Научная статья на тему 'Совершенствование процесса физического воспитания школьников с учетом региональных особенностей'

Совершенствование процесса физического воспитания школьников с учетом региональных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ ДИНАМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Е.Г., Соколов В. Л.

В работе рассматривается актуальность использования традиционных казачьих средств физического воспитания в учебном процессе. Эмпирически обоснован вариант прохождения программного материала по предмету физическая культура при базово вариативном подходе к физкультурному образованию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко Е.Г., Соколов В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса физического воспитания школьников с учетом региональных особенностей»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

Список использованной литературы:

1. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.

3. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. - 158 с.

4. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. СПб. 1999.

© Калигина Н.Н., 2020

УДК 371

Е.Г. Костенко

кан. пед. наук, доцент КГУФКСТ E-mail: kostenko_e_g@mail.ru В. Л. Соколов кан. пед. наук, доцент КГУФКСТ E-mail: vsokolov555@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация

В работе рассматривается актуальность использования традиционных казачьих средств физического воспитания в учебном процессе. Эмпирически обоснован вариант прохождения программного материала по предмету физическая культура при базово вариативном подходе к физкультурному образованию учащихся.

Ключевые слова:

Физическая подготовленность, уровень физического развития, тестирование, анализ динамики.

Актуальность исследования связана с недостаточной оснащенностью спортивной базой многих общеобразовательных учреждений, которая не позволяет проводить уроки по всем разделам школьной программы.

Цель: определить влияние различных вариантов прохождения видов программного материала по физической культуре в пятых классах на уровень физической подготовленности учащихся.

В общеобразовательных учреждениях существует несколько подходов к построению учебно-воспитательного процесса по физической культуре, в том числе базово вариативный подход, учитывающий региональные и местные особенности обучения школьников.

Урок физического воспитания, оказывает преимущественное воздействие на двигательную и эмоциональную сферу ребенка. В процессе урока дети не редко испытывают такие физические и эмоциональные нагрузки, которые требуют весьма значительного напряжения их пока еще слабо развитых функциональных возможностей. Высокие нагрузки возникают при развитии физических качеств, особенно при сдаче контрольных нормативов по физической подготовленности, во время подвижных и спортивных игр, где нужно проявить решительность, преодолеть страх. Если к таким нагрузкам не подготовить заранее организм ребенка, может произойти перенапряжение его функциональных возможностей со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для состояния здоровья. При этом непосредственная подготовка организма ребенка к высоким нагрузкам не снимает необходимости и

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

строгого дозирования по объему и величине напряженности в соответствии с возрастными возможностями и полом учащихся[4].

В результате модернизации школьного процесса физического воспитания и эффективных методов, способствующих достижению более высокого уровня физической подготовленности учащихся, был опробован вариант с использованием традиционных казачьих средств физического воспитания на уроках в 5-х классах[5].

Анализ эмпирических данных показал, что учащиеся 5 классов имеют показатели физической подготовленности соответствующие среднему уровню существующих в программе нормативных требований.

Для исследования было создано две группы - экспериментальная и контрольная, которые в начале эксперимента имели показатели физической подготовленности, не имеющие достоверных различий согласно критерию Стьюдента [3].

В качестве традиционных казачьих средств физического воспитания были выбраны 2 раздела: казачий рукопашный бой и борьба; основы владения традиционным и современным холодным оружием: казачья шашка, сабля, палка[2].

В содержание раздела «казачий рукопашный бой и борьба» входят темы: роль и значение рукопашного боя для несения казаками государственной и иной службы; морально-нравственные аспекты рукопашного боя; техника безопасности; игры с применением элементов рукопашного боя: один в кругу, петушиный бой, борьба на бревне, перетяжки, подбивки; казачья верховая борьба: «сорвать шапку», «борьба руками», «борьба ногой»[1].

Раздел «основы владения традиционным и современным холодным оружием: казачья шашка, сабля, палка» содержит темы: изготовление учебного имитатора шашки, сабли; техника безопасности при работе с шашкой; овладение первичными навыками владения шашкой: подготовительные упражнения с шашкой, хваты шашки, основные стойки и перемещения с шашкой, основные действия при нападении шашкой, основные действия защиты шашкой, постановка удара шашкой, правила и технические основы ведения боя шашкой; универсальная техника владения холодным оружием казаков «Здароваца»; использование шашки в условиях ограниченного пространства, верхом, в строю[1].

Обработка и сравнительный анализ эмпирических данных обучающихся показал, что после эксперимента показатели физической подготовленности обучающихся изменились в группах неоднозначно (табл.1)[3].

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности обучающихся.

Тесты Экспериментальная Контрольная

до после до после

Х ± m Х ± m Х ± m Х ± m

Бег 30 м ( с) 5,7±0,04 5,4±0,03 5,8±0,08 5,7±0,1

Т=6 Р<0,001 Т=0,8 Р>0,05

Прыжок в длину с места (см) 179±0,31 182±0,54 178±0,63 179±0,71

Т=5 Р<0,001 Т=1,1 Р>0,05

Челночный бег 3х10м (с) 9,0±0,46 8,7±0,11 8,9±0,54 8,8±0,63

Т=0,8 Р>0,05 Т=0,12 Р>0,05

6 минутный бег (м) 1074±11,21 1082±12,11 1053±12,73 1056±11,95

Т=0,5 Р>0,05 Т=0,19 Р>0,05

Наклон вперед (см) 6,9±0,57 7,2±0,43 7,2±0,84 8,6±0,57

Т=0,48 Р>0,05 Т=2,2 Р<0,05

Подтягивание (раз) 6,3±1,21 7,2±1,87 5,9±0,67 8,0±0,11

Т=0.4 Р>0,05 Т=2,6 Р<0,05

Исследования динамики уровня физической подготовленности обучающихся говорит о том, что занятия традиционными казачьими средствами в большей степени развивают скоростно-силовую подготовку, координацию движений и выносливость, а гимнастика - силу и гибкость. Средний прирост показателей физической подготовленности в контрольной и в экспериментальной группах составил 6% (рис.1).

{ 'б }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

йегЗОм пр,в длину 3x10 бмин Бег наклон подтгнван.

□ контр.до ИКОНТО.ПОС □ ЭКСПО. ДО Ш экспо, пос

Рисунок 1 - Динамика показателей физической подготовленности обучающихся

Совершенствование процесса физического воспитания показало целесообразность построения учебной программы по физической культуре на территории нашего государства с учетом региональных, национальных, социально-демографических и других особенностей. Список использованной литературы:

1. Александров С.Г. Возрождение казачества и комплексная модель физкультурного воспитания учащихся казачьих учебных заведений // Культура физическая, здоровье, профессиональная работоспособность: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Кисловодск: КИЭП, 1998. - С. 5-9

2. Карпухин А.П. Казачья верховая борьба: пособие /А.П.Карпухин //- Краснодар, 2006. - 170 с.

3. Костенко Е.Г. Анализ и статистическая обработка данных спортивно-педагогических исследований /Е.Г Костенко, Е.В. Мирзоева, В.В Лысенко//монография Чебоксары, 2019.

4. Костенко Е.Г. Методология модернизации занятий в оздоровительной группе с детьми младшего школьного возраста /Е.Г Костенко, В.Л Соколов.// В книге: Образование: опыт и перспективы развития Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары, 2019. С. 52-62

5. Ратушняк О.В. О становлении и развитии образовательной системы казачьей направленности в Краснодарском крае // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. Краснодар, 2007. С. 6-12

© Костенко Е.Г., Соколов В. Л., 2020

УДК-37

Матвеева Е.А.

Воспитатель (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "

Детский сад "Умка" г. Надыма") Научный руководитель: Васильева В.С. кандидат педагогических наук, доцент (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет).

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений детей с задержкой психического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.