Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтунин Алексей Юрьевич

В статье доказано то, что физическая подготовка курсантов постоянно нуждается в доработке, совершенствовании методов и так далее. В связи с чем, в работе рассмотрены инновационные образовательные технологии в сфере физической подготовки курсантов и слушателей вузов Министерства внутренних дел. Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день сотрудник полиции должен быть готов к активным действиям в самых различных конфликтных ситуациях, которые могут быть связаны с риском для жизни. Поэтому уровень физической подготовленности сотрудника органов внутренних дел должен быть на высшем уровне, как для защиты жизни и здоровья граждан, так и для собственной безопасности. Это можно достичь с помощью использования инновационных технологий в физической подготовке. В научной статье приводятся перспективные направления совершенствования овладения данными приемами, отраженные в научных исследованиях. Рассматриваются особенности самостоятельной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России к выполнению служебно - прикладных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтунин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS THROUGH INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article proves that the physical training of cadets constantly needs to be refined, methods improved, etc. In this connection, the paper considers innovative educational technologies in the field of physical training of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the topic is due to the fact that today a police officer must be ready to take active action in a variety of conflict situations that may be associated with a risk to life. Therefore, the level of physical fitness of the police officer should be at the highest level, both to protect the life and health of citizens, and for their own safety. This can be achieved through the use of innovative technologies in physical training. The scientific article presents promising directions for improving the mastery of these techniques, reflected in scientific research. The features of independent training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform service and applied exercises are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

IMPROVING THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS THROUGH INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Алтунин Алексей Юрьевич

преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Altunin Alexey Yuryevich lecturer

department of fire training and activities of internal affairs bodies

in special conditions

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье доказано то, что физическая подготовка курсантов постоянно нуждается в доработке, совершенствовании методов и так далее. В связи с чем, в работе рассмотрены инновационные образовательные технологии в сфере физической подготовки курсантов и слушателей вузов Министерства внутренних дел. Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день сотрудник полиции должен быть готов к активным действиям в самых различных конфликтных ситуациях, которые могут быть связаны с риском для жизни. Поэтому уровень физической подго-товленности сотрудника органов внутренних дел должен быть на высшем уровне, как для защиты жизни и здоровья граждан, так и для собственной безопасности. Это можно достичь с помощью использования инновационных технологий в физической подготовке. В научной статье приводятся перспективные направления совершенствования овладения данными приемами, отраженные в научных исследованиях. Рассматриваются особенности самостоятельной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России к выполнению служебно-прикладных упражнений.

Abstract. The article proves that the physical training of cadets constantly needs to be refined, methods improved, etc. In this connection, the paper considers innovative educational technologies in the field of physical training of cadets and students of the universities of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the topic is due to the fact that today a police officer must be ready to take active action in a variety of conflict situations that may be associated with a risk to life. Therefore, the level of physical fitness of the police officer should be at the highest level, both to protect the life and health of citizens, and for their own safety. This can be achieved through the use of innovative technologies in physical training. The scientific article presents promising directions for improving the mastery of these techniques, reflected in scientific research. The features of independent training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform service and applied exercises are considered.

Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; физическое воспитание; инновация; инновационные технологии.

Keywords: physical training; fighting techniques of wrestling; physical education; innovation; innovative technologies.

Занятия физической подготовки курсантов и слушателей вузов Министерства внутренних дел (далее - МВД) несут в себе огромное значение: с одной стороны, систематические занятия физической подготовкой в вузах МВД выступают залогом того, что курсанты и слушатели будут здо-ровыми и физически крепкими, с другой стороны - занятия физической подготовки обладают серьезным воспитательным потенциалом. В заданном контексте требуется проводить мониторинг научной литературы, исследовать методические рекомендации вузов МВД в других субъектах Российской Федерации (РФ). Поэтому поиск инноваций в данной сфере просто необходим. [1, с. 74].

«Игровая деятельность» определяется в методике физического воспитания как одна из современных технологий обучения. Исследователи проблемы использования игр в процессе занятия физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД определяют ряд их функций, которые реализуются в учебной деятельности -развитие, объяснение, воспитание и так далее. Значение использования игры в учебном процессе трудно переоценить: игра активизирует познавательную дея-ельность каждого курсанта.

Специфика деятельности по выполнению оперативно-служебных задач, стоящих перед сотрудниками системы органов внутренних дел, обусловлена и их многоплановостью, и их взаимосвязью с различными практическими ситуациями. Так, в частности, сотруднику оранов внутренних дел (далее - ОВД) важно владеть и навыками задержания лица, представляющего общественную опасность в силу совершения им правонарушения, или деяния, обладающего признаками преступление. Необходимо пресечь агрессию лиц, в ходе взаимодействия переходящую и в открытое нападение, нередко, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Следует учитывать, что, при выполнении оперативно-служебных задач, сотрудникам ОВД приходится преодолевать конфликтные ситуации, и, нередко оказывающее сопротивление, лицо обладает и физической выносливостью, и знанием основ рукопашного боя, а также применением боевых приемов борьбы. Соответственно, для эф-фективного выполнения своей профессиональной деятельности, а также в целях самообороны сотруднику ОВД важно владеть навыками борьбы на высоком уровне.

Формирование физических качеств и необходимых в профессиональной деятельности навыков возложено на вузы МВД России, и эта задача реализуется уже на первоначальном этапе обучения, продолжаясь в дальнейшем при выполнении служебных обязанностей.

Овладение системой боевых приемов, наряду с прикладными задачами, их применения в конфликтных ситуациях, в ситуациях самообороны, направлено также на воспитание таких личностных качеств курсантов, как смелость, уверенность, решительность. Анализ специальной литературы и подходов исследователей к оцен-

ке методики формирования навыков боевых приемов борьбы у курсантов (слушателей) вузов МВД России, показывает, что поиск наиболее оптимальных направлений повышения эффективности овладения указанными навыками является актуальным направлением научных изысканий.

Исследователями, занимающимися разработкой основ методики формирования навыков боевых приемов борьбы, особо отмечается важность начального этапа обучения. Соответственно, высокое значение имеет адаптированная методика формирования у курсантов (слушателей) основ физического, морального и психологического развития. Такая программа начального обучения включает также воспи-тание личностных качеств, готовности овладевать боевыми приемами борьбы, с уяснением важности их практического применения при реализации профессио-нальных задач и обеспечения личной безопасности. При анализе самой методики обучения применению боевых приемов борьбы, исследователи обращают внимание на необходимость учета особенностей тех конфликтных ситуаций, которые максимально были бы приближены к реальной обстановке. Так, например, в реальной экстремальной ситуации с сотрудником ОВД в противоборство может вступить выносливый противник, физически и технически подготовленный.

Соответственно, обучение важно построить таким образом, чтобы помочь курсанту овладеть навыками применения боевых приемов борьбы не только за счет силового преимущества, при их оттачивании на неподвижном партнере, одиночными действиями, - но и смоделировать условия перехода к действиям, когда партнер находится в движении и оказывает активное сопротивление. При этом, физическая выносливость, навыки боевых приемов борьбы и психологическая зрелость должны быть реализованы в совокупности, что в целом и будет способствовать эффективности применения физической силы будущими сотрудниками ОВД при пресечении ими правонарушений и преступлений в своей служебной деятельности. Исследователи также указывают на сложность установления уровня овладения курсантами (слушателями) техникой применения боевых приемов борьбы, если такая оценка проводится при анализе боя с неподвижным, не оказывающим сопротивления партнере [2, с. 33].

Соответственно, необходимо уже на начальном этапе формирования рассматриваемых навыков, помимо овладения базовой техникой, включать в методику преподавания элементы применения боевых приемов борьбы при сопротивлении партнера, при реализации им сложной комбинации атакующих действий, при реализации обманных движений.

На важность самостоятельной подготовки при овладении боевыми приемами борьбы обращают внимание различные исследователи данной темы. Исследователи отмечают, что при овладении навыками, обозначенными в разделе «Боевые приемы борьбы», задачей самостоятельной работы курсанта (слушателя), то есть деятельности, которая реализуется им вне аудиторных занятий, является совершенствование, полученное в учебном процессе знаний и навыков правомерного применения боевых приемов борьбы. Мы разделяем, при этом, убежденность исследователей, указывающих, что повышению эффективности самостоятельной работы по овладению боевыми приемами борьбы является мотивация курсанта (слушателя). Нацелен-

ность на активную индивидуальную работу, осознание важности системного подхода при овладении навыками боевых приемов борьбы, - основа результативного формирования профессионально-значимых компетенций.

При анализе методики формирования навыков применения боевых приемов борьбы отметим, что большинство исследователей выделяют последовательно сменяющиеся, обучающие этапы теоретической подготовки, идеомоторной тренировки (мысленного воспроизведения движений) и практической отработки и закрепления боевых приемов борьбы. Последовательность такой методики обуславливает эффективность овладения данными приемами. Так, теоретически обусловленный идеомо-торный образ боевого приема, получает свое закрепление и переход в автоматизированный режим навыка при его практической отработке. При соблюдении данной системы, а также ее реализации не только в процессе обучения в рамках учебных часов, но и при внеаудиторной самостоятельной работе, возможно, вести речь о высоком уровне овладения боевыми приемами борьбы и их эффективному применению в дальнейшем при выполнении служебных задач по охране правопорядка. При этом, полагаем важным реализацию такого этапа овладения боевыми приемами борьбы, как анализ техники их выполнения. Основой такого анализа может быть, например, воспроизведение отснятого на видеосъемку материала. Замедленное его воспроизведение позволяет провести анализ структуры боевого приема борьбы, отметить успешные и неудачные моменты при его применении. Соответственно, возможен анализ каждой операции, и при консультации с преподавателями, и в ходе самостоятельной подготовки [3, с. 51].

В целом, отметим, что основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки в системе МВД России не меняются на протяжении десятилетий и вероятно останутся актуальными и в будущем. Речь может вестись о повышении эффективности обучения прикладным боевым приемам. Эффективность обучения должна измеряться эффективностью применения навыков. А самый весомый критерий эффективности применения навыков - это отсутствие боевых потерь и ранений среди личного состава. Чем ниже они при оперативной работе, тем выше эффективность обучения боевым приемам.

Принципиально эффективная профессионально-прикладная физическая подготовка должна ставить перед собой цель:

- повышение общей физической выносливости;

- формирование навыков и рефлексов защиты от ударов руками и ногами;

- формирование навыков и рефлексов защиты от режущего, дробящего, проникающего оружия;

- формирование навыков поведения (уклонения, минимизации потерь) при угрозе выстрела из огнестрельного оружия разного типа;

- формирование навыков освобождения от захватов, основные болевые приемы;

- формирование атакующих навыков и рефлексов, в которые должны входить поставленные удары руками и ногами, уверенное использование удерживающих, болевых, удушающих приемов борьбы, использование холодного, огнестрельного оружия, принципиально любых предметов, которые находятся рядом в момент боя.

На этом пути важна методика преподавания, в которой обязательно должен присутствовать спортивный принцип. Быть лучшим, получить за это поощрение - это весомый стимул и для молодых курсантов, и для опытных сотрудников. [4, с. 207]. Эффективнее всего знания и навыки профессионально-прикладной физической подготовки закрепляются в учебных боях. При планировании таких учебно-тренировочных схваток правильно ставить перед курсантами конкретную задачу (обезоружить, обездвижить, удержать, сопроводить и так далее). Возможно, и желательно проводить такие бои в условиях возможного применения - на улице, в помещении, в лесу, при открытом нападении, при потенциальной агрессии и так далее.

Интересным в прикладном аспекте представляется подход, учитывающий непредсказуемость поведения правонарушителя. Следует, на наш взгляд, стимулировать партнеров к вариативности своего поведения при отработке навыков применения боевых приемов борьбы. Так, отработке подлежат различные позы при обоюдном захвате за одежду. При этом, перед партнером, находящимся в роли правонарушителя, надлежит ставить задачу - повести себя не стандартно, например, избежать наклона после обозначения расслабляющего удара, преждевременно упасть и т. При обучении технике применения болевого приема к правонарушителю в ситуации потери им устойчивости, важно особо указать обучающимся необходимость тренировки собственной динамической устойчивости. В этих целях важно включать в комплекс упражнений по физической подготовке и те, которые направлены на тренировку вестибулярного аппарата (кувырки, колесо, рондады) [5, с. 140].

Подводя итог анализу направлений повышения овладения навыками применения боевых приемов борьбы прежде всего, предлагаем учитывать высокое значение первоначального этапа обучения. На данном этапе следует сформировать совокупность психологических и физических навыков, которые будут положены в основу формирования навыков боевых приемов борьбы. В дальнейшем, помимо овладения базовой техникой таких приемов, необходимо их развивать и закреплять в ситуациях с движущимся и оказывающем сопротивление партнере, побуждая обучающегося осуществлять переход от одиночных силовых действий к их сложным тактическим комбинациям. Важна самостоятельная работа курсантов (слушателей) по овладению техников боевых приемов борьбы. Следует, на наш взгляд, уделять внимание мотивации обучающихся, осознанию ими важности такой внеаудиторной работы. Именно при самостоятельной работе возможен учет индивидуальных особенностей самого обучающегося. За счет дополнительной работы могут совершенствоваться определенные направления тактики применения боевых приемов борьбы, и здесь важна консультативная помощь преподавателя, умение обучающегося анализировать результат своей работы. В целом, в систему занятий, как под руководством инструктора, так и при реализации самостоятельной подготовки обучающегося, следует включать как можно больше разнообразных ситуаций, моделируя реальную обстановку, в которой может оказаться сотрудник ОВД, при реали-зации им оперативно-служебных задач.

Итак, мы можем сделать вывод, что обязательными для отработки навыков применения боевых приемов борьбы должны стать ситуации активно оказывающего сопротивление противника, при его задержании, с применением бросковой техники,

контактов руками и ногами, захватов, в условиях применения противником оружия, в условиях плохой видимости, ограниченности пространства, с применением подручных средств и другие. Повышение эффективности овладения техникой применения боевых приемов борьбы курсантами (слушателями) образовательных учреждений МВД России, в целом, направлено на обеспечение личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач, с учетом специфики профессиональной деятельности по обеспечению правопорядка, пресечению правонарушений и преступлений.

Литература

1. Фроленков В. Н. Основы организации процесса физической подготовки сотрудников полиции // Наука-2020. 2021. № 5 (50). С. 74-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451924 (дата обращения 21.05.2022).

2. Гуняев Е. В., Висягина В. А. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации к самосовершенствованию физического развития человека // Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 30-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838184 (дата обращения 21.05.2022).

3. Дурнев А. И. Взаимосвязь физического воспитания и профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов Министерства внутренних дел России // Наука-2020. 2021. № 5 (50). С. 49-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451920 (дата обращения 21.05.2022).

4. Тихонович М. И. Методологическое совершенствование огневой подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов Всероссийского круглого стола (г. Орел, 29 июня 2017 года). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 205-209.

5. Хрыков И. С. Роль и место спорта в жизни и здоровье человека // Наука-2020. 2021. № 7 (52). С. 138-141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46592429 (дата обращения 21.05.2022).

References

1. Frolenkov V. N. Osnovy organizatsii protsessa fizicheskoy podgotovki sotrudnikov politsii [Fundamentals of the organization of the process of physical training of police officers]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 5 (50), pp. 74-80. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451924 (accessed 21.05.2022).

2. Gunyaev E. V., Visyagina V. A. Znachenie innovatsiy v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta dlya motivatsii k samosovershenstvovaniyu fizicheskogo razvitiya cheloveka [The importance of innovations in the field of physical culture and sports for motivation to self-improvement of human physical development]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 4 (49, pp. 30-35. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838184 (accessed 21.05.2022).

3. Durnev A. I. Vzaimosvyaz' fizicheskogo vospitaniya i professional'noy podgotovlennosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov Ministerstva vnut-rennikh del Rossii [Interrelation of physical education and professional preparedness of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 5 (50), pp. 49-53. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451920 (accessed 21.05.2022).

4. Tikhonovich M. I. [Methodological improvement of fire training of police officers]. Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh

organov. Sbornik materialov Vserossiyskogo kruglogo stola (g. Orel, 29 iyunya 2017 goda) [Improvement of fire and tactical-special training of law enforcement officers. A collection of materials of the All-Russian round table (Orel, June 29, 2017)]. Orel, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2017, pp. 205-209. (In Russia)

5. Khrykov I. S. Rol' i mesto sporta v zhizni i zdorov'e cheloveka [The role and place of sports in human life and health]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 7 (52), pp. 138-141. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46592429 (accessed 21.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.