УДК 378.046.4
О. Н. Кучер
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА-ПЕДВУЗ-СИСТЕМА ПК»
В статье рассмотрен подход к решению проблемы удовлетворения требований корпоративных заказчиков к качеству образовательных услуг. Автором предлагается осуществлять повышение квалификации на основе корпоративной модели «Школа-педвуз-система ПК», обеспечивающей непрерывность, индивидуализированность, практико-ориентированный характер дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации.
Ключевые слова: корпоративная модель, проективная деятельность, повышение квалификации, удовлетворенность заказчиков образовательных услуг, дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации.
Одним из приоритетных направлений российской образовательной политики является создание современной системы непрерывного образования, которая включает поддержку корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров, поддержку организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
В настоящее время институциональная форма повышения квалификации (система формального образования) учителей, реализуемая в институтах и на факультетах дополнительного профессионального образования, организуемая в образовательных учреждениях высшего специального образования, призванная «удовлетворять потребности специалистов в получении новых знаний о достижениях соответствующих отраслей науки, техники, передовом отечественном и зарубежном опыте» [1], находится в состоянии жесткой конкуренции со стороны активно развивающегося неформального сектора дополнительных образовательных услуг.
Негосударственная (неформальная) сфера дополнительных образовательных услуг, не ограниченная жестким форматом нормативных документов, способна предоставить широкий спектр дополнительных образовательных программ, построенных на современных информационных технологиях и технологиях образования взрослых. Обладая большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения, здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучающихся с эффективными методами лич-ностно ориентированного обучения. Однако полностью коммерческие негосударственные структуры не учитывают специфику профессионального образования, в частности специфику работников общеобразовательных учебных учреждений, не опираются на новейшие исследования в области теории и методики профессионального образования.
Маркетинговые исследования потребительского спроса на дополнительные образовательные услуги
среди работников общеобразовательных учреждений, проведенные в ИДОиПК (г. Красноярск), выявили, что 82 % учителей хотели бы повысить свою квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования, однако 78 % из них не устраивает жесткий пространственно-временной формат организации занятий; 45 % предпочитают обучение без отрыва от работы с использованием смешанных технологий обучения, но при этом использовать сетевые технологии в процессе обучения хотели бы только 7 % учителей.
Основные требования, которые корпоративные заказчики предъявляют к системе повышения квалификации, это - гибкий режим работы, усиление практической направленности дополнительных профессиональных образовательных программ ПК, диалогичность обучения, индивидуализированный подход к обучающимся и учет индивидуальных особенностей взрослых.
Особенно остро эта проблема стоит при организации повышения квалификации учителей в области информатики и ИКТ. Развитие информатики, информационных и особенно коммуникационных технологий ведет к расширению профессиональных требований, предъявляемых к учителю. В этой связи к повышению квалификации (ПК) учителей в области И и ИКТ, реализуемому в педагогических вузах и институтах повышения квалификации, предъявляются особые требования. Однако ПК в современной традиционной системе дополнительного образования, на основе формального образования, предполагает дискретный, разовый характер (один раз в пять лет), что не может удовлетворить многообразные потребности специалистов в постоянном освоении новых знаний и технологий, их стремления к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через максимально возможную реализацию своих творческих сил. Чаще всего слушателям предлагается известный набор дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПОП ПК) в обла-
сти современных информационных технологий, изучение которых в отрыве от практической, профессиональной деятельности учителя не способствует повышению его мотивации и поэтому не решает своей основной задачи - обеспечение нового качества российского образования. Анализ анкет обратной связи от слушателей системы дополнительного образования в области И и ИКТ показал, что в среднем только 25-30 % слушателей могут после завершения обучения активно использовать в своей профессиональной деятельности навыки и знания, полученные во время обучения.
Желание понять причины происходящего стимулировало изучение современного состояния системы повышения квалификации учителей в области И и ИКТ. Общеизвестно, что в настоящее время повышение квалификации учителей осуществляется в институтах и на факультетах дополнительного профессионального образования работников образования в образовательных учреждениях высшего специального профессионального образования.
Институциональная (формальная) система образования рассматривается нами с позиции следующих требований: обучение должно осуществляться в специально предназначенных для этого учреждениях специально подготовленным персоналом; заканчиваться получением общепризнанного документа об образовании, дающего обучающемуся определенную совокупность законодательно установленных прав (право заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса, занимать более высокую должность, поступать в учебные заведения более высокого ранга). Основанием для их предоставления служит диплом или иной документ государственного образца (диплом, свидетельство, удостоверение). Однако только 12 % слушателей обучаются ради получения документа, 88 % учителей реализуют в процессе обучения иные цели: получение новой информации (51 %), новых идей, творческого вдохновения (13 %); получение помощи в разработке образовательного продукта и методической поддержки своей деятельности (24 %).
Можно выделить сильные и слабые стороны институционного (формального) вида обучения. Сильная сторона - это стабильность, основательность (фундаментальность) подготовки, достаточная глубина и высокая степень гарантированности достижения результатов [2]. К недостаткам можно отнести разовый (дискретный) характер обучения, высокую степень несамостоятельности обучающихся, стандартизацию, консерватизм, негибкость в выборе современных организационных форм и методов обучения, основанных на современных, в том числе сетевых, технологиях.
Как показывает практика, повышение квалификации учителей в системе формального образования в настоящее время является «закрытым процессом», что не предполагает мгновенного отклика на изменения
требований со стороны корпоративного заказчика, не способствует повышению результативности обучения и степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Таким образом, являясь только системой передачи и контроля знаний, институциональное обучение отводит обучаемому роль пассивного слушателя, активно не использует имеющиеся у него знания и опыт, не стимулирует процесс осмысления новой информации, не всегда помогает в достижении целей обучающимися.
Необходимость изменений в структуре подготовки и содержании программ ПК учителей в области И и ИКТ, реализующихся в государственных специализированных учреждениях высшего профессионального образования, обусловлена неудовлетворенностью заказчиков качеством оказанных им образовательных услуг.
Изучение потребительского спроса на дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации (ДПОП ПК) показало, что наиболее востребованными (до 54% всех заявленных ДПОП) на данный момент являются ДПОП ПК по направлению «Современные образовательные технологии»: «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении», «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», «Разработка авторских программ элективных курсов для работы в профильной школе», «Методы активного обучения» и др. При этом приходится констатировать, что только 5 % заявок от общего числа было подано на обучение по программам «ИКТ. Базовый курс», «Основы компьютерных телекоммуникаций», хотя при этом более 86 % опрошенных преподавателей заявили о дефиците определенных знаний и умений в области информатики и ИКТ в своей практической деятельности.
Можно назвать несколько причин низкой мотивации учителей к обучению по ДПОП ПК в области И и ИКТ:
- разный уровень подготовки учителей в области И и ИКТ;
- методы информатики и ИКТ рассматриваются учителем в большинстве случаев не как предмет, а как средство для решения практических задач;
- личностные психологические особенности (технофобия, повышенная тревожность к новым средствам ИКТ, позиция в обучении - нехватка времени, большая загруженность);
- ориентация корпоративных заказчиков на обучение персонала по ДПОП ПК, реализация которых поможет решить общие для всех задачи образовательного учреждения, без учета индивидуальных потребностей учителя и его образовательных дефицитов.
Анализ требований и изучение потребительского спроса, которые предъявляют корпоративные заказчики к современной системе повышения квалификации, позволили сформировать комплекс условий, спо-
собных повысить результативность обучения в системе ПК и степень удовлетворенности потребителя. Это:
- обеспечение непрерывного и индивидуализированного характера обучения учителей за счет использования современных, включая сетевые, технологий обучения;
- постоянная методическая поддержка учителя за счет организации ПК как в формальной, так и неформальной системе;
- усиление профессиональной направленности программ повышения квалификации путем включения учителя в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
- учет особенностей обучения взрослых информатике и ИКТ с позиций андрагогики при выборе организационных форм, средств и методов обучения, адекватных современному уровню развития педагогических и информационных технологий.
Подобный комплекс условий может быть обеспечен на основе модели корпоративного обучения «Шко-ла-педвуз-система ПК», где все участники корпорации взаимодействуют на договорной основе и имеют общий корпоративный интерес (рис. 1).
В основе модели «Школа-педвуз-система ПК» лежит предложенная Н. И. Паком проективная стра-
Учебные
кафедры,
лаборатории
ч—►
ПКРО - система повышения квалификации работников образования
ДПШ - довузовская подготовка школьников
СДО - система дополнительного образования вуза
Педвуз Школа
ПКРО СДО Профильная школа
ДПШ вуза
Рис. 1. Субъекты корпоративного обучения
тегия обучения при вертикальном формате организации научной деятельности.
Проективная стратегия в образовании предполагает организацию образовательных систем, образовательных программ, методических систем обучения, а также учебного процесса и методики обучения и воспитания обучаемых на основе перспективного и непрерывного их планирования, исследования и развития [3].
Проективность обеспечивается включением в совместную деятельность всех участников корпоративного обучения: преподавателей вуза, преподавателей системы ПК, учителей-предметников ОУ, студентов, школьников профильной школы.
При этом деятельность, основанная на принципе «многие для многих», направлена на развитие учебно-образовательной среды корпоративной системы, представленной системами формального и неформального обучения (рис. 2.). Вовлечение всех участников корпоративного обучения в непрерывную, научную и проектную деятельность повышает мотивацию учителя к обучению в системе повышения квалификации (обращение к формальной системе), обеспечивает активное использование методов информатики и ИКТ как средства реализации творческих замыслов и профессионального самосовершенствования.
Таким образом, мы определяем корпоративное повышение квалификации как целенаправленный, специально организованный системный процесс непрерывного профессионального развития и самосо-
вершенствования специалиста в ходе решения им реальных задач профессиональной деятельности в рамках стратегических и тактических целей организации, учитывающий его образовательные особенности и потребности и построенный в соответствии с целями, стратегиями развития организации как целого.
Организация совместной творческой деятельности предполагает принципиально новые схемы коммуникации между всеми участниками корпоративного обучения. В отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивается в основном между преподавателем и обучающимся, а также преподавателем и группой, проективность предполагает интерактивное (сетевое) взаимодействие всех участников. Данное обстоятельство хорошо согласуется с теорией и практикой обучения взрослых, где образовательный процесс строится на принципах приоритета самостоятельного обучения, совместной деятельности, опоры на опыт обучающегося, индивидуализации, системности, контекстности обучения, актуализации результатов обучения, элективности, развития образовательных потребностей и осознанности обучения [2].
Таким образом, выявленные требования и изучение образовательного запроса заказчиков образовательных услуг позволили нам разработать методику корпоративного повышения квалификации, реализация которой повышает результативность и степень удовлетворенности заказчиков. Методика корпоратив-
ПЕДВУЗ
5 6
1 курс 2 3 4 курс курс Выпускник
курс курс курс 1 1
I 1 ^
Школа
* * 3 =
я *
И
г
а
с
і
-&
о
а
с
і
I
I
I
I
_±_
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Лаборатории, УНИР, научно-практические семинары, конференции ------------1---Т------1-------1—
III I
____________i___i______i_______±_
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ь Дополнительные образовательные программы: элективные курсы, спецкурсы, ДПОП ПК
"I-------------Г
і і
_L
"Г
I
_L
"Г
]
_L
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВА НИЕ Информационно-образовательная среда АОС, Тестосфера БД «Абитуриент»
БД «ВКР», БД «Учитель»
ф
о
р
Є
=
С
р
в
а
л
а
Рис. 2. Модель корпоративного обучения «Школа-педвуз-СПК»
ного повышения квалификации, построенная на основе модели «Школа-педвуз-система ПК», реализующая принципы проективности и интеграции науки и образования посредством вертикальной стратегии обучения, обеспечивает все условия для непрерывного, индивидуализированного и профессионально ориентированного характера обучения.
Высокая мотивация учителя и результативность его обучения по программам повышения квалификации обеспечивается за счет:
- интеграции обучения по программе повышения квалификации в научно-исследовательскую и/или проектную деятельность учителя, которая осуществляется в рамках его методической темы;
- создания условий, соответствующих условиям реальной практической деятельности учителя;
- использования в программах повышения квалификации информатики и информационно-коммуникационных технологий как предмета и как средства обучения;
- применения интерактивных методов организации занятий на основе сетевыгс и смешанных технологий обучения.
Таким образом, реализация методики корпоративного повышения квалификации работников образования в области И и ИКТ на основе модели «Школа-педвуз-система ПК» предполагает не столько овладение учителем конкретными методами информатики и ИК-средств и изучение методов работы с ними, сколько формирование у учителя интегративной личностной характеристики, позволяющей ему приобретать необходимые навыки работы с ИК-средства-ми в процессе включения его в проективную деятельность, для решения своих профессиональных задач, связанных с организацией исследовательской деятельности со школьниками, проектированием образовательных программ элективных курсов для преподавания в профильной школе с использованием сетевых и смешанных технологий обучения в рамках задач информатизации и профилизации школы.
Список литературы
1. О структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в дополнительных учреждениях высшего и среднего профессионального образования: приказ МО РФ от 25.09.2000 г. за № 2749.
2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
3. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 112 с.
Кучер О. Н., ст. преподаватель.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
Ул. Лебедевой, 89, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660049.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.10.2009
O. N. Kucher
THE IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE SPHERE OF INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE BASIS OF CORPORATE MODEL OF TRAINING «SCHOOL -
TEACHERS’ TRAINING INSTITUTION - PD-SYSTEM»
This article reveals the approach to the problem solving of satisfaction of requirements of corporate clients to quality of educational services. The author suggests her variant of the professional development on the basis of corporate model «School - Teachers’ training institution - PD-system», which provides continuity, individualization, practice-oriented character of additional professional education program of professional development.
Key words: corporate model, projective activity, professional developments, satisfaction of clients of educational services, additional professional education program ofprofessional development.
Krasnoyarsk State Pedagogical Univesity named after V. P. Astaf’ev.
Ul. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Krasnoyarskii krai, Russia, 660049.
E-mail: [email protected]