Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В КУРСАХ ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК'

РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В КУРСАХ ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / ИКТ-компетентность / цифровые образовательные инструменты / будущие учителя математики и информатики / этапы образовательного процесса / competence approach / ICT competence / digital educational tools / future teachers of mathematics and computer science / stages of the educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Ольга Михайловна, Шарапова Наталья Николаевна, Артюхина Мария Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития ИКТ-компетентности у будущих учителей математики и информатики. ИКТ-компетентность рассматривается авторами как один из видов информационной компетентности. Затем она конкретизируется через выделение специфики рассматриваемых понятий в контексте учителей-предметников (математика, информатика). Одним из условий формирования ИКТ-компетентности является владение будущими учителями полным функциональным набором цифровых образовательных инструментов. В связи с этим авторами статьи были проанализированы основные этапы организации образовательного процесса в школе и вузе. Выделены наиболее для него значимые дидактические задачи, которые могут быть решены с помощью цифровых образовательных инструментов. На этой основе рассматриваемые средства обучения объединены в несколько групп. В описании всех групп приводится несколько примеров наиболее характерных цифровых инструментов. Для каждого этапа образовательного процесса выделены наиболее целесообразные цифровые образовательные инструменты его организации. Выделены критерии такого выбора. Составлена схема, отражающая взаимосвязь этапов образовательного процесса с используемой группой цифровых образовательных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанова Ольга Михайловна, Шарапова Наталья Николаевна, Артюхина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of developing ICT competence among future teachers of mathematics and computer science. ICT competence is considered by the authors as one of the types of information competence. Then it is concretized by highlighting the specifics of the concepts under consideration in the context of subject teachers (mathematics, computer science). One of the conditions for the formation of ICT competence is the possession by future teachers of a full functional set of digital educational tools. In this regard, the authors of the article analyzed the main stages of the organization of the educational process at school and university. The most significant didactic tasks that can be solved with the help of digital educational tools are highlighted. On this basis, the training tools in question are grouped into several groups. The description of all groups provides several examples of the most characteristic digital instruments. For each stage of the educational process, the most appropriate digital.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В КУРСАХ ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК»

11. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.

12. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. - Санкт-Петербург: 2000. - 320 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Губанова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); кандидат педагогических наук, доцент Шарапова Наталья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); кандидат педагогических наук, доцент Артюхина Мария Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал) (г. Арзамас)

РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В КУРСАХ

ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития ИКТ-компетентности у будущих учителей математики и информатики. ИКТ-компетентность рассматривается авторами как один из видов информационной компетентности. Затем она конкретизируется через выделение специфики рассматриваемых понятий в контексте учителей-предметников (математика, информатика). Одним из условий формирования ИКТ-компетентности является владение будущими учителями полным функциональным набором цифровых образовательных инструментов. В связи с этим авторами статьи были проанализированы основные этапы организации образовательного процесса в школе и вузе. Выделены наиболее для него значимые дидактические задачи, которые могут быть решены с помощью цифровых образовательных инструментов. На этой основе рассматриваемые средства обучения объединены в несколько групп. В описании всех групп приводится несколько примеров наиболее характерных цифровых инструментов. Для каждого этапа образовательного процесса выделены наиболее целесообразные цифровые образовательные инструменты его организации. Выделены критерии такого выбора. Составлена схема, отражающая взаимосвязь этапов образовательного процесса с используемой группой цифровых образовательных инструментов.

Ключевые слова: компетентностный подход, ИКТ-компетентность, цифровые образовательные инструменты, будущие учителя математики и информатики, этапы образовательного процесса.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing ICT competence among future teachers of mathematics and computer science. ICT competence is considered by the authors as one of the types of information competence. Then it is concretized by highlighting the specifics of the concepts under consideration in the context of subject teachers (mathematics, computer science). One of the conditions for the formation of ICT competence is the possession by future teachers of a full functional set of digital educational tools. In this regard, the authors of the article analyzed the main stages of the organization of the educational process at school and university. The most significant didactic tasks that can be solved with the help of digital educational tools are highlighted. On this basis, the training tools in question are grouped into several groups. The description of all groups provides several examples of the most characteristic digital instruments. For each stage of the educational process, the most appropriate digital.

Key words: competence approach, ICT competence, digital educational tools, future teachers of mathematics and computer science, stages of the educational process.

Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, моделируя результаты подготовки студентов в виде перечней компетенций, актуализировали изучение новых подходов к постановке целей обучения.

Компетенции - это требования к образовательной подготовке, продиктованные запросом работодателя, общественным заказом, определяемые в нормативных документах (например, ФГОС) и представляемые собой объективную данность. Такой подход реализован в работах Д.С. Ермакова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. В таком случае, компетентность можно рассматривать как характеристику личности, которая определяется уровнем освоенности совокупности компетенций, формируемых в процессе обучения, и дальнейшем развитии в профессиональной деятельности.

Существует множество классификаций ключевых компетенций, но неоспоримо, что одной из основных является информационная компетентность.

По мнению многих авторов более узким по отношению к информационной компетентности является понятие ИКТ-компетентности, поскольку предполагает умение решать все те же перечисленные ранее задачи, только с помощью цифровых инструментов. ИКТ-компетентность имеет определённую специфику и в контексте подготовки учителей математики и информатики.

В соответствии с современными профессиональными стандартами педагог должен владеть несколькими ИКТ-компетентностями, в частности, общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической.

Существуют различные подходы к пониманию этого понятия. Наиболее распространённой точкой зрения является представление об ИКТ компетентности как о системе прикладных знаний, умений и навыков, позволяющих организовать все этапы педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация и дифференциация обучения, включение обучаемых в решение творческих задач с технической точки зрения, интерактивное проектирование и др.) Развитие перечисленных ИКТ- компетенций у будущих учителей осуществляется в рамках различных дисциплин, однако, особая роль принадлежит предметным методикам, которые призваны сформировать у них умения организовывать познавательную деятельность обучающихся на основе эффективного использования цифровых образовательных инструментов. В связи с этим актуальной становится проблема по поиску таких методических приёмов организации учебного занятия в вузе, чтобы наиболее оптимальным образом решить поставленные задачи в условиях реализации компетентностного подхода.

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. В целом он предполагает развитие у

обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых. Тогда содержание образования должно представлять собой дидактически адаптированный опыт решения профессиональных проблем.

Для организации образовательного процесса необходимо создавать условия для формирования у обучаемых опыта решения познавательных, коммуникативных, организационных и других проблем, которые и являются содержанием образования. Говоря в указанном контексте об ИКТ-компетентности, в образовательный процесс необходимо включать проблемы, связанные с использованием цифровых образовательных инструментов в образовательной практике. При этом необходимо иметь в виду, что ИКТ-компетентность играет двоякую роль в образовательном процессе. С одной стороны, ее формирование является одной из целей образования, с другой стороны, она является ведущим средством обучения.

Для успешного решения рассматриваемых проблем целесообразно не просто знакомить студентов с рядом цифровых образовательных инструментов и просить описать возможные пути их использования в учебном процессе, а иллюстрировать их применение на примере организации самого занятия. Для этого преподавателю необходимо самому владеть достаточно большим количеством цифровых инструментов и постоянно пользоваться ими в рамках своих занятий. Однако, в современных условиях быстрого темпа развития цифровой сферы идёт постоянное увеличение числа цифровых образовательных инструментов и их качественное изменение, в связи с этим в нашем исследовании проанализированы возможности использования различных цифровых образовательных инструментов, которые были объединены в группы по функциональным возможностям применения на вузовских занятиях по предметным методикам и уроках математики и информатики в школе. Для этого была проанализирована структура учебной деятельности, и на этой основе выделены наиболее оптимальные группы цифровых образовательных инструментов в соответствии с основными этапами процесса обучения. Остановимся на этом более подробно.

Как известно, структура учебной деятельности в самом общем виде состоит из трёх блоков: мотивационно-ориентировочного, содержательного (операционно-познавательного) и рефлексивно-оценочного.

Главной целью мотивационно-ориентировочного блока является формирование у обучаемых смысла будущей деятельности, потребности в изучении нового. Он состоит из четырёх взаимосвязанных этапов: актуализация необходимых знаний и способов деятельности, мотивация изучения нового, постановка учебной задачи, планирование решения учебной задачи.

В процессе актуализации необходимых знаний и способов деятельности обучающийся вспоминает и осмысливает уже известную ему систему знаний, непосредственно связанную с последующей деятельностью, в целом отвечает на вопросы: «Что знаю и умею? Могу ли идти дальше?».

На этапе мотивации изучения нового происходит формирование личной заинтересованности каждого обучаемого в деятельности, связанной с «открытием» субъективно нового содержания.

На этапе постановки учебной задачи обобщённая цель деятельности трансформируется в обобщённое задание, которое отвечает на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы решить поставленную задачу?».

Планирование решения учебной задачи осуществляется путем проектирования дальнейшей деятельности в виде последовательности действий, необходимых для достижения ожидаемого результата.

Содержательный (операционно-познавательный) определяется организацией деятельности обучаемых, связанной с решением поставленной учебной задачи, т.е. направлен на «открытие субъективно новых знаний» через проведение эмпирического эксперимента, применение аналогии, содержательного обобщения, анализа, синтеза, самостоятельное изучение предлагаемых материалов и т.д.

На уровне рефлексивно-оценочного блока происходит осмысление обучаемыми проведённой деятельности, связанной с получением новых знаний, которое включает в себя несколько взаимосвязанных действий: соотнесение целей и полученных результатов, осмысление методов, приёмов, теоретических положений, с помощью которых получены эти результаты, осознание ценностей полученных результатов и их места в уже сформированной системе знаний, а также соответствующих им методов, оценка собственной деятельности.

Таким образом, в связи со сказанным, образовательный процесс состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: актуализация необходимых знаний и способов деятельности, мотивации предстоящей деятельности и постановки учебной задачи, освоения новой порции предметного содержания, усвоения и применения полученных знаний, включение новых знаний в уже сформированную систему знаний, контроль учебных достижений.

На каждом из перечисленных этапов для решения поставленных дидактических задач можно и нужно использовать различные цифровые образовательные инструменты, позволяющие их решать наиболее эффективно.

В результате были получены следующие группы цифровых образовательных инструментов.

Инструменты для создания онлайн-игр и упражнений.

Основной задачей данного вида инструментов является помощь педагогу в организации этапов актуализации необходимых знаний обучаемых и усвоения новой порции предметного содержания. Рассмотрим несколько примеров.

«Взнания» - платформа для создания интерактивных материалов к урокам. На платформе можно проводить соревнования между обучающимися в режиме реального времени. Результаты учащихся попадают в единый виртуальный журнал учителя. Большим преимуществом этой платформы является то, что происходит автоматическая проверка результатов, которая позволяет с легкостью отслеживать прогресс каждого из участника образовательного процесса.

Wordwall - многофункциональный онлайн-инструмент, который позволяет создавать интерактивные и печатные материалы к урокам. Большим преимуществом является качество шаблонов и функциональные возможности, а также простота интерфейса при создании упражнений.

Инструменты для визуализации взаимосвязей в осваиваемом предметном содержании.

Интеллект-карты - это широко распространенный и эффективный прием представления информации в виде «дерева». На вершине могут быть записаны основные слова. От вершины во все стороны идут ветви, они делятся на более тонкие -так происходит детализация свойств элементов карты. Интеллект-карты решают такие задачи, как системная организация учебного материала и управление учебной деятельностью учащихся.

Mindmeister - редактор для создания интеллект-карт с возможностью ими поделиться. Все карты хранятся в облаке, где можно с ними работать с различных устройств, содержит выбор шаблонов карт, интересная и удобная функциональная составляющая.

Mindomo - удобный инструмент для совместной работы с интеллект-картами, структурирования и визуализации информации. Особенность сервиса в том, что пользователю доступно к элементам интеллект-карт добавлять изображения, гиперссылки, аудиофайлы, видеофайлы и т.п.

Облако слов - это визуальное представление текстового материала через его ключевые слова, которые могут выделяться размером или цветом в зависимости от уровня значимости и частоты употребления.

Wordcloud. online и Word's Cloud - онлайн-сервисы для разработки облака из слов.

Облако слов формируется двумя способами: из заданных слов или текста и из предложенного набора слов на сайте. Создав облако из слов, можно сохранить его в формате картинки, определив шрифт и цветовую палитру.

Инструменты для использования готовых или создания своих материалов для развития и контроля приобретаемых предметных умений и навыков.

Online Test Pad - конструктор, предназначенный для создания собственных тестов, опросов, кроссвордов, диалогов и выбора из уже разработанных по необходимой тематике.

Отличается своей огромной функциональностью, предоставляет богатый выбор типов вопросов. В качестве вопросов и ответов можно загружать различные форматы файлов. Преимуществом конструктора служит тот факт, что при разработке теста или опроса можно настроить балльную систему оценивания и автоматическую проверку. После прохождения теста или опроса открыта статистика ответов, возможность получения электронного сертификата о прохождении тестирования.

Банк Тестов - онлайн-сервис для бесплатной разработки тестовых материалов. Сервис позволяет создавать графические вопросы разных типов и ответы. Есть возможность просматривать хронологию и результаты прохождения тестов пользователями.

Интерактивные творческие среды для организации учебных исследований и самостоятельного изучения осваиваемого содержания.

Интерактивные творческие среды (1С: Математический конструктор, Живая математика, GeoGebra и др.) представляют собой набор инструментов для самостоятельной работы обучающихся на уроке или дома. При этом перед обучающимися ставятся задачи на построение и исследование определенных объектов, в ходе решения которых и должны достигаться те или иные учебные цели.

Существенной особенностью рассматриваемых программных средств является то, что они «запоминают» порядок построения геометрических чертежей, графиков и других объектов, а исходные данные можно изменять достаточно быстро и просто с помощью мыши, что влечет соответствующие изменения всей конструкции.

Помимо чертежных инструментов, в данной программе есть возможность измерения углов, расстояний и площадей, рисования следов точек при вариации данных с помощью различных инструментов, а также для оформления чертежей изменение цвета фигур, создание буквенных обозначений и подписей и т.п.

Инструменты для организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Для организации совместного взаимодействия на занятиях как в онлайн, так и офлайн режимах можно использовать онлайн-доски, которые предназначены для совместного конспектирования, для проведения опроса после изучения той или иной темы. Кроме этого, их можно использовать, как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время. Приведем несколько примеров.

sBoard - российская онлайн-доска для построения схем и диаграмм, проведения обучения, совместной работы, визуализации процессов, генерации идей. Преимущества: простой функционал, все инструменты находятся с левой стороны - потеряться в них невозможно, неограниченное количество участников, добавление контента и включение виртуальной клавиатуры, шаблоны по геометрии.

Pruffme - платформа для создания интерактивных досок, тестов, опросов, проведения видеоконференций. Преимущества: простой функционал, возможность добавления контента и голосования (можно включить к каждому объекту), комментариев (написать сообщение и прикрепить разные форматы медиа), большой выбор шаблонов с инструкцией, «совместная работа».

На рисунке в виде схемы показаны взаимосвязи рассматриваемых групп цифровых образовательных инструментов и основных этапов организации образовательного процесса.

Этап ы ОбраЗОвЭТ&ЛьНО! О г ромесса группы цифровых образомтешны* Инструментов

Инструменты для создания оплайн-мгр и упрлжмо+ий

Инструменты дгч визуализации взаимосвязей d осваиваемом предметном содержании

уСвООпиС И

ПрииСиСниС

полученных

Ьк/ЮиОщкО нООых

хоиий а улю

Сформированную

СиС'Ому Знаний

._>

H^rpyMCtfTkl ДЛЯ

использования готовых или создания с пеня материалов алв развития и контроля приобретаемых предметных умений и навыков

Интерактивные творческие среды для организации учебных ИССРСДОЬОннЙ и сам ост онтелы юго изучении осваиваемого содержанка

Инструменты для организации интерактивного взаимодействия участников оЁрамвательиого

процесса _/

мотивация предстоящей деятельности и постановка учебной »дачи

контроль учебни* достижений

освоение попой порции предметного содериания

Выводы. При выделении предлагаемых групп и составляющих их цифровых образовательных инструментов придерживались следующих критериев: дидактическая целесообразность (направленность на эффективное решение определённых дидактических задач в образовательном процессе), обеспечение интенсификации и активизации

самостоятельной познавательной деятельности обучаемых за счёт интерактивности используемых средств, возможность создавать положительный эмоциональный фон на занятиях, обеспечение автоматизации процесса контроля знаний, направленность на развитие познавательного интереса и учебной мотивации обучаемых.

Предлагаемый подход был апробирован в курсах «Методика обучения и воспитания (математика)» и «Методика обучения и воспитания (информатика)» и показал положительные результаты.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 01.10.2023)

2. Сенкевич, Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Сенкевич Людмила Борисовна. - Тобольск, 2005. - 181 с.

3. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, O.A. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Дейкун Денис Геннадьевич

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар); доцент Дейкун Геннадий Иванович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Турчин Владимир Александрович Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Аннотация. Анализируются перспективы применения интеллект-карт в учебном процессе. Главной целью структурирования информации является логическое понимание конкретных процессов. Рассмотрена результативность использования интеллект-карт для оптимизации презентационных материалов. Показаны возможности применения интеллект-карт при проведении различных видов занятий. Рассмотрено программное обеспечение для создания интеллект-карт. Проведён педагогический эксперимент по использованию интеллект-карт. Обосновано повышение эффективности преподавания дисциплины «Информатика» на основе технологии интеллект-карт. Предлагается уменьшение количества презентационного материала за счёт структурирования информации. Полученные в ходе проведения педагогического эксперимента данные легли в основу разработанных баз данных, которые имеют свидетельства о государственной регистрации базы данных. Методика применения интеллект-карт при изучении информатики формирует информационную компетентность и повышает у обучающихся интерес к изучению дисциплины.

Ключевые слова: визуализация мышления, информатика, образовательная деятельность, учебный процесс, процесс обучения, интеллект-карты.

Annotation. The perspectives of applying mind maps in the educational process are analyzed. The main purpose of structuring information is logical understanding of specific processes. The effectiveness of using mind maps to optimize presentation materials is considered. The possibilities of using the mind maps in different types of classes are shown. The software for creating mind maps is considered. The pedagogical experiment on the use of intellectual maps is carried out. The increase of efficiency of teaching the discipline "Informatics" on the basis of the technology of intellectual maps is substantiated. It is proposed to reduce the amount of presentation material by structuring information. The data obtained during the pedagogical experiment formed the basis of the developed databases, which have certificates of state registration of the database. The methodology of applying mind maps in the study of computer science forms information competence and increases students' interest in the study of the discipline.

Key words: visualization of thinking, informatics, educational activity, learning process, learning process, mind-maps.

Введение. В современной системе образования всё большую роль играют информационные технологии, которые активно внедряются и способствуют модернизации учебного процесса. Эти технологии включают в себя все самые современные технологии взаимодействия обучающихся с преподавателями и должны обеспечить получение максимальных результатов в их образовательном процессе.

Следует отметить роль информационных технологий как одного из современных средств раскрытия творческого потенциала обучающихся [4, С. 135].

Однако, при внедрении современных информационных технологий в образовательный процесс, у ряда обучающихся формируется точечный тип мышления. Обучающиеся видят картину фрагментарно, часто не представляя себе общую картину, не умеют искать релевантную информацию и делать логические выводы.

Изложение основного материала статьи. В силу специфики военного образования, необходимо особое внимание уделять не только применению современных методик преподавания, но и использованию информационных технологий при проведении различного вида занятий [1, С. 111].

Задачей преподавателя на данном этапе развития образовательной системы является создание условий для эффективного формирования универсальных и профессиональных навыков будущего офицера. Обучающийся должен уметь качественно обрабатывать любые объёмы информации и выбирать для себя наиболее подходящую по запросам информацию. Качественные показатели обработки информации напрямую зависят от сформированности у обучающегося за время его обучения компетенций. По нашему мнению умение своевременно чётко и быстро структурировать информацию -одно из самых значимых умений на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.