Научная статья на тему 'Совершенствование речевой культуры студентов высшей школы'

Совершенствование речевой культуры студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / LANGUAGE NORM / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / COMMUNICATIVE SITUATION / МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ / MODELING OF SPEECH SITUATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова С.В.

В статье затрагиваются проблемы, связанные с совершенствованием речевой культуры студентов высшей школы. В настоящей работе выявляются основные черты, характерные для современной языковой ситуации, предлагаются приемы работы, направленные на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование речевой культуры студентов высшей школы»

Петрова С.В. ©

Кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы, связанные с совершенствованием речевой культуры студентов высшей школы. В настоящей работе выявляются основные черты, характерные для современной языковой ситуации, предлагаются приемы работы, направленные на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций бакалавров по направлению подготовки Педагогическое образование.

Ключевые слова: речевая культура, языковая норма, коммуникативная ситуация, моделирование речевых ситуаций.

Keywords: speech culture, language norm, communicative situation, modeling of speech situations.

В настоящее время проблема повышения уровня речевой культуры носителей русского языка приобретает все большую актуальность. Речевая культура представляет собой часть общей культуры человека и играет важную роль в профессиональном становлении человека, в реализации своих коммуникативных целей. Повышение уровня речевой культуры бакалавров - одна из основных задач в изучении русского языка в вузе. Как известно, грамотная речь, целесообразное использование языковых средств в процессе общения является показателем общей культуры человека, его интеллекта. От того, насколько правильно, точно в соответствии с конкретной речевой ситуацией будущий педагог умеет выражать свои мысли, зависит и эффективность процесса общения, и успех профессиональной коммуникации.

Существует несколько определений термина «речевая культура», но с нашей точки зрения, наиболее точным и полным является определение, предложенное профессором А.Н. Ксенофонтовой, согласно которому под речевой культурой мы понимаем «правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, воспринимаемых говорящим и пишущим в качестве «идеала» или общепринятого и традиционно охраняемого обычая, образа, а так же речевое мастерство - то есть не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из соответствующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п.» [7, 7].

Речевая культура основывается на нормативности речи, под которой понимается соответствие речи требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления с точки зрения лексического значения, формообразования, построения синтаксических конструкций.

Наблюдения над речью обучающихся высшей школы позволяют говорить о снижении уровня их речевой культуры. На это указывают возникающие трудности в восприятии и переработке текстовой информации, как правило, научного содержания; довольно часто -это недостаточная сформированность умений организовать речевое общение в определенной ситуации, незнание этикетных формул, исключая наиболее частотные; недостаточное владение литературными нормами; широкое использование жаргонных слов. Все это в

© Петрова С.В., 2016 г.

очередной раз доказывает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию и совершенствованию речевой культуры обучающихся вузов.

Различные аспекты, касающиеся методики формирования речевой культуры обучающихся высшей школы отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов, таких как Л.А. Введенская, В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, И.Б. Голуб, А.И Дунев, Д.Э. Розенталь, Е.В. Синцов, Е.Н. Ширяев и др. [2, 4, 3, 5, 9, 10, 11].

Работа по развитию речевой культуры многогранна, она должна быть постоянной и целенаправленной. Весьма целесообразно проведение в студенческой аудитории круглых столов по проблемам культуры речи, осуществление тренингов, направленных на овладение нормами русского литературного языка, моделирование речевых ситуаций. Так, например, с бакалаврами по направлению подготовки Педагогическое образование Профиль Начальное образование и иностранный язык Белгородского государственного национального исследовательского университета был проведен круглый стол «Модно ли говорить правильно?».

В повестку дня были включены вопросы, связанные с проблемами функционирования русского языка в современном российском обществе. В ходе рассуждений студенты пришли к выводу о том, что говорить правильно модно. Им бы очень хотелось безупречно владеть литературным языком, так это необходимый инструмент, ключ к достижению жизненного и профессионального успеха личности. Участники круглого стола также отметили, что для современной языковой ситуации в России характерно увеличение числа заимствований, либерализация норм русского литературного языка, использование нецензурной лексики. Все это позволяет говорить о снижении уровня речевой культуры населения.

В ходе работы бакалаврам были предложены задания, выполнение которых позволило выявить состояние языкового паспорта личности участников дискуссии. Положительной оценки заслуживает то, что студенты первого курса в достаточной степени владеют языковыми нормами, навыками ведения деловой беседы, публичного выступления. Как отметили сами бакалавры, работа над правильностью речи не заканчивается для них на данном этапе. Изучение русского языка в вузе должно быть направлено на дальнейшее языковое развитие личности, совершенствование навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения.

Рассуждая о мерах, которые могли бы способствовать повышению уровня речевой культуры носителей русского языка, участники круглого стола высказывали следующие предложения: необходимо постоянно вести целенаправленную языковую политику; при трудоустройстве к кандидату должны предъявляться требования, отражающие степень его владения родным языком.

Вопросы совершенствования речевой культуры связаны с личными потенциями человека. Каждый из нас вправе решать, как ему говорить, какие языковые средства использовать, каждому предоставлена свобода выбора. Но в данном случае свобода сопряжена с ответственностью за судьбу языка, за культурное наследие страны, а также с ответственностью перед подрастающим поколением, поскольку совсем скоро сегодняшние студенты придут в школу в качестве педагогов и будут не только заниматься языковым развитием младших школьников, но выступать для них в качестве образца. Главной задачей в деле повышения речевой культуры носителей языка является создание оптимальных условий для возможности свободного и ответственного выбора.

Одним из интересных и эффективных приемов повышения уровня речевой культуры будущих педагогов является моделирование речевых ситуаций, поскольку перед студентами ставится задача решить свои коммуникативные намерения в заданной ситуации общения. Для этого им необходимо учитывать стилевую направленность разговора, подобрать необходимые этикетные формулы, составить высказывание и произнести его.

Одна из основных целей в обучении русскому языку состоит в формировании личности, владеющей языковой, лингвистической и коммуникативной компетенциями. С

нашей точки зрения, большое значение в этом процессе имеет моделирование, представляющее собой существенную характеристику современного стиля мышления.

Современный подход к проблемам речевого развития студентов высших учебных заведений предполагает формирование и совершенствование у них прочных и осознанных основ речевого поведения. Необходимо предусматривать в образовательном процессе такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят будущего учителя перед необходимостью речевых высказываний, вызывают у него интерес и желание поделиться своим видением вопроса, предложить решение.

В настоящее время понятие «ситуация общения» рассматривается представителями разных наук: лингвистами, психологами, социологами, педагогами, методистами, но единое мнение по вопросу определения сущности понятий «ситуация» и «речевая ситуация» на данном этапе отсутствует.

Е.И. Пассов речевую ситуацию определяет как «универсальную форму функционирования процесса общения, существующую как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся» [8, 83]. Как нам кажется, именно такое понимание речевой ситуации дает возможность моделировать их в учебном процессе, создавая условия, адекватные реальным.

Как справедливо отмечает О.М. Казарцева, «речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Речевые ситуации бывают естественные, которые складываются в результате общения людей, и искусственные, которые создаются специально в целях обучения и речевого развития. Задача педагога - создавать такие речевые ситуации на уроке, которые обладали бы большим развивающим потенциалом и порождали бы у учащихся мотив речи» [6, 137].

В современной методике преподавания русского языка в вузе наряду с традиционным приёмами обучения важную роль играет метод моделирования речевого высказывания. Он реализуется в ситуативных упражнениях, которые основаны на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от условно заданной речевой ситуации.

Как правило, использование модели более характерно для точных наук, но на занятиях по культуре речи с целью формирования языковой личности бакалавров моделирование может использоваться для продуцирования собственного высказывания.

Любая модель речевой ситуация включает следующие компоненты: обстановка общения (официальная, неофициальная); адресат (количество слушателей; ролевые отношения, коммуникативные отношения); цель общения (общение, сообщение, воздействие). Речевые действия людей, выступающих в тех или иных ролях, являются стереотипными. Таким образом, предлагая студентам учебную роль, мы тем самым предлагаем определенную заданную учебную программу речевых действий. Речевые ситуации могут быть стандартными и нестандартными. Для стандартных - характерны повторяющиеся элементы, для их реализации используется стереотипный языковой материал. Стандартные речевые ситуации содержат гораздо больше материала и стандартных языковых моделей, которые используются в готовом виде.

Требования к высказываниям следующие: небольшой объем, лаконичный, связный характер изложения, точность и стилистическая целесообразность словоупотребления, использование этикетных формул.

Так, студентам можно предложить подготовить протокольно-этикетные выступления на следующие темы: «Рассказ о себе», «Встреча делегации иностранных студентов в аэропорту», «Организация небольшой экскурсии по университету и факультету», «Представление гостя в студенческой группе», «Поздравление коллеги с наградой за достижения в профессиональной деятельности», «Поздравление первоклассников и их родителей с Днем знаний» и др. Речевые ситуации максимально приближены к тем жизненным условиям, в которых студенты оказываются в период обучения в вузе или

окажутся в будущей профессиональной деятельности. В качестве методического сопровождения используются пособия по речевому этикету Н.И. Формановской, в которых представлено многообразие различных этикетных клише для самых разных ситуаций общения.

Например, значимым для будущей профессиональной деятельности является умение рассказать о себе, подать себя, отметив свои сильные и слабые стороны. Это бывает необходимо при знакомстве, переходе в новую группу или коллектив, при вступлении в какую-либо организацию, на работу.

Такой рассказ о себе имеет цель сформировать у собеседников благоприятное впечатление о человеке. Примерная модель рассказа о себе может состоять из следующих клише, которые необходимо дополнить: Меня зовут...; В настоящее время я...; Человек, который меня вдохновляет. (вдохновил).; События, которые меня вдохновляют.; Этим я могу гордиться.; Наша семейная реликвия.; Больше всего в жизни я люблю.; Мне не нравится.; К своим достоинствам я отнес бы.; Своими недостатками я считаю.; Мое профессиональное кредо.; Это то, к чему я стремлюсь.; Отношения с людьми строю.; От сегодняшней встречи жду..

В ходе выполнения подобного рода заданий важно, чтобы у бакалавров формировалось умение пользоваться речевыми стереотипами, характерными для ситуаций повседневного общения. В процессе выступления с речью перед аудиторией необходимо следить за соблюдением норм русского литературного языка.

Представителю любой профессии, особенно - педагогу начальной школы, речевое поведение которого становится образцом для учащихся, необходимо помнить об ответственности, которая лежит на нем как на носителе языка. Важно постоянно совершенствовать свои коммуникативные умения, избирательно относиться к использованию языковых средств. В настоящее время востребованными оказываются те люди, которые умеют строить свое речевое поведение в соответствии с нормами русского литературного языка, с профессиональными требованиями. Профессия учителя ориентирована на безупречное владение родным языком, на постоянное и целенаправленное совершенствование речевой культуры.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. - 144 с.

2. Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культура речи / Под ред. пр. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996. - 186 с.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 214 с.

5. Дунев А.И. Русский язык и культура речи. - М.: Форум, 2004. - 368 с.

6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 2001. - 496 с.

7. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. - Оренбург: ОГПИ, 1996. - 99 с.

8. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Л1 ПИ-РЦИО, 2000. - 204 с.

9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999. - 218 с.

10. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 160 с.

11. Ширяев Е.Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996. -256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.