Научная статья на тему 'Совершенствование речеголосовых возможностей педагога как непрерывное образование культуры личности'

Совершенствование речеголосовых возможностей педагога как непрерывное образование культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование речеголосовых возможностей педагога как непрерывное образование культуры личности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

РЕЧЕГОЛОСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГА КАК НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Н. В. Поповицкая

Человек в системе образования - это перманентное состояние человека XXI в., поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни - важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. В современных социально-экономических условиях значительно расширился круг специалистов, для которых культура речевой деятельности профессионально необходима. Речь учителя является основным средством воздействия на обучаемого, поэтому она должна быть образцовой и безукоризненной. Сочетание звучного, сильного голоса, чёткой, ясной дикции, логически построенной, богато интонированной речи является важнейшей составляющей профессиональной компетенции. Умение учителя грамотно использовать свои речеголосовые возможности снижает риск возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата, а знание основ работы по постановке голоса, дыхания, дикции и развитию выразительной речи необходимо для проведения работы с различными категориями детей и взрослых. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая, синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства речевой коммуникации.

Исследованию речевой коммуникации посвящено множество работ в отечественной и зарубежной психологии, социальной психологии, психолингвистике, социолингвистике, педагогике и ряде других наук. Общение в них рассматривается как средство и условие формирования, развития и социализации личности, как фактора проявления внешних, значимых для личности отношений с другими людьми, как речевое воздействие. Характер взаимодействия и взаимопонимания людей, результаты, к которым они приходят в совместной деятельности, существенно определяются тем, насколько качественно человек отражает, идентифицирует и интерпретирует облик, поведение, эмоции другого человека [1]. Для того чтобы овладеть технологией речевого воздействия, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация. Кроме того, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений (мимики, жестов, позы). Здесь недостаточно филологической подготовки, надо знать театральную педагогику, необходимо разобраться в психологических закономерностях общения. Умение ориентироваться в интонационном многообразии человеческой речи необычайно ценно для учителя, поскольку львиная доля его труда связана с воздействием словом. Слово, адресованное к сознанию ученика, влияет на его деятельность, на его поведение.

252

Голос в большей мере, чем речь, имеет значение для преподавателя как инструмент в его профессиональной деятельности. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков. Умение владеть голосом - важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности речевой коммуникации. Необходимыми качествами голоса являются: красивый тембр, сила, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относятся: неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание. Театральные педагоги считают, что хороший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр, сделать своим помощником в профессиональной деятельности [2].

Большое значение имеет охрана голосового аппарата. В связи с этим наиболее актуальными являются вопросы сохранения голосового здоровья при помощи специальных мероприятий, упражнений. Повышенная голосовая нагрузка - вредный производственный фактор. Научными исследованиями доказано, что правильное использование техники голосообразования является мощным средством профилактики нарушений голосовой функции людей. И даже если эти навыки привиты в большей или в меньшей степени, это уже оказывает положительное действие [2].

Автором создан курс «Совершенствование речевой культуры педагога» для студентов педагогических вузов и преподавателей, который направлен на совершенствование коммуникативных навыков и умений правильной дикции, орфоэпической культуре речи, интонировании, расстановки словесного и логического ударения, что дает возможность повысить культуру педагогического общения. Задачами курса являются: 1) совершенствование правильного произнесения звуков и звукосочетаний, на основе овладение правильным дыханием, снятием мышечного зажима для активизации речевых навыков; 2) овладение нормами орфоэпии для умения создания правильного ритмически мелодического рисунка речевого высказывания; 3) развитие умений владения культурой слухового восприятия, речевого фонематического слуха в условиях устного взаимодействия [6].

Список литературы

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

2. Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П. Устная речь в деловом общении. - М.:

Дрофа, 2009.

3. Рудин Л. Б. Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009.

4. Поповицкая Н. В. Коммуникативная культура: основы, методика, условия. - М.: АПК и

ППРО, 2011.

5. Поповицкая Н. В. Познавательно-речевая активность младших школьников. - М.: АПК и

ППРО, 2012.

6. Поповицкая Н. В. Совершенствование речевой культуры преподавателя. Программа

повышение квалификации. - М.: АПК и ППРО, 2011.

7. Поповицкая Н. В. Современные требования к педагогу в межличностном восприятии //

Перспективы науки и образования, 2013.

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.