Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
здоровый образ жизни / начальные классы / общеобразовательная школа / формирование / методы / учитель / родители / технологии

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дементьев Глеб Эдуардович, Елаева Елена Евгеньевна, Кайминов Никита Андреевич, Елисейкин Константин Алексеевич

Статья посвящена анализу исследования работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов в общеобразовательной школе. В статье рассматриваются основные методы и подходы, используемые для повышения эффективности процесса формирования здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется роли технологического прогресса и возможности его интеграции в работу по формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дементьев Глеб Эдуардович, Елаева Елена Евгеньевна, Кайминов Никита Андреевич, Елисейкин Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



SCIENCE TIME

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дементьев Глеб Эдуардович, Елаева Елена Евгеньевна, Кайминов Никита Андреевич, Елисейкин Константин Алексеевич, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевъева, г. Саранск E-mail: gleb.dementjev2016@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу исследования работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов в общеобразовательной школе. В статье рассматриваются основные методы и подходы, используемые для повышения эффективности процесса формирования здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется роли технологического прогресса и возможности его интеграции в работу по формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, начальные классы, общеобразовательная школа, формирование, методы, учитель, родители, технологии.

Здоровый образ жизни является фундаментальным аспектом успешной жизнедеятельности человека. Придерживаясь принципов здорового образа жизни, человек обеспечивает себе не только физическое здоровье, но и психологическое и социальное благополучие.

Исследованием данного вопроса занимались представители различных наук Н.М. Амосов, И.И. Брехман, С.М. Громбах, Д.Н. Давиденко, В.П. Петленко, В.И. Дубовский, В.А. Сухомлинский и многие другие. В современных условиях, особо актуальна задача по сохранению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни, что, в свою очередь, является значимой частью развития системы начального образования [2].

Тем не менее, в современном обществе наблюдается тенденция к снижению внимания к здоровому образу жизни. Это связано с постоянным развитием технологий, которые в некоторых случаях способствуют сидячему образу жизни и существенно упрощают жизнь, также в постоянном информационном потоке возникают чрезмерные перегрузки, что приводит к постоянному напряжению, стрессу, тревоге и даже депрессии.

Данные тенденции ведут к повышению вероятности возникновения различных хронических заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и другие.

I

»

5

1 SCIENCE TIME 1

Это обстоятельство подчеркивает важность принятия мер по поощрению здорового образа жизни в современном обществе, особенно в младшем школьном возрасте.

Начальные классы общеобразовательной школы представляют собой критический этап в формировании основных привычек и установок, которые определяют здоровье и благополучие индивида на протяжении всей жизни. В связи с этим, вопрос совершенствования работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов является актуальной задачей, требующей системного и комплексного подхода на основе современных научных и педагогических достижений [3].

На данный момент, дети младшего школьного возраста все более подвержены влиянию современных технологий, что в большинстве случаев приводит к гиподинамии, и в последствии к более серьезным заболеваниям, но, следует отметить, что технологии не являются первопричиной возникновения болезней, напротив, они могут быть хорошим подспорьем для формирования здоровья ребенка и взрослого. Мы считаем, что в современных реалиях необходимо полностью использовать технологический потенциал человечества и выстраивать общество таким образом, чтобы телефоны, компьютеры, планшеты и другие гаджеты наоборот помогали формировать в детях потребность в здоровом образе жизни.

В таком случае, возникает резонный вопрос, каким образом технологии должны помогать следить за здоровьем и формировать культуру здоровой личности?

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Исходя из того, какими возможностями на сегодняшний день мы обладаем, можно с уверенностью говорить о том, что технологии играют ключевую роль в содействии формированию культуры здорового образа жизни и обеспечении заботы о здоровье в современном обществе.

В первую очередь, следует заметить, что они предоставляют доступ к информации о здоровье и здоровом образе жизни через сеть интернет. Используя его, можно с легкостью найти необходимую информацию по тому, как правильно сбалансировать питание, какой уровень активности необходим для тех или иных целей, как управлять стрессом и других. Конечно, информация в интернете не всегда является достоверной, поэтому, научить ребенка правильно использовать интернет и фильтровать оттуда информацию входит непосредственно в задачи учителей и родителей.

Также, помимо поиска информации в интернете, технологии позволяют отслеживать физическую активность и здоровьесберегающие привычки. Носимые устройства, такие как фитнес-трекеры, смарт-часы, приложения в смартфонах могут записывать количество шагов, измерять пульс, уровень активности и даже качество сна. Эта информация помогает людям оценить свой уровень физической активности и вносить коррективы в свои привычки для поддержания здоровья. Особенно актуально это для детей с физиологическими

1 SCIENCE TIME 1

отклонениями, ведь постоянный мониторинг пульса, активности и сна является хорошим подспорьем для управления своей жизнью, оперативного реагирования на изменение функционального состояния и своевременного обращения к врачу. Для здоровых детей, мониторинг активности будет являться напоминанием о том, что необходимо сделать разминку, физкультминутку, потренироваться и т.д., что в перспективе позволит предотвратить риск возникновения гиподинамии, хронических заболеваний и воспитать в школьнике тягу к здоровому образу жизни.

Кроме того, технологии обеспечивают возможность доступа к онлайн-тренировкам, что способствует разнообразию и мотивации в поддержании здорового образа жизни. Виртуальные тренеры и приложения для планирования тренировок помогают следовать оптимальной программе физической активности вне зависимости от их уровня подготовки.

Исходя из этого, технологии способствуют не только повышению осведомленности о здоровье, но и делают его поддержание более доступным, удобным и эффективным. Однако, важно помнить, что использование детьми технологий должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей.

Конечно, не стоит забывать и о классических методах формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

Формирование здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста представляет собой комплексный процесс. В общеобразовательной школе основные методы формирования здорового образа жизни реализуются через систему занятий в рамках учебного плана и внеклассной работы.

Уроки физической культуры являются одним из основных инструментов формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. На уроках физической культуры дети знакомятся с основами здорового образа жизни через активные физические упражнения, игры и спортивные мероприятия. Они учатся правильно выполнять физические упражнения, развивают координацию движений и силу, а также формируют привычки к здоровому образу жизни, включая регулярные занятия физической активностью. Занятия на уроках физической культуры - это, как мы считаем, один из самых основных методов формирования здорового образа жизни. В качестве их совершенствования, необходимо прежде всего повысить значимость данных уроков, повысить мотивацию к посещению занятий, сделать уроки более интересными для детей и сформировать потребность в занятиях спортом [1].

Помимо уроков физической культуры, важным аспектом формирования здорового образа жизни являются уроки по основам здоровья. На таких уроках дети узнают о правилах гигиены, рационального питания, безопасности и профилактике заболеваний. Они изучают структуру и функции органов человеческого организма, осознают важность здорового образа жизни для поддержания своего здоровья и благополучия.

1 SCIENCE TIME 1

Внеурочная деятельность также играет важную роль в формировании здорового образа жизни. Различные спортивные секции, кружки по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют активизации физической активности детей, развитию спортивных навыков и формированию здорового образа жизни.

В рамках внеурочной деятельности необходимо проводить интересные для детей мероприятия в игровой форме, объяснять им важность ЗОЖ и постепенно воспитывать в них привычку к занятиям спортом и сознательное отношение к своему здоровью. Для того, чтобы совершенствовать данную деятельность необходимо использовать интерактивные средства, реализовывать ее в игровой форме, чтобы детям это было прежде всего интересно. В рамках внеурочной деятельности можно организовать занятие совместно с родителями, данный прием позволит повлиять не только на ребенка, но и на всю семью в целом.

Формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе осуществляется через комплексный подход, который включает в себя уроки физической культуры, уроки по основам здоровья и внеклассную деятельность. Этот процесс направлен на воспитание у детей здоровых привычек, осознание важности заботы о своем здоровье и формирование основ для здорового образа жизни на протяжении всей жизни.

В процессе формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, значимую роль играет не только обучение через уроки и внеклассные мероприятия, но и пример, демонстрируемый как учителями, так и родителями. Учитель, как авторитет и образец для подражания, влияет на формирование у детей здоровых привычек и понимание важности заботы о собственном здоровье.

Учителя, руководствуясь осознанием своей ответственности перед воспитанниками, обязаны демонстрировать заботу о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Это означает не только выполнение физических упражнений и соблюдение правильного рациона питания, но и привлечение внимания учеников к принципам здорового образа жизни через обсуждение и объяснение их важности в повседневной жизни [1].

Родители также играют неоспоримую роль в формировании здорового образа жизни у своих детей. Их пример и поддержка имеют значительное влияние на здоровые привычки и предпочтения ребенка. Родители должны стараться отказываться от вредных привычек, таких как курение или чрезмерное употребление алкоголя, и активно участвовать в занятиях спортом или физической активности вместе с ребенком. Также важно воспитывать в ребенке любовь к здоровому образу жизни, поощряя его участие в спортивных мероприятиях и занятиях физической культурой.

Педагоги и родители имеют ключевое значение в формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Их собственный пример и активное участие в этом процессе создают основу для успешного развития здорового образа жизни у детей и способствуют их полноценному физическому, психологическому и социальному развитию.

1 SCIENCE TIME 1

Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что совершенствование работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся начальных классов в общеобразовательной школе должно реализовываться прежде всего через использование современного технологического потенциала, грамотной работы в урочной и внеурочной деятельности. Также важнейшим аспектом является необходимость показывать положительный пример как учителям, так и родителям. Работа по формированию здорового образа жизни - это сложный, комплексный процесс, который должен быть реализован не только в школе, но и в рамках семьи.

Литература:

1. Оганнисян Д.А. Психолого-педагогические условия формирования здорового и безопасного образа жизни детей младшего школьного возраста / Д.А. Оганнисян // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologo -pedagogicheskie-usloviya-formirovaшya-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zЫzm-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.04.2024)

2. Малеванная Л.П. Применение новых методов и приемов по здоровьесбережению как путь к ЗОЖ / Л.П. Малеванная, Л.И. Лозина, Е.С. Лозина // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 9 (63) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ primenenie-novyh-metodov-i-priemov-po-zdoroviesberezheniyu-kak-put-k-zozh (дата обращения: 09.04.2024)

3. Купцова С.А. Проектирование модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащейся молодежи / С.А. Купцова // БГЖ. - 2020. - №4 (33) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-formirovaniya-kultury-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-uchascheysya-molodezhi (дата обращения: 09.04.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.