Научная статья на тему 'Совершенствование речевой компетентности ИВС посредством чтения и работы с текстом по специальности'

Совершенствование речевой компетентности ИВС посредством чтения и работы с текстом по специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧТЕНИЕ / НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / ТЕКСТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова О.А.

В данной статье подробно рассматривается чтение как вид речевой деятельности, направленный на восприятие и переработку информации письменного текста. Особое внимание уделяется методике обучения чтению текстов по военно-специальным дисциплинам. Теоретический материал подтверждается примерами из практики преподавания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование речевой компетентности ИВС посредством чтения и работы с текстом по специальности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 811.161.1

О.А. Кондрашова

Преподаватель РВВДКУ

г. Рязань, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИВС ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ

И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной статье подробно рассматривается чтение как вид речевой деятельности, направленный на восприятие и переработку информации письменного текста. Особое внимание уделяется методике обучения чтению текстов по военно-специальным дисциплинам. Теоретический материал подтверждается примерами из практики преподавания

Ключевые слова

Речевая компетентность, чтение, научный текст, текст по специальности, методика обучения

чтению на продвинутом этапе.

Аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод - основные виды иноязычной речевой деятельности.

Иностранные военнослужащие, прибывающие на обучение, стажировку, повышение квалификации в военные вузы Российской Федерации, проходят обучение на русском языке (иногда на языке-посреднике или прибегают к услугам переводчика), следовательно, профессиональные знания они в большей степи получают из текстов по специальности, предъявляемых в письменной и устной форме. Данное обстоятельство указывает на значимость обучения чтению текстов по специальности.

Письменный текст, предъявляемый обучающемуся-иностранцу для чтения, должен быть логичным и композиционно четким, что облегчает понимание [2]. В процессе чтения обучающийся может выбрать приемлемый для него темп чтения, может вернуться к непонятным или трудным местам в тексте. Также, термины, профессионализмы, новые лексические единицы, речевые клише легче и эффективнее запоминаются посредством визуального восприятия (зрительной памяти).

К трудностям чтения научного текста или текста по специальности относятся большой объем языкового материала и его специфика. Так, читающим иностранный научный текст необходимо понимание специфической для конкретной научной области лексики, грамматических форм слов, клишированных фраз для выражения процессов, свойств, форм и функций предметов, знание моделей определения научных понятий, образования общенаучных и специальных терминов и многих других языковых явлений, важных для понимания читаемого [1, с. 117].

Понимание предложений текста происходит за счет того, что читающий узнает и осмысливает их структуру и содержание, что возможно лишь тогда, когда в долговременной памяти хранится зрительный и звуковой образ слова, а также если с предложениями подобной структуры обучающийся встречался ранее на занятиях по русскому языку и строил такие конструкции самостоятельно под руководством преподавателя. Таким образом, обучение чтению должно быть связано с другими видами речевой деятельности: аудированием, говорением и письмом. На начальном этапе эта связь прослеживается в механизме запоминания слов: услышать - прочитать - проговорить - написать [4, с. 678].

В методике преподавания РКИ по наличию или отсутствию языковых трудностей различают подготовленное чтение, предполагающее снятие языковых трудностей, и неподготовленное чтение, не предусматривающее предварительной работы с текстом. Чтобы подготовить чтение научного текста, необходимо снять лексические, морфологические и синтаксические трудности, встречающиеся в нем, например, чтобы подготовить чтение текста «Сообщения, сигналы, помехи», необходимо выполнить предтекстовые задания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

Задание 1. Разберите по составу слова, подберите однокоренные.

Модуляция, передача, последовательность, используются, определяется, непрерывное, многоканальный, обеспечивающих, заранее.

Задание2. Определите род и склонение существительных. Образуйте мн.ч., где это возможно.

Информация, сообщение, сигнал, канал, связь, помеха, искажение, диапазон, частота, волна, интервал.

Задание 3. Образуйте существительные от глаголов. Выделите суффиксы, составьте словосочетания.

Фиксировать, хранить, принимать, передавать, изменять, преображать, трансформировать, усиливать.

Задание 4. Определите глаголы, от которых образованы причастия . Составьте предложения со словами.

Позволяющие, содержащих, передаваемое, принимающую, устроена, заданном.

Задание 5. Подберите дополнения с предлогами к глаголам. идти вдоль чего? — идти вдоль берега двигаться от чего? приближаться к чему? лететь над чем? заходить во что? выйти из чего? прятаться за чем?

Задание 6. Составьте словосочетания со словами.

недалеко от узел связи

около разведывательный отряд

рядом с минное поле

справа от засада

слева от проволочное заграждение

вблизи от санитарный автомобиль

далеко за пункт боевого питания

Задание 7. Образуйте существительные от глаголов. Выделите словообразовательные элементы. Составьте словосочетания с получившимися словами.

Маскировать, перемещать, размещать, изучать, располагать, использовать.

Все вышесказанное указывает на то, что подготовленное чтение научного текста требует большой предварительной работы, связанной со спецификой научной темы и типом текста.

Важной характеристикой чтения является быстрота, которая влияет на автоматизм обработки воспринимаемого материала. Показатели хорошего чтения - высокая скорость чтения вслух и про себя, умение читать с разной скоростью в зависимости от ситуации.

В зависимости от того, где, когда и для чего будет использоваться извлеченная из прочитанного текста информация, чтение подразделяется на просмотровое, ознакомительное и изучающее.

При просмотровом чтении получают самое общее представление о содержании текста. Просмотровое чтение используется при знакомстве с оглавлением книг, а в работе с текстами по специальным предметам для ознакомления с оглавлением учебника, учебного пособия, справочника, энциклопедии и т. д.). Также данный вид чтения требуется, чтобы понять, о чем тот или иной научный текст: достаточно прочитать заголовки и отдельные абзацы. Чтобы научиться просмотровому чтению, надо уметь находить нужную информацию в тексте, понимать общее содержание и быстро читать. Тексты для обучения просмотровому чтению следует подбирать так, чтобы обучающиеся могли читать их с большой скоростью (чему способствует использование в тексте синтаксически неперегруженных конструкций) и понимать прочитанное без словаря. Начинать работу с таким текстом необходимо с семантизации лексических единиц и их усвоения иностранными военнослужащими. Затем следует потренироваться в скорости чтения (уместна работа со скороговорками или стихотворным текстом), при этом не следует забывать о правильном интонировании синтаксических конструкций. Завершать работу необходимо заданиями на поиск слов, несущих в предложении смысловую нагрузку. Например, при работе с текстом «Порядок действий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

военнослужащего при приведении подразделения в боевую готовность» используем задания следующего типа.

Задание. Согласитесь или возразите.

1 С получением сигнала «Боевая тревога» дежурный по роте звонит командиру роты и докладывает ситуацию.

2 Силами наряда дежурный организует охрану расположения.

3 Заместители командиров взводов организуют убытие команд в бомбоубежище.

4 Машины в боевую готовность приводят водители по прибытии в парк.

5 В районе сосредоточения управление подразделениями осуществляется при помощи проводных или неподвижных средств связи.

6 Оборудование района завершается параллельно с подготовкой подразделений к выполнению боевой задачи.

Ознакомительное чтение предназначено для знакомства с информацией текста в общем виде; при таком чтении ведется поиск нужной информации без установки на ее воспроизведение или запоминание. Такой вид чтения используется, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, стиль текста, выделить основные его части. Методика работы над текстом для обучения ознакомительному чтению такова: новые незнакомые слова объясняются перед прочтением текста; затем текст читается целиком в быстром темпе, обучающиеся должны понять около 75 % прочитанного без обращения к словарю.

Эффективными являются задания, помогающие извлекать информацию, опускать в ответах несущественное:

Задание. Выделите в предложениях избыточную информацию. Передайте содержание предложений, исключив избыточную информацию.

1. Автор отмечает, что конструкторы оружия четвертого поколения сумели решить очень сложную, пожалуй, даже самую сложную задачу - ликвидировать отдачу, ведь именно такой недостаток, как отдача является главной помехой в точной стрельбе. 2. В статье подчеркивается, что силы самообороны Израиля принимают на свое вооружение автомат «тавор» калибра 5,56 мм, отвергая при этом не только М-16, но и пистолет-пулемет «узи». 3. В армии США уже довольно широко распространено мнение об отказе от дальнейшего использования винтовки М-16, а в некоторых других странах этот процесс уже начался.

Задания могут строиться и таким образом: Найдите в тексте ответы на вопросы; найдите в тексте места, опровергающие следующие положения, разделите текст на части и озаглавьте их (составьте назывной, вопросный, тезисный план текста) и т. п.

Работая с текстом «Порядок действий военнослужащего при приведении подразделения в боевую готовность»», целесообразно выполнить следующие задания.

Задание 1. Найдите в тексте ответы на вопросы.

1 После чего дежурный по роте действует по «Инструкции дежурному по роте»?

2 Что делает дежурный по роте по прибытии личного состава в расположение?

3 Кто организует получение оружия, выводит личный состав в места в места для построения и т.д. с поднятием роты по тревоге?

4 Что грузят на автотранспорт?

5 Чем занимаются подразделения после подготовки личного состава, вооружения и техники?

6 Как осуществляется управление подразделениями при выходе в район сосредоточения и в районе сосредоточения?

7 Как располагаются подразделения в районе сосредоточения?

8 Когда личному составу выдают на руки боеприпасы, шлемы, индивидуальные средства защиты?

Задание 2. Разделите текст на части и составьте тезисный план текста.

Изучающее чтение предполагает полное и точное освоение содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение. Такой вид чтения применяется для последующего пересказа текста, обсуждения информации текста. Обучающиеся-иностранцы должны полностью понять содержание текста, поэтому читать текст для изучающего чтения необходимо медленно, с полным проговариванием текста вслух или про себя. В процессе изучающего чтения неизбежны частые остановки для обдумывания прочитанного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

предложения, абзаца, фрагмента текста, для выяснения или уточнения значения незнакомых, непонятных слов, а также целесообразно возвращение к трудным, неясным местам в тексте.

При изучающем чтении текста по специальности преподаватель должен научить приемам осмысления и анализа текста, способствующим более глубокому его осознанию курсантами и офицерами-иностранцами. Важным средством углубления понимания текста для изучающего чтения является прием постановки вопросов по нему самими обучающимися. При выполнении такого типа заданий преследуются цели проблемного обучения: текст становится источником проблем, которые курсант или офицер-иностранец должен разрешить. Иностранных военнослужащих следует учить постановке вопросов по научному тексту. Так, при чтении текста «Средства индивидуальной защиты» курсанты будут составлять такие вопросы: 1. О каких средствах индивидуальной защиты говорится в тексте? 2.Что входит в комплект противогаза? 3. Для чего предназначена лицевая часть, противогазная коробка, противогазная сумка и т.д. 4. От чего защищает и не защищает респиратор? 5. Что входит в состав ОЗК? 6. К чему может привести длительное ношение ОЗК? Почему?

При помощи данного вида заданий можно сформировать или совершенствовать навыки изменения (трансформации) текста при дальнейшем его пересказ; навыки сравнения содержания прочитанного текста с уже имеющимися знаниями по данной теме; навыки выявления причинно-следственных связей между явлениями; навыки рассуждения на заданную тему и способность делать самостоятельные выводы с опорой на усвоенную информацию из научного текста.

Установки преподавателя на прочтение могут предъявляться в различных формах, например: прочитайте текст об основных средствах индивидуальной защиты; перескажите текст так, чтобы ваши товарищи поняли, какие существуют виды СИЗ, особенности их устройства и эксплуатации.

Таким образом, цель чтения текстов по специальности - помощь иностранным обучающимся в адаптации к восприятию текстов по военно-специальным дисциплинам, подготовка курсантов и офицеров к пониманию научного текста, совершенствование их речевой, коммуникативной, профессиональной компетентности.

Список использованной литературы:

1. Вишнякова С. А. Методика работы над структурно-смысловым членением текста с иностранными студентами // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. - 1999. - № 2.

2. Мусатова Г.А. Чтение текстов по специальности на занятиях по РКИ Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 40. URL: http: // cyberleninka.ru/article/ n/chtenie-tekstov-po-spetsialnosti-na-zanyatiyah-po-rki (дата обращения: 01.01.2017).

3. Смолякова Н. С. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках совместной образовательной программы «2+2» // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 197-200.

4. Щукин А.Н. Обучение общению на русском языке как иностранном. Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. - М.: Русский язык. Курсы. 2012. - 784 с.

© Кондрашова О.А., 2017

УДК 807

Ланская О.В.

К.ф.н., МБОУ СОШ № 14 г. Липецк, Российская Федерация

И.А.БУНИН И Л.Н.ТОЛСТОЙ Аннотация

В статье на материале глав романа Л.Н. Толстого «Война и мир», рассказа И.А. Бунина «Антоновские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.