Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматы / профессиональные качества / студенты / профессиональная подготовка / chess / professional qualities / students / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяглова Светлана Александровна, Кривоносов Кирилл Михайлович

Раскрыт потенциал игры в шахматы для развития профессиональных качеств студентов технических специальностей: личностных, психологических, социальных, на основе анализа литературы и опроса студентов. Актуализированы философский, культурно-социальный, междисциплинарный аспекты шахмат как основа для развития интереса студентов к игре, осознания ими через игру возможностей для своего профессионального роста. Выявлены возможности среды вуза для повышения интереса студентов к данному виду спорта. Сделан вывод о необходимости разностороннего привлечения студентов к игре в шахматы (в разных формах и условиях) в вузе и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY THROUGH THE GAME OF CHESS

The potential of playing chess for the development of professional qualities of students of technical specialties is revealed: personal, psychological, social based on the analysis of literature and a survey of students. The philosophical, cultural-social, interdisciplinary aspect of chess has been updated as a basis for developing students' interest in the game, and their awareness through the game of opportunities for their professional growth. The possibilities of the university environment for increasing the interest of students in this sport are revealed. It is concluded that it is necessary to involve students in various ways in playing chess (in various forms and conditions) at the university and beyond.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ»

УДК 794.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-30-37

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

С.А. Тяглова, К.М. Кривоносов

Раскрыт потенциал игры в шахматы для развития профессиональных качеств студентов технических специальностей: личностных, психологических, социальных, на основе анализа литературы и опроса студентов. Актуализированы философский, культурно-социальный, междисциплинарный аспекты шахмат как основа для развития интереса студентов к игре, осознания ими через игру возможностей для своего профессионального роста. Выявлены возможности среды вуза для повышения интереса студентов к данному виду спорта. Сделан вывод о необходимости разностороннего привлечения студентов к игре в шахматы (в разных формах и условиях) в вузе и за его пределами.

Ключевые слова: шахматы, профессиональные качества, студенты, профессиональная подготовка.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL

QUALITIES OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY THROUGH THE GAME OF CHESS

senior lecturer, st4182@ Tyumen, Tyumen Industrial

Tyaglova S.A.,

mail.ru, Russia. University,

Krivonosov K.M., student, st4182@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen Industrial University

The potential of playing chess for the development of professional qualities of students of technical specialties is revealed: personal, psychological, social based on the analysis of literature and a survey of students. The philosophical, cultural-social, interdisciplinary aspect of chess has been updated as a basis for developing students' interest in the game, and their awareness through the game of opportunities for their professional growth. The possibilities of the university environment for increasing the interest of students in this sport are revealed. It is concluded that it is necessary to involve students in various ways in playing chess (in various forms and conditions) at the university and beyond.

Key words: chess, professional qualities, students, professional training.

Тяглова Светлана Александровна, старший преподаватель, st4182@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский индустриальный университет,

Кривоносов Кирилл Михайлович, студент, st4182@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский индустриальный университет

Вопросы формирования и развития профессиональных качеств студентов во время обучения в вузе все больше рассматриваются современными учеными в русле межпредметности и компетентности [1]. С этой точки зрения потенциал прикладной физической культуры и спорта для формирования некоторых профессиональных качеств студентов технических специальностей достаточно велик, что переводит эту дисциплину из разряда второстепенных на уровень профессионально значимых.

В этом аспекте рассмотрим возможности такого вида спорта, как шахматы. Шахматы - это не просто настольная игра, а весьма полезный досуг, который может привить человеку навыки

стратегического интеллекта, учит его концентрироваться, способствует развитию творческого, логического и критического мышления, умению принимать ответственность за свои решения. В течение нескольких последних лет шахматы стали набирать все большую популярность среди студентов. Этому во многом способствовали как выход сериала «Ход королевы», так и дистанционное обучение во время пандемии Covid-19, из-за которой у студентов не было возможности посещать спортивные залы.

Потенциал шахмат для повышения качества учебной деятельности раскрыт во многих научных публикациях, но в большинстве своем эти работы касаются школьного образования. В студенческой среде примене -ние шахмат описано в основном в процессе реализации элективных кур -сов, в курсе «Адаптивная физическая культура» для студентов, освобожденных от занятий или имеющих специальную медицинскую группу [2, 3]. Интерес представляют работы, показывающие широкий междисциплинар -ный потенциал шахмат (связь с математикой, информатикой, менеджментом, философией, психологией, политологией и др.), национальные аспекты игры [4].

Появление шахмат в такой стране, как Индия, носило философский подтекст: четыре стороны шахматной доски, согласно индийскому мисти -цизму, представляли состав вселенной: четыре времени года, четыре темперамента человека, четыре элемента (земля, воздух, вода, огонь). Числа, используемые на доске, тоже имели свою символику, как и значение каж -дой из фигур. Изначально в Индии вместо фигуры «ферзь» стоял лев, как символ вселенной, а король олицетворял лишь ее земное начало.

Также «шахматы сравниваются с обществом и его системой отно -шений» [5]. «Восемь пешек олицетворяют различные занятия простолюдинов» и стоят перед фигурами знати, потому что их жизнь без народа немыслима. «В более широком смысле шахматы - модель мира... Игрок, перемещая фигуры, создает некое подобие игры жизни, он одерживает победы и терпит поражения, заключает альянсы и вступает в конфликты, а затем отходит в вечность или добивается счастья и благополучия» [5].

Во времена Чингисхана «шахматы использовались для выработки стратегии и тактики реальных боевых действий» [6], то есть были образцом ведения боя. По сей день в текстах политических СМИ явно прослеживается метафорический ассоциативный язык шахматной игры. «Необходимость продуманных решений, значимость каждого хода, предопреде -ляющего исход игры, сближает «политические шахматы» с лексикографи -ческим содержанием лексемы «шахматы» [7].

Сегодня шахматы продолжают рассматриваться как социальный, социокультурный феномен, все больше переходящий в онлайн-формат и становящийся частью общего образования [8, 9]. С точки зрения психологии шахматы помогают формировать у человека адекватную самооценку, поскольку в «игре в шахматы ребенок может одинаково почувствовать себя в роли как победителя, так и побежденного» [10].

Доказаны факты схожих умений между игрой в шахматы и решением математических задач, повышения интеллектуальных способностей студентов-шахматистов, поскольку «в студенческом возрасте происходят сложные психологические структурные изменения функций интеллекта, обусловленные наивысшей скоростью процессов интеллектуальной дея-тельности - оперативной памяти, переключения внимания, реакции, реше -ния вербальных и невербальных логических задач» [11].

Таким образом, шахматы имеют достаточно глубокий подтекст, философские, социальные, культурные и другие связи со многими науками и дисциплинами. Именно на этом расширенном понимании смысла данной игры следует, на наш взгляд, организовывать приобретение профессиональных качеств (личностных, психологических, социальных) студентами индустриального вуза.

Существующие профессиограммы студентов технических специ -альностей представляют широкий спектр качеств будущего специалиста, основными из которых являются: умение принимать решения и быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях, аналитические способности, высокая концентрация внимания, хорошая память, эмоциональная вынос -ливость и хорошее самообладание.

Рассмотрим подробнее, как эти качества формируются в процессе шахматной игры. Шахматы:

- способствуют развитию логического мышления, поскольку каждый ход в шахматах связан с предыдущим, а так как из партии в партию повторяются одни и те же действия, то все сводится к тому, чтобы найти лучший ход в кратчайшие сроки;

- заставляют анализировать ситуацию и планировать свои действия. Основная цель игры - правильно оценить свою позицию и спланировать ход игры. Чтобы следовать плану игры, необходимо проанализировать сложившуюся позицию и спланировать один или несколько ходов наперед. Шахматы позволяют отработать навыки анализа на подсознательном уровне, когда человек способен за считанные мгновения проанализировать обстановку и выбрать наиболее оптимальный вариант;

- улучшают память. Шахматист может связывать большие объемы информации в единое целое, вычленять из памяти фрагменты прошлых игр, позиций и последствий, держать в голове ходы противника, в том числе и предыдущие, чтобы правильно оценить обстановку;

- развивают концентрацию и внимание. В игре важно уметь абстрагироваться от окружающей обстановки и сосредоточиться на том, что про -исходит на доске, этот навык будет улучшаться с каждой сыгранной пар -тией, а вместе с тем человек станет сосредоточенным и внимательным и в повседневной жизни;

- вырабатывают волю и характер в борьбе с соперником, в контроле своих эмоций;

- развивают целеустремленность. Шахматы позволяют человеку уверенно идти к поставленной цели;

- развивают способности к обучению. Игроку необходимо усваи-вать большую часть информации самостоятельно, как и современному студенту, что способствует развитию самодисциплины и ответственности;

- способствуют повышению успеваемости студентов;

- формируют навыки нестандартного и творческого мышления.

Зная об игре в общих чертах, далеко не каждый студент задумывается о пользе шахмат для развития своих профессиональных качеств. Недостаточное понимание студентами возможностей игры в шахматы для приобретения профессионально-важных качеств составляет проблему исследования.

Цель исследования: поиск причинно-следственных связей между игрой в шахматы и развитием профессиональных качеств студентов тех -нического вуза.

Задачи исследования:

1) изучить теоретико-прикладные научные исследования по теме, историю игры в шахматы в философском, социокультурном аспектах;

2) выявить отношение студентов к игре в шахматы, знание профес -сиональных качеств, необходимых для своей будущей специальности;

3) определить возможности среды вуза для совершенствования профессиональных качеств студентов в процессе игры в шахматы.

Методика и организация исследования. С целью выявления знаний студентов о качествах, необходимых им в будущей профессии, и роли шахмат в их развитии, а также отношения к игре в целом был проведен опрос. В нем приняли участие студенты Института геологии и нефтегазодобычи, Института промышленных технологий и инжиниринга Тюменского индустриального университета в количестве 92 чел. (в возрасте 19-24 года). Обучающимся было предложено 18 вопросов закрытого типа с ответами единичного и множественного выборов. Результаты были получены при помощи графической обработки информации и шкалирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Большинство респондентов (85 %) были осведомлены о правилах игры в шахматы: 41 чел. (45 %) научили играть родственники, 19 чел. (21 %) научились сами, 13 чел. (14 %) обучались в школе, 5 чел. (5 %) научили играть друзья.

Несмотря на то, что многие знакомы с игрой, 66 % респондентов в нее не играют, 21 % опрошенных играют несколько раз в месяц, 10 % - несколько раз в неделю.

При выборе трех основных навыков, которые развивают шахматы, большинство (89 %) выбрали стратегическое планирование, внимание (75 %) и критическое мышление (57 %). В меньшем количестве были выбраны концентрация, память и решение проблем.

На вопрос «Как, по вашему мнению, развитие навыков игры в шахматы помогает студенту в учебе?», студенты определили самые высокие показатели повышению внимательности (82 %), развитию концентрации (64 %) и улучшению памяти (53 %); 24 % респондентов отметили, что начали лучше контролировать свое время и становиться более ответственными.

При этом в учебное время шахматами готовы заниматься 48 % студентов, предпочитая выделять этому время на занятиях физической культурой, на переменах и оставаться после занятий. Если в университете будут созданы условия для игры в шахматы (оборудованы столы в фойе, коридорах, классах и т. п.), то посещать данные места хотели бы по возможности 78 % человек, 22 % респондентов ответили отрицательно. На вопрос «Где бы вы хотели заниматься шахматами?» равное количество участников (15-20 %) выбрали занятия онлайн, дома, в общежитии, в кор -пусах университета.

Большинство студентов считают, что люди отказываются играть в шахматы по двум основным причинам: не умеют играть (35 %) или выбирают более активные виды спорта (49 %).

На вопрос «Будут ли полезны навыки игры в шахматы в вашей будущей профессии?» положительно ответили 55 %, отрицательно - 45 %. Это говорит о том, что не все студенты в должной мере понимают, какие качества будет предъявлять к ним выбранная профессия и, возможно, с другой стороны, воспринимают шахматы только как средство досуга.

Заключение. На основе проведенного исследования определим условия, позволяющие вписать игру в шахматы в распорядок дня студента.

1. В первую очередь, студент должен четко осознать, какие именно качества ему стоит развивать в себе лично для успешной профессиональ -ной деятельности и какие из этих качеств тренируются в процессе игры в шахматы. Нами предлагается сместить акцент в целеполагании студента с досугового времяпрепровождения на продолжение своего профессиональ -ного развития в процессе игры.

2. Как показал опрос, студенты были бы не прочь уделять время игре в шахматы и в учебное время: устраивать дружеские встречи на пере -менах, выделять этому часть времени на занятиях по физической культуре. Здесь встает вопрос технического оборудования специальных зон для игры (фойе, специальный класс и т. п.), наличие тренера, который будет способствовать росту профессионального мастерства в этом виде спорта.

3. Создание в вузе секций для всех желающих играть в шахматы, как студентов, так и сотрудников, а также наличие необходимого инвен -таря в студенческих общежитиях.

4. Создание группы в социальных сетях, объединяющей всех же -лающих, включающей задания для разного уровня подготовки, обучающие и художественные фильмы по теме, проведение online турниров и пр.

5. Взаимодействие с шахматными клубами города, что будет спо -собствовать повышению мотивации и интереса студентов к дальнейшему самосовершенствованию и перспективе.

Таким образом, различные возможности проведения турниров в разных формах и составах, видение перспективы для улучшения профес -сиональных качеств, возможностей для своего развития, поддержка еди -номышленников, организация поддерживающей среды вуза будут способствовать развитию у студентов интереса к шахматам и осознанию потен -циала игры не только в профессиональном, но и в личном самосовершенствовании.

Список литературы

1. Шулья И.П., Шмырева Н.А. Компетентностный подход к образовательному процессу в техническом вузе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 5 (52). С. 264-273.

2. Филинберг И.Н., Сорокина Т.Н., Зайцев В.В. Разработка элективной дисциплины «Шахматы» в СибГИУ // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. 2017. Т. 15. № 1. С. 63-65.

3. Евсеев А.В. Шахматы как элективная дисциплина «Физическая культура» в формировании информационной компетенции студентов транспортного вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 5. С. 7783.

4. Шохирев В.В., Брель П.Ю., Кельдасов Т.Х.Д. Национальный аспект игры в шахматы // Заметки ученого. 2021. № 5-1. С. 396-399.

5. Гудимова С.А. Светлана Лучицкая. Метаморфозы средневекового общества: тело, здание, шахматы // Культурология. 2008. № 3 (46). С.158-160.

6. Сыртыпова С.Х.Д. Буддизм и шахматы в Монголии: форма и философия игры // Труды Института востоковедения РАН. 2019. № 23. С. 244-253.

7. Сегал Н.А., Петрова А.О. Метафорическая модель «Политика -это шахматы» в текстах политических СМИ // Язык и культура. 2016. № 22.С. 186-193.

8. Сметана В.В. Интеллектуальный спорт как социальный феномен развития общества (на примере вида спорта шахматы) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 59-61.

9. Абрамов А.П., Абрамов А.П. Шахматы как наука, искусство и спорт: социокультурная ретроспектива и экспертная рефлексия // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 3. С. 188-198.

10. Глухова О.В. Формирование адекватной самооценки через игру в шахматы как условие успешного личностного самоопределения // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 66-68.

11. Алифиров А.И., Зарывкина А.В. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 1. С. 46-50.

References

1. Shul'ya I.P., Shmyreva N.A. Kompetentnostnyj podhod k obrazovatel'nomu pro-cessu v tekhnicheskom vuze [Competence-based approach to the educational process in a technical university] // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Technical University]. 2011. No. 5 (52). P. 264-273.

2. Filinberg I.N., Sorokina T.N., Zajcev V.V. Razrabotka elektivnoj discipliny «Shahmaty» v SibGIU [Development of the elective discipline "Chess" in SibSIU] // Prob-lemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Problems and prospects for the development of physical culture and sports]. 2017. V. 15. No. 1. P. 63-65.

3. Evseev A.V. Shahmaty kak elektivnaya disciplina «Fizicheskaya kul'tura» v for-mirovanii informacionnoj kompetencii studentov transportnogo vuza [Chess as an elective discipline "Physical culture" in the formation of information competence of students of a transport university] // Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. 2021. No. 5. P. 77-83.

4. Shohirev V.V., Brel' P.Yu., Kel'dasov T.H.D. Nacional'nyj aspekt igry v shahmaty [National aspect of the game of chess] // Zametki uchenogo [Notes of a scientist]. 2021. No. 5-1. P. 396-399.

5. Gudimova S.A. Svetlana Luchickaya. Metamorfozy srednevekovogo obshchestva: telo, zdanie, shahmaty [Svetlana Luchitskaya. Metamorphoses of medieval society: body, building, chess] // Kul'turologiya [Culturology]. 2008. No. 3 (46). P. 158-160.

6. Syrtypova S.H.D. Buddizm i shahmaty v Mongolii: forma i filosofiya igry [Buddhism and chess in Mongolia: the form and philosophy of the game] // Trudy Instituta vosto-kovedeniya RAN [Proceedings of the Institute of oriental studies of the Russian academy of sciences]. 2019. No. 23. P. 244-253.

7. Segal N.A., Petrova A.O. Metaforicheskaya model' «Politika - eto shahmaty» v tekstah politicheskih SMI [Metaphorical model "Politics is chess" in the texts of political media] // Yazyk i kul'tura [Language and culture]. 2016. No. 22. P. 186-193.

8. Smetana V.V. Intellektual'nyj sport kak social'nyj fenomen razvitiya obshchestva (na primere vida sporta shahmaty) [Intellectual sport as a social phenomenon of the development of society (on the example of the sport of chess)] // Gumanitarnye, social'no-ekonomi-cheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, socio-economic and social sciences]. 2021. No. 9. P. 59-61.

9. Abramov A.P., Abramov A.P. Shahmaty kak nauka, iskusstvo i sport: soci-okul'turnaya retrospektiva i ekspertnaya refleksiya [Chess as a science, art and sport: socio-cultural retrospective and expert reflection] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo

universiteta. Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment [Proceedings of the South-Western State University. Economy. Sociology. Management]. 2020. V. 10. No. 3. P. 188-198.

10. Gluhova O.V. Formirovanie adekvatnoj samoocenki cherez igru v shahmaty kak uslovie uspeshnogo lichnostnogo samoopredeleniya [Formation of adequate self-esteem through the game of chess as a condition for successful personal self-determination] // Al'ma-nah sovremennoj nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education]. 2008. No. 4-2. P. 66-68.

11. Alifirov A.I., Zaryvkina A.V. Razvitie intellektual'nyh sposobnostej studentov posredstvom igry v shahmaty [Development of intellectual abilities of students through the game of chess] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2016. V. 1. No. 1. P. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.