Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / НАВЫКИ АУДИРОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липко Юлия Георгиевна, Антипьева Ирина Александровна

Вопросы, связанные с обучением аудированию и говорению на уроках английского языка как важным составляющим речевой компетенции, становятся особенно актуальными в условиях дистанционного формата получения образования. Цель исследования - рассмотреть содержание и возможности таких интернет-сервисов, как ESL Video и TubeQuizard, а также механизм их использования на практических онлайн-занятиях по английскому языку. Исследование, проведенное с помощью описательного метода и метода сравнительного анализа, позволило прийти к выводу, что данные электронные ресурсы обладают рядом достоинств и преимуществ и могут быть полезны в процессе дистанционных занятий по английскому языку. В результате на основе видеоролика, взятого с платформы ESL Video, был составлен ряд упражнений, которые направлены на совершенствование аудитивных и коммуникативных навыков и умений студентов. Все предложенные упражнения разработаны в рамках общепринятой методики работы с аудиотекстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липко Юлия Георгиевна, Антипьева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DISCOURSE COMPETENCE IN ENGLISH CLASSES THROUGH DISTANCE LEARNING

Issues related to teaching listening and speaking in English lessons as important components of discourse competence become especially relevant in the context of distance learning. The main purpose of the study was to examine the content of such online platforms as ESL Video and TubeQuizard and the ways these resources can be used at online English classes. The research conducted using the descriptive method together with the method of comparative analysis has led to the conclusion that these online resources have a number of advantages and can be successfully used in the process of distance learning in English. As a result, a number of exercises were compiled basing on the video clip taken from the ESL Video platform. The exercises are aimed at improving students’ listening and communication skills. All the given tasks are made up on the basis of generally accepted methods of working with audio texts.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА THEORETICAL AND APPLIED LINGUISTICS

Научная статья УДК 371.38 EDN LIDUNP

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).432-439

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ю.Г. Липко1, И.А. Антипьева2

1 Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 4 мая 2022 г.

Дата принятия к печати 8 июня 2022 г.

Дата онлайн-размещения 23 июня 2022 г.

Ключевые слова

Речевая компетенция; английский язык; дистанционное обучение; электронные ресурсы; навыки аудирования; коммуникативные умения

Original article

Аннотация

Вопросы, связанные с обучением аудированию и говорению на уроках английского языка как важным составляющим речевой компетенции, становятся особенно актуальными в условиях дистанционного формата получения образования. Цель исследования — рассмотреть содержание и возможности таких интернет-сервисов, как ESL Video и TubeQuizard, а также механизм их использования на практических онлайн-занятиях по английскому языку. Исследование, проведенное с помощью описательного метода и метода сравнительного анализа, позволило прийти к выводу, что данные электронные ресурсы обладают рядом достоинств и преимуществ и могут быть полезны в процессе дистанционных занятий по английскому языку. В результате на основе видеоролика, взятого с платформы ESL Video, был составлен ряд упражнений, которые направлены на совершенствование аудитивных и коммуникативных навыков и умений студентов. Все предложенные упражнения разработаны в рамках общепринятой методики работы с аудиотекстами.

THE DEVELOPMENT OF DISCOURSE COMPETENCE IN ENGLISH CLASSES THROUGH DISTANCE LEARNING

Yulia G. Lipko1, Irina A. Antipieva2

11rkutsk State University, Irkutsk, the Russian Federation 2 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received May 4, 2022

Accepted June 8, 2022

Available online June 23, 2022

Keywords

Speech competence; the English language; distance learning; online resources; listening skills; communication skills

Abstract

Issues related to teaching listening and speaking in English lessons as important components of discourse competence become especially relevant in the context of distance learning. The main purpose of the study was to examine the content of such online platforms as ESL Video and TubeQuizard and the ways these resources can be used at online English classes. The research conducted using the descriptive method together with the method of comparative analysis has led to the conclusion that these online resources have a number of advantages and can be successfully used in the process of distance learning in English. As a result, a number of exercises were compiled basing on the video clip taken from the ESL Video platform. The exercises are aimed at improving students' listening and communication skills. All the given tasks are made up on the basis of generally accepted methods of working with audio texts.

© Липко Ю.Г., Антипьева И.А., 2022

Введение

Как известно, компетентностный подход в образовании предполагает формирование и развитие у обучающихся целого комплекса компетенций, овладение которыми позволяет успешно решать разного рода профессиональные задачи. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). Существует много работ отечественных исследователей (Н.И. Алмазова, И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Н.И. Гез, Н.Д. Галь-скова, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова,

A.Н. Шамов и др.), посвященных вопросам содержания иноязычного образования и методике обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода (см., например: [1-3]). По мнению Т.П. Поповой, термин ИКК «претерпевает переосмысление по мере того, как изменяется социальная действительность, уточняются цели обучения ИЯ в обществе» [4, с. 11]. Мы вслед за В.В. Сафоновой рассматриваем ИКК как уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, который дает обучаемому возможность коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от психологических факторов общения [5].

В целом исследователи выделяют разные компоненты ИКК. Модель, предложенная

B.В. Сафоновой, включает следующие составляющие ИКК: языковую, речевую, социокультурную компетенции.

Последняя, в свою очередь, включает в себя социолингвистическую, предметную, общекультурную и лингвострановедческую компетенции [6]. Языковая компетенция предполагает овладение фонетическими, орфографическими, грамматическими и лексическими языковыми средствами. При этом формирование и развитие языковой компетенции должны проходить непременно в комплексе с речевой и социокультурной компетенциями. Под речевой компетенцией понимают развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности — говорении, аудировании, чтении и письме. Настоящее исследование посвящено вопросам совершенствования речевой компетенции на уроках английского языка. Цель статьи — проанализировать некоторые электронные ресурсы, использование которых способствует развитию навыков аудирования и говорения в условиях дистанционного обучения.

Трудности обучения студентов аудированию

По мнению Е.Н. Солововой, аудирование вызывает наибольшее количество трудностей как у начинающих изучать иностранный язык, так и у тех, кто сдает международные экзамены на определение уровня владения иностранным языком [7]. Среди таких трудностей исследователь прежде всего выделяет одноразовость предъявления текста и невозможность приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. Ведь в реальных ситуациях повторы невозможны, да и речь человека может быть быстрой, эмоциональной, насыщенной образными выражениями, которые не всегда можно распознать в речевом потоке.

Поскольку в реальном общении приходится много слушать, умение точно и полно воспринимать речь собеседника имеет огромное значение для последующей коммуникации. Поэтому одной из важнейших целей обучения иностранному языку является цель научить учащихся понимать звучащую речь. Но аудирование, так же как и любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка, представляет собой не только цель, но и средство обучения, так как во время занятия невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, учащиеся одновременно отрабатывают фонетические, лексические и грамматические навыки. К тому же аудиоматериалы всегда содержат информацию, обсуждение которой предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма.

Кроме трудностей, связанных с одноразовым предъявлением текста и индивидуальными особенностями источника речи, выделяют также трудности, вызванные как условиями аудирования, так и языковыми особенностями воспринимаемого материала. К последним относят использование большого количества незнакомых слов и идиоматических выражений, разговорных формул, эллипсисов, т.е. «фраз, в которых пропущены некоторые члены предложения, но которые обиходны для носителей языка и понятны в контексте участникам диалога» [7 с. 127]. Существующие объективные трудности при аудировании многократно увеличиваются в условиях организации обучения иностранному языку в дистанционном формате.

С одной стороны, такие онлайн-плат-формы, как, например, Zoom или Microsoft

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а

и ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

О

3

м

3

ы (О

о

3

сч

ä &

ci

О

N «

g ci

N О N

I

iE э ф

n *

Ts £

« m

®

15 m

Teams, несомненно, дают возможность совместно прослушивать аудиотексты на он-лайн-занятиях по иностранному языку. Для этого достаточно только поделиться экраном своего компьютера и включить любой аудиофайл либо с диска компьютера, либо непосредственно из интернет-источника. Но, с другой стороны, разная скорость интернет-соединения и иногда плохое качество связи могут препятствовать прослушиванию того или иного аудиоконтента. В случае проблем, вызванных нестабильной интернет-связью, например во время совместного просмотра запущенного с экрана видеоролика на уроке, мы пользуемся Watch2Gether1. Данный бесплатный сервис позволяет просматривать видео синхронно в специальной комнате, причем последнюю может создать как преподаватель, так и студенты. Во время совместного просмотра можно также пользоваться встроенным чатом. Обучению же аудированию и говорению на онлайн-уроках английского языка способствуют такие электронные ресурсы, как ESL Video и TubeQuizard. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Сравнительный анализ онлайн-платформ ESL Video и TubeQuizard

Интернет-сервис ESL Video2 представляет собой коллекцию видеоматериалов, сгруппированных в соответствии с уровнем владения английским языком — (A1) Beginning, (A2) Low Intermediate, (B1) Intermediate, (B2) High Intermediate, (C1) Advanced. Ресурс предлагает интересную и обширную тематическую подборку видеороликов: Animals, Sports&Hobbies, Peo-ple&Places, Health&Beauty, Food&Cooking, Tech&Innovation, Lifestyle&Culture, Trav-el&Adventure, Fun&Entertainment, Busi-ness&Corporate, Nature&Science, Christ-mas&Hannukah и Halloween. Имеется также подборка видео, направленная на узнавание некоторых грамматических явлений в речи, например Past Simple, Passive Voice, Comparative&Superlative и т.д. Примечательно, что все имеющиеся в библиотеке видеоматериалы сопровождаются уже готовым квизом с множественным выбором ответов. Квиз направлен на проверку понимания как основного содержания ролика, так и детального понимания аудиотекста. Наряду с просмотром готового видео сервис предоставляет преподавателю воз-

1 Плеер для одновременного просмотра видео и музыки : сайт. URL: https://w2g.tv.

2 ESL Video : сайт. URL: https://www.eslvideo.com.

можность загрузить любой понравившийся ролик с сайта YouTube и создать к нему собственный квиз (раздел Create), используя два типа заданий — множественный выбор (multiple choice) и заполнение пропусков (gap-filling).

На сайте ESL Video есть также раздел Online Teaching Materials, который содержит материалы, как нельзя лучше подходящие для развития навыков устной речи. Это цветные флип-карты с разнообразными и увлекательными вопросами для обсуждения, которые мы предлагаем студентам непосредственно на уроке. Кроме многочисленных флип-карт, в разделе имеется пять шаблонов презентаций Google Slides для организации различных дискуссий на основе просмотренных видео.

Интернет-сервис TubeQuizard3 построен по такому же принципу: изучающим английский язык предлагается определенная подборка видео с YouTube. Тематика роликов несколько отличается от той, которую мы видим на сайте ESL Video. Сравните: Business, Educational, Entertainment, Film&-Animation, Information Technology, News, People&Society, Talks&Interviews, Music. Ролики предназначены для просмотра пользователями, владеющими английским языком на уровне A2, B1, B2, C1, C2. Как видим, начинающие изучать английский язык могут столкнуться с некоторыми сложностями в восприятии материала, поэтому на начальном этапе можно обратиться к видео на сайте ESL Video. TubeQuizard также сопровождает видеоролики заданием, но уже не multiple-choice, как в основном в квизах ESL Video, а gap-filling, когда учащимся предлагается прослушать и заполнить пропуски словами и выражениями из аудиоматериала. Данный тип задания, как известно, позволяет концентрировать внимание на деталях в тексте и подходит для тренировки лексики и грамматики на слух. Примечательно, что каждое видео сопровождается пометками, указывающими, кроме тематики, еще и категорию задания: Grammar for listeners, Pronunciation for listeners, Vocabulary in context, Grammar in context, Spelling. Данные категории можно изначально выбрать на главной странице, что значительно облегчит процесс отбора нужного видео. Интересно, что видеоролики можно отбирать и в соответствии с британским и американским вариантами английского языка.

3 TubeQuizard : сайт. URL: http://tubequizard.com.

Также явным преимуществом TubeQuizard является то, что в задании четко сформулированы инструкции и есть возможность точечного прослушивания текста при наведении курсора непосредственно на пропуск в задании. В этом случае нужный отрывок проигрывается повторно и останавливается автоматически. Есть также функция проверки впечатанного слова — check. Кроме этого, сервис предоставляет возможность отредактировать уже существующее задание или создать свое собственное, перейдя в раздел Train with your video. К интернет-сервису TubeQuizard можно прибегнуть и на уроке английского языка в очном формате. Например, Л.В. Павлюкевич и Т.А. Осокина используют этот инструмент для работы с песнями на английском языке [8].

Методика работы с онлайн-платформами ESL Video и TubeQuizard на дистанционных уроках по английскому языку

Оба указанных ресурса можно использовать во время онлайн-занятия, выделив учащимся время на просмотр видео и выполнение задания в своем темпе. При этом следует учитывать уровень сложности заданий gap-filling на TubeQuizard и закладывать больше времени на уроке на их выполнение. Поработав с аудио в индивидуальном режиме и без помех, студенты спустя некоторое время возвращаются в онлайн-класс для совместного обсуждения основного содержания текста. Дальнейшее обсуждение просмотренного видеоролика, как правило, приводит к дискуссии, которая является прекрасным методом развития навыков говорения. Мы также используем материалы ESL Video и TubeQuizard во внеаудиторное время в качестве домашних заданий для обучающихся. Предусмотренные ресурсами квизы проверяются автоматически, и их результаты можно отправить преподавателю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, работа с аудиотекстами традиционно проходит в три этапа:

- до прослушивания (Before listening);

- во время прослушивания (While listening);

- после прослушивания (Follow-up activities) [7].

Так, на первом этапе работы с видеороликом Biltmore Home Largest in USA4 студентам неязыковых вузов с уровнем владения

английским языком A2 и B1 могут быть предложены следующие задания.

Activity I: Orientation

1. What general facts do you know about Southern United States?

2. What is North Carolina famous for?

3. Why is Asheville a must-visit in North Carolina?

4. What outdoor activities can adventure seekers and nature lovers do in Asheville? Which activities would you enjoy doing?

Activity II: Helpful Vocabulary

1. Match the words and phrases to their definitions5.

1) to inherit a) a floor or level of a building

2) fortune b) a position from which you can clearly see a long way

3)scenery c) extremely surprising, impressive, or shocking

4) bygone era/ days/years, etc. d) handsome and luxurious; characterized by splendor and display

5) to encompass e) to receive money, property etc. from someone after they have died

6) commanding view f) small raised spots on your skin that you get when you are cold, frightened, or excited

7) story (AmE), storey (BrE) g) the natural features of a particular part of a country that you can see, such as mountains, forests, deserts etc.

8) subbasement h) a period of time in the past

9) jaw-dropping i) a very large amount of money

10) grand j) to completely cover or surround something

11) to get goose bumps k) any floor or room below the principal basement

4 URL: php?id=29239.

https://www.eslvideo.com/quiz.

2. Fill in the blanks with some words and phrases from the previous exercise. Make some changes if necessary6:

1) The map shows the rest of the western region, ... nine states.

2) The building isn't without fault: The unexpected discovery of an underground wellspring early in the construction process forced Mr. Kahn to cancel plans for a ... and to build the library 1S ... higher than planned, contributing to the bulky feel of the exterior.

5 Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow : Pearson Education Ltd, 2001. 1756 p. ; Collins Co-build Advanced Learner's English Dictionary. Glasgow : Harper Collins Publishers, 2003. 1744 p.

6 Longman Dictionary of Contemporary English ; Collins Cobuild Advanced Learner's English Dictionary.

Ф 0 H

01 S) 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

n s

H

ф

H M

о

M M

Ы

z

le p

3

M

3

Ы <0

3) Today this is a hill near San Juanito Escobedo — locally known as Las Cuevas — but in ... this hill was actually an island in the middle of now-drained Lake Magdalena.

4) Their concert was so amazing, I ... when they played their first song!

5) In the context of what it means to be an American today, we must examine the values that we . from the pioneers and frontiersmen, and how they relate to the future of our nation in the world.

6) The images have been described as ... , showing details such as the tracks made by the Apollo rovers and other artifacts and paraphernalia left on the moon.

7) He looked very ... in his ceremonial uniform.

8) This fascinating village is surrounded by magnificent mountain . .

9) It is quite easy to decorate your house without spending a . .

10) The proximity and ...of the river kept these neighborhoods a fashionable address long after the original families departed.

Первое из предложенных заданий помогает сформулировать установку на первичное прослушивание аудиотекста. Отвечая на вопросы и обсуждая полученную информацию, студенты не только предвосхищают контекст будущего видеоролика, но и выражают свое мнение, что делает задание личностно значимым и, без сомнения, повышает интерес и мотивацию учащихся. Второе упражнение призвано снять возможные лексические сложности, так как обучающимся предлагаются слова и выражения, которые прозвучат в тексте. Далее те же самые слова необходимо использовать в другом, отличном от содержания видеоролика контексте, что способствует первичному закреплению взятой лексики.

На втором этапе работы с заданием студенты просматривают видео самостоятельно и после просмотра выполняют квиз. Послетекстовый этап предполагает дальнейшее использование содержания ролика для развития навыков устной речи. Поэтому студенты, вернувшись в онлайн-класс, сначала отвечают на ряд дополнительных, проверяющих детальное понимание текста вопросов.

Activity I: Answering the Questions

1. Why did George Vanderbilt decide to build the estate in western North Carolina and where did he get money for it?

2. How many stories are there in the house? What rooms are found there?

3. What makes the outside of the house? Who designed it?

4. How can you get to the Biltmore?

5. Why are American presidents T. Roosevelt and W. McKinley mentioned in the video? What do you know about them?

Далее студентам предлагается кратко изложить содержание текста с опорой на план.

Activity II: Summarizing

Summarize the information you got about America's largest home considering the following issues:

1) the history of the house;

2) its inside and outside;

3) visiting the Biltmore Estate.

Следующие упражнения, на наш взгляд,

способствуют организации дискуссии и развивают у студентов навыки критического мышления [9] и проектной работы [10]. Некоторые из них подразумевают дополнительную подготовку студентов, поэтому могут быть использованы в качестве домашнего задания.

Activity III: Discussing the Issues

1. How else can you explore the Biltmore Estate besides house tours?

2. What events are going to be held at Bilt-more in the near future? Which of them would you like to visit and why?

3. What is known about the Vanderbilts, one of the most prominent American families?

4. Study the following infographic about the richest families in America and comment upon it: https://www.visualcapitalist.com/visual-ized-the-richest-families-in-america.

Activity IV: Expressing Opinion

Agree or disagree with the following quotes. Give your reasons:

1) «It's not the size of your house that makes a home, it's the size of your heart!» (Jane Lee Logan)

2) «The strength of a nation derives from the integrity of the home». (Confucius)

3) «There are people who have money and people who are rich». (Coco Chanel)

4) «The American dream of rags to riches is a dream for a reason — it is hard to achieve; were everyone to do it, it wouldn't be a dream but would rather be reality». (Robert Fulton)

5) «Money can't buy happiness, but it will certainly get you a better class of memories». (Ronald Reagan)

Activity V: Analyzing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Study the following charts with some tourism statistics in USA and Russia. Compare and contrast the data. Find some other travel-related data to develop your analysis and present it in the classroom.

TOP U.S. TOURISM STATISTICS*

Ф

о

H

01

S)

5<

*

it л г

n *

о

о

о

g

S)

о

H

ее ф

X

X о

X

ф ^

о s

H

ф

H p

M

о

M M

ы z

ie p

4

Ы

M 4

Ы <0

US Citizen domestic tourism: Americans take 2.29 Billion domestic trips each year.

US Citizen outbound tourism: Americans take 93.0 Million international outbound trips each year.

$1,089 Billion: Yearly American tourism expenditure ($932.7b domestic / $156.3b international).

Expenditure sources: $267.7 B on food services, $232.2 B on lodging, $200.4 B on public transport, $166.5 B on

auto transportation, $112.6 B on recreation, $109.6 B on retail.

15.7 Million American jobs were supported by travel in 2018.

By 2028, yearly U.S. tourism is estimated to hit the $2.4 trillion mark.

Top 5 inbound countries: Mexico (19.1 m), Canada (12.3 m), UK (4.9 m), Japan (3.4 m), China (2.9 m).

Top 5 outbound by continent: Europe (17.7 m), Caribbean (8.7 m), Asia (6.2 m), South America (2.1 m), Central

America (3.2 m)

Top US cities visited: New York (9.8 m), Miami (5.38 m), LA (4.98 m), Orlando (4.47 m), San Francisco (3.57 m), Vegas (3.33 m).

Business vs. leisure: U.S. travelers took 466.2 million domestic trips for business (26.2 %), and 1,779.7 million for leisure (73.8 %)_

Туристические итоги 2021 г.**

Туропсоатоео«

Итоги 2021 г.

ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ'

Направление 2021 (прогноз) 2019 год Динамика

ТУРЦИЯ ■4 650000 6 991 528 •33»

ЕГИПЕТ 6SOOOO 150 000 +353?!

ОАЭ 600000 997 000 •39«

КИПР 510000 901 000 •4395

МАЛЬДИВЫ 225 000 83 369 ♦169»

ГРЕЦИЯ 200000 778 000 -74»

КУБА 175 000 178 000 •295

ХОРВАТИЯ 145 000 15-4 000 -6»

ДОМИНИКАНА 132 000 209 000 -37»

СЕРБИЯ 100000 107000 -795

БОЛГАРИЯ 85 000 397 000 -78»

ВЕНГРИЯ 70000 203 000 -65»

МЕКСИКА 63 000 74 000 -1595

С ЕИ ШЕЛ Ы 31 000 12 500 +145?!

ТАИЛАНД 20000 1 470000 -99»

ШРИ-ЛАНКА 10000 86 549 -88»

итого: 7 696 ООО 12 791 946 -40%

"Прогноз.Агрегарованныеданные Министерств потуризмуперечнсленных стран, статистики Погранслужбы ФСБ РФ, туроператоров

Итоги 2021 г. Динамика прироста организованного турпотока в 2021 г. относительно 2020 г

* ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ*

ТС1П-10 востребованных регионов в сегменте организованного туризма

1. Краснодарский край

2. Республика Крым

3. Санкт-Петербург

4. Владимирская область О ПО/

5. Ставропольский край + 3\J/0

6. Ярославская область kJ / U

7. Тюменская область

8. Республика Карелия

9. Республика Татарстан

10. Тверская область

* U.S. Tourism & Travel Statistics 2020-2021 : сайт. URL: https://www.condorferries.co.uk/us-tourism-travel-statistics.

** В АТОР подвели туристические итоги 2021 года // ATOrus. URL: https://www.atorus.ru/news/-press-centre/ new/58171.html.

Activity VI: Project Work: «My Southern Adventure!»

Study the list of some other famous landmarks and events in Southern United States. Choose the one you like most of all, collect the information about it, and present it to the class using infographics7.

1) Fort Sumter, Charleston (SC)

2) The Kentucky Derby, Louisville (KY)

3) Mammoth Cave National Park (KY)

4) The Mississippi Blues Trail

5) Elvis Presley's Graceland, Memphis (TN)

6) The French Quarter, New Orleans (LA)

7) Whitney Plantation, New Orleans (LA)

8) Forsyth Park, Savannah (GA)

9) The Walmart Museum, Bentonville (AR)

10) Spiro Mounds Archaeological Center, Spiro (OK)

Заключение

С одной стороны, на сегодняшний день существует большое количество различных интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранным язы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Free infographic maker // Canva.com. URL: https:// www.canva.com/create/infographics ; URL: https://www. visme.co/ru/sozdat-infografika ; URL: https://piktochart. com/formats/infographics.

кам. Но, с другой стороны, довольно трудно выбрать из этого многообразия те ресурсы, которые можно с успехом применять в процессе обучения студентов и школьников иноязычному аудированию и говорению, в особенности если обучение проходит в дистанционном режиме. Как показывает практика, ESL Video и TubeQuizard являются подобными интернет-сервисами, так как содержат видеоматериалы различной тематики и способствуют реализации индивидуального подхода к обучению. Они имеют готовые квизы, помогающие тренировке лексики и грамматики на слух, и предоставляют преподавателю возможность создавать собственные проверочные задания. Предложенные авторами упражнения основаны на аутентичном материале, доказали свою эффективность и служат примерами заданий, которые можно применять как в дистанционном, так и в очном формате обучения. Кроме навыков устной речи, данные варианты заданий призваны развивать у студентов навыки критического мышления, проектной деятельности. Также эти упражнения направлены на развитие у студентов логического мышления, а именно умения анализировать, выделять главное, сравнивать и обобщать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. — Москва, 2007. — С. 156-163.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. — Москва : Академия, 2013. — 336 с. — EDN YZRSCL.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 48 с.

4. Попова Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов заочного отделения языкового вуза / Т.П. Попова. — Нижний Новгород : Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2013. — 186 с.

5. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. — Воронеж : Истоки, 1996. — 238 с.

6. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / В.В. Сафонова. — Москва, 1992. — 50 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. — 3-е изд. — Москва : Просвещение, 2005. — 239 с.

8. Павлюкевич Л.В. Особенности применения TubeQuizard как средства обучения на уроке иностранного языка / Л.В. Павлюкевич, Т.А. Осокина. — EDN QBFJKL // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. — 2019. — № 15. — С. 145-149.

9. Киселева Ю.В. К проблеме формирования критического мышления студента вуза / Ю.В. Киселева. — EDN PJZOHJ // Credo New. — 2012. — № 1. — URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo-new-2012-1/13145-k-probleme-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta-vuza.html.

10. Багрова А.Я. Проектный метод в обучении иностранным языкам / А.Я. Багрова. — EDN UBDUWX // Вестник Московского института лингвистики. — 2015. — № 1. — С. 12-17.

REFERENCES

1. Bim I.L. Competence Approach to Education and Teaching Foreign Languages. In Khutorskoy A.V. (ed.). Competences in Education: Design Experience. Moscow, 2007, pp. 156-163. (In Russian).

2. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of Teaching Foreign Languages: Linguodidactics and Methodology. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 336 p. EDN: YZRSCL.

3. Zimnyaya I.A. Key Competencies as Effectively Target Basis of Competency Approach in Education. Moscow, Research Center for Problems of Quality in Specialists' Training Publ., 2004. 48 p.

4. Popova T.P. Formation of Foreign Language Communicative Competence among Students of the Correspondence Department of a Language University. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ., 2013. 186 p.

5. Safonova V.V. The Study of Languages of International Communication in the Context of Dialogue of Cultures and Civilizations. Voronezh, Istoki Publ., 1996. 238 p.

6. Safonova V.V. Sociocultural Approach to Teaching a Foreign Language as a Specialty. Doct. Diss. Thesis. Moscow, 1992. 50 p.

7. Solovova E.N. Training Methodology of Foreign Languages. 3rd ed. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 239 p.

8. Pavlyukevich L.V., Osokina T.A. Pecularities of Using TubeQuizard as a Teaching Tool at a Foreign Language Lesson. Problemy romano-germanskoi filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov = Problems of Romano-Germanic Philology, Pedagogy and Methods of Teaching Foreign Languages, 2019, no. 15, pp. 145-149. (In Russian). EDN: QBFJKL.

9. Kiseleva Yu.V. About the Problem of Critical Thinking Formation of Students in Higher Educational Establishment. Credo New, 2012, no. 1. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/cre-do-new-2012-1/13145-k-probleme-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta-vuza.html. (In Russian). EDN: PJZOHJ.

10. Bagrova A.Ya. The Method of Projects in Training in Foreign Languages. Vestnik Moskovskogo instituta lingvistiki = Vestnik of the Moscow Institute of Linguistics, 2015, no. 1, pp. 12-17. (In Russian). EDN: UBDUWX.

Информация об авторах

Липко Юлия Георгиевна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Байкальская международная бизнес-школа, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: jossjude@yandex.ru.

Антипьева Ирина Александровна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: shastinairina1982@gmail.com.

Authors

Yulia G. Lipko — Ph.D. in Philology, Associate Professor, Department of Humanities and Foreign Languages, Baikal International Business School, Irkutsk State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: jossjude@yandex.ru.

Irina A. Antipieva — Ph.D. in Philology, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Linguistics, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: shastinairina1982@gmail.com.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Липко Ю.Г. Совершенствование речевой компетенции на уроках английского языка в рамках дистанционного обучения / Ю.Г. Липко, И.А. Антипьева. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).432-439. — EDN LIDUNP // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 432-439.

For Citation

Lipko Yu.G., Antipieva I.A. The Development of Discourse Competence in English Classes Through Distance Learning. Izvestiya Baikal'skogo gosu-darstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 432-439. (In Russian). EDN: LIDUNP. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).432-439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.