Научная статья на тему 'Военно-прикладная подготовка учащихся классов казачьей направленности на основе традиционных народных средств физического воспитания'

Военно-прикладная подготовка учащихся классов казачьей направленности на основе традиционных народных средств физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ТРАДИЦИОННЫЕ КАЗАЧЬИ СРЕДСТВА / STUDENTS OF COSSACK SPECIALIZATION GROUPS / MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / MOTION QUALITIES / FACTOR ANALYSIS / TRADITIONAL COSSACK MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпухин Александр Петрович

Представлено эффективное средство военно-прикладной физической подготовки учащихся классов казачьей направленности Учебно-тренажерный комплекс «Казачья верховая езда» (УТК КВЕ). На основании изучения опыта работы и проведённого факторного анализа показателей проведена классификация упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпухин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-applied training of students` groups with cossack specialisation on the basis of traditional means of physical education

Effective means of military-applied physical training for students with Cossack specialization has been presented in article. It is an educational training complex «Cossack Riding». The classification of exercises ETC CR has been done according to the degree of their influence on the development of students` movement qualities and on the basis of studying the work experience and indices of the factor analysis.

Текст научной работы на тему «Военно-прикладная подготовка учащихся классов казачьей направленности на основе традиционных народных средств физического воспитания»

Контактная информация: janet_nv@list.ru

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Александр Петрович Карпухин, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ)

Краснодар

Аннотация

Представлено эффективное средство военно-прикладной физической подготовки учащихся классов казачьей направленности - Учебно-тренажерный комплекс «Казачья верховая езда» (УТК КВЕ). На основании изучения опыта работы и проведённого факторного анализа показателей проведена классификация упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств занимающихся.

Ключевые слова: учащиеся классов казачьей направленности, военно-прикладная физическая подготовка, двигательные качества, факторный анализ, традиционные казачьи средства.

MILITARY-APPLIED TRAINING OF STUDENTS' GROUPS WITH COSSACK SPECIALISATION ON THE BASIS OF TRADITIONAL MEANS OF PHYSICAL

EDUCATION Alexander Petrovich Karpuhin, the post-graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Krasnodar

Annotation

Effective means of military-applied physical training for students with Cossack specialization has been presented in article. It is an educational training complex «Cossack Riding». The classification of exercises ETC CR has been done according to the degree of their influence on the development of students' movement qualities and on the basis of studying the work experience and indices of the factor analysis.

Key words: students of Cossack specialization groups, military-applied physical training, motion qualities, factor analysis, traditional Cossack means

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На современном этапе общественно-исторического развития Кубани значительно активизируется процесс возрождения казачества. Создана серьезная нормативноправовая база (Законы Краснодарского края "О реабилитации Кубанского казачества", 1995; "О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае", 2002 и др.). В результате ее реализации значение казачества усиливается во многих сферах жизнедеятельности населения, в частности, в системе обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения и в других.

Благодаря целенаправленной политике администрации Краснодарского края, руководства Кубанского казачьего войска на Кубани в настоящее время функционируют 5 кадетских корпусов и планируются к открытию еще два. На базе общеобразовательных учреждений созданы 950 классов казачьей направленности, планируется открытие казачьих колледжей.

Одним из важнейших направлений деятельности Кубанского казачьего войска, учебных заведений и классов казачьей направленности остается обеспечение общей, профессиональной и военно-прикладной физической подготовленности подрастающего поколения будущих казаков в соответствии со специфическими требованиями тру-

довой и государственной военной деятельности.

В этом направлении уже сделан ряд серьезных шагов: на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма разработана «Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений казачьей направленности на основе традиционных и современных средств» (далее - Программа); ведется подготовка студентов по специализации «Теория и методика физического воспитания в классах казачьей направленности».

В настоящее время особенно актуальным является внедрение в практику физического воспитания юных казаков адаптированных к современным условиям методик, базирующихся на использовании традиционных казачьих средств профессиональноприкладной физической подготовки.

Однако, как показывает анализ специальной научно-методической литературы, содержание средств, форм и методов физического воспитания учащихся 5-9 классов казачьей направленности неадекватно структуре двигательных действий военной профессионально-прикладной физической подготовки, развитию физических качеств в избранных упражнениях, не затрагивает внутренние механизмы целенаправленной подготовки двигательного аппарата. В учебном процессе остается низким удельный вес применяемых тренажеров и технических устройств, которые в своем большинстве не наделены свойством «искусственной управляющей предметной среды», что, в конечном итоге, негативно сказывается на качестве обучения и тренировки.

Среди традиционных средств физического воспитания казаков, вошедших в Программу, особое место занимает учебно-тренажерный комплекс «Казачья верховая езда» (УТК КВЕ), упражнения по конной казачьей подготовке, выполняемые на тренажере — имитаторе лошади.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментально обосновать эффективность и классификацию упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств учащихся классов казачьей направленности, занимающихся военно-прикладной физической подготовкой.

Эксперимент проводился со 160 учащимися 5-6 классов казачьей направленности, прошедшими начальный курс обучения УТК КВЕ в МОУ СОШ № 51, 46, 90 г. Краснодара.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Содержание упражнений УТК КВЕ публиковалось нами ранее [4]. Упражнения УТК КВЕ эмпирическим путем были распределены на четыре блока по критерию преимущественного участия основных мышечных групп в выполнении упражнений.

Так же была разработана специальная полоса препятствий (СПП) УТК КВЕ и усложненная полоса препятствий (УПП), включающая в себя по 5 упражнений из каждого блока, выполняемых по станциям в следующей последовательности:

1-я станция (блок 1): № 4 - посадка на коня прыжком сзади - 3 раза; № 6 - соскакивание с коня через круп разножкой - 3 раза; № 13 - удар ногой вперед - по 3 раза каждой ногой поочередно; № 14 - удар ногой в сторону - по 3 раза каждой ногой поочередно; № 16 - выход в стойку на прямые ноги на круп коня - 1 раз. Оценивается суммарное время выполнения.

2-я станция (блок 2): № 8 - оборот назад - по 3 раза в каждую сторону поочередно; № 9 - наклон (нырок) за шею коня - по 3 раза в каждую сторону поочередно; № 10 - прогиб (отвалка) по 1 разу назад, вправо и влево; № 19 - доставание с земли предмета - по 1 разу с каждой стороны; № 20 - пролезание под брюхом коня - 1 раз. Оценивается суммарное время выполнения.

3-я станция (блок 3): № 12 - стрельба из-под брюха коня из звукового пистолета - 6 выстрелов; № 34 - с шашкой над головой - казачий крест - 6 раз; № 33 - с шашкой в пол-оборота колоть вниз - направо и налево поочередно - по 3 раза в каждую сторону;

№ 35 - защита шашкой головы и боков всадника - по 3 раза в каждую сторону; № 7 -"падение" с коня кувырком. Оценивается суммарное время выполнения.

4-я станция (блок 4): № 25 - в парах верховая борьба «сорвать шапку» - 10 секунд; № 26 - в парах верховой кулачный бой - 10 секунд; № 24 - верховая борьба ногами - 10 секунд; № 23 - в парах верховая борьба руками - 10 секунд; № 27- в парах верховая борьба на «крест» - 10 секунд. Упражнения оцениваются по трехбалльной системе: 3 балла - высокая, 2 - средняя; 1 балл - низкая.

В общем, учитывается суммированное время выполнения упражнений, показанное участниками на всех четырех станциях.

Усложненная полоса препятствий состояла из тех же упражнений, что и СПП, но условия выполнения упражнений усложнялись за счет необходимости уклоняться от летящих предметов (мячей), отбивать предметы, наносить удары по целям.

Далее, с целью обоснования эффективности упражнений УТК КВЕ на формирование двигательных способностей занимающихся был проведен факторный анализ показателей.

Была получена ранговая оценка 23-х показателей физической и двигательнокоординационной подготовленности и состояния сердечно-сосудистой системы (ССС), нервно-мышечной системы (НМС), которые подверглись дальнейшей математикостатистической обработке.

Расчеты велись с применением факторного анализа по методу главных компонент с вращением референтных осей. Определялись информативность показателей (табл. 1):

а) физической подготовленности - 5 наименований;

б) функционального состояния ССС - 1 наименование;

в) функционального состояния НМС - 5 наименований;

г) уровня развития мышц рук, плечевого пояса и нижних конечностей по анатомическим признакам - 2 наименования;

д) военно-физической подготовленности по целевому критерию - упражнения УТК КВЕ (4 блока упражнений, СПП и УПП).

Проведенный факторный анализ позволил установить, что в ведущих четырех факторах (1, 2, 3 и 4) весомо представлены (наряду с показателями физической подготовленности) все четыре блока освоения упражнений УТК КВЕ.

В состав фактора 1 с вкладом 18,0% вошли с наибольшими значениями коэффициентов девять упражнений (8-10, 19-21, 36-38) с целевой направленностью на применение физического качества силы (силовая выносливость и быстрая сила) мышц-сгибателей и разгибателей туловища и способности к межмышечной координации движений - упражнения блока 2. Фактор можно интерпретировать как "обеспечивающий надежность выполнения упражнений УТК КВЕ ловкостного характера на основе физических и координационных способностей мальчиков относительно мышц туловища".

Фактор 2 с вкладом в общую дисперсию выборки 17,1%. С наибольшим коэффициентом корреляции в состав фактора 2 вошли двадцать упражнений (7, 12, 17, 20, 23, 27, 28, 30, 32-35) с целевой направленностью на проявление физического качества силы (силовая выносливость и скоростная сила) мышц-сгибателей и разгибателей рук (в том числе кистей рук) и плечевого пояса для реализации группы упражнений блока

3. Фактор можно интерпретировать как «обеспечивающий надежность выполнения группы упражнений УТК КВЕ на звеньевом уровне - мышц рук и плечевого пояса".

Фактор 3 с общим вкладом в дисперсию выборки 12,8%. В нем с наибольшими коэффициентами сгруппировались тринадцать упражнений (1, 3-6, 11, 13-16, 18, 22, 24) с целевой направленностью на проявление физического качества силы и скоростно-силовых способностей мышц-разгибателей ног для реализации группы упражнений блока 1. Фактор можно интерпретировать как "обеспечивающий надежность выполнения группы упражнений УТК КВЕ на звеньевом и межзвеньевом уровнях - мышц-

разгибателей ног".

Фактор 4. Его вклад в общую дисперсию выборки составил 10,8%. Он объединил одиннадцать упражнений из блока 4 (2, 23-31, 38) с целевой направленностью на проявление комплекса силовых способностей (силовая выносливость и быстрая сила) в единоборствах пар для атакующих и защитных действий. Его можно интерпретировать как "фактор, обеспечивающий надежность выполнения атакующих и защитных действий в парных единоборствах и элементов джигитовки (преимущественно руками) на интегральном уровне".

Таблица 1

Факторная структура физической, спортивно-технической подготовленности и функционального состояния ССС и НМС учащихся 5-6 классов казачьей

направленности, прошедших начальный курс обучения УТК КВЕ

Показатели Ед. измер. Ф а к т о р ы

I II III ¡У У У!

Бег 30 м с -0,35 -0,29 -0,58 -0,21 -0,81 -0,19

Челночный бег 4 х 9 м с -0,34 -0,17 -0,44 -0,28 -0,28 -0,85

Бег 2000 м с -0,35 -0,09 -0,30 -0,88 -0,26 -0,37

Проба Руфье балл -0,51 -0,25 -0,44 -0,77 -0,03 -0,24

Время 6-и подтягиваний в висе на перекладине-сгибатели рук с 0,59 0,57 0,28 0,82 0,15 0,23

Динамометрия правой руки кг 0,11 0,82 0,37 0,48 0,28 0,19

Динамометрия левой руки кг 0,19 0,87 0,38 0,23 0,23 0,07

Комплексное силовое упражнение кол-во раз 0,80 0,39 0,24 0,13 0,38 0,31

Произвольное максимальное напряжение 4-главой мышцы бедра (ПМН) миотон 0,63 0,31 0,79 0,41 0,20 040

Произвольное максимальное расслабление 4-главой мышцы бедра (ПМР) миотон 0,24 0,31 0,84 0,52 0,09 0,32

Амплитуда между ПМН и ПМР миотон 0,29 0,19 0,80 0,22 0,27 0,40

Мышцы - разгибатели рук и плечевого пояса - время 6-и отжиманий от пола с 0,27 0,59 0,22 0,79 0,51 0,49

Мышцы - разгибатели ног - время 6-и вставаний с грузом на тренажере с 0,21 0,26 0,65 0,83 0,22 0,38

Мышцы живота - время 6-и подъемов туловища на наклонном тренажере с 0,81 0,37 0,41 0,52 0,44 0,52

Мышцы спины - время 6-и разгибаний туловища на наклонном тренажере с 0,74 0,29 0,19 0,56 0,33 0,53

Мышцы - разгибатели рук и плечевого пояса - время 15 отжиманий от пола с 0,31 0,81 0,28 0,56 0,40 0,18

Мышцы - разгибатели ног - время 40 вставаний с грузом на тренажере с 0,42 0,32 0,83 0,50 0,24 0,08

Мышцы живота - время 30 подъемов туловища на наклонном тренажере с 0,76 0,42 0,41 0,44 0,16 0,09

Мышцы спины - время 40 разгибаний туловища на наклонном тренажере с 0,72 0,33 0.29 0,48 0,22 0,26

1-й блок (1, 3-6, 11, 13-16, 18, 22, 24) балл 0,33 0,56 0,83 0,28 0,26 0,60

2-й блок (8-10, 19- 21, 36-38) балл 0,86 0,49 0,07 0,37 0,13 0,52

3-й блок (7, 12, 17, 20, 23, 27-28, 31-35) балл 0,42 0,82 0,05 0,09 0,30 0,19

4-й блок (2, 23-31, 38) балл 0,28 0,46 0,41 0,89 0,24 0,31

Стандартная полоса препятствий с 0,88 0,87 0,45 0,76 0,17 0,34

Усложненная полоса препятствий с 0,82 0,77 0,56 0,91 0,23 0,44

Общая дисперсия выборки 69,9% 18,0 17,1 12,8 10,8 6,7 4,5

Анализируя в целом структуру двигательных действий на УТК КВЕ с позиции результатов факторного анализа, можно предположить, что показатели "специальная полоса препятствий" и "усложненная полоса препятствий" с относительно высокими

корреляциями выделились в трех факторах: в первом, во втором и четвертом. Несомненно, СПП и УПП являются одними из важнейших в структуре упражнений на УТК КВЕ. Их целевая направленность - комплексное развитие физических качеств силы и выносливости (силовая выносливость и быстрая сила) преимущественно на звеньевом уровне мышц рук и плечевого пояса.

1. В ходе исследований подтверждена эффективность и эмпирическая классификация упражнений УТК КВЕ по четырем основным блокам по их влиянию на развитие двигательных качеств занимающихся.

2. Обоснована целесообразность использования упражнений УТК КВЕ и, в целом, традиционных народных (казачьих) средств физического воспитания в занятиях военно-прикладной физической подготовкой учащихся классов казачьей направленности среднего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамович, Г.Э. Владение холодным оружием. Казачьи техники : учебное пособие / Г.Э. Адамович, Р.И. Федин; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2005. - 98 с.

2. Ганенко, Д.М. Факторный анализ. Центроидный метод. Метод главных осей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 6. - М. : Просвещение, 1969. -С.276 - 304.

3. Карпухин, А.П. Казачья верховая борьба как средство профилактики боевого стресса // Сб. науч. тр. всерос. конф. «Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных профессий». - М., 2008. - С. 110.

4. Карпухин, А.П. Казачья верховая борьба как элемент традиционной физической подготовки в классах казачьей направленности // Материалы научнопрактической педагогической конференции по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. - Краснодар : Традиция, 2007. - С. 165.

5. Карпухин, А.П. Казачья верховая борьба : пособие / А.П. Карпухин. - Краснодар : [б.и.], 2006. - 170 с.

6. Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств : учеб. программа / Н.А. Долуда, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко [и др.] ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 91 с.

Контактная информация: karpuhin5@mail.ru

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В КОНЦЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Сергей Анатольевич Касинцев, кандидат исторических наук, доцент, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются особенности процесса развития физической культуры и спорта на Дальнем Востоке в конце XIX - начале ХХ веков, отмечено появление современных видов спорта и занятие различных слоев населения физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивные клубы, слои населения, спортивные соревнования.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE FAR EAST AT THE END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Sergey Anatolyevich Kasintsev, the candidate of historical sciences, senior lecturer,

The Ussuryisk State Pedagogical Institute

Annotation

The peculiarities of development of physical culture and sport in the Far East at the end of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.