СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Л.Л. ТУЗОВ
доктор юридических наук, профессор кафедры ОРД Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. На основе сравнительного анализа оперативно-розыскного законодательства раскрывается основная суть различий между Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» и аналогичными Законами в странах СНГ и Балтии; формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию регламентации оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, сравнительный анализ, законодательство, законность.
IMPROVING REGULATION OF THE OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
L.L. TUZOV
doctor of legal Sciences, Professor department of operative crime detection activities
Moscow University Ministry of Internal Affairs Russia
Annotation. On the basis of comparative analysis investigative legislation in article gives an understanding of the basic nature of the differences between the Federal act of Russian Federation «About operatively-search activity» and similar Laws in the CIS and Baltic States, and proposals for the further improvement of the regulation of the operational-investigative activity in of the Russian Federation.
Keywords: investigative activity, comparative analysis, legislation, law.
Современная отечественная теория оперативно-розыскной деятельности стала формироваться с начала 1960-х годов, после принятия уголовно-процессуальных кодексов союзных республик, где впервые на законодательном уровне появился термин «оперативно-розыскные меры», осуществление которых было возложено на органы дознания1.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а затем в 1995 г. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». С принятием Федерального закона данный вид деятельности правоохранительных органов получил официальный статус государственно-правовой формы борь-
бы с преступностью. Дано определение ОРД с раскрытием ее содержания, определением основных задач и принципов. Сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, использование их результатов в раскрытии преступлений. Закреплены права и обязанности лиц, связанных с ОРД, а также регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.
Необходимо учесть, что проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий затрагивают конституционные права граждан. Применение таких видов мероприятий является особой спецификой в процессе деятельности оперативных под-
разделений. С этой целью Закон определяет правовые основания проведения таких мероприятий исключительно в целях защиты жизни, здоровья, собственности, борьбы с преступностью и только в отношении лиц (группы лиц), обоснованно подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Во всех бывших республиках СССР ныне странах СНГ и Балтии были приняты соответствующие Законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность. Эти Законы отражали национальные особенности каждой республики, но суть и назначение оперативно-розыскной деятельности не изменилась.
Изменение общественных отношений, несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства во многом препятствуют решению поставленных задач. Необходимо разносторонне переоценить позиции. Действующие Конституции и законодательные акты, регламентирующие ОРД правоохранительных органов России, стран СНГ и Балтии, являются правовой основой для наиболее оптимального применения оперативно-розыскных мер. Требования к качеству деятельности оперативных подразделений зависят от уровня развития теории и практики оперативно-розыскной деятельности, и наличия эффективного правового поля с единой методологической, организационно-тактической основой функционирования.
Предпринятые шаги в разработке основных положений теории ОРД в обстановке открытости с переходом на законодательное регулирование позволили привлечь к обсуждению и определению ее места в системе научного знания. При этом целесообразно использовать практический опыт и преемственность прежних исследований, научных разработок теории ОРД с учетом новых изменений в обществе. В процессе практической деятельности возникает ряд вопросов, связанных с регулированием законодательства, решение которых невозможно без использования научных знаний.
Необходимость законодательного регулирования ОРД обеспечивает условия для создания единой модели документа, который будет регламентировать процесс организации и тактики проведения опера-
тивно-розыскных мероприятий на территории взаимодействующих стран (России, стран СНГ и Балтии) в борьбе с преступностью, а также с различными организованными ее формами — коррупцией, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и др.
С учетом современных интеграционных процессов и глубоких изменений в жизни общества возрастает значительная потребность в дальнейшем преобразовании этой сферы деятельности.
К сожалению, среди изученных нормативных документов не удалось определить именно тот законодательный акт, который бы соответствовал требованиям современности. В основе всех Законов об ОРД стран СНГ и Балтии лежит Федеральный закон Российской Федерации 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
Результаты анализа позволяют говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы, введения в практику современных научно обоснованных, организационных форм и методов оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающих эффективную борьбу с преступностью при строжайшем соблюдении законности.
Считаем целесообразным учесть следующие наши предложения.
1. Дополнить ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствующие Законы принципом наступательности (оперативности) действий субъектов ОРД в борьбе с преступностью и обеспечения безопасности личности, общества и государства, обоснование которого изложено многократно в специальной литературе.
2. Необоснованно применен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен только Законом, что тормозит развитие творческого подхода к организации и тактике их применения. В этих условиях нет никаких формальных и фактических оснований для ограничения ОРМ. Не включены в перечень ОРМ такие традиционно применяемые ОВД мероприятия, как преследование скрывшихся с места происшествия подозреваемых по горячим следам, организация засад по их задержанию, проведение оперативных комбинаций и тактических операций по изъятию материальных следов преступной дея-
тельности, единовременному задержанию участников преступных формирований, вооруженных преступников, освобождению заложников и т.д. Установление количественного ограничения ОРМ не будет стимулировать своевременного востребования новых научных достижений и, тем более, таких нетрадиционных методов, как использование полиграфа, человеко-машинных систем, гуманной дактилоскопии и др.
3. Гл. II ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» расширить и изложить в следующей редакции: «Организационные формы, методы, средства и мероприятия оперативно-розыскной деятельности». Соответственно, каждой из этих составляющих должна быть посвящена отдельная статья закона, формулировку которых можно заимствовать в специальной литературе (об организационных формах работы субъектов ОРД: оперативное обслуживание, документирование, взаимодействие, оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства и др.).
4. Расширив права оперативных подразделений в части применения наиболее сложных аген-турно-оперативных мер, законодатель остановился на полпути решения этой проблемы и не обеспечил надежными правовыми гарантиями штатных оперативных работников и, в частности, внедряемых в криминальную среду для их разработки. Практическим решением устранения такого пробела могла бы служить специальная норма «Право оперативного работника на профессиональный риск». Структура и содержание предлагаемой нормы могло бы выглядеть следующим образом: «Не признаются преступными действия субъектов оперативно-розыскной деятельности, формально нарушившие права и законные интересы физических, юридических лиц, но совершенные в экстремальных ситуациях в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или в условиях профессионального риска. Риск признается оправданным, если совершенное деяние объективно вытекало из криминальной информации о фактах и событиях, которыми располагает оперативный работник правоохранительных органов, а выполнение законной функции не могло быть достигнуто не связанными с профессиональным риском методами и средствами».
Принятие такой нормы явилось бы своевременной реакцией законодателя на реальное противодействие криминальной среды правоохранительным органам. В современных условиях эта среда прибегает к различным ухищрениям от сокрытия и уничтожения документов и изобличающих их материальных предметов, до физической расправы с потенциальными свидетелями, а также к применению подкупов и насилия к самим оперативным работникам и членам их семей.
5. Необоснованно ограничены поощрительные меры для негласного аппарата, проявившего профессиональную активность в борьбе с преступностью. Обычно это положение ограничивается выдачей денежных премий, ценных подарков, повышением постоянного денежного содержания. Практика подтверждает, что есть все основания включить в Закон дополнительные меры поощрения: представления о досрочном освобождении или смягчении наказания, о помиловании; перевод на улучшенные условия содержания в УИН, если агент осужден в связи с совершением преступления в условиях разоблачения преступного сообщества или организованной преступной группы, проявил настойчивость и риск в выполнении заданий правоохранительных органов, эффективность негласного сотрудничества в местах лишения свободы. За особые заслуги негласных сотрудников следовало бы представлять к государственным наградам.
Подводя итоги, следует отметить, что в новых условиях при повседневной деятельности требуется перестройка работы каждого подразделения и сотрудника. Это, прежде всего, связано с увеличением требовательности к профессионализму сотрудников. Осуществляя тесное взаимодействие с другими подразделениями ОВД, государственными и общественными структурами, оперативные аппараты правоохранительных органов, при надлежащем правовом положении и организации, смогут осуществить надежную защиту каждого человека от преступных посягательств.
1 Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. М.: ИНФРА-М., 2012. С. 5.