборудования. Она позволит улучшить качество принимаемых инвестиционных решений и формировать инвестиционные предложения, удовлетворяющие самым высоким требованиям.

Стоимостная оценка потребности электроэнергетики в инвестициях на 2006 — 2010 гг. составляет, по данным В. Христенко, 1 трлн 952 млрд рублей. Инвестиционный процесс в электроэнергетике предполагается осуществлять за счет всего спектра источников финансирования. Прибыль компаний будет зависеть от реализации долгосрочной тарифной политики в отрасли, результатов работы на либерализованном секторе оптового рынка электроэнергии. Для распределительных сетей одним из главных инвестиционных ресурсов должна стать плата за присоединение. Существенную роль предполагается отвести государственным инвестициям, долгосрочным заимствованиям и частным инвестициям.

Предлагаемая структура источников предполагает из того, что до 2010 г. можно привлечь частных инвестиций на сумму более 400 млрд

руб., из средств федерального бюджета — более 200 млрд руб. При этом существенно увеличить объем инвестиционных заимствований как для сетей, так и для генерации — около 370 млрд руб. За счет собственных средств компаний предполагается привлечь 995 млрд руб. (без учета атомных электростанций) [3].

По другим оценкам, минимальная потребность в инвестициях в ближайшие 10 лет составит не менее 3 млрд долл. США в год, максимальная — 5 — 6 млрд долл. [4]. В пятилетней инвестиционной программе холдинга РАО «ЕЭС России» на 2006 — 2010 гг. указано, что более 3 трлн руб., или более 120 млрд долл. необходимо вложить в развитие генерирующих и электросетевых объектов, модернизацию диспетчерского управления до 2011 г. для того, чтобы обеспечить необходимый уровень надежности работы ЕЭС и не допустить дефицита энергоснабжения потребителей2.

В стратегии развития атомной энергетики России до 2030 г. и на период до 2050 г. также приводятся оценки инвестиционной потребности атомной энергетики. По оценкам экспертов, потребность в инвестициях составит:

в период 2000 — 2010 гг.:

— на модернизацию и продление срока эксплуатации энергоблоков первого поколения — 17,5 млрд руб.;

— на достройку 5 энергоблоков высокой и средней степени готовности — 65 млрд руб.;

— на модернизацию энергоблоков второго поколения, ввод в эксплуатацию и создание заделов для новых мощностей после 2010 г. — 315 млрд руб.;

в период после 2010 г.:

— на воспроизводство действующих мощностей, ввод и создание заделов для новых мощностей после 2020г. — 605 млрд руб.3.

В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. также приводятся оценки потребности российской электроэнергетики в инвестициях.

Всего за 2006 — 2020 гг. общая потребность в капиталовложениях на развитие электростанций при базовом варианте составит 11 616,3 млрд руб. (в ценах соответствующих лет).

Потребность в капиталовложениях на сооружение электросетевых объектов с 2006 по 2020 г.

2 Энергия развития: пятилетняя инвестиционная программа холдинга РАО «ЕЭС России» 2006 — 2010 гг. — С. 12.

3 О стратегии развития атомной энергетики России до 2030

года и на период до 2050 года. http://www.wdcb.ru/mining/articls/ strategia.html.

при базовом варианте оценивается в 9 078,8 млрд руб. (в ценах соответствующих лет).

В качестве источников инвестиций предусмотрены:

для генерирующих компаний — собственные средства (амортизация, прибыль на капитальные вложения, накопленная прибыль прошлых лет, средства от возврата НДС) и привлеченные средства (кредиты, эмиссия акций, выпуск облигаций);

для электросетевых компаний — собственные средства (амортизация, прибыль на капитальные вложения, накопленная прибыль прошлых лет, плата за присоединение, средства, получаемые от возврата НДС) и привлеченные средства (кредиты, эмиссия акций)4.

Приведенные данные свидетельствуют, что оценки потребностей электроэнергетики значительно расходятся, и это свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день единой методики их обоснования. Вместе с тем, это свидетельствует еще и о необходимости решения данной проблемы ускоренными темпами, т. к. инвестиционные потребности электроэнергетики России значительны, а реальные инвестиционные вложения пока не позволяют вывести российскую электроэнергетику на уровень международных стандартов.

7 августа 2006 г. правление ОАО РАО «ЕЭС России» утвердило пятилетнюю инвестиционную программу развития Холдинга на 2006 — 2010 гг., которая в соответствии с установленной в России процедурой была направлена на согласование в Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и ФСТ России, а также представлена Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Масштаб инвестиционной программы предусматривал строительство и модернизацию 20,9 ГВт генерирующих мощностей к 2011 г. с небывалым объемом финансирования новых строек, превышающим 2,1 трлн руб.

30 ноября 2006 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело Стратегию развития электроэнергетики и газовой отрасли на 2006 — 2010 гг. и на перспективу до 2015 г., а также одобрило прогноз темпов прироста потребления электроэнергии. В качестве базового варианта принят прогноз о необходимости достичь к 2015 г. выработки электроэнергии в объеме 1 426 млрд кВт-ч. По оценке Мин-

4 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 № 215-р // Собрание законодательства РФ, 17.03.2008. № 11 (ч. II), ст. 1038.

промэнерго России, чтобы обеспечить растущие потребности в 2006 — 2015 гг. в России необходимо построить более 100 тыс. МВт новых генерирующих мощностей. Конкретные площадки по строительству и реконструкции будут определены Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., в которой составной частью станут и объекты инвестиционной программы Холдинга РАО «ЕЭС России» на 2006 — 2010 гг.

В соответствии с прогнозом среднегодовой темп прироста электропотребления до 2011 г. должен будет составить 5 % вместо 2 %, как предполагалось ранее, а энергопотребление должно будет увеличиться с 984 млрд кВт-ч в 2006 г. до 1198 млрд кВт-ч в 2010 г. Это, по оценкам экспертов, требует строительства и ввода в строй до 2011 г. новых генерирующих мощностей в объеме 40,9 тыс. МВт. Из них на долю энергетических компаний, входящих в Холдинг РАО «ЕЭС России», приходится 34,2 тыс. МВт.

29 января 2007 г., т. е. почти через полгода, правление РАО «ЕЭС России» утвердило новую инвестиционную программу Холдинга на 2006 — 2010 гг. Вместо первоначальных планов по вводу 23 тыс. МВт мощностей была принята пятилетняя программа по вводу мощностей более чем на 40 тыс. МВт. Чтобы оценить масштаб этого плана, необходимо провести сравнение с данными по вводу генерирующих мощностей за 1990 — 2005 гг. около 23 тыс. МВт генерирующих мощностей5. При этом исторический максимум вводов мощностей пришелся на 1985 г. — 8,9 тыс. МВт6.

Общий объем финансирования нового варианта инвестиционной программы Холдинга на 2006 — 2010 гг. составит 3,1 трлн руб., в т. ч.: 2006 г. — 180,0 млрд руб., 2007 г. - 520,4 млрд руб., 2008 г. -753,6 млрд руб., 2009 г. - 820,2 млрд руб., 2010 г. -825,5 млрд руб. Источники финансирования программы: собственные средства Холдинга (28,3 %), привлеченные средства (14,7 %), эмиссия дополнительных акций (12,6 %), плата за техническое присоединение (8,7 %), средства от продажи активов (8,4 %), средства федерального бюджета (7,2 %), средства внешних инвесторов на проекты механизма гарантированных инвестиций (4,8 %), перспективные проекты по увеличению инвестиционной программы (4,5 %), целевые инвес-

5 Энергия развития: пятилетняя инвестиционная программа холдинга РАО «ЕЭС России» 2006 - 2010 гг. - С. 7.

6 Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка выполнения открытым акционерным обществом РАО «ЕЭС России» инвестиционной программы за 2006 год. URL://http:// www. ach. gov. ru/bulletins/2008/3-1.php/

7 Там же.

тиционные средства (1,2 %), фонд накопления, накопленные собственные средства (0,2 %), прочие (9,4 %). При этом обеспеченность энергокомпаний собственными средствами зависит от степени либерализации рынка электроэнергии. Правительством было одобрено поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым ценам: в 2006 г. - 5 %, 2007 г. - 15 %, 2008 г. - 30 %, 2009 г. - 60 %, в 2010 г. - 100 %7.

В статье А. Чубайса приводятся несколько отличные данные, что в детальной инвестиционной программе электроэнергетики на 2008 - 2012 гг. в течение пяти лет в развитие отрасли планируется вложить 4,3 трлн руб., в т. ч. в строительство новых электростанций мощностью 43 000 МВт - 1,798 трлн руб [5].

В связи с этим возникает вопрос: почему были разработаны и приняты с интервалом в один год столь различающиеся программы? Очевидно, что при таких расхождениях должны даваться соответствующие разъяснения на официальном уровне, почему в первом варианте программы был принят такой заниженный целевой ориентир.

Эксперты Счетной палаты России отмечают еще один недостаток данной инвестиционной программы. По их мнению, она может быть поставлена под угрозу невыполнения в полном объеме в связи с тем, что до настоящего времени не решена проблема с поставками газа, который является основным видом топлива для электростанций (в 2006 г. было использовано газа в объеме 147 млрд куб. м, или на 3,1 % больше, чем в 2005 г.).

«Инвестиционная программа Холдинга РАО «ЕЭС России» на 2006 - 2010 гг., - отмечается в Отчете Счетной палаты России, - потребует дополнительных объемов газа - не менее 25 млрд куб. м в год». Запросы электроэнергетики формируют серьезную «зону риска», в которой может оказаться не только сама отрасль, но и в условиях ускоренного роста электропотребления - вся экономика страны. Однако ОАО «Газпром» (до настоящего времени) не согласовал необходимые объемы газа и настаивает на сокращении потребления «голубого» топлива.

Кроме того, следует отметить, что инвестиционная программа Холдинга РАО «ЕЭС России» на

2006 - 2010 годы не «связана» с газовыми мощностями и из-за того, что инвестиционная программа ОАО «Газпром» на 2006 - 2010 гг. Правительством Российской Федерации не рассматривалась.

На момент проведения проверки Счетной палатой РФ Холдинга РАО «ЕЭС России» (ноябрь

2007 г.) в последнем только проходила кампания

по подписанию долгосрочных двусторонних договоров на поставку лимитного газа в 2008 — 2012 гг. Из 68 заключенных договоров 20 были подписаны с протоколами разногласий»8.

По данным РАО «ЕЭС России», к началу марта 2008 г. были проведены конкурсные процедуры по закупке основного энергетического оборудования для почти 57 энергообъектов, возводимых в рамках пятилетней инвестиционной программы российского энергохолдинга. Среди них — 14 проектов с использованием полностью иностранного основного оборудования, столько же — с использованием иностранного и российского основного оборудования и 29 проектов, т. е. половина — с использованием полностью российского основного оборудования9.

Функции по организации разработки прогнозов развития электроэнергетики России, а также по мониторингу ее работы, возложенные ранее на ОАО РАО «ЕЭС России», после его реструктуризации перешли к Минэнерго России, а координатором и ответственным исполнителем этих работ стало ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике».

Кроме названных ранее программ, были приняты и другие долгосрочные документы: в 2003 г. — Стратегия развития электроэнергетики до 2020 года; в 2008 г. — Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года; Стратегия развития ТЭК на период 2010 — 2015 гг.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. предусматривает, в частности:

— полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, что должно наряду с другими мерами привести к снижению энергоемкости ВВП к концу рассматриваемого периода на 45 — 55 процентов и росту производства электроэнергии в 1,35 — 1,5 раза;

— совершенствование структуры производства электроэнергии за счет опережающего темпа роста ее выработки на атомных электростанциях, по сравнению с тепловыми электростанциями, и более полного использования потенциала гидроэнергетики Сибири и Дальнего Востока;

— сохранение целостности и развитие Единой энергетической системы России и ее интеграцию с другими энергообъединениями на Евразийском пространстве;

8 Там же.

9 Модернизация вместо преференций // Большой бизнес.

2008. № 6. URL://http://aafnet. integrum. ru/

— укрепление позиции России на мировых топливно-энергетических рынках с развитием нефтегазопроводов в северном, восточном и южном направлениях, увеличение объемов экспорта нефти, газа, угля и электроэнергии;

— модернизацию и коренную реконструкцию действующих нефтеперерабатывающих заводов с целью повышения качества нефтепродуктов и увеличения глубины переработки нефти до 84 % против 71 % в настоящее время;

— появление новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на полуострове Ямал, в Республике Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке, на арктическом шельфе и шельфе острова Сахалин;

— приоритетность использования природного газа в коммунально-бытовом секторе в качестве сырья для переработки в отраслях промышленности;

— сохранение Единой системы газоснабжения страны в качестве единого технологического комплекса, ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности. Расширение данной системы на Восток России;

— увеличение потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива и наращивание его добычи, прежде всего в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах10.

В этом документе отмечается также проблема высокой энергоемкости российской экономики, которая в 2 — 3 раза превышает удельную энергоемкость экономик развитых стран. Причинами такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов и прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение. «Степень повышения энергетической эффективности, — подчеркивается в документе, — предопределит долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на энергоемкий рост угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате

10 О принятии Энергетической стратегии России до 2020 г. URL://http://www.ln mid.ru/ns-osndoc. nsf/0e9272befa 34209743256c630042d1aa/432569fa003a249c43256d3200279857?

которого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен путем расширения импорта или (и) ограничения экспорта. Поэтому целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей энергоресурсов мер, обеспечивающих:

- структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

- реализацию потенциала технологического энергосбережения.

Для интенсификации энергосбережения необходимы: обоснованное повышение внутренних цен на энергоносители с экономически оправданными, приемлемыми для потребителей темпами; постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике; продолжение реформирования жилищно-коммунального хозяйства»11.

В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. учтены все планы по строительству новых объектов атомной генерации, а также гидростанций мощностью более 300 МВт и тепловых станций мощностью более 500 МВт. Кроме того, документ фиксирует точки и сроки сооружения крупных ЛЭП класса напряжения 330 кВ и более, которые обеспечивают межсистемные связи, ЛЭП, которые обеспечивают выдачу мощности и ЛЭП класса напряжения 220 кВ и более, также обеспечивающие межсистемные связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г., по базовому сценарию развития энергетики в России до 2020 г. будет введено 186 ГВт новых мощностей, в т. ч. 32,3 ГВт в атомной энергетике и 25 ГВт в гидроэнергетике. Почти треть новых мощностей будет работать на угле - 53 ГВт. Параллельно будет идти вывод из эксплуатации устаревших газовых мощностей и строительство новых парогазовых установок с КПД, превышающим 50 %.

В итоге, к 2020 г. доля газовой генерации в энергобалансе сократится до 34 %. Угольная генерация возрастет с 25 до 32 %, атомная - с 16 до 21 %.

Стратегия развития топливно-энергетического комплекса разработана с учетом основных

11 О принятии Энергетической стратегии России до 2020 г. URL://http://www.ln mid.ru/ns-osndoc. nsf/0e9272befa 34209743256c630042d1aa/432569fa003a249c43256d3200279857?.

положений Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Согласно этому документу, развитие электроэнергетики в период 2006 - 2015 гг. направлено не только на поддержание работоспособности, но и на существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла с тем, чтобы избежать образования дефицита генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов в период после 2008 -2010 гг. (который оценивается в 8 - 10 % мощностей при инерционном развитии). Производство электроэнергии должно возрасти с 932 млрд кВт-ч в 2004 г. до 1 014 млрд кВт-ч в 2008 г. (108,8 %) и до 1 158 млрд кВт-ч в 2015 г. (124,3 %).

В этом документе выделяются следующие основные приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей:

в европейской части России - техническое перевооружение тепловых электростанций, работающих на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые и развитие атомных электростанций;

в Сибири - развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций;

на Дальнем Востоке - развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций, работающих на угле, а также на газе (в основном в крупных городах с неудовлетворительной экологической обстановкой).

Список литературы

1. Кудрявый В. Стратегия развития электроэнергетики для России // Промышленные ведомости 2004. № 16. URL://http://www.promved. га/аГ1с1е8/агйс1е. phtml?id=245&nomer=11/

2. Воропай Н, Труфанов В., Шевелева Г. Принципы инвестиционной политики в электроэнергетике России // ЭнергоРынок. 2004. № 10. URL://http://www.e-m.ru/archive/artic1eser. asp?aid=4530.

3. О перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации: доклад В. Христенко на заседании Правительства РФ 07.06.2006 // ПравоТЭК. URL:// http://www.1awtek.ru/ ana1ysis/e1ektra/25765.htm1.

4. Воропай Н., Труфанов В., Шевелева Г. Принципы инвестиционной политики в электроэнергетике России.

5. Чубайс А Энергореформа: риски мнимые и реальные // Ведомости. 30.06.2008. № 118 (2140). URL:// http://aafnet.integrum.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.