Совершенствование региональной инновационной политики
УДК 332.1
Ольга Советникова,
старший
преподаватель
кафедры
«Коммерческая
деятельность»
Витебского
государственного
технологического
университета,
магистр
экономических наук
Резюме. Представлены формирующиеся в Беларуси специализированные структуры управления, ответственные за устойчивое развитие по различным направлениям, указаны организации и их основные задачи. Как пример мониторинга инновационной конкурентоспособности приведены и проанализированы показатели по регионам. Перечислены основные кластеры (точки роста) Витебской области как одной из наиболее экономически успешных.
Ключевые слова: региональная политика, мониторинг инновационной конкурентоспособности, инвестиции, кластер, новые технологии, экономика знаний, институты развития.
Э
ффективная региональная политика необхо-
дима как для максимального использования внутреннего потенциала отдельных районов, так и для ответа на вызовы современной экономики знаний.
Чтобы обеспечить сбалансированное, поступательное территориальное развитие, нужно государственное регулирование и управление, научно обоснованный мониторинг, действенный организационно-экономический механизм (ОЭМ). В большинстве стран, добившихся положительных показателей, были либо созданы специализированные структуры, либо расширены обязанности существующих министерств и ведомств [2].
Направления институционального совершенствования в Беларуси
В Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР-2030) указаны цели региональной политики: создание условий для комплексного прогресса в каждой области, эффективное использование ее ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ в интересах обеспечения высоких стандартов жизни населения и позитивного вклада в общую национальную конкурентоспособность и безопасность. В числе экономических приоритетов определены следующие:
■ формирование и поддержка местных центров роста;
■ структурная модернизация региональной экономики путем
создания современных производств, ориентированных на экспорт, ускоренного строительства предприятий по углубленной переработке местных сырьевых ресурсов без ущерба для экологической ситуации;
■ обеспечение многосекторно-сти экономики, базирующейся
на новых научно-технологических укладах и информационно-индустриальных технологиях, обеспечивающих переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения;
■ стимулирование появления новых точек роста V и VI технологических укладов с эффективным
их встраиванием в региональную экономику при комплексном использовании природных ресурсов, научно-технического потенциала, малого и среднего предприни мательства;
■ открытие новых производств в периферийных районах с учетом их трудового потенциала, природных и местных сырьевых ресурсов и др. [1].
В стране развивается институциональная инфраструктура по различным направлениям (табл. 1).
Концептуальным ядром НСУР-2030 является модель устойчивого развития,которая включает совокупность принципов и требований к социально-экономической и политической системам государства, режиму функционирования и взаимодействия их подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек - природа -экономика». То есть модель социально ориентированная, экономически эффективная и экологозащитная, удовлетворяющая потребностям нынешних и будущих поколений.
Ключевая роль в обеспечении стратегических приоритетов отводится точкам роста
устойчивости регионального развития: производству, предприятию, комплексу предприятий, отрасли местной экономики или проекту, которые способны обеспечить максимальный социально-экономический и/или экологический эффект, носящий системообразующий, в том числе выравнивающий характер. При этом применяются инновационные технологии (в том числе управления), изыскиваются дополнительные ресурсы (природные, производственные, человеческие, включая местные инициативы), выбирается наиболее рациональное место размещения (например, кластера).
Мониторинг региональной
инновационной
конкурентоспособности
Инновационная составляющая, которая учитывается при оценке конкурентоспособности, отражает способность
территориальной экономики обеспечить высокий уровень жизни населения и эффективность развития за счет обновления основных производственных средств, внутренних отношений и т.д. Ее роль постоянно возрастает.
Основные тенденции инновационного развития разных административных областей нашей страны приведены в табл. 2.
Наибольший удельный вес инновационной продукции за 2012-2014 гг. отмечен в Витебской области (по официальным данным, в январе 2016 г. он составил 34,4%), наименьший - в Брестской (январь 2016 г.- 8%) [3]. По числу организаций, выполнявших научные исследования и разработки, с 2010 г. наблюдается спад. По данному показателю за 2014 г. Витебскую область опережают Брестская (26 ед.), Гомельская (32) и Минская (36) области. В Минске 307 таких субъектов хозяйствования [3].
Таблица 1. Организации, отвечающие за устойчивое развитие регионов в Беларуси
Источник:
составлено автором
Направление Организация Главные задачи
Национальное агентство Содействие осуществлению прямых иностранных инвестиций, в том числе посредством
инвестиций и приватизации совершенствования механизма приватизации
Выработка основ государственной политики в отношении привлечения иностранного
Инвестиции Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) при Совете Министров Республики Беларусь капитала в экономику и эффективного его использования Анализ и обобщение факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций, и подготовка предложений по созданию организационных, правовых, экономических и информационных условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности Содействие формированию благоприятного инвестиционного имиджа страны за рубежом
Финансы Банк развития Финансирование государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов путем предоставления льготных экспортных кредитов для поддержки крупных (свыше 1 млн долларов США) проектов отечественных предприятий-экспортеров
Образование Областные институты развития образования Повышение квалификации кадров, развитие региональной системы образования (международная деятельность и сотрудничество, организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов)
Туризм В Беларуси около 783 туристических организаций Деловой туризм, ориентированный на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, способствует взаимовыгодным экономическим связям Беларуси. Оздоровительный туризм с использованием инфраструктуры белорусских курортов (Нарочь, Ждановичи, Новоельня, Ушачи, Летцы и и др.). Экологический туризм, организация посещения уголков нетронутой природы
Малый и средний бизнес
Центры содействия развитию малого и среднего бизнеса
(всего в Беларуси 88 центров и 19 инкубаторов: Брестская обл. - 7 центров, 1 инкубатор; Витебская - 7/1; Гомельская - 7/1; Гродненская - 19/1; Минская - 15/4; Могилевская - 9/3; город Минск - 24/7)
Информационные, консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности Налаживание деловых контактов
Продвижение производимой продукции на внутренний и внешний рынки, подготовка и обеспечение указанных субъектов квалифицированными кадрами Проведение маркетинговых исследований и т.д.
Инновации и инвестиции
Таблица 2.
Динамика
инновационного
состояния
регионов
Республики
Беларусь
(2010-2014 гг.)
Источник:
составлено автором по данным [2]
Таблица 3. ° Основныеточки роста (кластеры)
1 Витебской области
о
¡1 Источник:
2 составлено автором
Показатель Область 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Брестская 29 30 28 26 26
Витебская 30 26 27 26 23
Число организаций, Гомельская 35 38 36 34 32
выполнявших научные разработки, ед. Гродненская 21 21 22 19 16
Минская 29 37 40 39 36
Могилевская 21 20 21 18 17
Брестская 621 638 600 564 529
Витебская 1094 1064 911 815 774
Численность персонала, Гомельская 2866 2795 2676 2397 2062
занятого научными исследованиями, чел. Гродненская 57 531 473 442 356
Минская 2978 3030 3036 2972 2787
Могилевская 733 581 635 594 619
Брестская 3,9 4,1 4,9 4,0 2,0
Удельный вес инновационной продукции Витебская 21,6 19,6 24,7 31,2 27,8
Гомельская 18,1 16,4 23,2 21,2 18,5
в общем объеме отгруженной продукции,% Гродненская 8,2 9,6 10,1 6,9 6,8
Минская 8,7 12,4 12,5 9,9 7,7
Могилевская 12,6 17,4 17,0 14,6 11,9
Брестская 14,7 19,3 20,1 15,3 16,3
Витебская 17,1 35,3 29,5 30,3 27,4
Удельный вес Гомельская 13,9 20,4 21,8 19,7 14,4
инновационно активных организаций,%
Гродненская 16,2 22,4 20,0 19,7 25,2
Минская 14,7 17,8 17,2 18,1 14,8
Могилевская 12,4 15,3 16,9 17,1 16,3
Инновационно активных предприятий, вкладывающих средства в современные технологии, в 2014 г. в целом по стране было 20,9%: от 14,4% в Гомельской обл. до 27,4% в Витебской [3]. На Витебщине работает несколько промышленно развитых производств.
Экономика Витебской области
Большое значение в рамках территориального повышения конкурентоспособности имеют кластеры, поскольку региональные экономики часто являются в различной степени специализированными. В качестве примера
в табл. 3 представлены точки роста Витебской области.
В этом регионе функционирует 4 учреждения НАН Беларуси, 11 исследовательских и конструкторских подразделений промышленных организаций, 5 государственных учреждений, обеспечивающих получение
Специализация Сырье Переработка Научное Сбыт
кластера и производство сопровождение
Витебский государственный
Кожевенно-обувной Витебский меховой комбинат, организации сырьевого и вспомогательного комплекса Холдинг «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», СООО «Белвест» технологический университет, Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности ООО «Марко-Сервис», ЗАО «Белвест-ритейл», ЧПУП «Сан-Марко»
По выращиванию и переработке льна
ОАО «Верхнедвинский льнозавод»,
«Городокский льнозавод», РУПТП «Оршанский льнокомбинат»
Фармацевтический Зарубежные компании
РУПТП «Оршанский льнокомбинат»
ООО «Рубикон», ОАО «БелВитунифарм», СООО «АконитФарма»
Витебский государственный технологический университет, Белорусский государственный технологический университет, Институт льна НАН Республики Беларусь
Витебский государственный медицинский университет
ОАО «Знамя индустриализации», ЧУП «Василина»
ООО «ВитВар», «Фарммаркет-плюс», СООО «АконитФарма»
высшего образования и ведущих активную научно-исследовательскую деятельность. По широкому спектру направлений в Витебской области создана многоуровневая система подготовки кадров: от рабочих специальностей до руководителей высшего звена в таких сферах, как ветеринария, швейная, текстильная, обувная промышленность, машиностроение, станко-и приборостроение, нефтехимия, энергетика, строительство, информационные технологии, медицина. На территории области два научно-технологических парка: на базе Витебского государственного технологического университета и Полоцкого государственного университета.
В промышленности работает свыше 24% общей численности занятого населения, производится свыше 58% валового выпуска продукции, создается более 33% валовой добавленной стоимости. В эти объемы входит производство текстиля (синтетические и льняные материалы, ковры и ковровые изделия) и обуви, переработка нефти и нефтехимия, станкостроение, электроэнергетика. Свой вклад вносит и единственный в республике меховой комбинат.
Фармацевтический кластер создан с целью развития научного, технологического и производственного потенциала Витебщины в этой сфере, формирования современной инфраструктуры для разработки импортозамещающих и инновационных лекарственных препаратов. Ведущие медицинские учреждения используют новейшие технологии в диагностике и хирургическом
лечении. Впервые в республике был создан реестр оказываемых медицинских услуг, получена лицензия и открыт центр медицинского туризма именно в этом регионе. Только за период с 2010 по 2013 г. экспорт услуг в данной отрасли увеличился более чем в 2 раза. Эффективность использования вложенных в здравоохранение средств в Витебской области остается наиболее высокой по республике.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности разных видов продукции и услуг больше внимания следует уделять совершенствованию инновационной (интеллектуальной) и инфраструктурной составляющих для приоритетных видов экономики. Это будет способствовать повышению производительности труда, обеспечивающему рост добавленной стоимости. Важно определить и развивать отрасли с наибольшим мультипликативным эффектом.
Инструменты объединяющей инновационной политики известны. Это кластеры, технологические и индустриальные парки, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство. Например, на базе существующих в Беларуси образовательно-производственных кластеров целесообразно создание региональной системы «Наука - Образование -Инновации».
Главными императивами территориальной политики, исходя из современных тенденций, являются импорто-замещение; обеспечение собственной продукцией в рамках доктрины продовольственной безопасности; наращивание
объемов товаров, спрос на которые мало эластичен по цене; создание предприятий с высокой степенью переработки; диверсификация экономики; сокращение относительной доли занятых в материальном секторе экономики и увеличение - в нематериальном; развитие коллективных форм собственности (создание кооперативов, народных предприятий); согласование действий власти и общества.
За счет правильно выработанного организационно-экономического механизма можно увеличить инновационную компоненту экономики, углубить специализацию регионов, повысить эффективность потребления местных сырьевых ресурсов на основе технологий безотходной переработки, создать организационно-информационные условия для полноценного использования туристического потенциала конкретной местности. СИ
Статья поступила в редакцию 27.06.2016 г.
& See: http://innosfera.by/2016/
10/regional_innovation_policy
Summary
Presented formed in Belarus specialized management structure responsible for sustainable development in various areas (with an indication of the organizations and their main tasks). As an example of innovative monitoring and shows the competitiveness analysis of the main indicators for the regions of the Republic of Belarus. List the main clusters (growth point), Vitebsk region, as one of the most economically successful.
Литература
1. http://president.gov.by.
2. ЕС. ЕВРОПА-2020: Стратегия умного, устойчивого и инклюзивного роста // http://eeas.europa.eu.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://belstat.gov.by/ homep/ru/ indicators/ regions/14a.php.