Научная статья на тему 'Совершенствование работы алкогольной отрасли на основе инноваций'

Совершенствование работы алкогольной отрасли на основе инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошин А.Н.

В статье рассматриваются проблемы алкогольного рынка на региональном и государственном уровне. Предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию работы отрасли, ее модернизации с учетом необходимости становления отрасли на инновационный путь развития. Предлагается переход к новому механизму государственного регулирования алкогольной отрасли, с помощью введения на уровне оптового звена, государственного органа по оптовой реализации алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование работы алкогольной отрасли на основе инноваций»

2. Бэр Ханс Питер. Секьюритизация активов. Секьюритизация финансовых активов - инновационная техника финансирования банков. - М.: Вол-терс Клувер, 2006.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Часть 2; глава 24. Перемена лиц в обязательстве: § 1. Переход прав кредитора к другому лицу. - Статьи 382-290; § 2. Перевод долга. - Статьи 391-392.

4. Жан Жоб де Вриз Роббе, Поль Али. Секьюритизация и право. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

5. Новоселова Л. А. Сделки уступки прав (требования) в коммерческой практике. Факторинг. - М., 2004.

6. Покаместов И.Е. Факторинг: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2004.

7. Солдатова А.О. Секьюритизация активов: эффективный институт реструктуризации бизнеса // Сборник докладов первой межвузовской научной конференции «Современное состояние, инструменты и тенденции развития фондового рынка». - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С. 238-248.

8. Солдатова А.О. Секьюритизация активов: эффективное управление рисками и оптимизация портфеля предприятия // Капитал и Право. - 2005. -№ 7. - С. 18-22.

9. Фабоцци Ф. Дж. Рынок облигаций: анализ и стратегии. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2005.

10. Энциклопедия российской секьюритизации. - Cbonds, Rusipoteka.ru, 2008.

11. Callender F. Factoring Fundamentals: How You Can Make Large Returns in Small Receivables. - Dash Point Publishing. - March 1, 2010.

12. Kothari V. Securitisation: The Financial Instrument of the New Millennium. - Calcutta: Academy of Financial Services, 2003.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ

© Тимошин А.Н.

Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере

производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области, г. Брянск

В статье рассматриваются проблемы алкогольного рынка на региональном и государственном уровне. Предлагаются конкретные мероприятия по совершенствованию работы отрасли, ее модернизации с учетом необходимости становления отрасли на инновационный путь развития. Предлагается переход к новому механизму государственного

регулирования алкогольной отрасли, с помощью введения на уровне оптового звена, государственного органа по оптовой реализации алкогольной продукции.

Формирование эффективно работающей системы алкогольной отрасли связано с тремя основными направлениями её функционирования - фискальным (поступление акцизов в бюджет), производственным (сохранение спиртовой отрасли и обеспечение эффективной работы спиртовых заводов) и социальным (корректировка потребления для снижения алкоголизации населения при улучшении качества продукции). Алкогольный рынок является значимым составляющим как экономической, так и социальной политики Российской Федерации.

В нынешних условиях мировой информатизации и модернизации сложно сохранить конкурентоспособность отрасли и отдельного производителя без применения разного вида инноваций.

В целях стабилизации работы и прогрессивного развития алкогольной отрасли необходимо применение ряда управленческих, организационных и технических инноваций.

Приоритетными инновационными преобразованиями отрасли представляются:

- совершенствования механизма функционирования отрасли;

- информатизация (оснащение электронными системами учета всех стадий прохождения продукта);

- становление инновационной среды в отрасли (связь производства с наукой);

- принятие стимулирующих мер модернизации производств.

Детальное рассмотрение приоритетных направлений следует начать с

совершенствования механизма функционирования отрасли.

В целях эффективного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во многих странах введена государственная (полная или частичная) монополия на производство алкогольных напитков, их оптовую и (или) розничную торговлю. Такая модель регулирования алкогольной отрасли существует, по меньшей мере, в 18 странах [1].

Существующая ныне система регулирования алкогольного рынка в России не имеет звеньев находящихся в собственности государства.

По данным Росстата в 2009 г. производство алкогольной продукции (водка и ликероводочные изделия) составило 112,7 млн. дкл., при этом реализовано через розничную сеть 168,9 млн. дал. Таким образом, нелегальный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации в 2009 г. оценивается в размерах порядка 40 % рынка алкогольной продукции. Вместе с тем в 1970 г., 1980 и 1990 гг. объем производства водки и ЛВИ и ее розничной продажи был практически одинаковым, незначительную разницу можно списать на товарные запасы, экспорт и импорт.

Однако начиная с 1995 г. между производством и розничной продажей намечен огромный дисбаланс (производство - 123 млн. дал., розничная продажа 284,8) [2], который свидетельствует о значительной доли нелегального оборота алкогольной продукции в общем объеме реализуемой продукции. Это связано тем, что в 1992 г. была отменена государственная монополия на производство алкогольных напитков и введена полная свобода производства, реализации алкогольной продукции и внешнеторговых операций с ней, что привело к бесконтрольности отрасли и ее криминализации.

По данным Росалкогольрегулирования наибольшее количество правонарушений зафиксировано в организациях оптового сегмента. Таким образом, есть основания полагать, что оптовое звено является самым уязвимым в цепочке от производителя до потребителя, и именно через это звено нелегальный товар попадает на алкогольный рынок.

В связи с этим, в целях изменения сложившейся ситуации на алкогольном рынке полагаем целесообразным создание в России, на уровне оптового звена, государственного органа, который должен осуществлять монопольную оптовую реализацию алкогольной продукции (закупку продукции от производителей и распределение её в розничную продажу). Так же данный орган можно наделить полномочиями по регулированию оборота этилового спирта. Он должен будет прогнозировать, планировать и контролировать производство и поставки этилового спирта. Организации-потребители этилового спирта будут перечислять платежи за приобретенный спирт через расчетный центр. После получения платежей расчетный центр будет перечислять их производителю этилового спирта и осуществлять акцизные платежи в федеральный бюджет.

Проблемой алкогольного рынка является малоэффективная работа системы ЕГАИС. В организациях розничного, либо оптового звена, при осуществлении реализации на алкогольную продукцию, как правило имеются все необходимые сопроводительные документы, на бутылках присутствуют федеральные специальные марки (ФСМ), однако из-за отсутствия прямого доступа к системе ЕГАИС, контролирующим органам субъектов РФ не представляется возможным быстро проверить данную продукцию на предмет фиксации в системе ЕГАИС, а соответственно на уплату акциза по ней. Между тем, после осуществления долговременных (не менее месяца) запросов в Росалкогольрегулирование, зачастую выясняется, что данная продукция не проходила регистрации в системе ЕГАИС. Однако к этому моменту продукция оказывается распроданной.

По данному вопросу, следует так же отметить, что ни оптовое ни розничное звено не имеет доступа к системе ЕГАИС, а соответственно и возможности проверки легальности поступающей продукции.

Во исполнение проводимой политики информатизации и модернизации экономики актуальным видится:

- распространения информационной базы системы ЕГАИС (обеспечить контролирующие органы, магазины и оптовые склады системами считывания штрих кодов ФСМ);

- создание информационно-аналитической системы (базы данных предприятий отрасли), которая позволит проводить оперативный и аналитический мониторинг результатов деятельности предприятий отрасли, в том числе мониторинг себестоимости алкогольной продукции, спирта и сырья для него, подготавливать аналитические материалы о состоянии данного сектора экономики страны.

Создание информационной и технологической инфраструктуры обеспечит развитие электронной торговли в отрасли, соответственно усилит конкуренцию производителей продавцов всех звеньев цикла.

Особое внимание следует обратить на бедственное положение спир-тзаводов. По данными Госкомстата России использование среднегодовой производственной мощности при производстве спирта этилового из пищевого сырья в 2008 составило 32,83 %, а 2009 г. - 36,71 %. Такое использование мощностей не позволяет, обеспечить даже их простое воспроизводство. Показательной выглядит и статистика объемов производства спирта в России. Производство спирта этилового из пищевого сырья в России с 2005 г. по 2009 г. снизилось на 39 % с 71831,14 тыс. дкл. до 44186,97 тыс. дкл. [2]. Такая тенденция со временем вызовет остановку предприятий, сокращение количества рабочих мест, поступлений в бюджет.

Возможно, для производства алкогольной продукции и не требуется такого большого количества этилового спирта, в таком случае, в целях сохранения производств и рабочих мест следует подумать о переквалификации предприятий на производство других видов спирта. Учитывая международный опыт (США, Бразилия, ЕС) следует расширить применение спирта при производстве автомобильного топлива с высоким октановым числом.

Острым вопросом остается высокий уровень потребления алкоголя населением. Большой популярностью, особенно у молодежи пользуются слабоалкогольные напитки и пиво.

Вопрос ограничения количества организаций осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции по опыту Швеции неоднократно обсуждался, однако так и не доведен до применения. В силу резонансно-сти данного вопроса, в целях апробации можно предусмотреть в законодательстве полномочия для некоторых (экспериментальных) субъектов РФ по ограничению количества мест осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Кроме того полагаем целесообразным расширение законодательных полномочий субъектов РФ внесением изменений в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо-

держащей продукции», в части предоставления субъектам РФ права установления дополнительных ограничений времени не только на алкоголь свыше 15 % процентов объема готовой продукции, а на всю алкогольную продукцию. А также запрета реализации всей алкогольной продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

В целях совершенствования сбора статистических данных и аналитики рынка, считаем необходимым введение единого порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции на всей территории РФ. В связи с тем, что существующее положение в законодательстве предоставляет это право субъектам, декларирование введено не на всей территории РФ, формы деклараций в каждом субъекте разные и при своде статистических данных не могут быть единообразно применены.

В связи с существующей проблемой наличия в обороте большого количества некачественной продукции в некоторых регионах РФ организованы системы добровольной сертификации алкогольной продукции. Однако учитывая, что система является добровольной и законодательно не закреплена обяза-тельность участия в ней, в случае выхода одной или нескольких организаций из программы, вся работа по контролю ввозимой продукции в регион может оказаться под угрозой срыва, поскольку через организации не участвующие в программе может осуществлять ввоз в регион любой продукции.

В связи с остротой сложившейся проблемы предлагаем обратить внимание на вопрос законодательного регламентирования систем регионального контроля качества алкогольной продукции.

В данный момент стало очевидным, что реальным фактором, ослабляющим конкурентоспособность предприятий, является низкий уровень их инновационное™. Повышение последней зачастую препятствуют разнообразные барьеры, среди которых наиболее важными являются:

- отсутствие собственных финансовых средств;

- высокий уровень банковских процентов по кредитам;

- отсутсвие налоговых льгот и преференций для организаций, осуществляющих затраты на инновации;

- отсутствие связей между научно-исследовательским сектором, разрабатывающим инновации, и промышленным сектором, их использующим, стимулов для такого взаимодействия;

- отсутствие законодательно закрепленных норм стимулирующих внедрение инноваций и процессов модернизации;

- отсутствие необходимости внедрения инноваций.

Полагаем, что вышеназванные проблемы могут быть решены тольк при пристальном внимании государства к данной отрасли экономики. Считаем, что исполнение предложенных в данной статье мер должно способствовать усилению эффективности работы отрасли, повышению доли экономической составляющей в экономике страны, стабилизации уровня потребления алкогольных напитков населением.

Список литературы:

1. Блинов М.В. Система контроля и регулирования алкогольного рынка в США // Журнал «Налоговая политика и практика. - 2008. - № 9 (69).

2. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.gks.ru/dbscripts/Cbsd.

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Щербакова A.B.*, Лубкова Э.М.

Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово

В настоящее время появилась масса новых зарубежных технологий, достичь уровня которых практически невозможно. Наука не может себя проявить без средств на внедрение результатов. Только тогда, когда наука сама научится продвигать себя за счёт инноваций, востребованных промышленностью и обществом, у неё появится перспектива.

Поиск новых идей и их реализация - это одна из самых важных, но при этом и сложных задач инноватора, потому что в данном случае от него требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и мыслить перспективно, предвидя будущие потребности, которые формируются в обществе.

Как показывает мировая практика - инновации рождаются преимущественно в центрах университетской науки, где сосредоточены ученые и интеллектуальная молодежь. Высшие учебные заведения являются собственниками интеллектуальных продуктов и заинтересованы в их широком внедрении, коммерциализации. Основой для наращивания научных и технологических решений является устойчивое и расширяющиеся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества основательных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с РАН и другими государственными академиями [1].

* Соискатель кафедры «Финансы и кредит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.