Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / финансовая грамотность / рабочая программа по математике / уроки математики / младшие школьники / functional literacy / financial literacy / mathematics work program / mathematics lessons / junior schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменева Надежда Николаевна, Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна

Актуальность проблемы формирования финансовой грамотности младших школьников определяется требованиями госстандарта начального образования в области обучения математике. Одним из предметных результатов является умение учащихся использовать начальные математические знания для решения задач в сфере личных и семейных финансов. Целью статьи является анализ возможностей программы по математике для начальной школы для формирования финансовой грамотности учащихся, а также систематизация основных направлений работы и определение педагогического инструментария по решению данной задачи на уроках математики. В статье рассмотрены основные средства формирования на уроках математики когнитивного, практического (деятельностного) и личностного компонентов финансовой грамотности младших школьников. Выполнен анализ федеральной рабочей программы по математике для 1-4 классов. Для каждого из ее разделов выделены содержательные единицы и обозначен учебный материал, который позволяет осуществлять целенаправленное формирование финансовой грамотности учащихся. Охарактеризованы основные направления и педагогический инструментарий для формирования функциональной финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. К ним относится: 1) решение арифметических задач, связанных с процессами купли-продажи; 2) решение кейсов и контекстных задач; 3) выполнение практических работ 4) информационный поиск; 5) ролевые игры; 6) беседы, дискуссии, обсуждение финансовых вопросов и проблем: 7) математические проекты. Сделаны выводы о необходимости реализации целостной системы формирования функциональной грамотности обучающихся и подготовки студентов к решению этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деменева Надежда Николаевна, Зайцева Светлана Александровна, Колесова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the problem of developing financial literacy of junior schoolchildren is determined by the requirements of the state standard of primary education in the field of teaching mathematics. One of the subject outcomes is the ability of students to use basic mathematical knowledge to solve problems in the field of personal and family finance. The purpose of the article is to analyze the capabilities of the mathematics program for primary schools for developing financial literacy of students, as well as systematize the main areas of work and identify pedagogical tools for solving this problem in mathematics lessons. The article discusses the main means of developing the cognitive, practical (activity) and personal components of financial literacy in junior schoolchildren in mathematics lessons. An analysis of the federal work program in mathematics for grades 1-4 was carried out. For each of its sections, content units are highlighted and educational material is designated, which allows for the targeted formation of financial literacy of students. The main directions and pedagogical tools for the formation of functional financial literacy in mathematics lessons in primary school are characterized. These include: 1) solving arithmetic problems related to purchase and sale processes; 2) solving cases and contextual problems; 3) performing practical work 4) information search; 5) role-playing games; 6) conversations, discussions, discussion of financial issues and problems: 7) mathematical projects. Conclusions are drawn about the need to implement a holistic system for developing functional literacy of students and preparing students to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 95-105. - DOI 10.14529/pedl90308

4. Дейкун, Д.Г. К вопросу повышения качества обучения информатике в военном вузе / Д.Г. Дейкун, В.А. Турчин, Г.И. Дейкун // Развитие высшего образования: теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 17 февраля 2023 года. - Омск: Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени A.B. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2023. - С. 132-136

5. Дейкун, Д.Г. Основные аспекты обучения военных специалистов в современных образовательных условиях / Д.Г. Дейкун, Г.А. Наурусова, В.А. Турчин // Наука и военная безопасность. - 2022. - № 2(29). - С. 123-126

6. Кузнецова, Н.С. К вопросу использования прикладного программного обеспечения в образовательном процессе / Н.С. Кузнецова // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 марта 2021 года. - Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. - С. 154-157

7. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622519 Российская Федерация. База данных «Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Информатика» для специальности 25.05.04» : № 2023622302: заявл. 18.07.2023 : опубл. 25.07.2023 / Д.Г. Дейкун, Ю.С. Медведев, В.А. Турчин, B.C. Кузнецов; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова».

8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2023622725 Российская Федерация. «База данных учебных материалов для проведения практических занятий по дисциплине «Информатика» для специальности 25.05.04» : № 2023622474: заявл. 31.07.2023: опубл. 10.08.2023 / Ю.С. Медведев, В.А. Турчин, Д.Г. Дейкун, В.Р. Баков; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова».

9. Энговатова, В.В. Некоторые проблемы в воспитании подрастающего поколения / В.В. Энговатова, В.В. Морозов, Г.И. Дейкун // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2020. - № 7,- С. 401-406

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Деменева Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Актуальность проблемы формирования финансовой грамотности младших школьников определяется требованиями госстандарта начального образования в области обучения математике. Одним из предметных результатов является умение учащихся использовать начальные математические знания для решения задач в сфере личных и семейных финансов. Целью статьи является анализ возможностей программы по математике для начальной школы для формирования финансовой грамотности учащихся, а также систематизация основных направлений работы и определение педагогического инструментария по решению данной задачи на уроках математики. В статье рассмотрены основные средства формирования на уроках математики когнитивного, практического (деятельностного) и личностного компонентов финансовой грамотности младших школьников. Выполнен анализ федеральной рабочей программы по математике для 1-4 классов. Для каждого из ее разделов выделены содержательные единицы и обозначен учебный материал, который позволяет осуществлять целенаправленное формирование финансовой грамотности учащихся. Охарактеризованы основные направления и педагогический инструментарий для формирования функциональной финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. К ним относится: 1) решение арифметических задач, связанных с процессами купли-продажи; 2) решение кейсов и контекстных задач; 3) выполнение практических работ 4) информационный поиск;

5) ролевые игры; 6) беседы, дискуссии, обсуждение финансовых вопросов и проблем: 7) математические проекты. Сделаны выводы о необходимости реализации целостной системы формирования функциональной грамотности обучающихся и подготовки студентов к решению этой задачи.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, рабочая программа по математике, уроки математики, младшие школьники.

Annotation. The relevance of the problem of developing financial literacy of junior schoolchildren is determined by the requirements of the state standard of primary education in the field of teaching mathematics. One of the subject outcomes is the ability of students to use basic mathematical knowledge to solve problems in the field of personal and family finance. The purpose of the article is to analyze the capabilities of the mathematics program for primary schools for developing financial literacy of students, as well as systematize the main areas of work and identify pedagogical tools for solving this problem in mathematics lessons. The article discusses the main means of developing the cognitive, practical (activity) and personal components of financial literacy in junior schoolchildren in mathematics lessons. An analysis of the federal work program in mathematics for grades 1-4 was carried out. For each of its sections, content units are highlighted and educational material is designated, which allows for the targeted formation of financial literacy of students. The main directions and pedagogical tools for the formation of functional financial literacy in mathematics lessons in primary school are characterized. These include: 1) solving arithmetic problems related to purchase and sale processes; 2) solving cases and contextual problems; 3) performing practical work 4) information search; 5) role-playing games;

6) conversations, discussions, discussion of financial issues and problems: 7) mathematical projects. Conclusions are drawn about the need to implement a holistic system for developing functional literacy of students and preparing students to solve this problem.

Key words: functional literacy, financial literacy, mathematics work program, mathematics lessons,junior schoolchildren.

Введение. Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный в 2021 году, предусматривает формирование функциональной грамотности младших школьников, к которой относится читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая и другие виды грамотности. В ФГОС НОО в перечень планируемых результатов по учебному предмету «Математика» включено умение использовать начальные математические знания при решении учебных и практических задач, «в том числе в сфере личных и семейных финансов» [9, С. 47]. В настоящее время разработаны внеурочные программы и учебно-методические комплексы для начальной школы по введению в финансовую грамотность [11]. Н.Г. Калашникова, E.H. Жаркова, Е.М. Белорукова издали серию пособий для учащихся 2-4 классов «Секреты финансовой грамоты» [5]. В то же время недостаточно изучено, какие содержательные и методические возможности для финансового просвещения детей и их ориентировки в реальных жизненных ситуациях, связанных с финансами, имеются при изучении математики.

Целью нашей статьи является анализ возможностей программы по математике для начальной школы для формирования финансовой грамотности учащихся, а также систематизация основных направлений работы и определение педагогического инструментария по решению данной задачи на уроках математики.

Изложение основного материала статьи. При отборе математического содержания, направленного на формирование финансовой грамотности, важно учитывать ее основные компоненты. Е.М. Плеханова и соавторы [8] детально проанализировали содержание понятия «финансовая грамотность младших школьников» и выделили два содержательных направления в работе с детьми: теоретическое (знания из области теории экономики и финансов) и практическое (беседы на финансовые темы, выполнение проектов и другое). Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских, Н.С. Стерхова [6] и другие авторы выделяют когнитивный, практический и личностный компоненты финансовой грамотности младших школьников. А.Г. Бигеева, C.B. Козлова [1] в качестве критериев сформированности финансовой грамотности учащихся начальных классов определили знание и понимание (когнитивный компонент), умения и поведение (поведенческий компонент), личностные характеристики и установки (мотивационный компонент). Данные подходы дополняют друг друга, что демонстрирует объективные тенденции в определении компонентного состава финансовой грамотности школьников.

В процессе обучения математике становление у учащихся когнитивного компонента финансовой грамотности предполагает получение ими первоначальных представлений, относящихся к финансовой сфере: деньги, цена и стоимость, доходы и расходы, семейный бюджет и другие. Наиболее широкие возможности курс математики предоставляет для формирования практического (деятельностного) компонента финансовой грамотности. Личностный компонент финансовой грамотности формируется при выполнении заданий на принятие взвешенных финансовых решений.

Мы проанализировали возможности федеральной рабочей программы по математике [12] для начальной школы в формировании финансовой грамотности учащихся и выделили в разделах программы те содержательные единицы, которые не требуют значительного расширения учебного материала, но обогащают его учебными заданиями, отражающими разные компоненты финансовой грамотности.

Раздел «Числа и величины».

При изучении чисел дети могут использовать монеты и с их помощью иллюстрировать состав чисел первого десятка и разрядный состав чисел второго десятка. В Федеральной программе для 3 класса указаны следующие содержательные единицы: «Стоимость (единицы - рубль, копейка), установление отношения «дороже-дешевле на... », «дороже-дешевле в...». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации» [12]. Размен крупных купюр более мелкими предполагает ориентировку в десятичных отношениях, освоение способов увеличения чисел в 10, 100 и тысячу раз. Это способствует усвоению нумерации многозначных чисел. Изучение величин также является важным аспектом работы над вопросами финансовой грамотности. Для совершения выгодных покупок необходимо соотносить величину (например, длину, массу) с указанной ценой. Раздел «Арифметические действия».

Раздел «Арифметические действия».

Выполнение действий сложения и умножения необходимо в ситуациях, когда нужно найти варианты набора определенной суммы денег разными монетами или купюрами для оплаты проезда, какого-либо товара или услуги. Здесь возможен поиск рациональных способов вычисления. Арифметические действия выполняются и при решении арифметических задач, содержание которых отражает процессы купли и продажи, подсчет доходов семьи и ее расходов и т.п.

Раздел «Текстовые задачи».

В Федеральной программе для 3 класса указаны следующие содержательные единицы: «Задачи на понимание... зависимостей («купля-продажа», расчёт времени, количества) [12]. Аналогичный материал включен и в программу 4 класса: «Анализ зависимостей, характеризующих процессы: ... работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач» [12].

Данный раздел предоставляет наибольшие возможности для формирования финансовой грамотности. Полезно предлагать младшим школьникам не только стандартные задачи, в которых нужно найти цену, количество или стоимость, но и задачи, в которых вычисляется сдача при оплате определенными или определяется достаточность имеющихся денежных средств для покупки нескольких товаров. Особый интерес представляют задачи, связанные с экономией ресурсов и разумным расходованием семейного бюджета. Практический смысл имеют задачи, в которых вычисляется стоимость покупки с учетом скидок и проводимых торговыми сетями акций.

Для формирования у учащихся умения соотносить свои желания и потребности с реальными доходами семьи полезно предлагать задания, в которых нужно подсчитать затраты на покупку товаров, посещение игровых центров, кафе, кинотеатров, организацию детских праздников и т.п. Сравнение этих затрат с финансовыми возможностями семьи и учет обязательных платежей (коммунальные услуги, питание, транспорт и др.) позволит определить разумные расходы, выбрать грамотный вариант распределения денежных средств, осознать последствия некоторых финансовых решений, связанных с излишними и нецелесообразными расходами.

Раздел «Математическая информация».

Важным направлением работы по формированию финансовой грамотности младших школьников является организация сбора математической информации о ценах на товары и услуги, о закупках, которые делает семья, о ее доходах и расходах, о сбережениях и инвестициях и другое. Источниками информации могут быть наблюдения, беседы со взрослыми, данные, полученные из справочников и Интернета. Важно разнообразить форму представления данных: изображения товаров (рисунки или фотографии) с указанием цен, прайс-листы (в форме таблиц), объявления об услугах и т.п.

Раздел «Пространственные отношения и геометрические фигуры».

Измерение таких величин как длина и площадь, вычисление площади и периметра необходимо при решении задач-расчетов, например, на определение количества материалов для ремонта помещений и их стоимости.

При организации работы по формированию финансовой грамотности младших школьников важно определить не только содержание математического материала для реализации этой цели, но и основные направления работы на уроке, а

также педагогический инструментарий, который может быть использован учителем начальных классов. А.Р. Гаджиева [2] рассматривает возможности интерактивных технологий, в том числе различных игровых моделей, для формирования у учащихся различных аспектов финансовой грамотности. Н.Ю. Москвитина, Е.А. Селюкова [7] считают полезным включать в уроки математики не только игры с экономическим содержанием, но и просмотр мультфильмов, например, «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», элементы театрализации и другие приемы. H.H. Деменева, Л.С. Бабушкина [4] предлагают использовать в процессе обучения математике решение кейсов, математические проекты, решение математических задач с финансовым содержанием и другие формы работы.

Мы систематизировали основные направления и педагогический инструментарий для формирования функциональной финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе, которые предлагаются разными авторами и разработанные в рамках нашего педагогического опыта. Рассмотрим их более подробно.

1. Решение арифметических задач, связанных с процессами купли-продажи.

Учебники математики содержат большое количество таких задач, но важно, чтобы они дополнялись заданиями, отражающими различные жизненные ситуации. Например, учащимся нужно определить, реальны ли указанные в задаче цены, обсудить, как можно расплатиться наличными деньгами, если у продавца на рынке нет сдачи, а имеются только крупные купюры.

2. Решение кейсов и контекстных задач.

В контекстной математической задаче и кейсе описывается конкретная жизненная ситуация. При этом кейс обычно требует решения проблемы, а контекстная задача описывает какую-то реальную ситуацию, на основе которой выполняется математическое задание. В задаче дается информация, которая часто является избыточной. Выбор практического контекста обусловлен жизненными реалиями, с которыми может столкнуться ученик начальных классов, например, «Почта», «Магазин», «Рынок», «Досуговый центр», «Кафе и т.п.

Например, в контекстной задаче про почту требуется определить, сколько будет стоить отправка посылки бабушке. Дается описание режима работы почтового отделения, перечень услуг почты с указанием их стоимости, в том числе цены за коробки и пакеты для посылок и за отправку посылки с учетом ее массы. Учащимся нужно выбрать нужные данные и выполнить вычисления для посылок разной массы.

В кейсе описывается финансовая проблема, которую нужно решить, например, сделать заказ в кафе на семью из трех человек с учетом ограничений по затратам. После выбора блюд из предложенного меню (даются конкретные цены) оказывается, что не хватает наличных денег для оплаты заказа. Дети ищут выход, обсуждая разные варианты: отказаться от какой-то части заказа, выбрать более дешевое блюдо, оплатить заказ не наличными деньгами, а картой и т.п. Для каждого варианта выполняются вычисления для определения того, хватит ли денег на новый заказ.

В качестве практических материалов для кейсов можно использовать видеозаписи, в том числе мультфильмы, в которых представлены вопросы финансовой грамотности.

3. Выполнение практических работ.

Практические работы могут проводиться с раздаточным материалом в виде изображений монет и банкнот.

Практическая работа необходима и при изучении величин. Задачи-расчеты требуют измерения длины, вычисления площади, взвешивания с целью определения массы.

4. Информационный поиск.

Задания на информационный поиск могут быть частью работы над математическим проектом либо они предлагаются для формирования навыков работы с математической информацией, в том числе составления таблиц и диаграмм.

Например, в задаче о варенье из яблок не дана цена сахара и не указаны сведения о рецепте варенья. Эту информацию учащиеся находят сами, оформляя результаты поиска в виде таблицы. В ней полезно отразить разброс цен на сахар в разных магазинах, в том числе при заказе в Интернете. Рецепты варенья также могут предполагать различное соотношение массы яблок и массы сахара. В опоре на собранную информацию выбирается экономически выгодный вариант покупки и изготовления варенья.

Сбор информации должен касаться не только цен на товары и услуги, но и различных сторон семейного бюджета, ее доходов и расходов, использования различных ресурсов, коммунальных платежей, организации досуга и т.п.

5. Ролевые игры.

Наиболее полезны ролевые игры, в которых моделируются ситуации, требующие решения арифметических задач, связанных с тройкой пропорциональных величин «цена - количество - стоимость». Младшие школьники в таких играх выполняют роли продавцов и покупателей, работников различных учреждений, предлагающих услуги, и посетителей этих учреждений, кондуктора и пассажиров и т.п.

6. Беседы, дискуссии, обсуждение финансовых вопросов и проблем.

Беседы и дискуссии чаще всего дополняют те формы работы, которые описаны выше, например, организуется обсуждение в процессе решения кейсов, проведения ролевых игр, но они могут применяться учителем в качестве самостоятельных методов.

7. Математические проекты.

Учебные математические проекты особенно важны для формирования функциональной грамотности младших школьников, т.к. направлены на решение реальных практических проблем, предполагают планирование учащимися своей деятельности, поиск необходимой информации и ее анализ, создание продукта в форме таблицы или диаграммы, чертежа с выполненными расчетами, сметы расходов, набора рекомендаций для выбора оптимальных действий при решении финансовых проблем и т.п.

Полезно, чтобы у проекта был заказчик, это мотивирует активную деятельность учащихся. Например, родители просят помочь в определении стоимости ремонта квартиры, подсчете затрат на семейный отдых (поездку, экскурсию, посещение кинотеатра, театра, музея и т.п.). В большинстве таких проектов выполняются расчеты стоимости.

Выделенные нами направления, направленные на становление финансовой грамотности учащихся начальных классов, могут дополняться различными технологическими приемами и учебными заданиями. Они должны стать неотъемлемой частью системной работы по формированию разных видов функциональной грамотности младших школьников.

Выводы. Аналитическое исследование показало, что программа по математике для начальных классов имеет значительные ресурсы для формирования финансовой грамотности младших школьников. Но для достижения этой цели требуется дополнять или видоизменять математические задания, использовать различные методы и формы работы для организации практико-ориентированной деятельности детей. Большинство заданий с финансовым содержанием формирует функциональную математическую грамотность, т.к. предполагает применение математических знаний в разнообразных жизненных ситуациях.

Формирование финансовой грамотности младших школьников является достаточно новым аспектом деятельности учителя начальных классов. Поэтому важно уделять внимание данному вопросу как в системе повышения квалификации

педагогов, так и в рамках педагогического образования. Анализ возможностей уроков математики должен являться частью общего процесса подготовки студентов к формированию различных видов функциональной грамотности [3, 10].

Литература:

1. Бигеева, А.Г. Финансовая грамотность младших школьников: из опыта педагогической диагностики / А.Г. Бигеева, C.B. Козлова // Актуальные вопросы современной науки и практики: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 2019. - С. 137-145

2. Гаджиева, А.Р. Педагогические условия формирования финансовой грамотности младших школьников с использованием интерактивных технологий / А.Р. Гаджиева // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - Т. 1. - №44. -С. 123-132

3. Земляченко, Л.В., Структура готовности будущих учителей начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников / Л.В. Земляченко, Н.И. Щередина // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 67-4. - С. 145-148

4. Деменева, H.H. Диагностика и формирование финансовой грамотности младших школьников в процессе обучения математике / H.H. Деменева, Л.С. Бабушкина // Педагогические измерения. - 2023. - № 2. - С.89-93

5. Калашникова, Н.Г Секреты финансовой грамоты. 2 класс / Н.Г Калашникова, E.H. Жаркова, Е.М Белорукова. - М.: Просвещение, 2022. - 112 с.

6. Милованова, Л.А. Характеристика понятия и педагогического инструментария развития финансовой грамотности у младших школьников / Л.А. Милованова, ИН. Разливинских, Н.С. Стерхова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 234-237

7. Москвитина, Н.Ю. Методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности в процессе обучения математике / Н.Ю. Москвитина, Е.А. Селюкова / /Общество. - 2022. - № 3-2 (26). - С. 28-32

8. Плеханова, Е.М. Финансовая грамотность младших школьников: дискуссии о понятиях / Е.М. Плеханова, ИВ. Рогач, О.Б. Лобанова, Ю.А. Безруких // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5,- С. 36-38

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 25.10.2023)

10. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9,- № 3. - С. 3-5

11. Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы. - URL: https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/ (дата обращения: 25.10.2023).

12. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций). - М., 2023. - URL: https://edsoo.ru

Педагогика

УДК 159.9

педагог Донцов Александр Александрович

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье предлагается рассмотрение профессиографической характеристики служебной деятельности начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России. Также определяется важность использования профессиографии при решении служебных и организационных задач в целях повышения эффективности учебного процесса и его организации. Актуальные сведения об всестороннем изучении деятельности образовательных организаций МВД России и профессиографическом анализе позволили определить возможность сформировать способы улучшения эффективности выполнения обязанностей, оптимизации процессов отбора наиболее квалифицированных кандидатов, подготовки и переподготовки кадров, комплектования начальствующего состава факультетов образовательных организаций МВД России, а также обозначить направления их развития.

Ключевые слова: профессиографическая характеристика, начальствующий состав факультетов; образовательная организация МВД России.

Annotation. The article proposes a consideration of the professional characteristics of the official activities of the commanding staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of using professionography in solving official and organizational problems in order to increase the efficiency of the educational process and its organization is also determined. Current information on a comprehensive study of the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and professional analysis made it possible to determine the possibility of forming ways to improve the efficiency of performing duties, optimizing the processes of selecting the most qualified candidates, training and retraining of personnel, staffing the command staff of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as to identify directions for their development.

Key words: professional characteristics, commanding staff of faculties; educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. Начальствующий состав факультетов образовательных учреждений МВД России играет ключевую роль в организации и управлении образовательным процессом. Их профессионализм, компетенции и лидерские качества непосредственно влияют на качество образования и успех курсантов(слушатель). В данной статье рассмотрена профессиографическая характеристика служебной деятельности начальствующего состава факультетов(курсов), исследованы основные требования к данной должности, а также выделены ключевые навыки и компетенции, необходимые для успешной работы в данной сфере.

Современная образовательная система требует высокого профессионализма от руководителей факультетов. Они не только являются организаторами образовательного процесса, но и лидерами, способными вдохновить и мотивировать своих подчиненных к достижению общих целей. Служебная деятельность начальствующего состава факультетов(курсов) включает в себя ряд важных функций, таких как планирование и контроль образовательного процесса, разработка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.