PARONYAN, KAREN M. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Sectoral Legal Disciplines of the Taganrog institute (branch) named after A.P. Chekhov Rostov State Economic University (RINH).
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
УДК 342.922 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-31-36
СМОРЧКОВА Л.Н.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЕЖЕНЦАХ И
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: миграция, правовое регулирование в сфере миграции, иностранные граждане, жертвы преследования, предоставление убежища, беженцы, политическое убежище, временное убежище, временная защита
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования правового регулирования миграционных отношений, связанных с предоставлением убежища на территории Российской Федерации. Проблема обострилась в связи с вызванным внешнеполитической обстановкой ростом количества беженцев, что создает потенциальные угрозы общественному порядку и национальной безопасности. Автор акцентирует внимание на важных аспектах при реформировании российского законодательства в этой сфере, в том числе на необходимости приведения в соответствие законодательства о юридической ответственности, обеспечивающего позитивное регулирование. Предлагается анализ проекта нового федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации», представленного на публичное обсуждение МВД России как основным правоприменителем в сфере работы с беженцами.
SMORCHKOVA, L.N.
IMPROVING RUSSIAN LEGISLATION ON REFUGEES AND LEGAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THIS FIELD
Key words: migration, legal regulation in the field of migration, foreign citizens, victims of persecution, asylum, refugees, political asylum, temporary asylum, temporary protection
The article is devoted to the current problem of improving the legal regulation of migration relations related to the provision of asylum on the territory of the Russian Federation. The problem has worsened due to the increase in the number of refugees caused by the foreign policy situation, which creates potential threats to public order and national security. The author focuses on important aspects when reforming Russian legislation in this area, including the need to harmonize the legislation on legal responsibility, ensuring positive regulation. An analysis of the draft new federal law "On granting asylum on the territory of the Russian Federation", presented for public discussion by the Russian Ministry of Internal Affairs as the main law enforcer in the field of work with refugees, is proposed.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции представляет собой одно из самых актуальных направлений правового регулирования общественных отношений, что объективно обусловлено целым рядом факторов, из которых наиболее глобальными видятся: обострение политической обстановки; увеличение потоков мигрантов; рост социального напряжения; преобразования в структуре отечественной экономики и необходимость обеспечения рабочими местами российских граждан, при том все эти факторы имеют долгосрочный характер и накопительный эффект. Результатом работы в этом направлении за последние годы стало принятие нескольких федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов в их развитие. Ряд законопроектов внесены в Государственную Думу, представлены на общественное обсуждение.
Среди внешних мигрантов есть особая категория - беженцы, то есть лица (иностранные граждане или лица без гражданства), которые были вынуждены покинуть страну своей гражданской принадлежности или постоянного проживания по причинам, связанным с обоснованными опасениями стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Особенность признания беженцем, в отличие от легализации иных видов мигрантов, состоит в том, что в данном случае круг вопросов, подлежащих обязательному решению, гораздо шире и включает в себя проблемы социального обеспечения, обеспечения жильем, работой, предоставления образовательных, медицинских услуг и прочие, что становится обязанностью государства, поскольку оно берет на себя ответственность за дальнейшую судьбу человека и членов его семьи, предоставляя на своей территории убежище.
С началом специальной военной операции и существенным изменением внешнеполитических условий, ситуация вокруг беженцев в Российской Федерации резко
обострилась, в тои числе потому, что их число резко возросло. Так, по официально опубликованным данным, только за конец февраля - март 2022 в Россию приехало более полумиллиона жителей ДНР, ЛНР (они считались беженцами до принятия этих республик в качестве самостоятельных субъектов) и Украины [1]. В последующие месяцы это число увеличилось еще на миллион [2].
Однако проблема беженцев в России - не только результат вооруженного конфликта с Украиной, это часть общемировой проблемы. Управление верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев подсчитало, что к концу 2023 года около 38 млн человек были вынуждены покинуть свои дома и бежать в другие страны в результате природных катаклизмов, боевых действий, преследований по различным основаниям (расовым, национальным, религиозным и т.п.) [3].
В связи с принятием большого числа беженцев и других мигрантов вероятность обострения различного рода социальных проблем возрастает, многие из них связаны с образованием так называемых этнических анклавов, содержащих латентную, а иногда и явную угрозу общественному порядку и национальной безопасности на территории их образования, обусловленную повышенным уровнем деликтности среди жителей анклавов [4, с. 165-167]. Таким образом, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с принятием беженцев должно быть нацелено не только на обеспечение их прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, но и на соразмерную защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Имеющаяся социальная острота проблемы беженцев позволяет поставить вопрос, насколько существующее правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с приемом на территории Российской Федерации беженцев (а Российская Федерация входит в шестерку стран, лидирующих именно по приему беженцев [3]) соответствует сложившейся ситуации и позволяет правоприменителю позитивно разрешать потенциально конфликтные вопросы?
В настоящее время правовое регламентирование вопросов легитимного пребывания беженцев на территории Российской Федерации, осуществлено в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», в котором определены основания и порядок признания беженцем, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав не только в соответствии с Конституцией Российской Федерации, но и с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В целях реализации положений Федерального закона «О беженцах» был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов: указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов, преимущественно приказов МВД России (федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел), Минздрава России (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения), в том числе, что интересно, до сих пор действующим является приказ недолго существовавшего Минфедерации России. Вместе с тем, в юридической науке последнее десятилетие регулярно отмечается, что правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением убежища, нуждается в совершенствовании [5, с. 128129; 6, с. 223-224; 7, с. 529-530].
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что с 2022 года в Федеральный закон «О беженцах» были внесены незначительные изменения (связанные с освобождением граждан Украины от обязанности передавать на хранение в территориальный орган МВД России свидетельства о предоставлении временного убежища), также как не были внесены существенные изменения и дополнения в подзаконное законодательство в этой сфере. Это может свидетельствовать, что существующее регламентирование отношений, возникающих в связи с принятием беженцев на территории Российской Федерации, не только сформировано, но и вполне удовлетворяет запросу правоприменителя, позволяя разрешать все спорные ситуации.
Однако этот же факт может говорить и об обратном - требуется существенное реформирование законодательства о беженцах в свете активного совершенствования правового регулирования миграционных отношений в целом. Отдельными поправками в закон и подзаконные нормативные правовые акты, принятыми несистемно и в разное время (а их более пятнадцати и многие из них содержат внутри себя объемные положения и регламенты), невозможно разрешить имеющуюся коллизионность и устранить целый комплекс проблем, возникших в сфере правоприменения.
Последний вывод подтверждается тем, что МВД России (основной правоприменитель в работе с беженцами) разработало проект нового федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» (далее - Законопроект) и представило его на публичное обсуждение. Как отмечается на сайте МВД России, законопроект направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией международных обязательств по отношению к лицам, ищущим защиту на ее территории, подготовлен в целях реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622), по своему содержанию отражает накопленный опыт правового регулирования вопросов предоставления отдельных видов убежища, что позволит решить ряд вопросов в системе предоставления убежища [8].
Представленный МВД России Законопроект действительно является крайне актуальным в связи с системной переработкой ряда законодательных актов в соответствии с новым концептуальным подходом к механизмам регулирования миграционной сферы с учетом накопившихся проблем правоприменения. Важность и срочность его принятия повышается в условиях массового прибытия иностранных граждан с территории сопредельного государства в период проведения специальной военной операции. В нем достаточно глубоко и последовательно урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением убежища на территории Российской Федерации, и созданы хорошие предпосылки для их упорядочивания в правоприменительной практике, что отвечает международной политической обстановке и острой потребности в формировании правового режима для предоставления убежища и пребывания в таковом.
Новацией Законопроекта является формирование совершенно иного подхода к вопросу определения предмета правового регулирования. Так, действующий Федеральный закон «О беженцах» определяет основания и порядок признания именно беженцем, тогда как вопросы предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища урегулированы в законе в самом общем виде и детально решаются в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», а особенности порядка предоставления политического убежища закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
Законопроект, в соответствии со своим наименованием, регулирует белее широкий круг отношений, связанных с предоставлением убежища, как специального правового режима пребывания на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лиц без гражданства, вынужденным покинуть государство их гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства под угрозой преследования. В связи с этим выделены четыре вида данного правового режима (убежища) - с предоставлением статуса беженца, предоставление временного убежища, предоставление политического убежища, предоставление временной защиты, что не только позволяет увеличить спектр лиц, которым может быть предоставлено убежище, косвенно определить пределы регулируемых в законопроекте отношений, но в то же время ввести унифицированный порядок рассмотрения ходатайствования о предоставления убежища. При этом экономические причины, последствия голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по-прежнему не признаются основаниями для предоставления убежища.
Ведение режима «предоставление временной защиты» является также новационной по отношению в предыдущему проекту федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации», представленному Федеральной миграционной службой в конце 2015 года. Кроме того, по оценке ученых, в том проекте не вполне удачно был реализован подход унификации российского законодательства по вопросам предоставления убежища, присутствовала терминологическая несогласованность [9, с.127-128].
Важным для защиты прав и интересов человека и гражданина, установленных принципами и нормами международного права, является, что в Законопроекте последовательно проведена идея о предоставлении одного вида убежища всем членам семьи, оговорена возможность беженцев и членов их семей самостоятельно избирать место пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, потенциально учтено отсутствие знания у лица, ходатайствующего о предоставлении убежища, русского языка, предусмотрены иные гарантии социально-экономического характера.
Необходимо подчеркнуть, что МВД России также подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» [10], что является признаком комплексного подхода в решении поставленных задач и соответствует так называемому «пакетному» принципу рассмотрения и принятия законов, однако он не включает в себя решение вопросов юридической ответственности.
Вместе с тем, неотъемлемой частью правового регулирования любой сферы общественных отношений является установление юридической ответственности за нарушение позитивных правовых норм. В действующем Федеральном законе «О беженцах» статьей 19 бланкетным способом установлена ответственность за его нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектами которой могут стать должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также граждане Российской Федерации.
Очевидно, что такой подход нацелен на обеспечение с российской стороны экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В Законопроекте аналогичная норма также имеется, она сформулирована более лаконично: «Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.» (статья 27 Законопроекта).
Но при этом по тексту Законопроекта также обращает на себя внимание одно из оснований, по которому может быть дан отказ в предоставлении убежища или в продлении срока предоставления временного убежища иностранному гражданину. Это, помимо создания угрозы безопасности государства и общественному порядку, возбуждения уголовного дела либо наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, также привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в том числе их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также с организацией или участием в несогласованных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, имеющейся информации о причастности лица к экстремистской деятельности и (или) терроризму (подпункт 5 пункта 2 статьи 20 Законопроекта).
Таким образом, авторы Законопроекта напоминают, что беженцы имеют не только обеспечиваемые законом права, но за нарушения российского законодательства они несут как последствия, связанные с миграционной легализацией, так и юридическую ответственность как иностранные граждане (или лица без гражданства). Потенциально наиболее уязвленным в этом
отношении выступает миграционное законодательство, за нарушение которого предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», под действие которой могут попасть лица, нарушившие установленный порядок ходатайствования признания их беженцами или о предоставлении временного убежища. Однако действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 18, в которую включены составы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; беженцы также могут стать субъектами многих из них.
Но как специальный субъект административного правонарушения беженцы упомянуты только в статье 18.12 КоАП РФ «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации». Объективная сторона этого состава состоит в неисполнении обязанности сняться с миграционного учета, а также своевременно встать на миграционный учет при перемене места пребывания или места жительства либо в несообщении беженцем в орган миграционного контроля (надзора) об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства.
Ожидаемое реформирование миграционного законодательства в отношении предоставления убежища на территории Российской Федерации, видимо, сохранит реализованный в Законопроекте подход выделения четырех видов предоставления убежища, согласно которому под правовым статусом «беженец» будет пониматься только один из четырех статусов лиц, получивших убежище. Это неизбежно потребует последовательного внесения терминологических изменений во многие нормативные правовые акты, в том числе в законодательство об уголовной и административной ответственности.
Так, законодателю необходимо будет определиться, будет ли Примечание к статье 322 УК РФ по-прежнему распространяться только на лиц, желающих получить политическое убежище, либо же его можно распространить на всех иностранных граждан или лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении убежища при имеющихся на то основаниях.
Эту же идею необходимо реализовать и в законодательстве об административной ответственности. Во-первых, в статье 18.12 КоАП РФ заменить термин «беженец» на «лицо, получившее убежище». Во-вторых, выявить весь спектр обязанностей, которые в соответствии с новым законом будут возложены на лицо, получившее убежище, и предусмотреть административную ответственность за их нарушение, путем внесения изменений в действующие статьи, а также при необходимости сформировав составы новых правонарушений и дополнив ими КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением убежища на территории Российской Федерации, не только в высшей степени актуально, но находится в стадии активного совершенствования, важно сделать это системно и комплексно, не забывая о необходимости актуализации норм юридической ответственности, обеспечивающих реализацию позитивных прав и обязанностей. И наиболее эффективным вариантом в этом случае представляется «пакетное» законотворчество как деятельный способ оптимизации нормотворческой деятельности.
Литература и источники
1. На что имеют право беженцы и как получить этот статус // Парламентская газета, 03.04.2022. URL: https://www.pnp.ru/social/na-chto-imeyut-pravo-bezhency-i-kak-poluchit-etot-status.html (дата обращения: 07.06.2024).
2. Как изменились проблемы беженцев с Украины в российских регионах // URL: https://www.rbc.ru/society/13/11/2023/653a85439a7947c8c509d048 (дата обращения: 07.06.2024).
3. Почему число беженцев в мире достигло рекордных показателей в 2023 году // URL: https://www.rbc.ru/politics/02/01/2024/65898ffd9a79476836ff2644 (дата обращения: 07.06.2024).
4. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н., Сморчкова Л.Н. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере противодействия формированию этнических анклавов // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. № 1. С. 161-174.
5. Грачева А.М. Раскрытие понятия беженец в Конвенции ООН «О статусе беженцев» 1951 г. и в Федеральном законе «О беженцах» // Апробация. 2016. № 10. С. 12S-129.
6. Карамова С.Н. Проблемы правового регулирования административно-правового статуса беженцев в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 222-224.
7. Ляпина А.Р. РВП вместо статуса беженца: правовое положение сирийских черкесов-беженцев в России // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 3. С. 521-536.
S. МВД России разработан проект федерального закона «О предоставлении убежища на территории Россйиской Федерации» // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/2S166S07/?ysclid=lwufbnyjjoS001S1614 (дата обращения: 07.06.2024).
9. Прудников А.С., Сазоп К.Д. О законодательных инициативах в области предоставления убежища в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5. С. 126-129.
10. URL: https://base.garant.ru/569626SS/?ysclid=lx0pfvi4b6616617919 (дата обращения: 07.06.2024).
References and Sources
1. Na chto imeyut pravo bezhency i kak poluchit' etot status // Parlamentskaya gazeta, 03.04.2022. URL: https://www.pnp.ru/social/na-chto-imeyut-pravo-bezhency-i-kak-poluchit-etot-status.html (data obrashcheniya: 07.06.2024).
2. Kak izmenilis' problemy bezhencev s Ukrainy v rossijskih regionah // URL: https://www.rbc.ru/society/13/11/2023/653aS5439a7947cSc509d04S (data obrashcheniya: 07.06.2024).
3. Pochemu chislo bezhencev v mire dostiglo rekordnyh pokazatelej v 2023 godu // URL: https://www.rbc.ru/politics/02/01/2024/65S9Sffd9a79476S36ff2644 (data obrashcheniya: 07.06.2024).
4. Vinogradova E.V., Kobzar'-Frolova M.N., Smorchkova L.N. K voprosu o pravovom regulirovanii obshchestvennyh otnoshenij v sfere protivodejstviya formirovaniyu etnicheskih anklavov // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2024. № 1. S. 161-174.
5. Gracheva A.M. Raskrytie ponyatiya bezhenec v Konvencii OON «O statuse bezhencev» 1951 g. i v Federal'nom zakone «O bezhencah» // Aprobaciya. 2016. № 10. S. 12S-129.
6. Karamova S.N. Problemy pravovogo regulirovaniya administrativno-pravovogo statusa bezhencev v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. № 4. S. 222-224.
7. Lyapina A.R. RVP vmesto statusa bezhenca: pravovoe polozhenie sirijskih cherkesov-bezhencev v Rossii // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. 2022. T. 20. № 3. S. 521-536.
S. MVD Rossii razrabotan proekt federal'nogo zakona «O predostavlenii ubezhishcha na territorii Rossjiskoj Federacii» // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/2S166S07/?ysclid=lwufbnyjjoS001S1614 (data obrashcheniya: 07.06.2024).
9. Prudnikov A.S., Sazon K.D. O zakonodatel'nyh iniciativah v oblasti predostavleniya ubezhishcha v Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 5. S. 126-129.
10. URL: https://base.garant.ru/569626SS/?ysclid=lx0pfvi4b6616617919 (data obrashcheniya: 07.06.2024).
СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (Москва, Россия) ([email protected]).
SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) ([email protected]).
УДК 342.55 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-36-42
БОЧКАРЕВА Е.А., СТРЕЛЬЦОВА А.Н. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: местное самоуправление, правовое регулирование, экономические основы, муниципальная собственность, местный бюджет, публичная власть, муниципальное образование город Краснодар.
В статье представлены результаты анализа достаточности и эффективности правового обеспечения муниципальной собственности и бюджетной деятельности в рамах третьего уровня национальной бюджетной системы (местных бюджетов), как ведущих элементов экономических основ местного самоуправления. На примере имущественной и бюджетной состоятельности муниципального образования город Краснодар раскрыты проблемы управления муниципальной собственностью, а также отдельные недостатки бюджетной политики. Авторы обосновывают необходимость дополнения правовых актов муниципального образования об экономических основах местного самоуправления принципами организации соответствующей сферы правоотношений.
BOCHKAREVA, E.A., STRELTSOVA, A.N. ON SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE ECONOMIC BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNANCE
IN MODERN RUSSIA
Key words: local self-government, legal regulation, economic foundations, municipal property, local budget, public authority, municipal formation of the city of Krasnodar.
The article presents the results of the analysis of sufficiency and effectiveness of legal support of municipal property and budgetary activity in the frames of the third level of the national budgetary system (local budgets), as the leading elements of the economic foundations of local self-government. On the example of property and budgetary solvency of the municipal formation of the city of Krasnodar the problems of municipal property management, as well as the shortcomings of budgetary policy are revealed. The authors substantiate the need to supplement the legal acts of the municipality on the economic foundations of local self-government with the principles of organization of the relevant sphere of legal relations.
Экономические характеристики и перспективы развития каждого муниципального