Научная статья на тему 'Совершенствование процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Совершенствование процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения / огневая подготовка / процесс обучения / огнестрельное оружие / сотрудник уголовно-исполнительной системы / training methods / fire training / training process / firearms / penal system employee

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Алексей Викторович Варзунов

В статье актуализируется значение дисциплины «Огневая подготовка» для профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, поднимается ряд значимых для данной дисциплины проблем, предлагаются возможные пути совершенствования методики и процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Алексей Викторович Варзунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the methodology for teaching fire training to employees of the penitentiary system of the Russian Federation

This article updates the importance of the discipline “Fire training” for the professional activities of employees of the penal system of the Russian Federation, raises a number of significant problems for this discipline, and suggests possible ways to improve the methodology and process of teaching fire training to employees of the penal system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 254—257. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):254 — 257.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 373.24

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-254-257 NIION: 2007-0062-4/24-205

EDN: https://elibrary.ru/WPJVDM MOSURED: 77/27-004-2024-04-405

Совершенствование процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Юлия Александровна Мефодьева1, Алексей Викторович Варзунов2

1 2 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье актуализируется значение дисциплины «Огневая подготовка» для профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, поднимается ряд значимых для данной дисциплины проблем, предлагаются возможные пути совершенствования методики и процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: методика обучения, огневая подготовка, процесс обучения, огнестрельное оружие, сотрудник уголовно-исполнительной системы

Для цитирования: Мефодьева Ю.А., Варзунов А.В. Совершенствование процесса обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 254 — 257. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-254-257. EDN: https://elibrary.ru/WPJVDM.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Improving the methodology for teaching fire training to employees of the penitentiary system of the Russian Federation

Yulia A. Mefodieva1, Alexey V. Varzunov2

1 2 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. This article updates the importance of the discipline "Fire training" for the professional activities of employees of the penal system of the Russian Federation, raises a number of significant problems for this discipline, and suggests possible ways to improve the methodology and process of teaching fire training to employees of the penal system. Keywords: training methods, fire training, training process, firearms, penal system employee For citation: Mefodieva Yu.A., Varzunov A.V. Improving the methodology for teaching fire training to employees of the penitentiary system of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):254—257. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-254-257. EDN: https://elibrary.ru/WPJVDM.

Специфика прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы заключается в ряде особенностей: в частности, это обладание достаточными знаниями в правовой и профильной областях, хорошая физическая подготовка, необходимый уровень психологической устойчивости и особый порядок но© Мефодьева Ю.А., Варзунов А.В., 2024

шения и применения огнестрельного оружия в рамках исполнения служебных обязанностей.

При этом, как показывает практика, наиболее подготовленными во всех направлениях являются сотрудники отделов специального назначения, в то время как сотрудниками иных подразделений ведомств уделяется незначительное время служебной подготовке.

На наш взгляд, среди всех перечисленных требований к сотруднику правоохранительных органов наиболее важными является критерий огневой подготовки. Аналогичного мнения придерживается Т.В. Степанова, указывая в своем исследовании, что одним из приоритетных направлений подготовки профессиональной деятельности является огневая подготовка [3]. Подтверждение можно найти и в нормативных правовых актах, в частности, согласно приказу ФСИН России от 13 июня 2023 г. № 382 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», в состав основных разделов профессионального обучения входит огневая подготовка [2].

Неправильное или неправомерное применение огнестрельного оружия влечет не только правовые последствия для лица, совершившего такое действие, но и представляет реальную угрозу жизни и здоровью окружающих. Для сотрудников уголовно-исполнительной системы данный аспект также является ключевым, поскольку в данном ведомстве функционируют различные подразделения, выполнение служебных обязанностей в которых напрямую связано с ношением и при необходимости применением оружия.

Для законного применения оружия сотрудником уголовно-исполнительной системы, а также обеспечения наименьшего причинения вреда осужденным и другим лицам необходимо хорошо владеть навыками стрельбы из боевого оружия, иметь высокий уровень огневой подготовки [3].

Общие требования, порядок и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации регламентируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Основное подразделение, не беря во внимание специальные подразделения уголовно-исполнительной системы, которое несет службу с оружием, — это отдел охраны исправительного учреждения или следственного изолятора. Именно этот структурный элемент отвечает за изоляцию осужденных, предотвращение их побегов, следит за неукоснительным соблюдением установленных требований к пропуску людей и предметов на территорию исправительных учреждений, не допуская проноса на режимные объекты запрещенных предметов.

Однако столь важные задачи возложены в большинстве своем на младших инспекторов отдела охраны, т.е. лиц, имеющих среднее или среднее профессиональное образование, прошедших службу в Вооруженных силах Российской Федерации для мужчин и прошедших первоначальную подготовку для лиц, впервые принятых

на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.

Исходя из этого, напрашивается логический вывод о недостаточных навыках и умениях сотрудников отдела охраны. Кроме того, не все сотрудники, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, прошли должное обучение по служебному направлению, в том числе огневой подготовке. Проводимые занятия по дисциплине «Огневая подготовка» непосредственно в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не частые и носят больше контрольный характер, нежели обучающий.

Для сотрудников других отделов актуальность умений по огневой подготовке наиболее остро ощущается при проведении специальных операций по розыску и задержанию сбежавших осужденных, освобождению лиц, удерживаемых в качестве заложников, и т.д.

В связи с этим можно сделать вывод о недостаточном уровне подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы по дисциплине «Огневая подготовка», возможным решением такой проблемы может стать совершенствование методики обучения данной дисциплины.

Первое, на что следует обратить внимание, — то, что на вооружении в уголовно-исполнительной системе преимущественно состоят такие виды оружия, как пистолет Макарова и автомат Калашникова. Именно для этого оружия были разработаны курсы и программы обучения дисциплине «Огневая подготовка» еще в прошлом столетии. Данные виды оружия не только проходили модернизацию, но и заменялись более новыми и усовершенствованными образцами огнестрельного оружия различного назначения, в то время как теоретический аспект выполняемых упражнений с ними практически не актуализировался. Возникает важная потребность совершенствования методики обучения огневой подготовке, которая заключается в приведение в соответствии с современными реалиями программ обучения по данной дисциплине.

Не следует упускать из внимания изменения в современном мире, особенно появляющиеся новые изобретения и технологии, так, например, относительно недавно широкой общественности стали доступны беспилотные летательные аппараты, как их еще называют «квадрокоптеры». С помощью этих технологий у злоумышленников появляется возможность доставки запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения скрытным способом, не принимая непосредственного в этом участия и фактически избегая какой-либо ответственности. Это вызвало ожидаемую и соответствующую реакцию законодателя на воз-

2024 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

255

можную угрозу. В ст. 31.2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в 2019 г. были внесены изменения, которые предоставили сотрудникам уголовно-исполнительной системы применять огнестрельное оружие в отношении таких аппаратов [1].

Казалось бы, угроза предотвращена, однако предоставленная возможность использования огнестрельного оружия не означает успешность в этом деле. В программе огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы не предусмотрено упражнений, которые были бы направлены на развитие навыков стрельбы по беспилотным низколетящим аппаратам.

Таким образом, это служит еще одной особенностью и одновременно направлением для совершенствования методики обучения огневой подготовке.

Вытекает из этого и еще одно направление для совершенствования методики обучения, связанное с внедрением современных технологий при преподавании дисциплины.

В этом аспекте нельзя не согласиться с мнением другого ученого-практика A.A. Гофмана, который в своем исследовании подчеркивает, что необходимыми условиями для совершенствования огневой подготовки являются достаточное учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины, современная материальная база (класс огневой подготовки, стрелковый и интерактивный тир, стрельбище), которая позволяла бы проводить как теоретические и тренировочные занятия, так и практические стрельбы с использованием последних достижений в огневой подготовке [5].

Таким образом, для совершенствования методики обучения огневой подготовке требуются внедрение современных информационных технологий в данный процесс, а также разработка рекомендаций, содержащих подробное описание выполняемых обучаемыми упражнений, и др.

В начале исследования обращалось внимание на то, что применительно к уголовно-исполнительной системе основными лицами, которые осуществляют несение службы с оружием, выступают младшие инспекторы отдела охраны, прошедшие зачастую лишь первоначальное обучение для лиц, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, а также в связи с острой нехваткой кадров в территориальных органах ФСИН России период данного обучения составляет один месяц, в течение которого слушатели осваивают обширный перечень дисциплин. Следовательно, из этого вытекает следующая проблема, которую ранее в своем иссле-

довании поднимала Ю.С. Насонова, а именно нехватка времени, выделяемого в рамках первоначальной подготовки, на огневую подготовку [6].

Таким образом, совершенствование методики обучения огневой подготовке должно обязательно включать в себя увеличение времени, затрачиваемого на изучение и освоение данной учебной дисциплины.

Помимо вышеперечисленных аспектов не следует забывать, что выработка навыков и умений обращения с огнестрельным оружием включает в себя еще одну важную составляющую, следует учитывать моральную и психологическую составляющие, сотрудник не должен бояться выстрела и осознавать цель, с которой он его производит. Поэтому с сотрудниками уголовно-исполнительной системы должны обязательно проводиться тренинги и различные учения с психологической службой [7]. Это актуально еще и потому, что все большее количество поступающих на службу людей являются женщинами, для которых знакомство с оружием происходит, как правило, впервые. Следовательно, в работе по обучению огневой подготовке важную роль играют не только преподаватели, но и психологи, что для совершенствования методики обучения огневой подготовке должно быть обязательно учтено и предусмотрено учебными часами.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что обучение огневой подготовке — это один из важнейших факторов формирования профессиональных навыков у сотрудника уголовно-исполнительной системы, от этого во многом будет зависеть в практической деятельности не только успешность выполнения поставленных задач, но также возможность сохранить свою жизнь и не лишить ее другого человека. В целях совершенствования методики обучения дисциплине «Огневая подготовка» нами предлагаются:

1) приведение в соответствие с используемыми видами огнестрельного оружия программ теоретической и практической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы;

2) разработка, апробация и внедрение в систему обучения новых упражнений применения огнестрельного оружия, направленных на отработку навыков и умений в тех ситуациях, которые наиболее часто встречаются сотрудникам уголовно-исполнительной системы при несении ими службы;

3) внедрение современных технологий преподавания дисциплины «Огневая подготовка», а также современного оборудования, позволяющих на концептуально новом уровне отрабатывать навыки и умения обучающихся;

4) увеличение времени, отводимого для обучения огневой подготовке, как для лиц, прохо-

дящих первоначальное обучение, так и для курсантов специализированных вузов, а также для действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы;

5) включение в программы обучения огневой подготовке занятий с психологом, направленных на формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, перечисленные некоторые основные варианты совершенствования методики обучения огневой подготовки должны принести положительные результаты, а их внедрение на практике должно осуществляться комплексно и поэтапно.

Список источников

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

2. Приказ ФСИН России от 13 июня 2023 г. № 382 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации».

3. Степанова Т.В., Зарудный И.С. Вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников УИС // Я^Ыв^ 2021. № 4.

4. Чайченко Д.В., Мельниченко Д.С., Малышев А.Г. Совершенствование организации и методики огневой подготовки слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России / / Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2022. № 4. С. 39—41.

5. Гофман АА. Внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ведомости УИС. 2014. № 10 (149).

6. Насонова Ю.С. Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2022. № 26 (421). С. 242—243.

7. Абатуров Е.М. Обусловленность совершенствования навыков по огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы / / Молодой ученый. 2022. № 27 (422). С. 180—181.

8. Таков А.З., Курманова М.К. Применение современных технологий в обучении стрельбе из боевого оружия / / Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 412—416.

References

1. Law of the Russian Federation dated July 21, 1993 No. 5473-1 "On institutions and bodies of the penal system".

2. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated June 13, 2023 No. 382 "On approval of the Procedure for organizing training of personnel to fill positions in the penal system of the Russian Federation".

3. Stepanova T.V., Zarudny I.S. Issues of improving fire training for correctional system employees // StudNet. 2021. No. 4.

4. Chaichenko D.V., Melnichenko D.S., Malyshev A.G. Improving the organization and methodology of fire training for students (cadets) of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Current issues in the fight against crimes. 2022. No. 4. P. 39—41.

5. Goffman A.A. Introduction of modern educational technologies in the process of training cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia to fire combat weapons // Vedomosti UIS. 2014. No. 10 (149).

6. Nasonova Yu.S. Features of fire training for employees of the penal system // Young scientist. 2022. No. 26 (421). P. 242—243.

7. Abaturov EM. Conditionally of improving skills in fire training for employees of the penal system // Young scientist. 2022. No. 27 (422). P. 180—181.

8. Takov A.Z., Kurmanova M.K. Application of modern technologies in training in shooting from military weapons // Modern science-intensive technologies. 2020. No. 11-2. P. 412—416.

Информация об авторах

Ю.А. Мефодьева — старший преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России; А.В. Варзунов — преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Information about the authors Yu.A. Mefodieva — Senior Lecturer of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia;

A.V. Varzunov — Lecturer of Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 18.10.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 18.12.2024. The article was submitted 18.10.2024; approved after reviewing 18.1 1.2024; accepted for publication 18.12.2024.

2024 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.