Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Развитие / воспитание / физическая подготовка / военно-профессиональная деятельность / функциональное состояние / методика / Development / upbringing / physical training / military professional activity / functional condition / methodology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буриков А.В., Балабин Н.Н., Круглова Е.В.

В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов воспитания курсантов военных вузов воздушно-космических сил средствами физической культуры. Необходимость ориентации процесса физической подготовки будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буриков А.В., Балабин Н.Н., Круглова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF WAYS AND METHODS OF ORGANIZING PHYSICAL TRAINING OF CURVATORS

In the article questions on perfection of ways and methods of education of cadets of military high schools of aerospace forces by means of physical training are considered. Necessity of orientation of process of physical preparation of the future officers to performance of military-professional activity.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ»

После проведения экспериментальной работы, частота дыхания до и после физической нагрузки у испытуемых в абсолютных показателях снизилась (Р>0,05). На наш взгляд, урежение дыхания объясняется наличием большого количества дыхательных упражнений и элементов звуковой гимнастики в комплексе лечебной дыхательной гимнастики, что способствует удлинению выдоха и урежению дыхания.

Во время приступа бронхиальной астмы увеличенное сопротивление воздушному потоку (особенно на выдохе) вызывает задержку воздуха в легких и увеличение функциональной остаточной емкости. Происходит уплощение диафрагмы, которое сопровождается увеличением работы органов дыхания, так как мышечные волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в оптимальном режиме (возникает верхнегрудной тип дыхания).

В показателях ЖЕЛ также наблюдается увеличение, если в начале эксперимента среднее значение ЖЕЛ было 2573 мл, то в конце этот показатель составил 3002 мл (Р < 0,05).

Пробы Генчи в среднем увеличились на 11 с (Р < 0,05) и Штанге на 19 с (Р<0,05) соответственно.

Заключение. Данные проведенного исследования свидетельствуют об улучшении функциональных показателей дыхательной системы студенток специального отделения. Используемые упражнения с элементами дыхательной гимнастики позволили не только укрепить мышцы, принимающие участие в акте дыхания и увеличить подвижность диафрагмы и грудной клетки, но и способствуют повышению возможностей функциональных резервов организма.

Эффективность использования физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики доказана экспериментальными исследованиями. Это свидетельствует о том, что экспериментальную программу следует рекомендовать в качестве базового компонента при проведении учебных

занятий по физическому воспитанию в специальных отделениях у студентов с заболеванием бронхиальной астмой.

Список литературы

1. Бондаренко А.Е., Курзова Е.В., Кравченко М.С. Структура экспериментальных занятий дыхательной гимнастикой студенток с бронхиальной астмой / Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию УО «ГГУ имени Ф. Ско-рины» (Гомель, 8 - 9 октября 2015 года). В трех частях. Часть 2 - С. 10-14.

2. Виноградова Т.А. Клиническая пульмонология. Пособие для студентов лечебного, педиатрического факультетов, врачей-интернов, клинических ординаторов / под ред. Т.А. Виноградовой. -Гродно: ГрГМУ, 2011. - 192 с.

3. Медведева Н.В., Бондаренко А.Е. Основные показания и противопоказания к занятиям дыхательной гимнастикой Стрельниковой для лиц с пороками сердца / Физическая культура, спорт, наука и образование физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. Издательство: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта».

4. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики / Т.В. Гитун. -М.: Рипол Классик, 2008. - 66 с.

5. Bondarenko A., Bondarenko K. and Vorochaj T. Effectiveness of employment of respiratory gymnastics in diseases with bronchial asthma // United-journal, №11, 2018 - С. 3-8.

СОВЕРШЕНСТВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ

КУРСАНТОВ

Буриков А.В.

к.б.н, профессор кафедры физической подготовки ЯВВУ ПВО, г. ПВО,

г. Ярославль Балабин Н.Н.

Старший преподаватель кафедры физического воспитания ЯрГУ им. П.Г.Демидова, г. Ярославль

Круглова Е.В.

преподаватель кафедры физической подготовки ЯВВУ ПВО, г. Ярославль

IMPROVEMENT OF WAYS AND METHODS OF ORGANIZING PHYSICAL TRAINING OF

CURVATORS

Burikov A. V.

Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of Physical Training of YAVVU Air Defense, PVO, Yaroslavl

Balabin N.N.

Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Yaroslavl State University. PGDemidova, Yaroslavl

Kruglova E. V.

lecturer of the Department of Physical Training of the YAVVU Air Defense Institute, Yaroslavl

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов воспитания курсантов военных вузов воздушно-космических сил средствами физической культуры. Необходимость ориентации процесса физической подготовки будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности.

Abstract

In the article questions on perfection of ways and methods of education of cadets of military high schools of aerospace forces by means of physical training are considered. Necessity of orientation of process of physical preparation of the future officers to performance of military-professional activity.

Ключевые слова: Развитие, воспитание, физическая подготовка, военно-профессиональная деятельность, функциональное состояние, методика.

Keywords: Development, upbringing, physical training, military professional activity, functional condition, methodology.

Военно-профессиональная деятельность офицеров ВКС сопровождается функциональными изменениями со стороны дыхательной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

К концу дежурства время реакции на контрольный стимул увеличивается по сравнению с исходными данными почти в 2 раза, что объясняется снижением бдительности в ожидании сигнала к концу смены. Особый интерес вызывают действия офицеров ВКС по выполнению поставленной боевой задачи[1, а 68].

Так, выполнение операторской деятельности в условиях командно-штабных учений (КШУ) сопровождается выраженными изменениями функционального состояния организма. Несмотря на индивидуальные различия, они имеют одинаковую направленность и проявляются, в частности, в учащении ритма частоты сердечных сокращений, повышении максимального АД, увеличении частоты дыхания. В ходе нашего исследования выяснилось, что реакция ЧСС на нагрузку (в процессе выполнения боевой задачи) у офицеров КП была значительной и достигла 56% от исходного состояния. Это происходит, в основном, за счет возрастания частоты дыхания при использовании изолирующих противогазов. Выявленные изменения исследуемых показателей носят, в целом, характер естественной физиологической реакции на работу в средствах индивидуальной защиты в стрессовых условиях. Появление отдельных экстрасистол и резкое повышение артериального давления у некоторых испытуемых указывало на высокие уровни переносимых офицером нагрузок в процессе КШУ и на необходимость тщательного медицинского осмотра лиц, допущенных к несению боевого дежурства при выполнении военно-профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что операторская деятельность сопровождается развитием большого психоэмоционального напряжения. Более высокие значения показателей вегетативных функций, по сравнению с другими данными, наблюдаются при работе за пультом в условиях ожидания сигнала. Выявленная зависимость между числом ошибочных действий офицеров при работе на КП управления в стрессовой ситуации и показателями гемодинамики позволяет прогнози-

ровать изменения функционального состояния организма и работоспособности офицера ВКС в условиях высокого психоэмоционального напряжения.

В связи с этим большое значение в деятельности офицеров ВКС имеет режим труда и отдыха номеров боевых расчетов в процессе несения боевого дежурства. Как показала практика, личный состав дежурных сил может находиться на боевом дежурстве длительное время, что неблагоприятно действует на функциональное состояние организма офицеров, несущих боевое дежурство. К тому же значительное влияние на эффективность выполнения боевых задач оказывают условия обитаемости командных пунктов.

Способность адаптироваться к новым условиям среды и, в частности, к КШУ зависит от индивидуальных особенностей организма. Однако, при выполнении задач боевого дежурства в ходе учений 6,7% офицеров испытывают сильную усталость и 66,9% - среднюю. Утомление в процессе несения боевого дежурства проявляется в чувстве общей усталости (61,3%), головной боли (28,7%), раздражительности (32,3%), а также вялости, апатии и недостаточном желании продолжать военно-профессиональную деятельность.

Полученные данные свидетельствуют о том, что боевая работа в экстремальных условиях сопровождается не только высоким уровнем психоэмоционального напряжения, но и предъявляет повышенные требования к состоянию физиологических и психических функций [2,^173-174].

Недостаточно физически подготовленные офицеры, уклоняющиеся, как правило, от выполнения каких-либо физических упражнений, с большим трудом переносят в ходе длительных боевых дежурств такие стресс-факторы, как утомление, нервно-эмоциональное напряжение, монотонию и гипокинезию. К концу дежурства у них обычно наблюдается чувство усталости, повышенная раздражительность, снижение устойчивости и определенная истощенность активного внимания, учащенность дыхания, увеличение частоты сердечных сокращений. Им свойственно беспокойство, легкая возбудимость, ощущение мышечного напряжения в шейно-затылочной области, спонтанная речь, изменение нормального ритма дыхания, увеличение числа опережающих реакций, апатия вплоть до развития дремотного состояния, вялость и расслаблен-

ность. Такие офицеры существенно ухудшают показатели различных функциональных проб к концу боевого дежурства.

Исследование динамики изменения функционального состояния организма и работоспособности офицеров дежурных сил в процессе боевого дежурства дает возможность сделать определенные педагогические заключения, позволяющие, как мы полагаем, существенно оптимизировать содержание, организацию и методику физической подготовки офицеров. Так, например, комплексы физических упражнений в ходе боевого дежурства целесообразно выполнять с учетом выявленных нами фаз изменения работоспособности офицеров в дневное и ночное время. Учитывая неодинаковость и разновременность реакций физиологических систем различных офицеров на стресс-факторы боевого дежурства, становится очевидной явная нецелесообразность одновременного выполнения физических упражнений всем составом боевого расчета.

Нарастание утомления офицеров ВКС в ходе многодневного цикла дежурства вызывает необходимость определенной последовательности использования комплексов физических упражнений различной направленности. По-видимому, реаби-литационно-восстановительный эффект упражнений к концу смены, дежурства в целом, периодически должен возрастать, причем с учетом индивидуальных особенностей каждого офицера. Это требует индивидуализации как содержания комплексов физических упражнений, так и особенно режимов их применения в ходе всего цикла боевого дежурства, то есть, использования функционально-дифференцированного подхода.

Очень важно при организации самостоятельных физических тренировок офицеров дежурных сил в процессе боевого дежурства учитывать и их индивидуальные физкультурно-спортивные склонности, которые определяются генетическими особенностями организма занимающихся, наличием того или иного двигательного опыта и, главное, соответствующей мотивацией к занятиям.

Деятельность военных специалистов, несущих боевое дежурство, имеет как общие черты, так и свои характерные различия. Работа специалистов командных пунктов отличается высокой ответственностью за результаты труда, т.к. целью функционирования объединений ВКС является обеспечение решения государственно-важных задач. Офицеры принимают решение на управление стрельбой, используя лишь абстрактную информационную модель объекта управления, которая формируется на основе восприятия офицером технологической информации, уяснения и оценки обстановки. Цикл управления боевой стрельбой реализуется многими дежурными расчетами, при этом характерны территориальное и временное распределение операций управления. Следствием ошибок офицеров дежурных сил может быть значительный ущерб реализации стратегических замыслов обороны огромных территорий с очень значительным по численности населением, в том числе и сопредельных государств. Кроме перечисленных

объективных факторов, можно отметить, что в связи с неполной комплектацией штата специалистов дежурных сил возрастает нагрузка на офицеров, несущих постоянное боевое дежурство, что в ряде случаев оказывает существенное влияние на качество выполнения целевых задач.

Специалисты командных пунктов в своей служебной деятельности выполняют функции операторов различного ранга, плановые технические обслуживания систем и командно-организаторские функции. С точки зрения напряженности операторская и командно-организаторская деятельность отличается цикличностью, требующей в некоторые периоды полной мобилизации всех психических и физических возможностей для выполнения целевых задач по управлению работой боевых расчетов в ограниченные рамками временных нормативов сроки по выработке и принятию решений при выполнении боевой задачи. Условия и их физиолого-гигиеническая характеристика в целом соответствуют нормативным требованиям.

Установлено, что уровень шума часто превышает предельно допустимый на 13-23%, а при работе селекторной громкоговорящей связи на 4357%, в комнате отдыха - на 65%. Освещенность рабочих мест недостаточна (вызванная необходимостью затенения помещения для обеспечения более четкого восприятия подсветки планшета общей воздушной обстановки) и составляет на отдельных рабочих постах от 16% до 66% от наименьшего допустимого уровня. Объемное содержание углекислого газа в воздухе рабочей зоны в операторских залах превышает нормативные значения в 1,6 -5 раз, в комнате отдыха - в 6-10 раз. Другие параметры микроклимата и уровень напряженности магнитного поля соответствуют санитарным нормам.

К профессионально важным качествам, развитие которых необходимо офицерам, несущим боевое дежурство, для успешной профессиональной деятельности, в первую очередь следует отнести высокую скорость мыслительных процессов, объем, переключение и распределение внимания, развитие сенсомоторных навыков, умение работать в условиях дефицита времени, высокого нервно-эмоционального напряжения, циклического характера деятельности. Они должны быть готовы к принятию ответственных решений, к работе, характеризующейся быстрой сменой режимов слежения и управления, четко ориентироваться в нештатных ситуациях, уметь перерабатывать большой поток информации, поступающей по разным каналам.

В работе офицеров командных пунктов объединений, обеспечивающих управление зенитными ракетными и авиационными полками, превалирует интеллектуальный компонент деятельности. К их профессионально важным качествам относятся способность к длительному сохранению интенсивного внимания, одновременному выполнению нескольких видов деятельности, умение создавать правильное представление о реальных процессах на основе закодированной информации, выделить в информации существенное, главное, быстро принимать решение в короткие сроки, выносливость к

напряженной и длительной умственной деятельности.

Как свидетельствуют результаты ранжирования, если первое и второе ранговое место занимают причины объективного характера, то все оставшиеся причины вполне можно регулировать.

И, главное место, на наш взгляд, принадлежит физической подготовке. Важно, чтобы физическая подготовка основывалась на функционально-дифференцированном подходе.

Применение научно-обоснованного функционально-дифференцированного подхода к проведению физической подготовки военных учебных заведений ВКС Вооруженных сил России предполагает:

во-первых, изучение вопросов влияния военно-профессиональной деятельности на функциональное состояние исследуемого контингента;

во-вторых, выявление и учёт личностных физ-культурно-спортивных интересов и степени индивидуальной физкультурной активности занимающихся;

в-третьих, разработку педагогической технологии применения функционально-дифференцированного подхода к проведению физической подготовки с офицерами радиотехнических частей и обоснование условий для ее реализации.

При этом можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы.

К числу таких методов относится способность человека волевым усилием вызывать напряжение различных групп мышц [3, с. 104].

Способность человека волевым усилием вызывать напряжение различных мышц в «безнагрузочных» условиях, т.е. без снарядов и приспособлений позволяет использовать данный метод в процессе боевого дежурства с целью повышения функциональных возможностей систем организма (на основе механизма, базирующегося на закономерности изменения функций внутренних органов под влиянием мышечной деятельности).

Оценивая использование упражнений с «безнагрузочным» напряжением мышц для профилактики гиподинамии в условиях дежурства, можно констатировать, что основным является факт возможного повышения мышечной активности на рабочем месте в любое время и в любых условиях. Разумеется, в каждом конкретном случае эффект КФУ во многом будет зависеть от индивидуально-личностных особенностей, условий выполнения военно-профессиональной деятельности, быта и должен специально подбираться применительно к конкретным обстоятельствам.

Определяя факторы, влияющие на эффективность процесса физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений ВКС к дальнейшему выполнению ими военно-профессиональной деятельности, необходимо выделить, на наш взгляд, основные из них:

- правильную периодизацию процесса физической подготовки и рациональное распределение бюджета временя с учётом этапов военно-профессиональной деятельности;

- применение различных нагрузок, исходя из характера учебно-боевой деятельности и уровня физической подготовленности курсантов высших военных учебных заведений ВКС;

- целенаправленное использование различных средств, методов в интересах развития профессионально важных качеств;

- моделирование различных сторон физической подготовки;

- мотивацию и степень физкультурно-спортив-ной активности курсантов высших военных учебных заведений ВКС.

Исходя из выше сказанного, планирование физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений ВКС необходимо строить с учетом этапов их профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, а так же принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий таким образом, чтобы предъявить к организму наиболее жесткие требования и получить интегральный подъем его функциональных возможностей в период последующего отдыха, то есть, необходима такая система чередований тренировочного процесса и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данное занятие.

Таким образом, в приведенных выше заключениях, теоретически допускается возможность использования разнообразных физических нагрузок. Это положение, на наш взгляд, может иметь большое значение при построении физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений ВКС с целью значительного повышения уровня ее эффективности в борьбе с воздействием неблагоприятных факторов, возникающих при выполнении дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи// Международный Научно-исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. с. 68-69.

2. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровье сберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 172176. - ISSN 2411-8133

3. Буриков А.В., Богатырев Р.В. Эффективность программы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств у специалистов вооруженных сил //Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. Науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (8). - С. 103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.