Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
950
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ГРУЗОВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / БАЗЫ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Заровная Юлия Сергеевна

В современных условиях глобальной информатизации и компьютеризации общества в целом и таможенных органов в частности, в том числе с применением информационных технологий, появилась острая необходимость не просто сохранять информацию, но и использовать ее в дальнейшем. Автор даёт предложения по структуре системы взаимодействия и баз данных, повышению эффективности центра обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS IMPROVEMENT OF APPLIANCE OF STATE-OF-THE-ART IT SOLUTIONS IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article points out there is an urgent need not only to save information, but also to use it in the future. It occurs in modern conditions of global informatization and computerization of society as a whole and customs authorities, including with the use of information technologies. The author suggests the structure of the interaction system and databases, to improve the efficiency of the data processing center.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 658.51 ГРНТИ 20.15.09

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. С. Заровная

Омская гуманитарная академия

Россия, 644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2А

В современных условиях глобальной информатизации и компьютеризации общества в целом и таможенных органов в частности, в том числе с применением информационных технологий, появилась острая необходимость не просто сохранять информацию, но и использовать ее в дальнейшем. Автор даёт предложения по структуре системы взаимодействия и баз данных, повышению эффективности центра обработки данных.

Ключевые слова: информационные таможенные технологии, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, электронное декларирование, грузовая таможенная декларация, электронная цифровая подпись, базы данных.

PROCESS IMPROVEMENT OF APPLIANCE OF STATE-OF-THE-ART IT SOLUTIONS IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Yu. S. Zarovnaya

Omsk Humanitarian Academy

Russia, 644105, Omsk, ul. 4-ya Chelyuskintsev, 2A

The article points out there is an urgent need not only to save information, but also to use it in the future. It occurs in modern conditions of global informatization and computerization of society as a whole and customs authorities, including with the use of information technologies. The author suggests the structure of the interaction system and databases, to improve the efficiency of the data processing center.

Keywords: information customs technologies, Customs Code of the Eurasian Economic Union, an e-declaration, Cargo Customs Declaration, an electronic digital signature, data bases.

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль в эффективном функционировании играет стратегия развития, повышается значение информации, ускоряются темпы принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства. Прогресс сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями, которые требуют обеспечения.

При использовании процессов автоматизации роль человека должна заключаться только в подготовке исходных данных, выборе алгоритма или метода для решения и анализа

© Заровная Ю.С., 2021

полученных результатов. Использование компьютера в любой деятельности снижает процент участия человека, уменьшая количество технических ошибок в документообороте и снимая с человека определённую ответственность.

Совершенствование процессов применения современных информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации необходимо для повышения производительности труда, оптимизации процесса управления. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии

системы и прогноз на будущее увеличивают вероятность принятия правильного управленческого решения.

Важную роль информационных технологий в таможенном деле подчёркивает тот факт, что в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) есть отдельный раздел, который посвящён информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобного раздела нет. ТК ЕАЭС создал правовую базу, которая позволяет использовать новые формы электронного декларирования и практики управления рисками. Глава 17 ТК ЕАЭС оговаривает возможность декларирования электронным способом. ТК ЕАЭС отдаёт предпочтение электронному документообороту и применению информационных технологий, что ещё раз подчёркивает важность выбранной темы [1].

Правовую основу информационно-технической таможенной политики составляют Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, федеральные законы, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, которые касаются вопросов информатизации и обеспечения информационной безопасности федеральных органов исполнительной власти и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты по вопросам информационно-технической политики.

В Федеральном законе № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава 52 касается вопросов информационных технологий. Технические средства, в том числе программно-технические средства, предназначенные для обработки информации, должны соответствовать требованиям законодательства РФ. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, а также другие лица, в отношении которых проводился таможенный контроль, имеют право доступа к таможенной информации таможенных органов и уточнения этой информации с целью обеспечения её полноты и точности [2].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 584 Россия присоединилась к Киотской международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. редакции протокола от 26 июня 1999 г. В конвенции говорится о возможности предостав-

лять таможенным органам декларацию на товары и подтверждающие документы в электронном виде. Глава 7 посвящена применению информационных технологий. Указывается, что в целях поддержки проведения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически эффективно и выгодно для неё и участников торговой деятельности [4].

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, передачу, получение, производство и распространение информации; обеспечение защиты информации и применение информационных технологий. Положения Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой защите результатов интеллектуальной деятельности и приравниваемых к ним средств индивидуализации [3].

Во всём мире таможенные службы внедряют в свою деятельность технологии использования таможенных операций на основе электронного документооборота. ВТО считает такие технологии основой для ускорения, упрощения и обеспечения безопасности в развитии торговли. В 2012 г. таможенные службы Евразийского экономического союза перешли на технологии предварительного информирования в электронной форме. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ установил, что «декларация на товары подаётся только в электронной форме, однако Правительство Российской Федерации может установить перечень товаров, таможенных процедур и другие случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме» [2].

Электронная форма декларирования стала использоваться в России относительно недавно. При такой форме декларация и другие документы направляются в таможенный орган с помощью средств электронной почты. Для этого могут использоваться стандартные почтовые системы. Они же используются для получения ответов и сообщений из таможенного органа. Такой электронный обмен обычно осуществляется через сеть Интернет.

Изначально декларирование товаров и транспортных средств осуществлялось в письменной форме, т. е. декларация и прилегающие к ней документы приносили в таможенный орган в виде бумажных документов. Декларация на товары появилась в России в 1989 г. Её основу составил 54-й Единый административный документ - грузовая таможенная декларация (далее - ГТД). Бланк ГТД использовался также в качестве транзитной декларации.

В 1980-х гг. таможенные органы начали внедрять различные компьютеризированные системы автоматизации. Но подключение к первым системам электронной декларации потребовало от заявителей больших организационных и финансовых затрат. Поэтому декларации в электронном виде чаще всего производят только крупные фирмы или таможенные представители.

В 1990-е гг. был создан рынок специальных программных продуктов для подготовки документов, необходимых для таможенного декларирования. Использование таких программ упрощает подготовку документов и информации, представляемых в таможенные органы. Обычно такие программы содержат справочники, копии электронных документов, электронные справочные системы и т. д. Используя программу, вы можете автоматически определять таможенные платежи, но для этого вам необходимо ввести код продукта для Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ВЭД), страны происхождения, условия доставки, обменный курс и стоимость товара [5, с. 61].

В 2000-х гг. началось массовое использование Интернета для информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. В России представление документов и информации в электронном виде таможенным органам началось в середине 1990-х гг.

В 2002 г. в России официально была принята первая электронная декларация. При этом использовалась программно-техническая система, получившая название ЭД-1 [6, с. 1273].

В период с 2004 по 2008 г. была создана единая транспортная технологическая подсистема в рамках программы по модернизации информационной системы таможенных органов. Это событие помогло организовать обмен электронными данными внутри таможенных органов в режиме online. Обмен данными про-

исходил за счёт интернет-технологий и создания новой системы электронного декларирования, получившей название ЭД-2. В ЭД-2 взаимодействие между таможенным органом и декларантом происходит с помощью сети Интернет. Это позволяет подавать таможенную декларацию из любой точки, из которой возможно подключение к сети. Благодаря такой системе заметно уменьшились случаи, когда таможенный орган мог потребовать от декларанта документы в бумажной форме. Система электронного декларирования ЭД-2 стала активно внедряться с конца 2009 г. [8, с. 74].

В 2011 г. по системе ЭД-2 оформлялось несколько десятков процентов от всех деклараций на товары. Базовый элемент систем ЭД-1 и ЭД-2 - использование электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП).

В 2012 г. в тестовом режиме заработал Портал электронного декларирования на сайте ФТС России (далее - ЭД-3), который работает и в настоящее время. Он создавался для того, чтобы придать электронным документам такой же статус, как и у бумажных документов -с подписями и печатями [9, с. 30].

В 2013 г. был издан приказ Федеральной таможенной службы России от 01.11.2013 г. № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Этот приказ устанавливает порядок совершения таможенных операций при удалённом выпуске товаров.

Суть технологии. Товары находятся на удалённых складах, в том числе приграничных терминалах, а декларация подаётся по интернету в центр электронного декларирования. Декларация обрабатывается и отсылается на таможенный терминал, где инспектор другого таможенного органа осуществляет контроль товаров и транспортных средств. Далее сверяется информация в декларации, выпускается, а товар с терминала уезжает к получателю «растаможенным». Выпускающий таможенный инспектор находится на расстоянии, но таможенный контроль проводится в полном объёме. Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов необходимо на всех этапах таможенного контроля. Таким образом, большинство занимающихся представлением услуг по

таможенному оформлению товаров и международным перевозкам создаёт сайты или порталы для взаимодействия со своими заказчиками. Через такие сайты заказчик может получить необходимую информацию, консультацию и оформить сделки.

Но всё же при использовании информационных технологий и развитии системы автоматизации в таможенных органах существуют проблемы, затрудняющие взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами [8, с. 75]:

1. Каждый таможенный орган ФТС России имеет собственные базы данных и развёрнутое программное обеспечение, требующее внимания и обслуживания. В их числе интегрированная автоматизированная система таможенного оформления «АИСТ-М», в которой используется технология «толстого клиента», обновление и обслуживание которой должны проводиться на каждом рабочем месте. Это время, когда практически невозможно проводить таможенные операции, связанные с декларированием. Исходной информацией для работы системы «АИСТ-М» является декларация на товары, опись и представленные к ней документы, а также ряд баз данных с нормативной справочной информацией.

Толстый клиент - это приложение, которое обеспечивает полную независимость от центрального сервера. В этом случае сервер действует как хранилище данных, а обработка и представление данных передаются на компьютер клиента. Такая технология имеет свои положительные аспекты: функциональность данных сервера, обеспечение многопользовательского режима работы, работа в случае обрыва соединения с сервером, подключение к базам данных без использования интернета.

Однако несмотря на все преимущества приложения, оно доставляет ряд неудобств, а именно: его функциональные возможности часто несовместимы с политикой безопасности информационной системы. Существуют проблемы с удалённым доступом к данным: сложность их обновления, координация с данными клиентов и связанная с этим неактуальность; имеет место довольно сложный процесс установки и настройки; стоимость этой технологии очень высока.

2. Значительная часть баз данных хранится физически в таможенных органах на местах, при этом на уровне РТУ развёрнутый центр обработки данных (далее - ЦОД) ис-

пользуется малоэффективно. Большая часть каналов передачи данных между таможенными органами зарезервирована.

3. Использование электронной подписи участниками ВЭД расширяется. Но электронная подпись, изготовленная для ФТС, не может использоваться в других сферах, так как для каждого государственного и муниципального органа создаётся своя подпись с особым типом шифрования. Поэтому в сфере регулярно совершенствуемой электронной подписи обозначился ряд проблем, которые требуют рассмотрения и грамотного решения. Одной из них является необходимость приобретения множества видов электронных подписей, каждую из которых допустимо использовать в строго унифицированных целях (например, для использования того или иного сервиса на портале gosuslugi.ru). Стоимость такой подписи для ФТС составляет от 3000 рублей, срок действия составляет 12 месяцев. Как показывает практика, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения доступа к ряду актуальных ресурсов требуется купить несколько усиленных ЭП квалифицированного типа. Обещание компетентных органов сформировать единый ключ для использования всех услуг пока ещё не исполнено. Потребность в оформлении нескольких цифровых подписей становится причиной серьёзных убытков, причём в первую очередь для представителей малого бизнеса.

Существует две стороны в системе автоматизации электронного декларирования -участник ВЭД и таможенный орган. Рассмотрим подробнее результаты совершенствования некоторых таможенных операций благодаря применению системы автоматизации.

С 2014 г. декларант начал использовать виртуальное пространство в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. В электронном архиве ЕАИС хранятся документы, на основании которых заполняется электронная декларация. Благодаря этому электронный обмен информацией обеспечивается не только на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров, но и после выпуска товаров, а также при таможенном контроле над ними. На любом этапе контроля таможенные органы при необходимости могут обращаться не к самому декларанту, а к электронному архиву.

Применяются такие технологии, как оплата таможенных платежей с использовани-

ем таможенных платёжных карт - дистанционная оплата. С её помощью производятся таможенные платежи в режиме реального времени. За счёт этого значительно сократились сроки проведения таможенных операций, а также стал возможным выпуск товаров до фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов. Сроки доставки информации о поступлении средств в таможенные органы были сокращены до 2 часов.

В 2014 г. ФТС России продолжала совершенствовать систему управления рисками, основанную на автоматическом распределении участников ВЭД по различным категориям. Ведётся работа по автоматическому формированию списка участников, чья деятельность характеризуется низким уровнем риска. Список состоит из сорока критериев, характеризующих участников ВЭД, которые охватывают значительный спектр деятельности организации и учитывают как положительные, так и отрицательные аспекты. В целом использование такого подхода в рамках системы управления рисками сократило осуществление таможенного контроля и сократило время на проведение таможенных операций на этапе таможенного декларирования для респектабельных организаций. Для этой категории организаций внедрение такого подхода позволило сократить долю отгрузок перевозимых товаров, в отношении которых проводились таможенные проверки, в 10 раз, таможенных проверок - в 1,7 раза, и запросы дополнительных документов для подтверждения заявленной информации - в 9,5 раза. Новые разработки ориентированы на использование интернет-технологий. В частности, рядом компаний созданы веб-сайты, с помощью которых клиент может определять код продукта в режиме онлайн, рассчитывать пошлины, просматривать нормативные материалы, регулирующие вопросы, возникающие в связи с таможенной декларацией, и т. д. Интернет является удобным средством получения обновлённых классификаторов, каталогов и новых версий программ от разработчиков.

В результате совершенствования процессов автоматизации появились программы-помощники в реализации таможенных процедур. Существует ряд компаний, занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением программного обеспечения для таможенных представителей, логистических компаний и железнодорожных перевозчиков.

Ниже представлены некоторые разработки таких компаний:

- программы для таможенных органов: «ВЭД-Склад» (Инспектор), «ВЭД-Таможен-ный склад» (Инспектор), «АСТО-Анализ», «Временный ввоз-вывоз товаров».

- программы для таможенного оформления: «ВЭД-Декларант», «ВЭД-Транзит», «ВЭД-Контроль», «ВЭД-Отчёт», «ВЭД-Счёт».

- информационно-аналитические программы: справочник «ВЭД-Инфо», «ВЭД-Платежи», «ВЭД-Алфавит».

- программы для железнодорожных экспедиторов: справочник «ЖайИнфо», «Rail-Тариф», «Rail-Атлас», «Транспортные документы».

- вспомогательные программы: «СТМ-Сервис», «СТМ-Авто», «СТМ-Финансы», «СТМ-Дистрибьютор» и др.

Основным рабочим инструментом подготовки документов для таможенного декларирования является программа «ГТД-PRO», которая обеспечивает письменную и электронную формы (включая предварительное информирование и удалённый выпуск) декларирования. С помощью программы «ГТД-PRO» можно создавать около 100 различных документов. Если декларация содержит большое количество товаров, то лучше использовать дополнительные средства автоматизации: «Заполнитель документов», «Конструктор документов», «Артикул». Ниже изложены методы решения проблем.

1. Для того чтобы принятие решения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля происходило быстрее, нужно использовать технологию «тонкого клиента».

Тонкий клиент - это компьютер или клиентская программа в сетях, основная дисковая память которой расположена на сервере терминалов с достаточной безопасностью для бесперебойной работы определённого количества терминалов. Системный блок Тонкого клиента содержит только необходимые компоненты, которые позволяют подключить монитор, клавиатуру, мышь и дополнительные устройства (сканер или принтер). Операционная система загружается по сети или из локального источника (флэш-накопитель, CD или DVD), IP-адрес назначается сетевой карте, и Тонкий клиент начинает работать, используя питание центрального компьютера. Получает-

ся, что вся нагрузка падает на сервер, поэтому Тонкий клиент имеет минимальную аппаратную конфигурацию, без потери производительности.

Такая сеть выгодна тем, что не нужно тратиться на Толстые клиенты - полноценно мощные компьютеры на каждом рабочем месте. Достаточно иметь лишь малогабаритный компьютер, назначение которого исключительно в обеспечении пользователю беспрепятственного и качественного доступа к терминальному серверу, на котором выполняются все программы и приложения. Все базы данных и результаты работы и расчётов также хранятся на сервере. В результате использования тонких клиентов хранилище баз данных уходит на уровень, как минимум, региональных таможенных управлений. В связи с этим нет необходимости организовывать базы данных на уровне таможен и таможенных постов.

2. Проблема малоэффективного использования центра обработки данных имеет следующее решение. Нужно изменить организационную структуру размещения баз данных и доступа к ним. Большая часть каналов передачи данных между таможенными органами за-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2021).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2021).

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.10.2021).

4. О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года: Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 584. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 07.10.2021).

5. Данилов Р.В. Информационные таможенные технологии как средство обеспечения безопасности международной торговли [Электронный ресурс] // Экономическая безопасность: правовые, экономи-

резервирована. Основные преимущества в использовании ЦОД очевидны: сокращение числа длины кабелей и интерфейсов; увеличение свободного места в шкафах; снижение электропотребления систем питания и охлаждения; облегчение процесса управления сетевой инфраструктурой.

3. Для наиболее эффективного применения электронной подписи стоит сформировать единый ключ для использования всех услуг, не только в ФТС, но и для других органов.

Итак, благодаря специальным таможенным упрощениям происходит сокращение временных и финансовых затрат на совершение таможенных операций. Электронное декларирование - основа для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе информационных технологий.

В результате вышеизложенного исследования можно сделать вывод о том, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоёмкость и затраты на осуществление таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота как для государства, так и для участников ВЭД.

REFERENCES

1. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. Dostup iz sprav.-pravovoj sis-temy «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10.10.2021).

2. O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj za-kon Ros. Federacii ot 03.08.2018 g. № 289-FZ (poslednyaya redakciya). Dostup iz sprav.-pravovoj sis-temy «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10.10.2021).

3. Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii: Federal'nyj zakon Ros. Federacii ot 27.07.2006 g. № 149-FZ (red. ot 27.07.2012). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 07.10.2021).

4. O prisoedinenii Rossijskoj Federacii k Mezhdunarodnoj konvencii ob uproshchenii i garmo-nizacii tamozhennyh procedur ot 18 maya 1973 goda v redakcii protokola o vnesenii izmenenij v Mezhdunarod-nuyu konvenciyu ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur ot 26 iyunya 1999 goda: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2010 g. № 584. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 07.10.2021).

5. Danilov R.V. Informacionnye tamozhennye tekhnologii kak sredstvo obespecheniya bezopasnosti mezhdunarodnoj torgovli [Elektronnyj resurs] //

ческие, экологические аспекты : сб. науч. тр. 3-й Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 60-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=727515235. Доступ из Научной электронной библиотеки Elibrary.ru (дата обращения 30.09.2021).

6. Каменская Е.А., Марденская Е.О., Василе-кина О.М. Особенности использования информационных технологий в таможенном деле // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5. С. 1270-1277.

7. Сергеева И.А., Петрова Ю.О. Управление деятельностью таможенных органов на основе применения информационных технологий [Электронный ресурс] // Actualscience. 2017. № 1. С. 74-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17685203. Доступ из Научной электронной библиотеки Elibrary.ru (дата обращения 30.09.2021).

8. Цыванюк К.Д. Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами // Студенческий вестник. 2019. № 3. С. 73-75.

9. Шиманская А.В. Влияние цифровой экономики на развитие информационных таможенных технологий [Электронный ресурс] // Инновационная парадигма развития мировой экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Зарайский. 2018. С. 65-68. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=957115035. Доступ из Научной электронной библиотеки Elibrary.ru (дата обращения 28.09.2021).

Юлия Сергеевна Заровная - специалист отдела профессиональной переподготовки и повышения квалификации Омской гуманитарной академии.

Ekonomicheskaya bezopasnost': pravovye, ekonomiches-kie, ekologicheskie aspekty : sb. nauch. tr. 3-j Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. 2018. S. 60-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=727515235. Dostup iz Nauchnoj elektronnoj biblioteki Elibrary.ru (data obrash-cheniya 30.09.2021).

6. Kamenskaya E.A., Mardenskaya E.O., Vasile-kina O.M. Osobennosti ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v tamozhennom dele // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 5. S. 1270-1277.

7. Sergeeva I.A., Petrova Yu.O. Upravlenie deyatel'nost'yu tamozhennyh organov na osnove prime-neniya informacionnyh tekhnologij [Elektronnyj resurs] // Actualscience. 2017. № 1. S. 74-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17685203. Dostup iz Nauchnoj elektronnoj biblioteki Elibrary.ru (data obrash-cheniya 30.09.2021).

8. Cyvanyuk K.D. Informacionnye sistemy i in-formacionnye tekhnologii, ispol'zuemye tamozhennymi organami // Studencheskij vestnik. 2019. № 3. S. 73-75.

9. Shimanskaya A.V. Vliyanie cifrovoj ekonomiki na razvitie informacionnyh tamozhennyh tekhnologij [El-ektronnyj resurs] // Innovacionnaya paradigma razvitiya mirovoj ekonomiki : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. A.A. Zarajskij. 2018. S. 65-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=957115035. Dostup iz Nauchnoj elektronnoj biblioteki Elibrary.ru (data obrashcheniya 28.09.2021).

Yulia Sergeevna Zarovnaya - Member of the Department of Professional Retraining and Advanced Training at Omsk Humanitarian Academy

Дата поступления в редакцию 12.10.2021 г.

^ " Цитаты

На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире.

Пётр Яковлевич Чаадаев, русский философ и публицист

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.