Научная статья на тему 'Совершенствование регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел как проблема управленческой деятельности руководителя'

Совершенствование регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел как проблема управленческой деятельности руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROFESSIONAL BEHAVIOR / РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / REGULATION OF BEHAVIOR / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / IMPACT PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буданова Т. Ю.

Проанализировав публикации в СМИ, автор структурировала психологические факторы, задействованные в совершенствовании регуляции служебного поведения сотрудников полиции, выявила методы регуляции служебного поведения, используемые в отношении подчиненных руководителями органов внутренних дел в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буданова Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Regulation of Professional Behavior of Internal Affairs Agency Officers as an Issue of Management Activity of Chief

Having analyzed Mass Media publications the author structured the psychological factors of improving regulation of the police officers professional behavior, identified the methods of the regulation of the professional behavior applied to subordinates by the chief of internal affairs agency in practice.

Текст научной работы на тему «Совершенствование регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел как проблема управленческой деятельности руководителя»

Т.Ю. БУДАНОВА,

*

адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о * £

s с

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и С

О и

О <

О

S и и ш с О

62

Совершенствование регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел как проблема управленческой деятельности руководителя

Проанализировав публикации в СМИ, автор структурировала психологические факторы, задействованные в совершенствовании регуляции служебного поведения сотрудников полиции, выявила методы регуляции служебного поведения, используемые в отношении подчиненных руководителями органов внутренних дел в практической деятельности.

Сотрудники органов внутренних дел, служебное поведение, регуляция поведения, воздействующие психологические факторы.

Органы внутренних дел играют существенную роль в обеспечении функционирования социума и являются для граждан наиболее обсуждаемой категорией властных структур; в частности, пристальное и взыскательное внимание общества сосредоточено на служебном поведении сотрудников полиции.

Предполагается, что формированию доверия граждан к полиции как новому социальному институту способствует служебное поведение сотрудника полиции, соответствующее правовым, этическим и социальным нормам.

Требования, предъявляемые к сотрудникам полиции в этой сфере, как, впрочем, и к другим государственным служащим, выражаются через понятие «служение» — ориентированность на выполнение служебного долга, общественно значимую помогающую роль по защите прав и свобод граждан и характеризующееся отсутствием сугубо утилитарной мотивации. С этой точки зрения регуляция служебного поведения сотрудника органа внутренних дел должна происходить на более высоком мотивационном уровне и основываться преимущественно на ценностном компоненте.

Отечественные исследования, рассматривающие проблемы регуляции организационного поведения сотрудников правоохранительных органов, традиционно проводятся в рамках психологии управления, поскольку регуляция

Ранее - старший психолог Челябинского юридического института МВД России.

поведения рассматривается в них как элемент управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел [1; 2; 3; 4].

Отметим, что служебное поведение сотрудника полиции детерминировано, закономерно обусловлено порождающими его факторами. В связи с этим возможным вариантом решения задачи совершенствования регуляции служебного поведения является, по нашему мнению, отыскание психологических факторов, входящих в сферу управленческого воздействия руководителя.

Для подробного изучения психологически значимых факторов, практически задействованных в регуляции служебного поведения сотрудников полиции, было проведено эмпирическое исследование с использованием методов контент-анализа и анкетирования. Обработка эмпирических данных проводилась методами качественного и количественного анализа социально-психологической информации.

На первом этапе задача была такая: контент-аналитическое исследование публикаций в СМИ о деятельности органов внутренних дел, единицами контекста являлись публикации 16 вневедомственных печатных изданий («Российская газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и факты» и пр.), данные ВЦИОМ, информационных агентств, а также материалы, представленные на официальных интернет-сайтах Президента Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Всего, таким образом, был осуществлен контент-анализ 402 публикаций за период с октября 2011 г. по март 2012 г.

Единицами счета являлись упоминания подкатегорий (факторов, влияние которых используется руководством для совершенствования регуляции служебного поведения сотрудников), частота упоминания которых в единицах контекста фиксировалась и подсчитывалась как тематическая.

В результате данного анализа полученные сведения были формализованы, наиболее ча-

сто упоминающиеся в публикациях факторы структурированы в группы с указанием частоты их упоминания. В соответствии с полученной структурой было построено дальнейшее обсуждение результатов исследования.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что совершенствование регуляции служебного поведения сотрудников, согласно публикациям, может быть обеспечено влиянием факторов, на которых сосредоточено внимание в обсуждениях, а именно:

— обеспечение гражданского контроля над полицией (0,065);

— организационно-структурное перестроение ведомства, освобождение от несвойственных ему функций (0,06);

— материальное стимулирование сотрудников повышением заработной платы и социальными гарантиями (0,057);

— внедрение информационных технологий (0,057);

— переработка нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность и определяющей статус сотрудника органа внутренних дел (0,05);

— повышение квалификационных требований к должностям сотрудников (0,05).

Перечисленные факторы отражают направление совершенствования деятельности органов внутренних дел посредством увеличения контроля, повышения требований, материального стимулирования сотрудников. Несомненно, что сотрудник, выполняющий служебные обязанности с чувством долга, должен быть уверен в своей социальной защищенности. Однако перечисленные факторы, выступая в качестве самостоятельных, формируют, скорее всего, утилитарную мотивацию, а их психологическая составляющая является лишь предпосылкой формирования должного служебного поведения сотрудника полиции.

Таблица

Результаты ранжирования факторов

Наименование группы факторов Частота упоминания Ранг актуальности

1. Социокультурные 0,089 3,5

2. Этнопсихологические 0,004 7,0

3. Межорганизационные 0,089 3,5

4. Организационно-правовые 0,194 2,0

5. Внутриорганизационные 0,405 1,0

6. Микрогрупповые 0,024 6,0

7. Индивидуально-психологические 0,05 5,0

Полученные данные (табл.) показывают, что в совершенствовании регуляции служебного поведения сотрудников руководством в большей мере задействуются внутриоргани-зационные факторы (административные, оказывающие влияние на поведение сотрудников

организации) и организационно-правовые факторы (нормативно регламентирующие профессиональную деятельность). Внимание же к возможностям и потенциалу индивидуально-психологических, организационно-психологических и социально-психологических факторов, так же оказывающих влияние на служебное поведение сотрудников, остается незначительным.

Второй этап эмпирического исследования был направлен на определение психологических факторов, используемых руководителями органов внутренних дел в практической работе для регуляции служебного поведения подчиненных.

Исследование проводилось методом анкетирования, в ходе которого формулировка вопросов позволяла руководителям выразить личное мнение и определить место различных психологических факторов в регуляции служебного поведения. В основу анкеты нами были положены структурные элементы разрабатываемой психологической модели, которая представляет, по нашему мнению, механизм формирования и регуляции служебного поведения сотрудников полиции.

В исследовании приняли участие слушатели Академии управления МВД России, а также руководители подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России на региональном уровне. Общая численность выборки составила 195 человек, стаж службы 89 % респондентов — более 10 лет, что позволяет придать им статус экспертов.

Регулирующее воздействие социально-психологических факторов на служебное поведение сотрудников полиции эксперты оценили следующим образом.

Существенно большее значение в регуляции служебного поведения анкетируемые придают факторам, характеризующим личность самого руководителя, его авторитет, профессиональную компетентность, особенности служебного поведения, являющиеся примером для подчиненных. Регуляция же служебного поведения сотрудников на микрогрупповом уровне (служебный коллектив), с включением мнения и оценки коллег, примеры поведения других сотрудников, социальный статус сотрудника в коллективе респондентами была воспринята как менее эффективная, либо руководители не были в полной мере осведомлены о влиянии перечисленных факторов. Все это позволяет говорить о необходимости развития социально-психологической компетентности руководителей, что обеспечит более высокую эффективность управленческого воздействия.

По данным опроса, руководители склонны к использованию личностного подхода и считают, что служебное поведение сотрудника опреде-

63

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о * £

s с

И

о ¡Ü

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

И IT

S

U

о

и

ы о оэ О

$

и с:

о

и

О <

О

S и и ш С О

64

ляется преимущественно индивидуально-психологическими факторами, наиболее значимыми из которых являются личностные качества: ответственность, исполнительность, дисциплинированность. Перечисленные факторы в большей мере, чем другие, обусловливают служебное поведение сотрудников органов внутренних дел; в меньшей степени влияют потребности в социальных контактах, безопасности и защищенности, самовыражении, а также личные цели и интересы. Мнения руководителей свидетельствуют о недооценке роли мотивационных факторов и о недостаточном внимании к потребностям, личным целям и интересам подчиненных.

Анализ результатов оценки экспертами степени влияния организационно-психологических факторов на служебное поведение сотрудников органов внутренних дел показал, что в большей мере здесь значима реализация механизма оценки деятельности сотрудников в соответствии с предъявляемыми требованиями, стабильность и гарантированность в работе, а также сформировавшиеся в подразделении нормы и ценности. В меньшей степени на служебном поведении сотрудников отражаются общественное мнение, отзывы граждан, печатная, информационная, рекламная продукция; незначительное влияние, по мнению руководителей, имеет и текущая оперативная обстановка.

Таким образом, результаты эмпирического исследования расширяют представления о влиянии психологических факторов на служебное поведение сотрудников полиции. Сопоставление выявленных позиций респондентов и результатов контент-анализа публикаций в СМИ приводит к следующим выводам.

Содержание психологически значимых факторов, указывающих направление совершенствования регуляции служебного поведения сотрудников полиции, согласно проведенному исследованию, заключается преимущественно в увеличении объема контроля, требователь-

Список литературы

1. Панкин А.И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика: монография. М., 1990.

2. Психология управления: учебник / под ред. В.И. Черненилова. М., 2011.

3. Столяренко А.М. Опыт разработки психологической концепции управления в сфере правопорядка // Психологический журнал. 1983. № 3.

ности, а также в материальном стимулировании сотрудников, что не может обеспечить необходимый уровень соблюдения выдвигаемых требований и, следовательно, не гарантирует эффективной регуляции служебного поведения сотрудника органа внутренних дел.

Воздействие административных и организационно-правовых факторов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудников полиции, опосредуется в значительной мере личностью конкретного руководителя, его восприятием и пониманием требований, принимаемыми управленческими решениями для их воплощения, а также авторитетом и личным примером по соблюдению требований к служебному поведению сотрудника полиции.

Анализ практики работы руководителей с личным составом подразделений обнаруживает тенденцию к использованию личностного подхода и совокупности индивидуально-психологических факторов, определяющих служебное поведение подчиненных, в то время как потенциал организационно-психологических факторов (характеризующих организационную культуру органов внутренних дел) и социально-психологических факторов (регулирующих служебное поведение сотрудников на уровне служебного коллектива) задействован не в полной мере. Это снижает эффективность управленческого воздействия на служебное поведение.

Для развития социально-психологической компетентности управленческих кадров приобретает актуальность разработка программы организационно-психологического консультирования руководителей по вопросам регулирующего воздействия на служебное поведение подчиненных. Реализация такой программы позволит направлять управленческие воздействия руководителей на обозначенные группы психологических факторов, способствуя решению задачи по совершенствованию регуляции служебного поведения сотрудника органа внутренних дел.

4. Черненилов В.И. Состояние и перспективы развития психологии управления правоохранительными органами / Психология в управлении, политике и праве: мат. меж-вуз. межрегион. науч. конф. М., 2003.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.