Научная статья на тему 'Совершенствование разграничения полномочий и предметов ведения в сфере природопользования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации'

Совершенствование разграничения полномочий и предметов ведения в сфере природопользования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / FEDERALISM / MATTERS OF AUTHORITY / POWERS / COMPETENCE / STATE REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яицкий Сергей Владимирович

В статье освещается вопрос совершенствования разграничения полномочий и предметов ведения в сфере природопользования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Рассмотрены различные определения понятия «природопользование» и дано авторское определение. Затронут вопрос закрепления принципов разграничения предметов ведения и полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving division of powers and matters of authority in the sphere of environmental management between the Russian Federation and the constituent units of the Russian Federation

Th e article examines the issue of improving division of powers and matters of authority in the sphere of environmental management between the Russian Federation and the constituent units of the Russian Federation. Th e author analyses diff erent defi nitions of the concept «environmental management» and gives his own defi nition. Th e author touches upon the issue of providing a framework for the principles of division of powers and matters of authority.

Текст научной работы на тему «Совершенствование разграничения полномочий и предметов ведения в сфере природопользования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации»

2012 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 14 Вып. 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

С. В. Яицкий*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия — федеративное государство, в состав которого входят регионы, имеющие статус равноправных субъектов Российской Федерации. Сложная система взаимоотношений федерального центра и региональных властей, между органами государственной власти субъектов Федерации, между региональными и местными властями делает чрезвычайно трудным процесс государственного управления в сфере природопользования. Ситуация значительно усложняется из-за недостаточно четкого и эффективного разграничения полномочий и предметов ведения в этой сфере.

Формировавшаяся на уровне Российской Федерации государственная политика в целом не всегда исходила из реалий, заданных российским федерализмом, в результате чего оказывалась зачастую недостаточно эффективной. Представляется, что ключевыми и наиболее актуальными вопросами, подлежащими решению в свете сложившейся ситуации в сфере регулирования природопользования, безусловно, выступают проблемы адекватного разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Федерации. Это связано, прежде всего, с непосредственной зависимостью эффективности природопользования от эффективной организации системы государственной власти в этой сфере, основанной на сбалансированном использовании элементов централизованного и децентрализованного управления соответствующими процессами.

Принимая во внимание тот факт, что в последние годы в Российской Федерации получил развитие новый этап модернизации федерализма, связанный с усилением структур федеральной власти путем перераспределения предметов ведения и полномочий в пользу Федерации, необходимо обратить внимание на эффективность выстраиваемой системы применительно к сфере природопользования и выявить меры по повышению эффективности ее функционирования.

* Сергей Владимирович Яицкий. © С. В. Яицкий, 2012 E-mail: [email protected]

3

В целом проблема определения компетенции федерации и ее субъектов является одной из основных в федеративном государстве, и то, как решается в федеративном государстве проблема разграничения предметов ведения и полномочий, определяет, каким будет реальное содержание институтов власти различных уровней.

Вместе с тем понятия «предмет ведения», «компетенция» и «полномочия» не являются тождественными и их смешение может привести к негативным последствиям, в частности, к нарушению конституционных предписаний.1

Общеизвестно, что устойчивый и актуальный понятийный аппарат, соответствующий современным реалиям, — важнейшее условие эффективного разграничения предметов ведения и полномочий, определения компетенции в сфере природопользования. Именно поэтому существенным упущением в законодательстве видится отсутствие четко закрепленного определения понятия «природопользование». Необходимо отметить, что и в юридической литературе отсутствует четкое определение. В связи с этим одной из основных задач на пути повышения эффективности регулирования природопользования видится закрепление определения указанного понятия.

Приведем несколько различных его вариантов для выделения основных черт и ключевых характеристик. Согласно одному из них природопользование — это сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.2 Также существует определение, согласно которому природопользование выступает в качестве совокупности воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемой в комплексе (в отличие от отраслевых понятий — «водопользование», «землепользование», «лесопользование» и др.).3

В законе «Об охране окружающей среды»4 под использованием природных ресурсов понимаются эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Заслуженный интерес вызывает мнение,5 согласно которому при определении понятия «природопользование» необходимо руководствоваться ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,6 в которой определены понятия «природная среда», «компоненты природной среды», «природные объекты», «природные ресурсы», «использование природных ресурсов» и т. д. Исходя из смысла этой статьи, природопользование — это пользование землей, недрами, почвами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным, животным миром и иными организмами, а также озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существовании жизни на Земле, а также естественными экологическими системами, природными ландшафтами и составляющими их элементами, сохранившими свои природные свойства или

1 Миронов В. П. Конституционно-правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий в условиях российского федерализма: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 21.

2 Большой энциклопедический словарь. М., 2008.

3 Большая советская энциклопедия. М., 1970.

4 Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. С. 133.

5 Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования // http://www.garant.ru/ action/conference/10118/ (2011. 29 апр.).

6 Там же.

4

измененными в результате хозяйственной и иной деятельности, созданными человеком, обладающими свойствами природного объекта и имеющими рекреационное и защитное значение.

Очевидно, что природопользование включает в себя в первую очередь деятельность по использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества, сопровождаемую воздействием на окружающую среду. В данном случае природопользование включает недропользование, водопользование, землепользование и другие виды использования природных ресурсов.

С целью формулирования наиболее содержательного и емкого определения и последующего его закрепления в законодательстве, что помимо прочего повысит эффективность реализации законодательно установленных норм, предлагается под природопользованием понимать общественно-производственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества, в ходе которой осуществляется пользование природными ресурсами, сопровождаемое негативным воздействием на окружающую среду.

За более чем десятилетний срок действия российской Конституции произошло существенное осмысление конституционно-правового механизма разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ и наработан достаточный опыт по его применению.

Говоря о содержательном потенциале Конституции, которая закрепляет основные положения разграничения предметов ведения и полномочий в сфере природопользования, следует отметить, что она фиксирует лишь общую схему юридической конструкции Федерации, оставляя определенную свободу для «периферийных» изменений данной конструкции. Такие присущие юридической конструкции российского федерализма возможности предполагают законодательную и договорную конкретизацию отдельных предметов ведения, дальнейшее разграничение предметов совместного ведения между Федерацией и субъектами, разграничение полномочий между уровнями власти, передачу отдельных полномочий между уровнями. Это в полной мере относится и к полномочиям, связанным с регулированием отношений природопользования.

В ходе реформы российского федерализма посредством реализации потенциала конкретизации положений Конституции произошло смещение полномочий в сфере природопользования от субъектов к Федерации. В связи с этим возникает вопрос: концентрируя в своих руках крайне большое количество полномочий, сможет ли Федерация эффективно их реализовывать с учетом интересов субъектов? Кроме того, группа совместных полномочий в сфере природопользования, которые лучше осуществлять не из «центра», а в регионах, оправданно требует деконцентрации правового регулирования с учетом региональной специфики.

Относительно совместной компетенции в формуле, когда по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные акты субъектов РФ, не совсем понятно, как далеко может заходить федеральный законодатель в рамках совместного ведения. Что остается региональному законодателю? Идея принятия основ федерального законодательства по предметам совместного ведения, где Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты их детализируют, к сожалению, не воспринята Центром7.

7 Саликов М. С. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Российское право: образование, практика, наука. 2005. № 1. С. 24-25.

5

В такой ситуации, исходя из эволюционного пути осуществления изменений, оптимальным решением может быть издание нового закона, возможно, имеющего статус конституционного, в котором будут установлены общие принципы разграничения полномочий и предметов ведения между субъектами и Федерацией в сфере природопользования. Показательно, что с течением времени в теории и практике конституционного права все больше осознается необходимость разработки системы принципов разграничения компетенции по предметам совместного ведения, обеспечивающих оптимальный баланс между федеральной и региональными властями, конституционную самостоятельность регионов и единство Российского государства.8 Существенной предпосылкой к изданию подобного акта служит разработка Экологического кодекса, регулирующего отношения, связанные с охраной окружающей среды — важнейшей частью отношений природопользования в целом.

Таким образом, отпадет необходимость издания отраслевых актов, устанавливающих основы регулирования отношений по использованию различных природных ресурсов. Это поможет избежать несогласованности издаваемых правовых актов, управленческих решений, регулярного изменения состава и объема полномочий субъектов и Федерации.

Актуальность издания нового закона и закрепления в нем общих принципов обусловлена еще и тем, что конкретное разграничение полномочий и предметов ведения является постоянным процессом, идущим вместе с динамикой развития внутригосударственных отношений в целом.9 В новом законе могут быть обозначены общие начала и принципы разграничения предметов ведения и полномочий.

В качестве примера принципов, которые могут быть закреплены в законе, можно привести девять принципов, выделенных Е. Ф. Гладун:

— принцип субсидиарности;

— принцип установления общенациональных стандартов;

— принцип верховенства федеральной конституции;

— принцип законности;

— принцип равенства субъектов Федерации;

— принцип благоприятного правового режима;

— принцип «завладения»;

— принцип сотрудничества;

— принцип трехуровневого разграничения компетенции.10

Исследователь считает, что Конституция Российской Федерации закрепляет не все принципы разграничения компетенции, вследствие чего объем властных полномочий, в частности в сфере недропользования, распределяется недостаточно рационально.

8 Чурсина Е. В. О правовом регулировании принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения // Юридические науки. М., 2005. № 4. С. 71-81.

9 Стратегии разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Русский Архипелаг // http://www.archipelag.ru/agenda/ povestka/dokladi/strateg/ (2011. 12 мая).

10 Гладун Е. Ф. Разграничение компетенции в области недропользования в федеративном государстве: Конституционно-правовое исследование на материалах России, США и Канады: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. С. 11.

6

Новый закон может повысить эффективность распределения полномочий в сфере природопользования в целом.

Заслуживает внимания и мнение Е. Ф. Гладун о необходимости формирования единообразных правовых основ регулирования отношений недропользования на территории Российской Федерации, что способствовало бы более эффективному разграничению компетенции между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.11 Именно такие единообразные правовые основы и могут быть закреплены в новом законе. Отметим, что необходимость формирования единообразных правовых основ регулирования отношений можно распространить как на сферу регулирования отношений природопользования в целом, так и на сферу регулирования отдельных его видов, с последующей конкретизацией.

Интересно, что с похожей классификацией принципов выступает Е. В. Чурсина, говоря о них, как основных ориентирах в деле совершенствования правовых отношений:

— принципы субсидиарности;

— принципы ограниченной (особой) необходимости федерального правового регулирования;

— принципы рамочного федерального регулирования;

— принципы позитивного обязывания;

— принципы бюджетной обеспеченности;

— принципы сотрудничества;

— принципы соблюдения интересов Федерации и ее субъектов.12

Сами принципы также подлежат толкованию, раскрывая широкий потенциал интерпретации содержания. С одной стороны, это предоставляет возможность для раскрытия богатого потенциала уже существующих конституционных принципов, что важно для обеспечения разнообразия вариантов претворения в жизнь положений права, дальнейшего развития нормативного регулирования, но, с другой стороны, есть вероятность отхода от сущности принципа, что можно было наблюдать на примере принципа «двух ключей» при разграничении предметов ведения и полномочий в сфере недропользования. Во избежание этого каждый принцип должен быть конкретизирован в нормах конституционного и других отраслей права. Кроме того, невозможно переоценить значимость толкования и разъяснения конституционных принципов, даваемых органами конституционного контроля.13

Необходимо отметить, что к разработке закона, в котором будут установлены общие начала, принципы и порядок разграничения полномочий и предметов ведения в сфере природопользования, должны быть привлечены все субъекты Федерации. В каждом из них накоплен опыт регулирования отношений природопользования, непосредственного использования природных ресурсов, имеется свой уникальный природоресурсный потенциал. Учет опыта и уникальных особенностей каждого из субъектов должен повысить эффективность регулирования отношений природопользования в будущем.

11 Там же. С. 12.

12 Черепанов В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Актуальная правовая информация // http://www.lawmix.ru/comm/3701/ (2011. 12 апр.)

13 Автономов А. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект // Казанский центр федерализма и публичной политики // http://www.kazanfed.ru/actions/konfer1/doklad4/ (2011. 17 апр.).

7

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости принятия нового закона, возможно, имеющего статус конституционного, что в процессе разработки и принятия обеспечит учет мнения и опыта субъектов Федерации, в котором будут закреплено, в первую очередь, правовое определение понятия «природопользование» и установлены основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий в сфере природопользования, что исключит необходимость фиксирования соответствующих положений в отраслевых законах.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.