УДК 336
А. В. Морозов, Г. М. Галеева, Е. П. Фазлыева,
А. М. Вафин
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: регион, экономическая политика в муниципальных образованиях, развитие, проблемы муниципальных образований, эффективность.
Проведено исследование региональной экономической политики в муниципальных образованиях, выявлены основные проблемы и факторы повышения конкурентоспособности и финансовой самодостаточности развития муниципальных образований. Уточнено понятие асимметричности территориального развития, предложена методика оценки эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях.
Keywords: Chemicals, strategic management, innovation, development of competition
Investigated the innovative development of the petrochemical complex of Tatarstan Republic, identified the main trends and factors enhancing its competitiveness through innovation. The notion of strategic management of innovation development of the petrochemical complex, the basic management practices that improve the investment and
innovation activities of petrochemical companies.
Прогрессивная динамика развития российских регионов возможна лишь при условии реализации эффективной региональной экономической политики в муниципальных образованиях, позволяющей рационально использовать ресурсный потенциал, активизировать инновационную деятельность и снизить пространственную поляризацию. Наиболее важными в современных условиях хозяйствования являются пространственный и отраслевой аспекты реализации региональной экономической политики в муниципальных образованиях. Пространственный аспект исследует территориальное распределение ресурсов, активов и факторов роста, а также возможности оптимизации инвестиционных потоков в регионе. Отраслевой аспект рассматривает приоритеты развития отдельных территорий с учетом их стратегических зон хозяйствования.
В современных условиях единых, универсальных подходов решения социально-экономических проблем на уровне муниципальных образований нет. В этой связи муниципалитеты вынуждены самостоятельно определять механизмы управления, формировать свою модель социального благополучия. Важной задачей при этом становится правильное стратегическое позиционирование муниципального образования, развитие сотрудничества и внедрение прогрессивного опыта и методов работы. Необходимым условием для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования является рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру.
Среди интересных научных проблем регионального управления немаловажное значение имеет задача снижения асимметрии в социальноэкономическом развитии муниципальных образований. За годы реформ в Российской Федерации произошла значительная территориальная дифференциация как экономических, так и социальных показателей. Эти процессы наблюдаются не только на межрегиональном уровне, но и на субрегиональном в самих региональных хозяйствах. Научные дискуссии по этим проблемам пока не дали ответа на вопрос, каким должно быть
управление, чтобы сократить диспропорции в уровне экономического развития территорий; как оно должно стимулировать ускоренный рост в экономически отсталых регионах по сравнению с благополучными; какие инструменты наиболее эффективны в снижении региональной асимметрии и др.
Значимость данных проблем в условиях повышенной степени неопределенности и экономических рисков, необходимость четкой организации и координации реализации стратегических мероприятий в муниципальных образованиях, а также особое значение пространственной трансформации территории региона в соответствии с задачами экономической политики Республики Татарстан обуславливают актуальность данной проблематики.
Вопросы преодоления существенных территориальных диспропорций в уровне развития российских регионов, повышения благосостояния населения требуют совершенствования организационноуправленческого механизма социально-
экономической политики, который должен функционировать на принципах обеспечения развития потенциала территории в соответствии с общероссийскими и общемировыми прогрессивными тенденциями. Это обстоятельство вызывает необходимость перехода от «догоняющего» типа развития с ростом количественных показателей к стратегической модернизации региона и выводу его на инновационный вектор прогресса. Задача состоит не просто в выявлении неиспользуемых резервов, устранении недостатков и в усилении хозяйственного порядка, а в необходимости изменения самой организации социально-экономической политики региона, предполагающей создание такого механизма, который бы способствовал формированию основ высококонкурентной инновационной экономики, обеспечивающей удовлетворение всевозрастающих социальных потребностей населения.
В настоящее время, региональные и местные органы власти, более активно участвуют в выработке и принятии решений на национальном (федеральном) уровне, в совместном финансировании и
реализации различных программ регионального развития. В этом плане они становятся проводниками региональной политики государства. С другой стороны, они разрабатывают и реализуют свою собственную региональную политику, направленную на регулирование развития более мелких территориальных образований.
Как инструмент деятельности современного государства региональная экономическая политика в муниципальных образованиях используется для решения следующих наиболее общих политических, социальных и экономических задач:
- сохранение и укрепление единства и территориальной целостности;
- обеспечение сочетания общерегиональных интересов и интересов местных сообществ;
- содействие сокращению внутрирегиональных различий по уровню и качеству жизни населения;
- интеграция региональных рынков и экономических комплексов в единое национальное экономическое пространство, а также содействие повышению конкурентоспособности экономики муниципальных образований региона на международных рынках товаров и услуг.
На основе теоретического анализа предложен новый подход, в рамках которого «региональная экономическая политика в муниципальных образованиях» рассматривается как инструмент снижения диспропорций в уровне развития и ресурсной обеспеченности муниципалитетов.
Уточненное понятие региональной экономической политики в муниципальных образованиях предполагает синтез базовых положений современных теорий, раскрывающих экономическую природу региона, и структурирование системы регионального управления на основе выделения и согласования стратегических интересов каждого муниципального образования и региона в целом. Таким образом, «региональная экономическая политика в муниципальных образованиях» рассматривается как целевая совокупность (общность) пространственно-локализованных экономических, социальных, институциональных, инфраструктурных решений и методов государственного регулирования развития муниципальных образований, с учетом стратегических приоритетов развития производительных сил и соответствующего механизма снижения асимметрии территориального развития. «Асимметрия территориального развития» -представляет собой процесс неравномерного распределения и использования ресурсного потенциала муниципальных образований, результатом которого является высокий уровень территориальной дифференциации уровня и качества жизни населения региона.
Регион как совокупность муниципальных образований имеет сложную многоступенчатую иерархическую организационно-экономическую структуру, причем отдельные уровни иерархии часто сами также рассматриваются как сложные, вероятностные, динамические системы, которым присущи определенная самостоятельность и возможность самоорганизации.
Первым и одним из самых важных направлений совершенствования политики в муниципальных образованиях является внедрение методики оценки эффективности региональной экономической полити-
ки в муниципальных образованиях, что поможет в решении следующих задач: обоснование целей, стратегий, вариантов, сценариев и параметров социально-экономического развития региона; мониторинг структурной динамики развития муниципальных образований; обоснование направлений социального развития; формирование направлений структурной и инвестиционной политики.
Состав Республики Татарстан включает 43 административных района, 20 городов, в том числе 14 республиканского подчинения, 21 поселок городского типа и 910 сельских администраций. Все они, рассмотренные с точки зрения различных аспектов складывающейся в них социально-экономической ситуации, ведут себя по-разному не только в территориальном, но и во временном разрезе, изменяется тенденции экономических явлений в их развитии и взаимосвязи, направления и приоритеты их территориальной политики.
Отсутствие программ в отдельных муниципальных образованиях является одним из свидетельств низкой эффективности региональной экономической политики как таковой. Поскольку она может разрабатываться и осуществляться только на базе всесторонней оценки социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, выявления и ранжирования муниципальных проблем, нахождения путей их решения при различных вариантах ресурсного обеспечения, при ясности в вопросе о том, кто и в какие сроки может выполнить соответствующие действия и т.п. Все это возможно реализовать только в форме программ. В этой связи программно-целевой подход к решению муниципальных проблем следует рассматривать как инструмент региональной экономической политики в муниципальных образованиях, одновременно обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и её реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения. Для этого программы должны отвечать ряду обязательных требований.
Предлагаемая методика оценки эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях основана на построении и использовании нормативной системы показателей (НСП) и расчета ранговых коэффициентов корреляции Спирмена и Кендалла (относятся к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале).
Методика оценки эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях включает:
построение нормативной системы выбранных показателей как эталонного (наилучшего) движения показателей и присвоение им эталонных рангов (начиная с ранга 1 для показателя, который должен иметь наивысший темп роста (ускорение));
расчет фактических темпов роста и ускорений (темпов роста) показателей;
присвоение фактическим значениям темпов роста (ускорений) показателей соответствующих рангов (наивысшему темпу роста - первый ранг, наименьшему - последний);
Сравнение рангов построенной системы показателей (эталонного ряда) с полученными в результате расчетов фактическими рангами. Сравнение эталонных и фактических рядов осуществляется с помощью двух коэффициентов ранговой корреляции: коэффициента Спирмена и коэффициента Кендалла, которые характеризуют взаимозависимость (степень близости) фактического и эталонного ранговых рядов анализируемых показателей;
Расчет интегрального коэффициента эффективности, который может находиться в интервале от 0 до +1 (либо в процентах от 0 до 100%). Чем ближе коэффициент к единице (100%), тем выше эффективность анализируемых объектов.
Оптимальное развитие экономики в муниципальном образовании с учетом деятельности малых предприятий можно представить в виде следующей закономерности:
ТРдн > ТРоп > ТР ДС > ТРои > ТРзп > ТРчр > ТРкмп,
где ТРдн - темп роста доходов населения; ТРоп - темп роста общего объема продукции промышленности; ТР ДС- темп роста валовой добавленной стоимости; ТРои
- темп роста объема инвестиций; ТРзп - темп роста средней заработной платы одного работника в городе; ТРчр - темп роста численности занятых в экономике; ТРкмп - темп роста количества субъектов малого предпринимательства.
Логика соотношения темпов роста различных показателей, отражающих деловую активность в муниципальном образовании, заключается в следующем. Доходы населения, как главный социально-
экономический показатель развития муниципального образования, отражающий материально-финансовый аспект этого понятия, должен иметь самый высокий темп роста. Рост благосостояния населения должен обеспечиваться ростом основных стоимостных показателей -объемов производства промышленности, объемов инвестиций. Количественные показатели (численность работающих, количество хозяйствующих субъектов) не должны расти быстрее других показателей.
Описанная приоритетность соотношения темпов роста показателей муниципального образования носит идеальный, эталонный характер. В действительности же могут иметь место отклонения в совместном движении набора социально-экономических показателей. Предлагаемая методика позволяет выявить имеющиеся отклонения. Результаты, полученные на основе расчета по данным пгт.Камские Поляны, эффективность региональной экономической политики в муниципальном образовании повысилась с 47,6% в 2009г. до 75,5% в 2010г. В целом, общий баланс изменений по рассматриваемым показателям положительный - ускорение за исследуемый период больше единицы в 2009г. имели 3 показателя, а в 2010г. уже 6 показателей.
Таким образом, оценка эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях базируется на анализе не абсолютных значений показателей (например, в тыс. руб.), а на анализе их рангового расположения по отношению друг к другу. Это дает возможность оценить, какие показатели внесли больший вклад в общую результативность, а также выявить те, результаты проявления которых,
отрицательно сказались на эффективности и разработать на этой основе рекомендации по возможному устранению выявленных отклонений.
Следующим направлением совершенствования региональной экономической политики в муниципальных образованиях является внедрение в практику управления методов позиционирования муниципальных образований в сравнении с другими, на основе оценки текущего состояния территории при сопоставлении с оценкой других территорий. Стратегическое позиционирование муниципальных образований базируется на основе расчета показателей эффективности государственного стимулирования отраслей промышленности территории. Строятся следующие модели позиционирования территорий «уровень собственных доходов территории - доля производимой продукции в общем объеме продукции, производимой в регионе»; «эффективность финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (сальдированный финансовый результат) -инвестиции в основной капитал». Кроме того, для наглядности использован графический материал по каждому административно-территориальному образованию, отражающий динамику валового территориального продукта, инвестиций и добавленной стоимости в расчете на душу населения.
Основными принципом развития муниципальных образований в регионе является принцип комплементарности, т.е. взаимодополняемости локальных территориальных и отраслевых подсистем промышленности региона. При этом в основе пространственного распределения экономической деятельности и ее специализации лежит стремление к получению прибыли. Каждое муниципальное образование в процессе реализации региональной экономической политики необходимо рассматривать как потребителя, производителя и обладателя трудовых ресурсов. Фонд потребления ресурсов региона должен распределяться в соответствии с численностью населения и эффективностью (производительностью) труда.
Агломерационный эффект - одна из важнейших причин самоусиливающейся дифференциации муниципалитетов. Самоусиление идет за счет привлечения мобильных квалифицированных ресурсов и инвестиций в крупные центры.
Рассмотренные теоретические подходы и модели предусматривают дифференциацию регионов на основе дифференциации конкурентных преимуществ. В мире имеются примеры как увеличения дифференциации, т.е. дивергенции регионов, так и уменьшения дифференциации регионов внутри страны - конвергенции. Примеры дивергенции регионов дает Италия, Китай. Большая дифференциация есть между новыми землями в Германии (бывшие районы ГДР) и старыми землями. Значительные усилия, направленные на ликвидацию внутренней дифференциации, привели к значительному выравниванию положения земель, которое, однако, замедлилось к середине 90-х гг. и некоторыми западными экономистами оценивается довольно скептически. Примером снижения в течение времени дифференциации между регионами являются США, где доро-
ги, современные виды транспорта и коммуникаций сократили издержки на единицу продукции и выравняли положение регионов. Однако американские штаты не перестают быть конкурентами за мобильные ресурсы; конкуренция служит стимулом поиска и создания конкурентных преимуществ.
Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макротерри-ториальных, региональных и внутрирегиональных пропорций. Это, например, пропорции уровня жизни населения, структуры региональной продукции, межотраслевые экономические пропорции и др. Обеспечение пропорциональности хозяйства территории ведет к гармоничному, сбалансированному развитию экономики, повышает интенсивность внутритерриториаль-ных связей и способствует тем самым образованию межотраслевых территориальных комплексов.
Наиболее развитым промышленнопроизводственным потенциалом и высокой организационной плотностью в РТ обладают юго-восточный, закамский и центральный субрегионы, соответственно их роль в формировании добавленной стоимости и прибыли промышленного сектора наиболее значима. На наш взгляд, многие сложившиеся диспропорции в развитии территорий региона обусловлены реализацией управленческих решений прошлых периодов. В целях снижения организационных, экономических, социальных диспропорций в развитии территорий РТ можно использовать соответствующий организационноэкономический механизм основным элементом которого является формирование и развитие микрокластеров, ориентированных на решение социальноэкономических задач конкретных территорий.
Таким образом, усовершенствованный механизм формирования региональной экономической политики в муниципальных образованиях, в основе которого лежат современные инструменты диагностики состояния, оценки эффективности и снижения асимметрии территориального развития. Совершенствование механизма снижения пространственной поляризации предполагает закрепление понятия «региональная экономическая политика в муниципальных образованиях» рассматриваемая как целевая совокупность пространственно-локализованных экономических, социальных, институциональных, инфраструктурных решений и методов государственного регулирования развития муниципальных образований, с учетом стратегических приоритетов развития производительных
сил и соответствующего механизма снижения асимметрии территориального развития.
Стратегическое управление мезоуровневой социально-экономической системой с учетом структурной динамики развития муниципальных образований должно основываться на внедрении в практику регионального управления методики оценки эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях. Эффективное управление развитием региона необходимо проводить на основе построения и использования нормативной системы показателей, включающей расчет фактических темпов роста и ускорений, с учетом интегрального коэффициента эффективности. Реализация управления регионом в современных условиях должна основываться на результатах усовершенствованной методики формирования и оценки эффективности региональной экономической политики в муниципальных образованиях, что позволит обеспечить рациональное сочетание системного подхода и вероятностных методов анализа в реализации процессов мезоуровневого управления. Организация подсистемы управления рисками на предприятиях машиностроительного и нефтехимического кластеров в системе управления должна базироваться на внедрении двухуровневой системы менеджмента, увязывающей интересы на уровне кластера и предприятия. Эффективный региональный менеджмент целесообразно реализовывать на основе организационноэкономического механизма сглаживания диспропорций в развитии территорий региона, дополняющего систему индикативного управления элементами организационного стимулирования особых форм агломерационной кооперации и кластеров.
Литература
1. Айзард У. Методы регионального анализа. - М.: Прогресс, 1966. - 347 с.
2. Аралбаева Ф.З. Механизм управления социальноэкономическим развитием территориально-
хозяйственных подсистем в региональной экономике: дисс. на соиск. уч.степ.к.э.н.- Оренбург, 2008. - 42 с.
3. Семенов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления Казань: Изд-во Казан. Гос-го ун-та 2004. -179 с.
4. Мильнер Б. 3. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.— 376 с.
© А. В. Морозов - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; Г. М. Галеева - канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; Е. П. Фазлыева - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КНИТУ; А. М. Вафин - асп. КНИТУ.