[4] Слукина С.А. Инфраструктура и логистика промышленных предприятий: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2015. - 88 с.
[5] Новая технология перевозки зерновых грузов на экспорт опробована в Оренбургском регионе ЮУЖД. [Электронный ресурс] -http://yuzd.rzd.ru/news/public/ru?structure_id=50&layer_id =4069&refererLayerId=3941&refererPageId=704&id=123303.
[7] Богдан Лисек, Лилиан Крутоног Rail Cargo Logistics Czech - инновационный подход к развитию транспортных услуг // Инновации транспорта. 2016. № 1. С. 22-27
[6] Терминал по перегрузке угля начал работу на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги [Электронный ресурс]. -http://kzd.rzd.ru/news/public/ru?structure_id= 4059&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=4913.
[8] SBB Cargo - новации в сфере повагонных перевозок // Железные дороги мира. 2017. № 5. С. 30-32.
[9] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг: учебное пособие. - Москва, 2017. 160 с.
[10] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Формирование и развитие компетенций по транспорт-но-экспедиционному обслуживанию в условиях рыночной экономики: теория, практика, перспективы: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2016. 160 с.
MODERN THEORETICAL AND PRACTICAL TRENDS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE TRANSPORT AND LOGISTIC SPHERE
N. V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin
Key words: innovative activity; transport and logistic sphere.
The evaluation method of transport and logistic projects including the evaluation criteria meeting the requirements to the results of innovative development of the transport and logistic sphere is developed. The role of the infrastructure in the innovative development of the transport and logistic sphere is considered. The Russian and foreign practice in rail freight transportation as a segment of the transport and logistic sphere is presented.
Статья поступила в редакцию 06.04.2018 г.
УДК 656.62.064
В.В. Цверов, д.э.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5. А.В. Пучкова, логист, ООО «Автоглушитель» 603029, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, 11.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СКЛАДСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ДОСТАВКИ В СРОК
Ключевые слова: доставка в срок, стандарт на логистический процесс, организационные факторы сбоев при складском обслуживании.
В статье рассмотрена возможность повышения надежности доставки продукции в срок за счет выявления дестабилизирующих складское облуживание организационно -технологических факторов и снижения их влияния посредством совершенствования регламента процесса складского обслуживания.
Доставка в срок при поставках продукции является важнейшим критерием конкурентоспособности предприятия. Одним из основных факторов, влияющих на срок доставки, является своевременность отгрузки продукции со склада, которая в свою очередь зависит от надежности выполнения отдельных технологических операций складского процесса и согласованности действий отдельных технологических звеньев и отдела логистики.
Рассмотрим значимость различных организационно-технологических дестабилизирующих факторов на процесс складского обслуживания при отгрузке продукции со склада и возможность снижения их влияния для обеспечения доставки в срок на примере производственного предприятия среднего бизнеса ИП «А».
Задача организации бесперебойной и своевременной отгрузки товаров сборными партиями или отдельными евро-фурами до 20 тонн на предприятии «А» возложена на логиста компании.
В ходе проведения исследования на данном предприятии был выявлен ряд проблем, мешающих выполнению поставленной задачи. В основном, это происходило из-за недопониманий, возникающих между сотрудниками и отсутствия четко обозначенных обязанностей каждого работника.
Все решения в компании принимаются владельцем компании, либо по согласованию с ним. В компании 18 подразделений и более 500 сотрудников, что делает такой стиль работы весьма напряженным как для сотрудников, так и для руководства. В ходе исследования стало понятно, что ситуацию может изменить только грамотное разграничение зон ответственности между работниками и чёткое описание их функционала.
На предприятии установлен следующий алгоритм работы по отгрузке продукции при поставках:
1. Менеджер получает заявку от клиента.
2. Менеджер передает информацию оператору по почте, либо в сообщении через корпоративный мессенджер. При розничном заказе согласует отправку через транспортную компанию (далее ТК) с отделом логистики.
3. Оператор заносит заявку в 1С:Бухгалтерия 8, выставляет счет.
4. Менеджер отправляет счет клиенту на оплату. Получает подтверждение от клиента о покупке (после этого клиент производит оплату, если не предусмотрена иная форма оплаты).
5. Менеджер проверяет оплату, документы и платежеспособность клиента при использовании услуги «отсрочка платежа».
6. Заявка заносится менеджером в систему «1С-Битрикс» к утвержденному вре-мени(«1С-Битрикс: Корпоративный портал» - программный продукт для создания внутрикорпоративного информационного ресурса, решающего коммуникационные, организационные и HR-задачи компании).
7. Оператор печатает четыре накладные на сборку и передает их на склад для сборки заказа (накладные передаются сразу после согласования).
8. Кладовщики собирают заказ, делают «вычерки» при отсутствии на складе позиций, которые еще числились в системе на остатках, проставляют количество паллет в системе «1С:Битрикс», либо указывают количество отдельных мест на накладной, если заказ розничный.
9. Дежурный кладовщик передает накладные в отдел логистики.
10. Логист распределяет накладные по автомашинам. Определяет порядок загрузки, нумеруя накладные.
11. Логист передает два экземпляра пронумерованных накладных на склад на сборку, для отчетности. А два экземпляра передает на склад на погрузку.
12. Ставится автомашина под погрузку.
13. Осуществляется загрузка автомашины.
14. Подготовленные документы (товарно-транспортная накладная, счета-фактуры, договора) передаются водителю.
Наблюдения за процессом позволили выявить причины сбоев в ходе отгрузки продукции со склада, приводящие к задержкам в отправке продукции от десяти минут до трех суток. Наблюдения проводились в течение семи месяцев, и позволили дать количественную оценку последствий по видам сбоев. Их результат приведены в табл. 1.
Таблица 1
Потери времени при доставке продукции из-за часто возникающих организационно-технологических причин на складе предприятии «А»
Причины сбоев Потери времени, сут. Частота воз- Суммарные
Минимум Максимум Средние никновения, раз/год потери времени в год, сут.
Поздняя сдача накладной на по- 0,042 14 3,71 247 916,37
грузку менеджером
Не была предоставлена инфор- 0,042 14 3,33 82 273,06
мация о графике ожидания това-
ра клиентом
Опечатки при оформлении заказа 0,007 14 1,52 168 255,36
в 1С:Бухгалтерия 8, либо на сай-
те транспортной компании
Отсутствие директора на рабочем 0,042 14 7 4 28
месте
Неверный порядок погрузки, 0,021 0,125 0,84 24 20,16
путаница на складе
Потеря накладной 0,021 0,125 0,39 24 9,36
Опечатка при занесении 0,007 0,083 0,05 48 2,4
в «1С-Битрикс»
Итого 597 1504,71
Из табл. 1 видим, что потери времени из-за сбоев в выполнении операций в год существенны - они составляют 1504,71 суток.
На предприятии есть годами выработанный стиль управления, где практически все вопросы согласуются с ее владельцем (от реализации новых проектов до выбора поставщика по разовой сделке или замены ступенек на крыльце офисного здания). Персонал знает только свой обобщенный функционал, что рождает хаос и весомые простои в работе. Решением проблемы может стать конкретизация функционала. Создание описания алгоритма работы, включающего часто встречающиеся проблемные ситуации, чтобы работники, которые никогда не сталкивались с проблемой, знали как ее можно быстро решить.
Практически возможность возникновения каждого сбоя может быть устранена на уровне работников и руководителей подразделений, но для этого они должны иметь соответствующий инструментарий, согласованный с владельцем компании.
Обзор научно-методических исследований в области логистики [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] показал, что непосредственных исследований по учету влияния взаимосвязей подразделений логистики (и в частности склада) на сроки доставки и поставки на сегодняшний момент нет. Работы по организации складских процессов есть: так, Волгин В.В. [1] и Гаджинский А.М. [2], Эммет С. [11] дают качественное описание практически все складских операций и процессов, не увязывая их с доставкой в срок; Дыбская В.В. в докторской диссертации [3] и Грязнова О. в статье: «Взаимодействие
структурных подразделений компании для мобилизации потенциала складского хозяйства» [12], рассматривают взаимодействие структурных подразделений, но с другой целью - повышения эффективности самого склада. При этом ряд авторов считает целесообразным использование регламентации в логистических системах [2, 3, 13, 14, 15, 16], так как даже простое описание любого процесса повышает производительность труда на два процента. [2]
По нашему мнению, путем решения описанной проблемы является использования такого инструмента, как регламент на логистический процесс (ЛП) - включающий и взаимно увязывающий в единое целое регламенты выполнения каждой из отдельных его операций с целью повышения эффективности процесса в целом.
Методические подходы к разработке стандартов на ЛП даны в работах [15,16], в том числе с участием авторов [14, 17].
Функционирование цепей поставки (частью которой является цепь доставки) невозможно без взаимодействия ее звеньев (во внутренних цепях поставки - подразделений предприятия, являющихся звеньями этой цепи). Чтобы достичь успеха в управлении цепями доставки, необходимо четко организовать взаимоотношения между ее звеньями. Решению данной задачи возможно через регламентацию ЛП - регламент «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок», в котором увязываются все взаимосвязи участников этого процесса.
В рамках этого регламента необходимо создание индивидуального регламента для каждого звена (операции) внутренней цепи поставки.
Важным и требующим глубоких профессиональных знаний этапом управления ЛП является адекватное описание существующих бизнес-процессов и регламентация их рационального выполнения. Решения по надлежащему исполнению процессов могут быть реализованы лишь конкретными исполнителями работ. Необходимым инструментом эффективной реализации этих решений являются определение последовательности действий и состава конкретной документации по каждой операции. Это может обеспечиваться через разработку и использование стандартов (регламентов) на ЛП и выполнение в них операций. Во внутренних ЛП это стандарты предприятия. При разработке методического обеспечения на ЛП следует учитывать требование стандартов. Вместе с тем разработка рационального выполнения ЛП дополнительно требует учитывать принципы функционально-стоимостного анализа. Это позволяет эффективно совершенствовать организацию, способствует обеспечению гибкости выполнения процессов, что принципиально важно в условиях конкуренции и быстрого изменения рыночной среды.
С учетом научных наработок [14, 15, 16] и накопленного авторами опыта разработки регламентов на ЛП предлагается для формирования регламента на ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» расширенный алгоритм разработки регламента на ЛП, приведенный на рис. 1.
Принципиально важно перед тем, как ввести в действие новый регламент, его проект обсудить со всеми заинтересованными лицами (знакомство, комментарии, предложения). Но после того, как обсуждение закончено, правки «задним» числом и несогласия не допускаются. При этом для поддержания регламента в актуальном состоянии руководитель отдела логистики должен контролировать использование регламентов, проверяя результат работы на предмет соответствия заданным параметрам качества и соответствию изменениям в бизнес-процессах.
Рис. 1. Предлагаемый алгоритм разработки регламента на логистический процесс
Наличие альтернативных вариантов исполнения операций являются действенным инструментом борьбы со сбоями в ЛП и тем самым способным повысить надежность доставки продукции в срок. Разработанные авторами пути сокращению сбоев из-за возникающих организационно-технологических причин в рамках ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» приведены в табл. 2.
Таблица 2
Пути сокращению сбоев из-за часто возникающих организационно-технологических причин в рамках ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» на предприятии «А»
Причина сбоя Пути решения проблемы
1. Поздняя сдача накладной на погрузку менеджером Введение информативной формы срока сдачи накладных (см. табл. 3)
Введение штрафных санкций при несвоевременной сдаче накладных без уважительной причины. Контроль возлагается на руководителя отдела продаж
2. Менеджером была предоставлена ошибочная информация о графике ожидания товара клиентом, не указана невозможность проезда фур к складу грузополучателя Разработать форму, которая будет крепиться к документам на отгрузку и накладным. Заказ на расписание автотранспорта принимается только при наличии полностью заполненной формы доставки (см. табл.4)
Введение штрафных санкций при выявлении случаев, когда менеджер указал неверное время ожидания товара клиентом или иную информацию, которая влияет на график доставки. Контроль возлагается на руководителя отдела продаж
3. Опечатки при оформлении заказа в 1С-Бухгалтерия 8, либо на сайте транспортной компании Создание инструкций для введения заказа в 1-С (см. табл. 5)
Создание инструкций для введения заказа на перевозку на сайте перевозчика (см. табл. 5.)
4.Отсутствие директора на рабочем месте Выдача заместителю директора доверенности на право подписания документов, не имеющих отношения к дальнейшему развитию компании (продление договоров, заявление на административный отпуск, выдача наличных средств и т.д.)
Передача полномочий по решению спорных ситуаций заместителю директора по хозяйственной части
6. Путаница на складе / не была предоставлена информация о графике ожидания товара клиентом Введение системы маркировки груза с указанием номера авто на коробках изделий и порядкового номера загрузки
4. Опечатка при занесении в Битрикс Создание инструкций для введения заказа в «1С-Битрикс» (см. табл. 5.)
5. Потеря накладной При отсутствии накладной на любом этапе выполнения заказа, оператор повторно распечатывает накладную, проставляет печати, росписи и передает заинтересованному лицу
В обязанности кладовщика включить не только выписку товара и его погрузку в транспортное средство, но и соблюдение предусмотренной логистами и водителями очередности загрузки. При выявленных нарушениях в очередности погрузки, не согласованных с логистом, либо водителем, предусмотреть штраф для кладовщика: 500 руб./авто.
Таблица 3
Утвержденная информативная форма срока сдачи накладных
Крайнее время сдачи накладных Направление
Понедельник до 12:00 Сибирь, Барнаул, Новосибирск, Омск, Иркутск, Красноярск, Кемерово и города расположенные на расстоянии не более 50 км от вышеназванных
Понедельник до 15:00 Йошкар-Ола, Киров, Сыктывкар
Вторник до 15:00 Н. Поволжье (Казань, Челны, Альметьевск) В. Поволжье (Вологда, Череповец, Ярославль, Кострома) Ульяновск, Чебоксары, Димитровград Рязань, Тула, Калуга
Четверг до 14:00 Север (Тюмень, Архангельск) Урал (Екатеринбург, Курган, Челябинск) Северо-запад (Санкт-Петербург, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков)
Четверг до 15:00 Остальные направления: Тольятти, Самара, Оренбург Астрахань, Волгоград, Саратов, Волжский Саранск, Пенза Центр (Тамбов, Липецк, Воронеж, Орел) ЮГ (Ростов, Краснодар, Ставрополь) СНГ (Казахстан, Беларусь) Северный Кавказ (Дагестан, Махачкала) - отправка осуществляется по готовности заказа на фуру
Ежедневно до 12:00 Москва, Тверь, Гагарин, Вязьма, Владимир, Ковров - отправка осуществляется на следующий рабочий день
Ежедневно до 16:30 Нижний Новгород, Кстово, Бор, Первомайск - отправка осуществляется на следующий рабочий день.
В соответствии с разработанным регламентом заказ на автотранспорт принимается только при наличии полностью заполненной формы доставки (табл. 4). Эта форма должна будет крепиться к документам на отгрузку и накладным и должна значительно сократить сбои в процессе доставки из-за того, что менеджером была предоставлена ошибочная информация о графике ожидания товара клиентом или не указана невозможность проезда фур к складу грузополучателя.
Таблица 4
Бланк доставки
Наименование клиента
Адрес выгрузки
Режим работы склада
Контактный номер на выгрузке
Наличие подъезда к точке выгрузки
Ожидаемая дата прибытия по графику
Расчет на выгрузке наложенным платежом
Необходимость помочь выгрузить товар на склад
Разработанные инструкции для обеспечения сокращения сбоев по отдельным операциям ЛП приведены в табл. 5.
Таблица 5
Разработанные инструкции для обеспечения сокращения сбоев
Инструкции по выполнению операций Состав действий по операции
1. Оформление заказа в «1С: Бухгалтерия 8» 1. Для оформления заказа покупателю перейдем в раздел «Продажи». Выберем пункт «Заказы клиентов». 2. Создаем новый документ. Указываем клиента. Нам нужно выбрать так же соглашение. И добавить товар, который хочет приобрести клиент. Укажем количество товара и его цену. Также нам необходимо указать желаемую дату отгрузки (оператору передает информацию о дате отгрузки менеджер). 3. На закладке «Дополнительно» нужно проверить заполнение этапов оплаты. Заполним их автоматически. И выберем вариант оплаты - «оплата наличными», «оплачен» «оплата через Али Экспресс», «частичная оплата», иначе программа нам не даст отгрузить данный товар. Нажимаем «Записать». Нажимаем кнопку «Провести и закрыть». И у нас создается документ «Заказы клиентов». 4. Введем «На основании» заказа клиента документы «Счет», «Счет-фактура», «Акт», «ТТН». 5. Перед отгрузкой вводим «На основании» заказа клиента документ «Реализация товаров и услуг». Система не позволяет нам ввести документ реализации товаров и услуг пока документ находится в статусе «к обеспечению» (на складе не осталось требуемого товара к отгрузке). Если товар в наличии, то вводим «На основании» - «реализация товаров и услуг». Здесь нам требуется на закладке «Дополнительно» указать подразделение. Укажем «отдел продаж». Создадим счет-фактуру. И проведем документ.
2. Заведение заказа в «1С-Битрикс» 1. Для добавления заказа в контекстной панели списка заказов есть кнопка [Добавить заказ], по нажатию которой открывается форма создания заказа. 2. Форма разделена на секции, быстро перейти к той или иной секции помогают специальные ссылки в панели Быстрая навигация. Содержимое секций можно сворачивать, а секции расположить в нужном порядке. 3. Заполнение формы создания заказа: По умолчанию первой секцией является секция Заказ, в которой указываются входящие в состав заказа товары. Можно добавить в заказ уже имеющийся товар, нажав на кнопку [Добавить товар], либо добавить новый товар (кнопка [Новый товар]), который после указания всех необходимых параметров останется в системе. Кнопка [Новый товар]... доступна только в том случае, если в настройках модуля Интернет-магазин отмечена опция «Разрешать добавлять новый товар в форме редактирования заказа». 4. Скидки можно отключить, сняв флажки с необходимых скидок в таблице состава заказа или удалив информацию о введенных купонах в поле «Промокод».
5. В секции Покупатель вы можете выбрать уже имеющегося в системе покупателя, кликнув по кнопке [Найти], причем для него вы можете выбрать уже имеющийся профиль либо создать новый. Профиль покупателя нужен для того, чтобы каждый раз заново не вводить личные данные и данные для доставки: при выборе уже созданного профиля поля заполнятся автоматически. 6. Для добавления нового покупателя следует самостоятельно заполнить поля личных данных и данных для доставки. После сохранения заказа покупатель будет добавлен в общий список пользователей. 7. В секции Отгрузка выберите необходимую службу доставки. По умолчанию - собственный транспорт. 8. В секции Оплата выберите платежную систему, с помощью которой
Инструкции по выполнению операций Состав действий по операции
покупатель будет вносить оплату за заказ: наличные водителю, расчетный счет (предоплата), расчетный счет (отсрочка платежа).Если планируется проведение нескольких оплат по заказу, то добавьте необходимые документы оплаты.
3. Занесение заказа на доставку логистическим партнерам Почта России. 1. На сайте отправлений почты России войти в личный кабинет (https://otpravka.pochta.ru/dashboard#/upload). 2. Чтобы рассчитать и оформить заказ, нажимаем «добавить» ^ «Соз-дать».В появившемся окне заполняем необходимые поля. И внизу страницы видим ориентировочный срок доставки и стоимость отправления нашей посылки. Важно!!! Вес отправки должен быть введен точно. На заказах для отправки почтой России, сотрудниками сборки, должен быть проставлен вес каждой отправки. Иначе все наши заполненные формы окажутся неверными и проделанная работа - бессмысленной. 3. Если мы хотим оформить заказ, то нажимаем кнопку внизу: Сохранить отправление. Отправление сохраняется в Новых отправках. При щелчке по нему мы видим, что у нас была создана к передаче 1 отправка. Если заказов к отправке больше, то добавляем и создаем следующую отправку. 4. Когда все заказы к отправке введены, то мы выбираем галочкой те отправления, которые необходимо уедут сегодня и нажимаем кнопку «Подготовить к отправке». Таким образом, сотрудники почты могут увидеть в системе отправки и без лишних проволочек принять товар. 5. Скачиваем архив, с документами и выводим на печать форму 103 (2 экз.) и форму 7 (1 экз.). Документы передаем вместе с накладными на город водителю.
Энергия. 1. На главной странице нажимаем «Расчет стоимости». Вводим все необходимые параметры. Получаем стоимость перевозки. 2. Инструкцию по использованию личных кабинетов можно найти через путь: Личный кабинет ^ Инструкция для ЛК.URL: [Ы^://т£-tk.ru/instruktsiya-dlya-lichnogo-kabineta/]
РАТЭК. На главной странице вводим пункт отправления, назначения, вес и объём. Нажимаем калькулятор. Вводим дополнительные параметры. И нажимаем кнопку «Рассчитать». Видим ориентировочную цену отправки. В личном кабинете можно просмотреть информацию по всем перевозкам
ЖелДорЭкспедиция. Для расчёта на главной странице нажимаем левую кнопку мыши на пункт «онлайн-калькулятор». В онлайн калькуляторе указать вес, объем и пункты отправления и назначения. Нажимаем кноп-ку[Рассчитать].
Деловые линии. На главной странице вводим пункт назначения, отправления, нажимаем «Рассчитать между терминалами». Указываем дополнительные параметры, указываем дату приемки груза. Если требуется, доставку до адреса. Видим стоимость отправки в верхнем правом углу. В личном кабинете доступны все отправки.
Байкал-сервис. На главной странице вводим пункты отправления, назначения, объем и вес. Нажимаем «Подробный расчет». Вводим значения габаритов. Ориентировочная стоимость отправки высветиться справа в углу
ПЭК. Вводим пункты назначения и отправления, вес, объем, либо габариты. Жмем «Рассчитать». Получаем результаты расчета. В личном кабинете можно видеть все отправки.
С учетом разработанных предложений по сокращению сбоев алгоритм ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» на предприятии принимает вид, приведенный на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм ЛП предприятия «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» (жирным шрифтом выделены разработанные меры по обеспечению сокращения сбоев)
Потери времени от часто возникающих сбоев в организации отгрузки продукции после внедрения регламента (рекомендаций исполнителям по вариантам исполнения операций) снизились более чем на 60% (табл. 6).
Таблица 6
Потери времени на решение часто возникающих проблем до и после внедрения разработанного регламента на ЛП
Описание проблемы Суммарные затраты времени в год, Сокращение
сут. потерь време-
до внедрения после внедрения ни за год, сут
рекомендаций рекомендаций
Поздняя сдача накладной на погрузку 916,37 245,18 671,19
менеджером
Не была предоставлена информация о 273,06 79,92 193,14
графике ожидания товара клиентом
Опечатки при оформлении заказа в 255,36 182,4 72,96
1С:Бухгалтерия 8, либо на сайте
транспортной компании
Неверный порядок погрузки, путани- 20,16 - 20,16
ца на складе
Опечатка при занесении в «1С-Битрикс» 2,4 2,1 0,3
Отсутствие директора на рабочем 28 28 0
месте
Потеря накладной 9,36 9,36 0
Итого 1504,71 546,96 957,75
Оценка эффективности введения регламента на ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» на предприятии «А». Общий годовой доход (ОГД) составляет на предприятии 1,440 млрд. руб. в год.
Среднее количество заказов (0ср) 12000 в год, из них 17% оптовых и 83% розничных (порядка10 000 розничных и 2000 оптовых заказов в год).
Продолжительность выполнения крупного заказа составляет в среднем 30 суток., мелкого - 7 суток; средняя продолжительность выполнения заказа 10,91 суток. Средний доход от выполнения одного заказа составляет 120 000 руб. Ликвидация причин, приводящих к сбоям, позволит получить дополнительный доход в размере:
АД = Дз-АТп/Тз,
где АД - возможный дополнительный доход в случае устранения причин задержек в
выполнении заказов, руб./год; Дз - средний доход от выполнения заказа в организации, руб.; Тз - средняя продолжительность выполнения заказа в организации, сут; АТп - суммарная продолжительность сокращения потерь времени за год вследствие применения разработанных мероприятий, сут. Она определяется в виде суммы по каждой из причин сбоя.
За счет сокращения потерь времени можно выполнить дополнительно 87,79 заказа. Это позволяет получить дополнительный доход в размере 10 534 800 руб.
Таким образом, дополнительный доход компании может составить 10,5 млн. руб. или 0,73 % от ее общего годового дохода. Кроме того, количество сбоев в сроках выполнения заказа по рассматриваемым причинам сокращается с 597 до 272 - на 325 (более чем в два раза), что сокращает риск сбоя выполнению заказов в срок на 2,71 % заказов. Это повышает имиджевую составляющую конкурентоспособности компании.
Основные выводы и результаты:
1. Совершенствование процесса складского обслуживания является важным фактором повышения надежности доставки в срок;
2. Выявлены организационно-технологические факторы складского процесса, приводящие к сбоям в сроках доставки и поставок (см. табл. 1);
2. Определен инструмент, обеспечивающий совершенствование процесса складского обслуживания для повышения надежности доставки - регламент на ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок»;
3. Разработан методический подход к формированию регламента на ЛП (рис. 1);
4. Разработан регламент на ЛП «Управление заказами на отпуск продукции со склада с учетом обеспечения доставки в срок» предприятия «А». Апробация регламента показала эффективность его применения для повышения надежности доставки в срок.
Список литературы:
[1] Волгин В.В. Склад : логистика, управление, анализ /В.В. Волгин. - 11-е изд., перераб. И доп.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 - 724 с.
[2] Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика : учеб.-практич. пособие / А.М. Гаджинский. - М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 176 с.
[3] Дыбская В.В. Логистическая организация и управление складированием на предприятиях оптовой торговли : дисс. ... док. экон. наук : 08.00.06 / Дыбская Валентина Владимировна. -СПб., 2000. - 329 с.
[4] Лайсонс К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсонс, М. Джиллинген; пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 798 с.
[5] Линдерс М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика / М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон; пер. с англ. - СПб. : Виктория плюс, 2002. - 768 с.
[6] Методические основы к обоснованию параметров комбинированных систем перевозок : монография / В.В. Цверов [и др.]. - Н.Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. - 152 с.
[7] Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберг; пер. с англ..
- М. : ИНФРА-М, 2005, XXXII. - 797 с.
[8] Уайт О.Ч. Управление производством и материальными запасами / О.Ч. Уайт; пер. с англ. -М. : Прогресс, 1978. - 304 с.
[9] Уолтерс Д. Логистика: управление цепью поставок / Д. Уолтерс; пер. с англ. - М. : Юнити, 2003. - 503 с.
[10] Цверов В.В. Логистические основы снабжения на речном транспорте: монография / В.В. Цверов. : Изд-во «LAMBERT Academic Publishing», 2016. - 276 с.
[11] Эмметт С. Искусство управления складом : Как уменьшить издержки и повысить эффективность / Стюарт Эмметт; перевела с англ. В.А. Калюта. - Минск : Гревцов Паблишер, 2007. -320 с.
[12] Грязнова О. Взаимодействие структурных подразделений компании для мобилизации потенциала складского хозяйства / О. Грязнова // Логистика сегодня. - М., 2016-2018. [Электронный ресурс]. URL: http://olgagryaznova.ru/warehouse1.
[13] Харрингтон Дж. Совершенство управления процессами: искусство совершенствования управления процессами / Дж. Харрингтон; пер. с англ. - М. : Стандарты и качество, 2007. -189 с.
[14] Цверов В.В. Обоснование параметров логистических процессов на складах и терминалах промышленности и транспорта : монография / В.В. Цверов, Н.Ф. Пермичев, Д.В. Хафин. -Н.Новгород: Издательство ГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008.- 224 с.
[15] Сотин В.В. Регламентация логистической системы предприятия / В.В. Сотин, Н.Б. Кондра-баев // Логистика сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://grebennikon.ru/article-mnws.html.
[16] Старченко В. Регламентация логистических процессов / В. Старченко // Деловой журнал: Время бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://viktor.starchenko.ru/2012/09/blog-post.html.
[17] Цверов В.В. Методика разработки стандарта предприятия на логистическую активность / Росинформресурс. Информационный листок № 11-007-07. - Н. Новгород: Нижегородский центр научно-технической информации, 2007. - 3 с.
IMPROVING THE PROCESS OF THE WAREHOUSE SERVICE AS A FACTOR OF INCREASING THE RELIABILITY OF DELIVERY IN TIME
V. V. Tsverov, А. V. Puchkova
Key words: delivery in time, logistics process standards, organizational factors influencing failures in warehouse maintenance.
The article considers the possibility of the increasing of reliability of the delivery ofproducts in time due to the identifying organizational and technological factors destabilizing warehouse maintenance and reducing their impact by improving the framework for the process of warehouse service.
Статья поступила в редакцию 16.03.2018 г.