Научная статья на тему 'Совершенствование процесса управления промышленным комплексом муниципального образования'

Совершенствование процесса управления промышленным комплексом муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL COMPLEX / PROCESS CONTROL / MUNICIPALITY / PRODUCTION POTENTIAL / SOCIOECONOMIC MONITORING / SYSTEMS APPROACH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гороховицкая Татьяна Николаевна, Тойшева Ольга Анатольевна, Шиляева Ольга Николаевна

В статье рассматривается необходимость совершенствования процесса управления промышленным комплексом муниципального образования, которые являются основой формирования промышленного потенциала и служат составной частью государственного промышленного комплекса. Авторы считают, что промышленный комплекс муниципалитета, с точки зрения производственного потенциала необходимой рассматривать в системе, так как в нем заложены элементы, которые выполняют множество различных функций в процессе выпуска и реализации продукции, все функции при этом выполняются одновременно и в совокупности. Развитие муниципального промышленного комплекса требует особого подхода, который должен полностью отражать интересы муниципального образования. По мнению авторов, полная автоматизация процесса управления обеспечит поэтапное совершенствование деятельности не только самого комплекса, но и окажет положительное влияние на муниципалитет в целом. Промышленная политика должна соответствовать отраслевой специфики комплекса и муниципального образования, что позволит быстрее достичь положительного результата. Авторы в статье рассматривают основные инструменты, способствующие устойчивому развитию не только промышленного комплекса, но и муниципального образования в целом. Развитие мониторинга и промышленной политики приведет к повышению уровня конкурентоспособности и позволит повысить не только экономическую, но и социальную составляющую муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гороховицкая Татьяна Николаевна, Тойшева Ольга Анатольевна, Шиляева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the management process industrial complex of the municipality

The article discusses the need to improve the management of the industrial complex of the municipality, which is the basis of formation of the industrial potential and are an integral part of the state of the industrial complex. The authors believe that the production of the municipality, in terms of productive capacity should be viewed in the system, as it laid the elements that perform a variety of functions in the process of production and sales of products, all functions are performed simultaneously at the same time and in the aggregate. Development of a municipal industrial complex requires a special approach, which should fully reflect the interests of the municipality. According to the authors, the full automation of the management process will ensure a gradual improvement of the activities are not only very complex but also have a positive impact on the municipality as a whole. Industrial policy should meet the industry-specific sector and the municipality, which will quickly achieve a positive result. The authors of the article describe the main tools to facilitate sustainable development, not only industry, but also of the municipality as a whole. Development of monitoring and industrial policy will lead to increased competitiveness and will improve not only the economic but also the social component of the municipality.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса управления промышленным комплексом муниципального образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN615.pdf DOI: 10.15862/04EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/04EVN615)

УДК 658.5

Гороховицкая Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

Сызранский филиал, г. Сызрань, Россия1 Заведующая кафедрой «Экономика и управление» Кандидат экономических наук

Доцент

E-mail: kafedra.eu@mail.ru

Тойшева Ольга Анатольевна

ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

Сызранский филиал, г. Сызрань, Россия Кандидат экономических наук

Доцент

E-mail: Tojsheva@yandex.ru Шиляева Ольга Николаевна

ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

Сызранский филиал, г. Сызрань, Россия Старший преподаватель E-mail: kafedra.eu@mail.ru

Совершенствование процесса управления промышленным комплексом муниципального образования

1 446028, Самарская область, г. Сызрань, пр. Космонавтов, д. 18, кв. 43

Аннотация. В статье рассматривается необходимость совершенствования процесса управления промышленным комплексом муниципального образования, которые являются основой формирования промышленного потенциала и служат составной частью государственного промышленного комплекса.

Авторы считают, что промышленный комплекс муниципалитета, с точки зрения производственного потенциала необходимой рассматривать в системе, так как в нем заложены элементы, которые выполняют множество различных функций в процессе выпуска и реализации продукции, все функции при этом выполняются одновременно и в совокупности.

Развитие муниципального промышленного комплекса требует особого подхода, который должен полностью отражать интересы муниципального образования. По мнению авторов, полная автоматизация процесса управления обеспечит поэтапное совершенствование деятельности не только самого комплекса, но и окажет положительное влияние на муниципалитет в целом. Промышленная политика должна соответствовать отраслевой специфики комплекса и муниципального образования, что позволит быстрее достичь положительного результата.

Авторы в статье рассматривают основные инструменты, способствующие устойчивому развитию не только промышленного комплекса, но и муниципального образования в целом. Развитие мониторинга и промышленной политики приведет к повышению уровня конкурентоспособности и позволит повысить не только экономическую, но и социальную составляющую муниципального образования.

Ключевые слова: промышленный комплекс; процесс управления; муниципальное образование; производственный потенциал; социально-экономический мониторинг; системный подход; устойчивое развитие; промышленная политика.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гороховицкая Т.Н., Тойшева О.А., Шиляева О.Н. Совершенствование процесса управления промышленным комплексом муниципального образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/04EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

В настоящее время для оценки мощности, потенциальных возможностей промышленных предприятий малых и средних городов существуют различные оценки и характеристики. Основной является «производственный потенциал». В широком смысле потенциал - это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Сегодня понятие «производственный потенциал» прочно утвердилось в отечественной и зарубежной экономике. Впервые данный термин появился в начале 70-х годов, и связан он был в основном с развитием научно-технического прогресса, а также с проблемой, которая отражает ресурсный потенциал промышленного производства [10].

В основе производственного потенциала предприятий малых и средних городов лежат отношения, которые отражают результаты производительных сил и производственных отношений, а также является основной составной частью экономического потенциала региона, области и страны в целом.

А.И. Анчишкин одним из первых использовал в отечественных научных трудах понятие «производственный потенциал», с его точки зрения в основу производственного потенциала входят ресурсы промышленных предприятий, которые в дальнейшем принимают форму основных факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. В дальнейшем многие отечественные ученные придерживались данной точки зрения в отношении данного понятия [7].

Сегодня промышленные предприятия рассматриваются с точки зрения промышленных комплексов муниципальных образований, и в связи с этим промышленный потенциал комплекса заменяется понятием экономический потенциал, потому что он более полно отражает основную сущность промышленного комплекса, который часто является основной составляющей социально-экономического развития муниципалитета.

Экономический потенциал включает в себя основные компоненты, всесторонность, системность, целостность, которые в полной мере отражают всю глубину промышленного потенциала комплекса. Данные компоненты также являются основой для формирования и развития промышленных составляющих комплекса - предприятий.

В основе экономического потенциала заложен анализ промышленного комплекса муниципального образования, а именно экономические и хозяйственные, производственные отношения, т.е. происходит процесс взаимодействия с внешней средой (область, регион, государство).

Основу производственного потенциала составляет взаимосвязь с внутренней средой, которая выражается в производственных отношениях внутри каждого предприятия комплекса. Но необходимо отметить, что на процесс использования промышленного потенциала, также оказывает свое влияние и внешняя среда.

Промышленный комплекс муниципелитета, с точки зрения производственного потенциала является системой, в ее основу заложены элементы, которые выполняют множество различных функций в процессе выпуска и реализации продукции, все функции при этом выполняются одновременно и в совокупности.

В масштабах региона приоритетными являются направления развития промышленных комплексов, результаты, деятельности которых позволяют обеспечить прямые и косвенные потребности населения, его благосостояние [6].

С учетом этого научный и практический интерес представляет социально-экономический мониторинг развития промышленного комплекса в целом, а также выявление

наиболее слабых его звеньев, что, безусловно, позволит целесообразно перераспределять сырьевые ресурсы для достижения целей как городского, так и регионального масштаба.

В обозначенном русле нами предлагается применять системный подход при рассмотрении вопроса развития муниципального промышленных комплексах. Системный подход - это методология исследования объекта как системы.

Системой называется совокупность взаимосвязанных данных (элементов), которые характеризуются сложностью, иерархичностью, целостностью и организованностью.

На наш взгляд, любой промышленный комплекс муниципального образования относится к сложной системе, потому что он включает в себя многочисленные иерархические уровни соподчинения. Сложность системы промышленного комплекса проявляется в наличии совокупности основных частей, каждая из которых делится на наиболее мелкие составные части. Как правило, в иерархической структуре промышленного комплекса имеет место большое количество прямых и обратных связей. Следовательно, если на каком-то участке иерархии, происходит какое-либо изменение, то оно незамедлительно оказывает определенное влияние на другие составные элементы иерархической системы.

В иерархической структуре сложной системы имеет место большое количество обратных связей между элементами предприятия. Характерным признаком сложности является то, что изменения, возникающие в какой-либо одной части предприятия как системы, вызывают изменения в других его частях.

Анализируя структуру территориальных систем промышленного комплекса, необходимо отметить, что процесс формирования систем государственного промышленного комплекса берет свое начало именно с муниципальных промышленных комплексов и именно там закладывается основа экономического развития, которая в дальнейшем положительно сказывается на стабилизации промышленной экономики всей страны [5].

Следовательно, для того чтобы система муниципального промышленного комплекса функционировала и приносила положительный результат в области социально-экономического развития необходимо, чтобы в городе, где расположен комплекс, были приняты все необходимые для этого шаги, а именно в первую очередь была разработана и принята промышленная политика, а также сформирована система социально-экономического мониторинга [4].

Развитие комплекса требует особого подхода, который должен полностью отражать интересы муниципального образования. По мнению авторов, важным звеном развития комплекса является его полная автоматизация (рис.), которая будет обеспечивать поэтапное совершенствование деятельности не только самого комплекса, но и окажет положительное влияние на муниципалитет в целом.

Рис. Направления совершенствования деятельности муниципального промышленного комплекса (источник: разработано автором)

Мониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов, который позволит обеспечить полную автоматизацию деятельности муниципального промышленного комплекса и окажет положительное влияние на муниципалитет. Отличие социально-экономического мониторинга от традиционного анализа в экономике хозяйственной деятельности субъектов РФ заключается в предмете, целях и методах изучения [3]. Социально-экономический мониторинг как целостная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных процессов является необходимой основой для подготовки, принятия и контроля решений в структурах промышленного комплекса муниципального образования. Особенно ценен этот метод в переходный экономический период.

Система мониторинга муниципального промышленного комплекса позволит практически в режиме реального времени производить независимые оценки тенденций развития его экономического состояния, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния предприятия и важнейших социально-экономических факторов.

Система позволит сформировать необходимую основу для раннего обнаружения экспертами возникающих в деятельности предприятия диспропорций, что позволяет повысить эффективность реализуемой стратегии экономического развития города, региона и страны в целом.

Система мониторинга требует постоянного развития в направлении поддержания промышленного потенциала, а именно:

• в рамках государственных, региональных отраслевых рынках вести постоянное наблюдение за сценариями и прогнозами с целью безопасного развития промышленного комплекса муниципального образования;

• вести постоянное наблюдение за математическими и экономическими моделями поддержания конкурентоспособности промышленного комплекса в направлении промышленных технологий и инвестиционного проектирования с учетом коммерческих рисков;

• обеспечивать информационную безопасность;

• вести наблюдение за развитием систем наблюдений за состоянием технических устройств, зданий и сооружений с целью контроля их технического состояния;

• наблюдать за совместимостью баз данных технико-экономических показателей и параметров эффективности производственных технологий, переход на использование рекомендованных, стандартных и аттестованных технологических данных.

Особого внимания требует сценарий, который будет включать в себя неотъемлемую составную часть наблюдения - технический мониторинг, чтобы не допустить на предприятиях комплекса снижения доли вновь вводимого оборудования, и увеличения темпов старения производственного оборудования.

Мониторинг, проводимый постоянно действующей группой экспертов на предприятиях, позволит осуществлять обследование технических устройств практически без влияния на технологический процесс (в межсменный период, период кратковременных плановых остановок, а в отдельных случаях и без них).

При проведении мониторинга в течение всего времени эксплуатации наблюдаемого объекта, имеется возможность определить такие режимы его работы, которые позволят получить максимальную отдачу от объекта с минимальной вероятностью возникновения опасных инцидентов. То есть выбрать такие режимы работы объекта, которые будут соответствовать с одной стороны его максимальным техническим возможностям функционирования в данный период времени, а с другой стороны максимальной безопасности этих режимов.

Постоянно проводимый технический мониторинг позволит получать информацию, которая позволит своевременно принимать правильные управленческие решения, а именно:

• оперативно устранять выявленные в ходе мониторинга дефекты;

• производить экономическую оценку целесообразности дальнейшего использования того или иного оборудования;

• оценить качество сервисного обслуживания;

• определить и оценить влияние выявленных негативных факторов на себестоимость продукции.

Мониторинг муниципального промышленного комплекса предполагает предоставлять четкую последовательность действий для принятия правильного решения о капитальных вложениях в обслуживание, замену, реконструкцию оборудования.

Достичь наибольшего результата в совершенствовании процесса управления помогает и промышленная политика, которая оказывает положительное влияние на развивающийся экономический и производственный потенциал муниципального образования [1].

При этом важно помнить, что промышленная политика требует определенных условий, при которых она будет успешно развиваться. К таким условиям можно отнести защиту прав собственности, поддержку конкурентной среды, обеспечение всех предпринимательских

структур равным доступом к информационным ресурсам, создание инфраструктуры бизнеса, законодательную поддержку предпринимательства [8].

Следовательно, в этих условиях совершенно необходимо, чтобы участниками разработки и реализации промышленной политики выступали не только федеральные власти, но и регионы, бизнес, научные, общественные организации и другие институты гражданского общества.

Важнейшим признаком устойчивого развития экономики как региона, города и страны в целом, является ее способность к росту. В условиях рыночных отношений стремление субъектов хозяйствования к экономическому росту существует постоянно. Историческое наследие таково, что крупные предприятия и промышленные комплексы являются основой экономики многих городов и регионов Российской Федерации. Однако в градообразующих предприятиях далеко не всегда имеются условия для экономического роста, что, в конечном счете, негативно сказывается на увеличении валового городского продукта, как на важнейшем обобщающем показателе функционирования общества [9].

Основой экономического роста муниципального промышленных комплексов, является промышленная политика, которая должна полностью соответствовать отраслевой специфики комплекса, этого можно достичь, если в проекте промышленной политики будут четко прописаны мероприятия и концепции развития предпринимательских структур. Мероприятия и концепции развития должны учитывать все особенности муниципального образования.

Анализируя состояние муниципальных промышленных комплексов, выявляются схожие проблемы, которые замедляют процесс роста, развития промышленных предприятий и как следствие их конкурентоспособность. На предприятиях по 10-15 лет не проводилась модернизация и реконструкция оборудования, доля вновь вводимого оборудования составляет, как правило, порядка 11%. Все это привело к тому, что предприятиям в первую очередь необходима всесторонняя поддержка и помощь в решении этих первоочередных задач, и только потом они будут готовы к новому витку в вопросах освоения, развития и внедрения новых технологий и конкурентной продукции [2].

Привлечение инвестиций, незаинтересованность банков, высокая учетная ставка, уменьшение бюджетных средств, это только некоторые трудности, с которыми знакомы практически все промышленные предприятия малых и средних городов привели к тому, что техническое перевооружение производства предприятия проводят за счет собственных средств, которых недостаточно в связи с нестабильным финансово-экономическим состоянием.

Муниципалитеты, как правило, подвержены дефициту городского бюджета, выход промышленных предприятий на новый уровень развития может быть осуществлен за счет четко определенных приоритетов развития промышленности.

Осуществление целенаправленной промышленной политики, которая должна быть основана на программном подходе и направлена на регулирование деятельности, на реализацию комплекса мер направленных на поддержку промышленных предприятий в соответствии с выбранными приоритетами.

В связи с этим мы можем в утвердительной форме сказать, что административному аппарату муниципальных образований необходимо больше уделять внимания вопросам развития промышленного комплекса, что позволит улучшить финансовые результаты, влияющие на социально-экономическое развитие не только города и региона, но страны в целом.

В заключении отметим, что мониторинг является важной составной частью промышленной политики, и непосредственно оказывает свое влияние на развитие промышленной составляющей муниципального образования. Промышленная политика и мониторинг относятся к инструментам, и способствуют устойчивому развитию экономики муниципалитет, которое во многом зависит от рационального использования ресурсного и промышленного потенциала

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для баклавров. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с.

2. Доклад «Социально - экономическое положение Самарской области 2014 год. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области». -2015. - 119 с.

3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с.

4. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование. - М.: Феникс, 2013. - 494 с.

5. Наумов С.Ю., Сергушко С.В., Подсумкова А.А. Теория государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - М.: Форум, 2011. - 320 с.

6. Онанко Н.А. Государственное и муниципальное управление. - Мгиу, 2008. - 104 с.

7. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 158 с.

8. Тойшева О.А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. №4. С. 46-50.

9. Тойшева О.А., Панцева Е.Ю. Развитие системы мониторинга в муниципальных образованиях. Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22). С. 77.

10. Tojsheva O.A., Pantseva E.Yu., Ко2Ьеушкоуа S.A., Bolshakova L.S. Studying the process of urban development business structures based on socio-economic indicators in the framework of improving industrial policy. В книге: Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. С. 189-201.

Рецензент: Александрова Ольга Борисовна, доцент, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет».

Gorokhovitskaya Tat'yana Nikolaevna

Syzran Branch of Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

«Samara State University of Economics»

Russia, Syzran E-mail: kafedra.eu@mail.ru

Toysheva Ol'ga Anatol'evna

Syzran Branch of Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

«Samara State University of Economics»

Russia, Syzran E-mail: Tojsheva@yandex.ru

Shilyaeva Ol'ga Nikolaevna

Syzran Branch of Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education

«Samara State University of Economics»

Russia, Syzran E-mail: kafedra.eu@mail.ru

Improving the management process industrial complex

of the municipality

Abstract. The article discusses the need to improve the management of the industrial complex of the municipality, which is the basis of formation of the industrial potential and are an integral part of the state of the industrial complex.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors believe that the production of the municipality, in terms of productive capacity should be viewed in the system, as it laid the elements that perform a variety of functions in the process of production and sales of products, all functions are performed simultaneously at the same time and in the aggregate.

Development of a municipal industrial complex requires a special approach, which should fully reflect the interests of the municipality. According to the authors, the full automation of the management process will ensure a gradual improvement of the activities are not only very complex but also have a positive impact on the municipality as a whole. Industrial policy should meet the industry-specific sector and the municipality, which will quickly achieve a positive result.

The authors of the article describe the main tools to facilitate sustainable development, not only industry, but also of the municipality as a whole. Development of monitoring and industrial policy will lead to increased competitiveness and will improve not only the economic but also the social component of the municipality.

Keywords: the industrial complex; process control; municipality; production potential; socioeconomic monitoring; systems approach; sustainable development; industrial policy.

REFERENCES

1. Vasilenko I.A. State and municipal management. Textbook for baklavrov. - M.: Yurayt, 2012. - 431 p.

2. Report «Socio - economic situation of the Samara region in 2014. Federal State Statistics Service. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Samara region» - 2015. - 119 p.

3. Ivanov V.V., Korobov A.N. State and municipal management using information technology - M.: INFRA-M, 2013. - 383 p.

4. Kobil A.G. Municipal management and social planning. - M.: Phoenix, 2013. - 494 p.

5. Naumov S.Y., Sergushko S.V., Podsumkova A.A. Theory of State and Municipal Management: Textbook. - M.: Forum, 2011. - 320 p.

6. Onanko N.A. State and municipal upravlenie. - MGIU, 2008. - 104 p.

7. Oreshin V.P. State and municipal management: Textbook. - M.: IC RIOR: INFRA-M, 2011. - 158 p.

8. Toysheva O.A. Formation of the mechanism of management of development of the business environment of municipalities. Scientific-methodical electronic journal concept. 2014. №4. S. 46-50.

9. Toysheva O.A., Pancevo E.Y. Development of a monitoring system in the municipalities. Internet magazine Naukovedenie. 2014. №3 (22). S. 77.

10. Tojsheva O.A, Pantseva E.Y., Kozhevnikova S.A, Bolshakova L.S Studying the process of urban development business structures based on socio-economic indicators in the framework of improving industrial policy. In the book: Sustainable economic development of regions ed. by L. Shlossman. Vienna, 2014. S. 189-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.