Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация мышления / информатика / образовательная деятельность / учебный процесс / процесс обучения / интеллект-карты / visualization of thinking / informatics / educational activity / learning process / learning process / mind-maps

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейкун Денис Геннадьевич, Дейкун Геннадий Иванович, Турчин Владимир Александрович

Анализируются перспективы применения интеллект-карт в учебном процессе. Главной целью структурирования информации является логическое понимание конкретных процессов. Рассмотрена результативность использования интеллект-карт для оптимизации презентационных материалов. Показаны возможности применения интеллект-карт при проведении различных видов занятий. Рассмотрено программное обеспечение для создания интеллект-карт. Проведён педагогический эксперимент по использованию интеллект-карт. Обосновано повышение эффективности преподавания дисциплины «Информатика» на основе технологии интеллект-карт. Предлагается уменьшение количества презентационного материала за счёт структурирования информации. Полученные в ходе проведения педагогического эксперимента данные легли в основу разработанных баз данных, которые имеют свидетельства о государственной регистрации базы данных. Методика применения интеллект-карт при изучении информатики формирует информационную компетентность и повышает у обучающихся интерес к изучению дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейкун Денис Геннадьевич, Дейкун Геннадий Иванович, Турчин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perspectives of applying mind maps in the educational process are analyzed. The main purpose of structuring information is logical understanding of specific processes. The effectiveness of using mind maps to optimize presentation materials is considered. The possibilities of using the mind maps in different types of classes are shown. The software for creating mind maps is considered. The pedagogical experiment on the use of intellectual maps is carried out. The increase of efficiency of teaching the discipline "Informatics" on the basis of the technology of intellectual maps is substantiated. It is proposed to reduce the amount of presentation material by structuring information. The data obtained during the pedagogical experiment formed the basis of the developed databases, which have certificates of state registration of the database. The methodology of applying mind maps in the study of computer science forms information competence and increases students' interest in the study of the discipline.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ»

самостоятельной познавательной деятельности обучаемых за счёт интерактивности используемых средств, возможность создавать положительный эмоциональный фон на занятиях, обеспечение автоматизации процесса контроля знаний, направленность на развитие познавательного интереса и учебной мотивации обучаемых.

Предлагаемый подход был апробирован в курсах «Методика обучения и воспитания (математика)» и «Методика обучения и воспитания (информатика)» и показал положительные результаты.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 01.10.2023)

2. Сенкевич, Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Сенкевич Людмила Борисовна. - Тобольск, 2005. - 181 с.

3. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, O.A. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Дейкун Денис Геннадьевич

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар); доцент Дейкун Геннадий Иванович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Турчин Владимир Александрович Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Аннотация. Анализируются перспективы применения интеллект-карт в учебном процессе. Главной целью структурирования информации является логическое понимание конкретных процессов. Рассмотрена результативность использования интеллект-карт для оптимизации презентационных материалов. Показаны возможности применения интеллект-карт при проведении различных видов занятий. Рассмотрено программное обеспечение для создания интеллект-карт. Проведён педагогический эксперимент по использованию интеллект-карт. Обосновано повышение эффективности преподавания дисциплины «Информатика» на основе технологии интеллект-карт. Предлагается уменьшение количества презентационного материала за счёт структурирования информации. Полученные в ходе проведения педагогического эксперимента данные легли в основу разработанных баз данных, которые имеют свидетельства о государственной регистрации базы данных. Методика применения интеллект-карт при изучении информатики формирует информационную компетентность и повышает у обучающихся интерес к изучению дисциплины.

Ключевые слова: визуализация мышления, информатика, образовательная деятельность, учебный процесс, процесс обучения, интеллект-карты.

Annotation. The perspectives of applying mind maps in the educational process are analyzed. The main purpose of structuring information is logical understanding of specific processes. The effectiveness of using mind maps to optimize presentation materials is considered. The possibilities of using the mind maps in different types of classes are shown. The software for creating mind maps is considered. The pedagogical experiment on the use of intellectual maps is carried out. The increase of efficiency of teaching the discipline "Informatics" on the basis of the technology of intellectual maps is substantiated. It is proposed to reduce the amount of presentation material by structuring information. The data obtained during the pedagogical experiment formed the basis of the developed databases, which have certificates of state registration of the database. The methodology of applying mind maps in the study of computer science forms information competence and increases students' interest in the study of the discipline.

Key words: visualization of thinking, informatics, educational activity, learning process, learning process, mind-maps.

Введение. В современной системе образования всё большую роль играют информационные технологии, которые активно внедряются и способствуют модернизации учебного процесса. Эти технологии включают в себя все самые современные технологии взаимодействия обучающихся с преподавателями и должны обеспечить получение максимальных результатов в их образовательном процессе.

Следует отметить роль информационных технологий как одного из современных средств раскрытия творческого потенциала обучающихся [4, С. 135].

Однако, при внедрении современных информационных технологий в образовательный процесс, у ряда обучающихся формируется точечный тип мышления. Обучающиеся видят картину фрагментарно, часто не представляя себе общую картину, не умеют искать релевантную информацию и делать логические выводы.

Изложение основного материала статьи. В силу специфики военного образования, необходимо особое внимание уделять не только применению современных методик преподавания, но и использованию информационных технологий при проведении различного вида занятий [1, С. 111].

Задачей преподавателя на данном этапе развития образовательной системы является создание условий для эффективного формирования универсальных и профессиональных навыков будущего офицера. Обучающийся должен уметь качественно обрабатывать любые объёмы информации и выбирать для себя наиболее подходящую по запросам информацию. Качественные показатели обработки информации напрямую зависят от сформированности у обучающегося за время его обучения компетенций. По нашему мнению умение своевременно чётко и быстро структурировать информацию -одно из самых значимых умений на сегодняшний день.

Проблематика структурирования информации очень актуальна в современном мире. Она отражает смысловые, причинно-следственные связи между различными понятиями и характеристиками. Главной целью структурирования информационных потоков является логическое понимание конкретных процессов, происходящих вообще и в конкретной предметной области в частности.

В процессе структурирования информации должны быть определены главные и второстепенные объекты, а результат данной работы может быть представлен в самых разных формах представления информации.

Одним из наиболее результативных методов структурирования информации является метод интеллект-карт (ментальных карт).

Методика использования в образовательной деятельности интеллект-карт позволяет более наглядно представлять обучающимся учебный материал, а также уменьшить объём необходимого для усвоения материала за счет хорошей структурированности. Для обучающегося использование таких карт позволяет глубже понимать изучаемый материал и быстрее ориентироваться в нём.

Важнейшей составляющей остается квалификация педагога и умение «учить» [6, С. 156].

Интеллект-карты могут быть полезны любому специалисту во время обучения и/или мозгового штурма. Использование карт позволяет провести систематизацию и чёткую группировку любой информации благодаря использованию хорошо отлаженной навигации.

Для записи своих мыслей люди обычно используют линейные форматы, такие как текст, графики, таблицы и списки. С одной стороны, они могут структурировать свои рассуждения на бумаге, но с другой стороны, такие записи часто кажутся им монотонными, трудно запоминающимися и, следовательно, не вызывают у них интереса.

Совершенно другой формой записи наших рассуждений является интеллект-карта, которая представляет собой радиальный метод записи. Этот формат записи основан на природной особенности мозга человека мыслить ассоциативно -от основного к второстепенному.

Основной вопрос помещается в самый центр карты, с постепенным ответвлением к краям (подобно ветвям дерева) различных терминов, характеристик, в том числе изображений (для лучшего восприятия информации). Каждый термин и графическое изображение также может стать главным элементом для новой ветви, которая формируется в процессе создания интеллект-карты. Такое расположение позволяет акцентировать внимание на главном вопросе и постепенно перемещаться от центрального вопроса к раскрытию всей темы.

Среди разработанного программного обеспечения, позволяющего создавать интеллект-карты на компьютере, можно выделить как непосредственно программы (например, такие как Xmind, Imindmap, MindJet Mindmanager), так и онлайн сервисы (Coggle, Bubbl us). Использование таких программ может помочь расширить возможности использования карт, позволяя пользователю использовать не только текст и изображения, но и такие элементы, как электронные таблицы, документы, интернет-сайты, видео.

Использование программных продуктов для создания интеллект-карт имеет целый ряд преимуществ перед традиционным, среди таких преимуществ - практически неограниченный размер рабочей области, неограниченное количество разделов и подразделов, возможность быстрого изменения конфигурации созданной карты, преобразование созданной карты в различные форматы файлов - png, jpeg, pdf, html5, csv, vsdx и ряда других форматов (в зависимости от выбранного программного продукта).

Программное обеспечение для составления интеллект-карт так же может использоваться для организации информации больших объемов, сочетая пространственную организацию информации, динамическое структурирование, иерархическое разделение информации, и, кроме всего, еще и возможность «сворачивания/развёртывания» определённых тем (узлов).

Нами было проведен педагогический эксперимент, суть которого заключалась в следующем - проверить насколько эффективным окажется усвоение материала с помощью внедрения технологии интеллект-карт во время проведения лекционных и практических занятий, а также во время самостоятельной подготовки обучающимися. Эксперимент проводился в рамках дисциплины Информатика с обучающимися по специальности 25.05.04 Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов.

Общеизвестно, что сегодня информатика, в соответствии с требованиями образовательных стандартов, изучается практически на всех уровнях образования и нередко на верхних уровнях образовательной пирамиды изучение информатики сводится к простому повторению теоретического материала и, в лучшем случае, его обобщению. А на практических занятиях при таком подходе обучающиеся часто выполняют задания по формированию первичных навыков в области информационных технологий. В силу того, что многие обучающиеся сегодня имеют домашние компьютеры, владеют технологиями обработки текстовой и графической информации, используют электронные таблицы для хранения данных, умеют осуществлять поиск в Интернет, то обучение информатике у них сводится в основном к сдаче отчетности по дисциплине, но не к получению нового знания.

При подготовке к эксперименту нами было проведено анкетирование обучающихся с целью получения информации об их уровне подготовки в области информационных технологий, алгоритмизации и программирования.

Анкетирование показало, что порядка 80% обучающихся полагают, что имеют навыки работы в текстовом редакторе и создания электронных презентаций, более 73% умеют работать с электронными таблицами, а больше 68% с компьютерной графикой, чуть хуже обстоят дела с базами данных - 55% указали, что работали с ними. При этом следует отметить, что из 80% работающих в текстовом редакторе, 15% указали на то, что могут создавать документы сложной структуры и даже писать макросы.

В области программирования навыками разработки программ не владеют 42,5%. Изучавших 1 или 2 языка программирования оказалось примерно поровну 18,5% и 17,1% соответственно. 3 и более языков программирования изучали почти 22% опрощенных, наиболее часто встречалось сочетание «С+/С++, Pascal, Python».

Полученные данные о навыках и умениях у обучающихся коррелировались с информацией о предыдущем уровне образования. Так, например, 13% опрошенных указали, что обучались в школе в инженерных классах или занимались дополнительно в детских IT-центрах, кружках робототехники.

Данные анкетирования показали, что обучающиеся в большинстве обладают знаниями по информатике, но при проведении тестирования по первой же учебной теме «Архитектура и программное обеспечение компьютеров», выяснилось, что эти знания носят фрагментарный характер, у многих обучающихся нет элементарного представления о взаимосвязи архитектуры ЭВМ и уровнях программного обеспечения, обучающиеся не могут обобщать, анализировать получаемую от преподавателя на лекции информацию, делать на её основе выводы.

Обучающиеся сейчас мало читают, из-за этого их словарный запас ограничен. Не могут часто правильно выразить свою мысль, сформулировать предложение [9, С. 403].

Для повышения эффективности образовательного процесса и активизации познавательной деятельности обучающихся учебный материал на лекционных и практических занятиях преподаватели в дополнение к учебному материалу,

представленному в классическом виде, предлагали четко структурированный материал в сжатом виде с помощью интеллект-карт.

Кроме того, в каждой из учебных групп, изучающих дисциплину Информатика, были отобраны 25% обучающихся, которым была поставлена задача готовиться к предстоящим занятиям и контрольным работам с помощью построения интеллект-карт по пройденному материалу, остальные обучающиеся в группах в это время готовились как обычно. В конце учебного семестра обучающимся были розданы опросные листы, в которых содержались вопросы, касающиеся отношения обучающихся к методике использования интеллект-карт в учебном процессе (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты проведенного эксперимента

Параметр оценивания от использования интеллект-карт Процент ответа

Повышение эффективности подготовки 87%

Запоминание информации 65%

Упорядочивание информации 72%

Обобщение информации 71%

Удаление ошибочных понятий 38%

Краткость описания материала 42%

Интерес от изучения материала 62%

Не подходит для изучения материала 3%

Методика обучения не подходит для меня 5%

Внедрение в образовательную деятельность новых средств обучения и современных методик преподавания получает положительную оценку у обучающихся [5, С. 124]. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, что использование интеллект-карт обучающимися может помочь им систематизировать изучаемый материал при подготовке опорных конспектов, быстрее и качественнее подготовиться к рубежному контролю и промежуточной аттестации. Подготовка к промежуточной аттестации по своим конспектам /учебникам занимает достаточно много времени, так как обучающийся должен сначала определить ключевые слова и определения, найти их, выявить степень их важности, и только после этого приступать непосредственно к подготовке. В то время как использование интеллект-карт сразу помогает определить все значимые объекты для подготовки.

Не стоит так же забывать, что нынешнее поколение является «визуализалами» и использование визуальных методов в обучении способствует эффективному усвоению материала у 65 % таких обучающихся.

Интеллект-карты - это очень мощный инструмент, который можно и нужно использовать в образовательной деятельности для иллюстрации взаимосвязей между данными. Данная технология помогает обучающимся логически структурировать свои мысли и улучшить понимание сложных тем. Кроме того, они помогают улучшить результаты изучения дисциплины и помочь обучающимся запоминать информацию в течение более длительных периодов времени.

Интеллект-карты также позволяют преподавателям представлять информацию в интерактивной форме, делая занятия более информативными для обучающихся. Технологии упростили создание карт, что позволяет как педагогам, так и обучающимся быстро и легко получать к ним доступ на любом устройстве. Это делает технологию создания карт бесценным инструментом в современной образовательной среде.

Структурирование информации существенно уменьшает количество презентационного материала, а следовательно дает полезный резерв времени преподавателю [2, С. 257].

При проверке контроля качества обучения курсантов можно попросить обучающегося дать краткий ответ с использованием интеллект-карты по интересующему вопросу.

Мы можем применять графические методы сжатия и представления учебной информации с целью формирования и развития у обучающихся системы оперативной информации по многим дисциплинам [3, С. 99].

Интеллект-карты как интерактивная техника обучения играет важную роль в совершенствовании коммуникативных навыков и эффективном обучении современных специалистов, которые должны иметь критическое мышление и быть готовыми работать с большими объемами различной информации.

Выводы. Интеллект-карты в образовании - эффективный и результативный способ представления и восприятия информации, который можно и нужно использовать для развития мышления обучающихся.

Использование интеллект-карт - это метод обучения, при котором обучающиеся могут активизировать и развивать память с помощью уникального метода обучения и создавать новые условия для обработки информации. Преподавателям необходимо предоставлять обучающимся возможность приобретать опыт и эффективно обучаться с помощью новых методов, делая их способными к эффективному обучению.

Полученные в ходе проведения педагогического эксперимента данные легли в основу разработанных нами программ и базах данных, которые имеют свидетельства о государственной регистрации базы данных [7, 8].

В ходе исследования сделаны выводы: методика применения интеллект-карт при изучении информатики формирует информационную компетентность и обучает навыкам генерирования идей, а также повышает у обучающихся интерес к изучению дисциплины.

Литература:

1. Болдовская, Т.Е. Информационные технологии как средство адаптации начинающего преподавателя в военном вузе / Т.Е. Болдовская, Е.А. Кальт // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 марта 2021 года.-Омск: Омский авто бронетанковый инженерный институт,2021.-С. 110-114

2. Бухонский, М.И. Использование ментальных карт для оптимизации усвоения учебного материала / М.И. Бухонский, Г.И. Дейкун, Д.Г. Дейкун // Современная педагогика и научные исследования в образовательной организации высшего образования: Сборник докладов очно-заочной научно-методической конференции, Кострома, 04 марта 2023 года. Том Часть I. - Кострома: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома) Министерства обороны Российской Федерации, 2023. - С. 249-258

3. Голякова, В.А. Педагогические условия реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач / В.А. Голякова // Вестник Южно-Уральского

государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 95-105. - DOI 10.14529/pedl90308

4. Дейкун, Д.Г. К вопросу повышения качества обучения информатике в военном вузе / Д.Г. Дейкун, В.А. Турчин, Г.И. Дейкун // Развитие высшего образования: теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 17 февраля 2023 года. - Омск: Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени A.B. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2023. - С. 132-136

5. Дейкун, Д.Г. Основные аспекты обучения военных специалистов в современных образовательных условиях / Д.Г. Дейкун, Г.А. Наурусова, В.А. Турчин // Наука и военная безопасность. - 2022. - № 2(29). - С. 123-126

6. Кузнецова, Н.С. К вопросу использования прикладного программного обеспечения в образовательном процессе / Н.С. Кузнецова // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 марта 2021 года. - Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. - С. 154-157

7. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622519 Российская Федерация. База данных «Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Информатика» для специальности 25.05.04» : № 2023622302: заявл. 18.07.2023 : опубл. 25.07.2023 / Д.Г. Дейкун, Ю.С. Медведев, В.А. Турчин, B.C. Кузнецов; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова».

8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622725 Российская Федерация. «База данных учебных материалов для проведения практических занятий по дисциплине «Информатика» для специальности 25.05.04» : № 2023622474: заявл. 31.07.2023: опубл. 10.08.2023 / Ю.С. Медведев, В.А. Турчин, Д.Г. Дейкун, В.Р. Баков; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова».

9. Энговатова, В.В. Некоторые проблемы в воспитании подрастающего поколения / В.В. Энговатова, В.В. Морозов, Г.И. Дейкун // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2020. - № 7,- С. 401-406

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Деменева Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Актуальность проблемы формирования финансовой грамотности младших школьников определяется требованиями госстандарта начального образования в области обучения математике. Одним из предметных результатов является умение учащихся использовать начальные математические знания для решения задач в сфере личных и семейных финансов. Целью статьи является анализ возможностей программы по математике для начальной школы для формирования финансовой грамотности учащихся, а также систематизация основных направлений работы и определение педагогического инструментария по решению данной задачи на уроках математики. В статье рассмотрены основные средства формирования на уроках математики когнитивного, практического (деятельностного) и личностного компонентов финансовой грамотности младших школьников. Выполнен анализ федеральной рабочей программы по математике для 1-4 классов. Для каждого из ее разделов выделены содержательные единицы и обозначен учебный материал, который позволяет осуществлять целенаправленное формирование финансовой грамотности учащихся. Охарактеризованы основные направления и педагогический инструментарий для формирования функциональной финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. К ним относится: 1) решение арифметических задач, связанных с процессами купли-продажи; 2) решение кейсов и контекстных задач; 3) выполнение практических работ 4) информационный поиск;

5) ролевые игры; 6) беседы, дискуссии, обсуждение финансовых вопросов и проблем: 7) математические проекты. Сделаны выводы о необходимости реализации целостной системы формирования функциональной грамотности обучающихся и подготовки студентов к решению этой задачи.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, рабочая программа по математике, уроки математики, младшие школьники.

Annotation. The relevance of the problem of developing financial literacy of junior schoolchildren is determined by the requirements of the state standard of primary education in the field of teaching mathematics. One of the subject outcomes is the ability of students to use basic mathematical knowledge to solve problems in the field of personal and family finance. The purpose of the article is to analyze the capabilities of the mathematics program for primary schools for developing financial literacy of students, as well as systematize the main areas of work and identify pedagogical tools for solving this problem in mathematics lessons. The article discusses the main means of developing the cognitive, practical (activity) and personal components of financial literacy in junior schoolchildren in mathematics lessons. An analysis of the federal work program in mathematics for grades 1-4 was carried out. For each of its sections, content units are highlighted and educational material is designated, which allows for the targeted formation of financial literacy of students. The main directions and pedagogical tools for the formation of functional financial literacy in mathematics lessons in primary school are characterized. These include: 1) solving arithmetic problems related to purchase and sale processes; 2) solving cases and contextual problems; 3) performing practical work 4) information search; 5) role-playing games;

6) conversations, discussions, discussion of financial issues and problems: 7) mathematical projects. Conclusions are drawn about the need to implement a holistic system for developing functional literacy of students and preparing students to solve this problem.

Key words: functional literacy, financial literacy, mathematics work program, mathematics lessons,junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.