Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ С УЧЕТОМ ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ С УЧЕТОМ ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВУЗЫ МО РФ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранюк Виталий Игоревич, Ашкинази Сергей Максимович, Шевцова Светлана Валерьевна

В данной статье представлены противоречия, которые указывают на необходимость совершенствования системы обучения рукопашному бою курсантов ВУЗов МО РФ. Предполагается, что решение данной проблемы возможно, если процесс обучения курсантов будет осуществляться на основе системного подхода, который заключается во взаимосвязи спортивного, воспитательно-правового, учебного и боевого компонентов. Внедрение инновационных средств обучения (тренажеры и тренажерные устройства, безопасные средства имитации условий реального боя, программное обеспечение), позволит формировать и совершенствовать готовность курсантов к применению приемов рукопашного боя в боевых ситуациях на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранюк Виталий Игоревич, Ашкинази Сергей Максимович, Шевцова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF TEACHING HAND-TO-HAND COMBAT TO CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT THEIR PURPOSE

This article presents contradictions that indicate the need to improve the system of teaching hand-to-hand combat to cadets of universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation. It is assumed that the solution to this problem is possible if the process of training cadets will be carried out on the basis of a systematic approach, which consists in the relationship of sports, educational and legal, educational and combat components. The introduction of innovative training tools (simulators and training devices, safe means of simulating the conditions of real combat, software) will allow to form and improve the readiness of cadets to use hand-to-hand combat techniques in combat situations at a high level.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ С УЧЕТОМ ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ»

■ Умение слушать и мотивировать людей.

■ Навыки обращения с людьми.

■ Разработка стратегий - развитость научного и публицистического стиля речи.

■ Терпимость к различным точкам зрения (проявление толерантности в общении).

Студенты одобрили данный спецкурс, которыйвызвал у них неподдельный интерес. Занятия проходили в живой дискуссионной форме и сопровождались тренингами по формированию речи лидера социальной сферы. Отзывы 80 процентов обучающихся были положительными.

Выводы. Исследование трудов по развитию лидерства [4, 10, 11] свидетельствует о том, что этому аспекту подготовки лидеров в научно-методических работах уделяется недостаточное внимание. Необходимо понимать, что слово-это главный инструмент взаимодействия лидеров с населением в социальной сфере, это средство создания положительного имиджа. А слово, закрепленное реальными делами в интересах населения, - это основа успеха и популярности лидера социальной сферы.

Литература:

1. Горный, А.А. Стартап. Как начать с нуля и изменить мир / Александр Горный. - Москва: Эксмо, 2019. - 320 с.: ил.

2. Грачева, Н.Ю. Разработка тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов в условиях перехода на кредитно-модульную систему: введение специализации «тьюторство» / Н.Ю. Грачева // Инновационные процессы в образовании. - 2008. - № 2. - С. 3-10.

3. Дьячкова, М.А., Томюк, О.Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 с.

4. Литвак, Р.А., Усанова, О.Г. Социальное лидерство в современном социокультурном пространстве // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - Том 7. - № 6А. - С. 217-224.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" / Российская газета № 122 (6693) от 8 июня 2015 г. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

6. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С.В. Бехтерев; Под ред. Г.А. Архангельского. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 311 с.

7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - Москва: Владос, 2001. - 320 с.

8. Hashmi, M. Impact of Mass Media in the Use of English Slang Words / Short Forms among Pakistani Students // International journal of educational sciences. - 2019. - № 24. - P. 8-13. Doi:10.31901/24566322.2019/24.1-3.1073.

9. Internet slang in the classroom [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usnews.com/education/high-schools/articles/2011/06/13/how-slang-affects-students-in-the-classroom

10. Muteswa, R.P.T. Qualities of a Good Leader and the Benefits of Good Leadership to an Organization: A Conceptual Study // European Journal of Business and Management. - 2016. - Vol. 8 (24). - P. 135-140.

11. Notar, C., Uline. C. & Eady, C. What Makes an "Effective" Leader // The Application of Leadership. International Education Studies. - 2009. - Vol. 1(3). - P. 25-29.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, подполковник, старший преподаватель кафедры физической подготовки Баранюк Виталий Игоревич

Московское высшее общевойсковое командное училище (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Ашкинази Сергей Максимович

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург);

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры №7 Шевцова Светлана Валерьевна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ С

УЧЕТОМ ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представлены противоречия, которые указывают на необходимость совершенствования системы обучения рукопашному бою курсантов ВУЗов МО РФ. Предполагается, что решение данной проблемы возможно, если процесс обучения курсантов будет осуществляться на основе системного подхода, который заключается во взаимосвязи спортивного, воспитательно-правового, учебного и боевого компонентов. Внедрение инновационных средств обучения (тренажеры и тренажерные устройства, безопасные средства имитации условий реального боя, программное обеспечение), позволит формировать и совершенствовать готовность курсантов к применению приемов рукопашного боя в боевых ситуациях на высоком уровне.

Ключевые слова: курсанты, ВУЗы МО РФ, совершенствование, рукопашный бой, технические средства обучения, воспитание.

Annotation. This article presents contradictions that indicate the need to improve the system of teaching hand-to-hand combat to cadets of universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation. It is assumed that the solution to this problem is possible if the process of training cadets will be carried out on the basis of a systematic approach, which consists in the relationship of sports, educational and legal, educational and combat components. The introduction of innovative training tools (simulators and training devices, safe means of simulating the conditions of real combat, software) will allow to form and improve the readiness of cadets to use hand-to-hand combat techniques in combat situations at a high level.

Keywords: cadets, universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, improvement, hand-to-hand combat, technical means of training, education.

Введение. Боевая готовность Вооруженных сил РФ растет год от года, армия получает новейшие образцы вооружений и военной техники, часть из которых не имеет мировых аналогов, а количество проводимых учений свидетельствует о надежной подготовленности военнослужащих к защите населения от вероятной агрессии [2].

Инновации и передовые технологии определяют и диктуют правила современной войны, что, безусловно, сказывается на тактике и стратегии видов и родов войск вооруженных сил Российской Федерации при ведении боевых действий. Такая взаимосвязь в значительной степени определяет цели и задачи боевой и физической подготовки всех категорий военнослужащих, при этом последняя не теряет своей значимости и в современных условиях оснащенности Российской Армии новейшей техникой и оружием, так как высокий уровень обще-физической подготовленности, а также специальной физической и технико-тактической подготовленности в единоборствах помогает приобрести специальные умения и навыки ведения рукопашного боя с противником, так как опыт современных локальных конфликтов показал, что боевые действия в настоящее время приобрели ряд особенностей, таких как широкое применение диверсионно - разведывательных и партизанских методов боевых действий, в том числе, в условиях ограниченных пространств и слабой видимости, наличие сети подземных оборонительных сооружений, что не только увеличивает вероятность возникновения ближнего боя, к которому также относится рукопашный, но и приводит к тому, что применение средства ближнего боя становится единственным способом ведения боевых действий. В этой связи, все большую актуальность приобретает направленность подготовки военнослужащих, а также курсантов военных ВУЗов, на повышение их индивидуальной профессиональной физической компетентности, которая обеспечивается формированием высокого уровня физической и функциональной, технико-тактической, психологической подготовленности к ведению боевых действий и выполнению иных служебных обязанностей. В этой траектории рукопашный бой выступает, с одной стороны, в качестве универсального средства физической подготовки, обеспечивающего комплексное развитие скоростно-силовых, силовых, координационных способностей и специальной выносливости, с другой стороны, является средством специально-прикладной боевой подготовки, а также психологической подготовки к выполнению боевых задач [4].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время образовательный процесс курсантов - будущих офицеров различных родов и видов войск, может осуществляться, как в разных, так и в одном учебном заведении, вместе с тем, очевидно, что профессиональные задачи, а следовательно обучение рукопашному бою, должно осуществляться с учетом особенностей их профессиональной деятельности и складываться в единую педагогическую систему, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами и должна включать, в соответствии с направлением и содержанием настоящего исследования: спортивный, воспитательно-правовой, учебный и боевой компоненты.

Каждый из компонентов представленной системы в себя включает: цель, задачи, средства, методы и содержание и т.д. Из этого следует, что каждый компонент может существовать отдельно друг от друга, выполняя определенный функционал. Системный подход в обучении рукопашному бою будет заключаться в том, что каждый независимый компонент объединить между собой в одно целое, за счет внедрения, специализированной искусственно-управляющей среды. Спортивный, учебный и частично воспитательно-правовой компонент необходимо реализовать на кафедре физической подготовки и первый в свою очередь будет в большой степени дополнять второй, за счет массового посещения курсантов спортивной секции по армейскому рукопашному бою. Увеличить пропускную способность личного состава позволит использование специализированных тренажерных и технических средств. В последующем, боевой компонент, на наш взгляд, необходимо реализовывать на кафедрах «тактики» и «огневой подготовки» при проведении практических занятий, которые должны носить комплексный характер. Воспитательно-правовой компонент, а именно: «формирование в процессе обучения рукопашному бою правовой грамотности, высоких морально-психологических и личностных качеств» реализуется в большей степени формально. В то время как незнание федеральных законов, способствует тому, что курсант, попадая в конфликтную (экстремальную) ситуацию действует не осознанно, зачастую с нарушением закона, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на его карьерном росте и успешности профессиональной деятельности. Воспитание курсантов остается без должного внимания, как в связи с отсутствием программно-методических материалов обеспечения данного процесса, так и инструментария для оценки показателей и критериев сформированности мотивационно-ценностного и личностного компонентов готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности.

Системный подход, обеспечивающий взаимообусловленность и взаимодополнение всех компонентов, позволит создать высокоорганизованный педагогический процесс и повысить эффективность обучения будущих офицеров рукопашному бою. Следовательно, реализация системного подхода, основанного на использовании искусственно-управляющей среды, положительно скажется на выполнении боевых задач по предназначению.

Однако, сложившаяся на сегодняшний день система обучения рукопашному бою военнослужащих, реализуемая на кафедре физической подготовки, состоит только из двух направлений: спортивный и учебный (специальный) в соответствии с НФП - 2009 г. [6]. Два этих направления обучения рукопашному бою существуют независимо, так как не имеют общей цели и их реализация осуществляется в интересах ответственных за данное направление, что, в конечном итоге, не позволяет объединить их в целостную педагогическую систему, которая включала бы не только обучение рукопашному бою на занятия по физической и боевой подготовке, но также организацию спортивно-массовой работы на основе реализации спортивного направления армейского рукопашного боя (спортивный компонент), так как соревновательную активность можно рассматривать как отдельную категорию средств подготовки не только в спорте, но и в военно-прикладной деятельности, в связи с тем, что она сама по себе, обособлено, напрямую воздействует на структуру личностных качеств человека, так как обладает рядом специфических свойств[1, 2].

Также очень важно, чтобы при проведении занятий по рукопашному бою, курсанты испытывали должные физические и психологические нагрузки, которые могут выражаться в использовании имитационных средств поражения при выполнении приемов и заданий. В условиях экстремального фона происходит адаптация психики к воздействию данных сбивающих факторов, что, в целом, положительно сказывается на успешности выполнения боевых задач [1].

Однако, организация учебных занятий с учетом всех вышеперечисленных факторов достаточно проблематична, так как на подготовку требуется большое количество времени, личного состава и наличия средств имитаций, что в значительной степени затрудняет проведение такого вида практических занятий.

Совершенствованию обучения рукопашному бою курсантов Вузов МО РФ и военнослужащих посвящены диссертационные работы: Военно-педагогические основы обучения военнослужащих рукопашному бою (С.М. Ашкинази, 1994); «Повышение эффективности обучения курсантов приемам рукопашного боя на основе индивидуализации учебного процесса» (А.Ю. Сырников, 2001); «Подготовка курсантов в ВУЗах по рукопашному бою» (А.О. Цыганок, 2003); Комплексирование содержания военно-специальных дисциплин и тактической подготовки в учебно-воспитательном процессе курсантов военного института физической культуры: на примере рукопашного боя, спортивных единоборств и преодоления препятствий (Д.Е. Иващенко, 2003); Рукопашный бой как средство формирования психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих (В.С. Хагай, 2008); «Пути совершенствования обучения рукопашному бою в Вооружённых Силах Российской Федерации с учётом опыта подготовки в армиях зарубежных стран» (Д.А. Картамышев, 2017). Педагогическая система в физической подготовке курсантов Вузов МО РФ рассматривается в работе «Педагогическая

система формирования двигательных умений и навыков курсантов в условиях физической подготовки: Общепедагогический аспект» (Ю.П. Платонов, 2003).

Анализ научной литературы по проблеме, заявленной в нашем исследовании, позволяет сделать вывод о том, что в современной педагогической теории в значительной степени прослеживается дефицит исследований по вопросу разработки системы обучения курсантов рукопашному бою, основанной на взаимосвязи спортивного, воспитательно-правового, учебного и боевого компонентов, в условиях внедрения инновационных средств обучения, включая тренажеры и тренажерные устройства, безопасные средства имитации условий реального боя, программное обеспечение, позволяющих формировать и совершенствовать различные составляющие готовности курсантов к применению приемов рукопашного боя в боевых ситуациях: общую и специальную физическую, технико-тактическую, психофизиологическую и психологическую, мотивационную [4, 5].

Выход из сложившейся ситуации, на наш взгляд, возможен в условиях грамотного, научно обоснованного использования технических средств обучения (тренажеры, тренажерные устройства и другие технические средства тренировки) и электронных носителей информации (электронные учебники, пособия, специализированные программы ЭВМ), которые формируют искусственно управляющую и информационно-образовательную среду, применение которых, однако, обосновано на этапе формирования устойчивого навыка. На первых этапах освоения двигательных умений в рукопашном бое необходимо отказываться от шаблонного выполнения приемов по описанию, стремясь, закрепляя их на основе широкого применения соревновательного метода - организации учебных схваток и использования ситуационных задач, добиться быстрого и эффективного решения тактической задачи, возникающей в ходе схватки, в условиях технического правильного и выполнения двигательных действий [3]. Ситуационные задачи, в свою очередь, по мере совершенствования боевых приемов, содержательно дополняются включением новых условий их реализации, в частности -сбивающих факторов и технических средств обучения.

Как свидетельствуют результаты анализа педагогической теории, система обучения рукопашному бою военнослужащих Вооруженных сил РФ на основе применения технических средств обучения, психофизиологического воздействия, создания условий на занятиях, имитирующих реальный бой, включающая различные формы проведения занятий, в том числе секционных по рукопашному бою, а также различные виды подготовки, включая элементы спортивной и соревновательной деятельности, не была предметом системного научного исследования. Так, не в полном объёме разработана структурная модель системы обучения рукопашному бою всех категорий военнослужащих, обеспечивающая формирование у них такого уровня технико-тактической и психофизической подготовленности, который позволял бы успешно выполнять поставленные перед военнослужащими задачи в различных условиях ведения боевых действий.

Усиливает актуальность исследования необходимость разрешения противоречий, возникших между:

- объективной потребностью государства и общества в военнослужащих с высоким уровнем психофизической готовности к решению боевых задач и неоправданно низким количеством и фрагментарностью исследований теоретического и методического содержания по формированию их готовности к этому виду профессиональной деятельности средствами рукопашного боя в процессе специальной физической подготовки;

- отличным от необходимого уровня готовности будущих офицеров к выполнению боевых и иных профессиональных задач, требующих ведения ближнего боя с применением приемов рукопашного боя и неразработанностью положений соответствующей концепции, структурной модели, педагогических условий и системы обучения рукопашному бою курсантов Вузов МО РФ, направленных на формирование высокого уровня такой готовности;

- новыми требованиями к качеству профессиональной подготовки военнослужащих и отличным от них содержанием программного, научно-методического и информационного обеспечения процесса обучения рукопашному бою в аспекте готовности военнослужащих к реальным условиям боя и выполнению других профессиональных задач.

Социальная значимость качественной профессиональной подготовки будущих офицеров, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы построения системы обучения рукопашному бою на различных уровнях и формах организации образовательного процесса, а также необходимость разрешения объективных противоречий указывает на то, что обучение рукопашному бою курсантов ВУЗов МО РФ происходит не на достаточно высоком уровне и на наш взгляд будет эффективнее, если:

- будет обоснована система обучения рукопашному бою будущих офицеров Вооруженных сил РФ, которая включает взаимосвязанные элементы: структурно-функциональная модель, педагогические условия ее реализации, технические и информационные средства и подходы к обучению (тренажеры и тренажерные устройства, программу ЭВМ) и методы психофизиологического воздействия, создание условий на занятиях, имитирующих реальный бой; структурные компоненты единого образовательного процесса, которые предполагают внедрение в систему обучения различных форм занятий рукопашным боем, включая учебные и секционные; критерии, показатели и уровни сформированности готовности курсантов Вузов МО РФ к реализации технико-тактических приемов рукопашном боя в реальных условиях выполнения боевых задач; учебно-методическое и программное обеспечение реализации системы рукопашного боя по взаимосвязанным дисциплинам (физическая подготовка, тактика, огневая и т.д.) для образовательных учреждений МО РФ;

- будет спроектирована структурно-функциональная модель системы обучения рукопашному бою военнослужащих Сухопутных войск Вооруженных сил РФ и обоснованы педагогические условия ее реализации в высшем военном учебном заведении, составляющими которой являются концептуально-целевой, функционально - технологический (содержательный, включающий спортивный, воспитательно-правовой, учебный и боевой компоненты), учебно-методический, диагностико-корректирующий блоки;

- будет определена сущность понятия «готовность курсантов Вузов МО РФ к реализации технико-тактических приемов рукопашного боя в реальных условиях выполнения боевых задач» (индивидуально-психологическое образование, которое определяет сформированность на высоком уровне теоретических знаний; профессионально-важных практических умений и навыков, которые развиваются в процессе обучения рукопашному бою и совершенствования технико-тактического мастерства в различных условиях, в том числе, ограниченных пространств и сбивающих факторов, реального боя; психофизиологических свойств; общих и специальных физические качеств; технико-тактические действий; мотивации внутреннего типа к осуществлению профессиональной деятельности при выполнении боевых задач), его структуру и содержание (совокупность процессуального, когнитивного, мотивационно-ценностного, рефлексивного и личностного компонентов); критерии сформированности;

- будут разработаны технические устройства (тренажеры и тренажерные устройства) с целью создания искусственно-управляющей среды в процессе обучения технико-тактическим действиям в рукопашном бое курсантов Вузов МО РФ, обеспечивающей повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.

Выводы. Таким образом, решение актуальной проблемы повышения эффективности обучения рукопашному бою курсантов ВУЗов МО РФ представляется возможным на основе системного подхода к процессу обучения, основанного на взаимосвязи спортивного, воспитательно-правового, учебного и боевого компонентов, в условиях внедрения

инновационных средств обучения, включая тренажеры и тренажерные устройства, безопасные средства имитации условий реального боя, программное обеспечение, позволяющих формировать и совершенствовать различные составляющие готовности курсантов к применению приемов рукопашного боя в служебных и боевых ситуациях.

Литература:

1. Ашкинази, С.М. Технико-тактическая подготовка в комплексных (смешанных) единоборствах. Монография / С.М. Ашкинази, К.В Климов. - Санкт-Петербург, 2016. - 145 с.

2. Борисов, А.А. Направления совершенствования раздела «Рукопашный бой» в военных ВУЗах. / А.А. Борисов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - науч. ред. Журнал / под. ред. дпн, проф. В.Л. Пашута. - СПб.: ВИФК МО РФ. - №4 (22), 2013. - С. 24-27

3. Кузин, П.А. Содержание и методика подготовки учащихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации по разделу «Спортивные единоборства и рукопашный бой» на основе армейского рукопашного боя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кузин Павел Александрович. - Санкт-Петербург, 2019. - 153 с.

4. Плахтиенко В.А. Физические качества и их развитие в процессе физической подготовки военнослужащих: Учебно-методическое пособие / В.А. Плахтиенко. - Л.: ВДКИФКиС при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1972. - 86 с.

5. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: Монография / В.Н. Платонов. - М.: Спорт., 2019. - 656 с.: ил.

6. Приказ от 21 апреля 2009 года № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2013 года).

Педагогика

УДК 376.6

кандидат педагогических наук Барышева Анна Викторовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫХ СВЯЗЕЙ ОСУЖДЕННЫХ КАК ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты пилотного исследования, направленного на изучение состояния социально полезных связей различных категорий осужденных. Выделены технологии, используемые специалистами исправительных учреждений для восстановления и развития социально полезных связей осужденных. Основная часть статьи посвящена описанию моделей взаимодействия осужденных и их родственников, реализуемых в зарубежной практике. В статье уделяется внимание необходимости психолого-педагогической подготовки персонала к организации взаимодействия осужденных и их родственников.

Ключевые слова: социально полезные связи, осужденные, взаимодействие осужденных с родственниками, технологии работы с осужденными.

Annotation. The article presents the results of a pilot study aimed at studying the state of socially useful contacts of different categories of convicts. The technologies used by the specialists of correctional institutions for the restoration and development of socially useful contacts of convicts are highlighted. The main part of the article is devoted to the description of models of interaction between convicts and their relatives, implemented in foreign practice. The article pays attention to the need to train personnel for the organization of interaction between convicts and their relatives.

Keywords: socially useful contacts, convicts, interaction of convicts with relatives, technologies for working with convicts

Введение. Отбывание наказания в исправительном учреждении (далее - ИУ) очень часто становится причиной разрыва связей осужденных с семьей, что осложняет их адаптацию после освобождения в социум. Положения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ИУ, возлагают на администрацию ИУ обязанности по восстановлению, сохранению и развитию социально полезных связей осужденных.

Общие задачи, правила и условия оказания данной деятельности нормативно закреплены в уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также ряде ведомственных подзаконных актов. В то же время приходится признать, что стандарты, алгоритмы и конкретные разъяснения порядка работы структурных подразделений ИУ по восстановлению, сохранению и развитию социально полезных связей в них отсутствуют. Это обуславливает необходимость подготовки таких документов на уровне территориальных органов уголовно-исполнительной системы. Основой для их создания могут стать как анализ опыта ИУ РФ в данной области, так и обзоры зарубежной практики.

Изложение основного материала статьи. Социально полезные связи - это урегулированные социальными нормами, многообразные связи между осужденными и различными субъектами.

Для изучения состояния социально полезных связей различных категорий осужденных нами было проведено исследование на базе ИУ УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Ивановской области, ГУФСИН России по Свердловской области. В исследовании приняли участие 60 осужденных разного пола и 16 сотрудников (группы социальной защиты осужденных, начальники отрядов, сотрудники психологической лаборатории).

Исследование выявило, что в качестве основной трудности, с которой сталкиваются осужденные в период отбывания наказания, отмечается сохранение и поддержание связей с родственниками, особенно с детьми.

Анкетирование осужденных позволило получить данные о потребности осужденных в восстановлении, сохранении и развитии социально полезных связей. Так более 50% осужденных отметили, что в период отбывания наказания им необходима поддержка близких. Кроме того, осужденные сообщили, что общение с родственниками позволяет им переключиться от негативных переживаний, отвлечься. 75% опрошенных указали, что именно общения с близкими им не хватает больше всего.

Но, вместе с тем, 50% осужденных отмечают, что их социальное окружение (в т.ч. семья) не готово (в значительном количестве случаев - не желает) оказывать им помощь и поддержку.

Опрос сотрудников ИУ свидетельствует о том, что во всех ИУ работа по восстановлению, сохранению и развитию социально полезных связей реализуется. 60% респондентов считают наиболее эффективными в данном направлении индивидуальные формы работы и именно они преобладают в деятельности сотрудников ИУ. Основными структурными подразделениями, реализующими данное направление деятельности, являются сотрудники группы социальной защиты осужденных, начальники отрядов, психологи. Проведенное пилотное исследование позволило увидеть необходимость взаимодействия всех подразделений ИУ в реализации данного направления работы в ИУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.