7. Сачков, Ю. В. Вероятность - на путях познания сложности [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/phnauk4/ SACH.htm.
8. Сачков, Ю. В. Информация и вероятность [Текст]/ Ю. В. Сачков. // Вопросы философии. - 1971. - № 6. - С. 45-54.
9. Силичев, Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну [Текст]/ Д. А. Силичев. // Вопросы философии. — 2005. - № 7. - С. 3-20.
10. Сластенин, В. А. Стратегия модернизации высшего образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 1. — С. 3-13.
И. Степин, В. С. Конструктивные и прогностические функции философии [Текст] / В. С. Степин // Вопросы философии. - 2009. - № 1. — С. 5-10.
12. Фролов, А. А. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания [Текст] / А. А. Фролов, Ю.И. Фролова // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-С. 113-130.
13.Хорошилова, Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования [Текст]/ Н. В. Хорошилова, // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. - 2010. - № 2 (3). - С. 14-17.
УДК 378.016:811.1
Дубровина Татьяна Сергеевна
Аспирант кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», [email protected], Чебоксары
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Dubrovina Tatyana Sergeevna
Postgraduate Student of the Chair of Primary Education at I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected], Cheboksary
IMPROVEMENT OF THE TRAINING SYSTEM OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES BASED ON THE ACTUALIZATION OF COGNITIVE PROBLEMS
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [4], Нормативно-правовые документы (Закон РФ «Об образовании» [3], Национальная доктрина образования в РФ [6] отражают необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, в
частности, учителей иностранных языков. Анализ состояния изученности проблемы поэтапной подготовки будущих учителей в условиях высшей школы показал, что система профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка не в полной мере соответствует современным требованиям к образованию.
На наш взгляд, профессиональную подготовку будущих учителей иностранных языков возможно усовершенствовать путем поэтапной актуализации познавательных задач в процессе обучения.
Во время обучения в вузе происходит вхождение будущего специалиста в мир профессиональной компетентности: определяются общие контуры будущей профессиональной деятельности, будущие учителя овладевают соответствующими знаниями, умениями и навыками, осваивают основы профессионального мировоззрения и т. д.
Поэтапная актуализация познавательных задач на каждом этапе обучения в педагогическом вузе может способствовать развитию познавательной потребности студентов, и, следовательно, более качественному усвоению педагогических знаний. В процессе обучения студенты педагогических вузов проходят три основные стадии, или этапа. При этом прохождение этих этапов характеризуется развитием учебно-познавательной сферы деятельности студентов.
Профессиональное обучение студентов педагогического университета мы рассматриваем как поэтапную деятельность самих студентов по усвоению знаний, формированию навыков и умений действий, необходимых в будущей профессиональной педагогической деятельности. Так как профессиональная подготовка будущих учителей нацелена на подготовку будущего специалиста - субъекта педагогической деятельности, представляется возможным рассмотреть педагогическую деятельность в контексте общей теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым [4].
Вслед за А. А. Вербицким, А. Н. Леонтьевым и М. Б. Деминым, включающими в свои структуры деятельности определенные цели и задачи, и основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий
II. Я. Гальперина [2], укажем, что профессионачьная подготовка будущих учителей иностранных языков - это поэтапный процесс, в ходе которого по мере «прохождения» каждого из этапов и решения в процессе обучения определенных групп познавательных задач, будущие учителя овладевают необходимыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми им для будущей педагогической деятельности.
На основании вышеизложенного мы считаем, что поэтапная актуализация познавательных задач в системе профессиональной подготовки будущих учителей может быть эффективным способом усовершенствования всей системы обучения студентов факультета иностранных языков педагогического вуза.
Актуализация означает активную, систематическую постановку перед студентами познавательных задач при поэтапном обучении и предполагает
постепенное, пошаговое формирование будущей педагогической деятельности студентов.
Мы полагаем, что за основу поэтапной актуализации познавательных задач в системе профессиональной подготовки можно взять уровни сфор-мированности познавательной потребности в обучении, предложенные
Н. Г. Алиевой.
По мнению Н. Г. Алиевой, существует три уровня сформированности познавательной потребности: низкий (репродуктивный), средний (частично-поисковый), высокий (творческий) [1].
Следовательно, основываясь на вышеуказанной градации, весь процесс профессиональной подготовки будущих учителей на основе актуализации познавательных задач можно условно разделить на следующие этапы:
1) подготовительный этап, который предполагает:
- постановку целей и задач профессиональной подготовки будущего учителя;
- определение специфики и возможностей различных групп познавательных задач в рамках изучения учебных предметов общепрофессиональной и специальной подготовки в педагог ическом вузе;
- формирование положительной мотивации к самостоятельному овладению студентами знаниями профессионального и социокультурного характера, а также умениями и навыками самостоятельной деятельности.
2) интегрирующий этап представляет собой целенаправленную работу7 по формированию целевых компетенций будущих учителей, а также ориентацию внеурочной, научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов на овладение будущей профессией, осознание ими необходимости самостоятельного овладения знаниями; отбор педагогических средств для эффективного применения познавательных задач в процессе обучения;
3) творческий этап предполагает использование студентами полученных знаний в учебно-познавательной и квазипрофессиональной деятельности и самостоятельный поиск путей решения профессиональных и практических познавательных задач, упрочение системы умений и навыков учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, а также включает анализ сформированности ключевых компетенций учителя, коррекцию уровня профессиональной подготовки студентов на основе повторной актуализации познавательных задач в работе с теми студентами, чей уровень сформированности профессиональных навыков оказался низким.
Обращаясь к профессиональной подготовке будущих учителей, необходимо учитывать мотивационный аспект учебной деятельности, т. к. одним из основных психологических требований к организации обучения (в нашем случае организации поэтапного обучения) является формирование у обучающихся нужной мотивации.
Проблема мотивации учебной деятельности рассматривалась в теории и практике по следующим направлениям: как психологическая категория (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мер-
лин, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский); как фактор, определяющий эффективность учебной деятельности (Ю. Н. Орлов, Т. С. Савочкина); как совокупность психолого-педагогических основ формирования мотивации школьников (Л. И. Божович, А. Н. Маркова, Н. Г. Морозова); как интерес к учению (О. С. Гребенюк, М. А. Данилов, В. С. Ильин, Г. И. Щукина). Мотивация понимается нами вслед за А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. И. Божович и др. как иерархизированная система мотивов.
Мы полагаем, что вся профессиональная подготовка будущих учителей может быть разделена условно на этапы, где основанием данной периодизации будет выступать уровень развития мотивационной сферы студентов (т. е. в нашем случае уровень развития внутренних осознанных мотивов).
Таким образом, мы предлагаем следующую периодизацию вузовской подготовки будущих учителей:
I. Процессуальный этап, который предполагает изначальное появление внутренних осознанных мотивов к обучению и дальнейшее их развитие;
II Результативный этап, который характеризуется появлением устойчивых мотивов будущей профессиональной деятельности и профессионального развития;
III. Этап саморазвития, который является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов и началом этапа профессиональной деятельности.
Таким образом, представив несколько периодизаций профессиональной подготовки будущих учителей, сопоставив их друг с другом, мы пришли к выводу, что в своем обучении студенты педагогических вузов проходят три основные стадии, или этапа; при этом степень подготовки студентов к практической педагогической деятельности повышается по мере прохождения каждого следующего этапа (сравним: этап фундаментальной подготовки
- этап общепрофессиональной подготовки - этап подготовки по целевому назначению; подготовительный этап - интегрирующий этап - творческий этап; ориентационный этап - теоретико-методологический этап - деятельностный этап; процессуальный этап - результативный этап - саморазвитие).
В результате анализа теоретических исследований по проблеме периодизации профессионального становления личности (Н. Я. Сайгушев, О. А. Фадеева, И. В. Гарифуллина, Е. А. Рябоконь, и др.) нами выделен ряд последовательных этапов профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков с учетом специфики приобретаемой специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».
Следует отметить, что подробный анализ учебного плана по указанной специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», опора на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также учебных программ учебных дисциплин всех блоков учебного плана факультета иностранных языков ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» позволили нам предложить свою более
подробную периодизацию профессиональной подготовки будущих учителей английского и немецкого языков.
При реализации нашей модели профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков, основанной на поэтапной актуализации познавательных задач, мы создаем условия для успешного освоения знаний, умений и навыков студентами путем последовательной, т. е. поэтапной, и целенаправленной постановки перед студентами постепенно усложняющихся познавательных задач, основанных на создании проблемных ситуаций, которые раскрывают недостаточность имеющихся у студентов знаний для их решения и стимулируют студента к активному познавательному поиску.
Определяя типологию познавательных задач, характерных для каждого из предложенных этапов обучения будущих учителей иностранных языков, мы опирались на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также учебных программ дисциплин всех блоков учебного плана факультета иностранных языков.
Так, мы предлагаем следующую типологию познавательных задач, актуальных для каждого из предложенных нами этапов профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков:
I этап - ориентационный / адаптационный (1-3 семестры)
1-1) первоначальная ориентация на выбранную специальность
подготовка студентов к осознанию важности выбора будущей профессии;
- ориентирование студентов на понимание необходимости и валености приобретения знаний;
- усвоение студентами особенностей будущей профессиональной деятельности;
- усвоение студентами ценностей, норм профессиональной педагогической деятельности.
1-2) овладение социально-экономической базой знаний как основа становления компетентного учителя
- овладение основами общегуманитарных и социально-экономических знаний;
- овладение системой общекультурных знаний и ценностей как основа профессиональной подготовки компетентных учителей иностранных языков.
1-3) теоретико-содержательная подготовка по выбранной специальности
- глубокое изучение аспектов иностранного языка: фонетики, грамматики, лексики;
- овладение знаниями по общей и возрастной психологии как составляющая подготовки будущего учителя к обучению детей разновозрастных групп в школе.
II этап - интегрирующий (4-7 семестры)
II - 1) интеграция социально-правовой и фундаментальной дисциплинарной подготовки по специальности
- систематизация знаний студентов о культуре, формирование общей социальной культуры личности.
II - 2) теоретико-практическая и специальная подготовка (квазипрофес-сиональная деятельность, педагогический практикум)
- вооружение студентов теоретическими и практическими знаниями в области использования языков;
- постижение студентами основ межкультурной коммуникации;
- выработка потребности в общении с представителями иноязычной культуры;
- ознакомление с дидактическими и методическими принципами педагогической деятельности;
- формирование знаний психолого-педагогических аспектов обучения школьников;
- привитие навыков научной работы;
- формирование навыков творческого применения практических, практических и культуроведческих знаний;
- развитие исследовательских умений и навыков студентов через вовлечение будущих учителей в научно-исследовательскую деятельность;
- выработка потребности студентов в использовании полученных знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.
III этап - «вхождение в профессию» (7-10 семестры)
познавательные задачи:
III - 1) начальная адаптация в самостоятельной педагогической деятельности
- формирование у студентов системы умений и навыков самостоятельной педагогической деятельности.
III- 2) практико-ориентационная методическая подготовка
- обучение студентов применению опыта работы учителей иностранных языков общеобразовательных школ;
- формирование у студентов методической готовности к преподаванию иностранного языка;
- выработка у студентов умения применять методики преподавания иноязычной культуры.
III - 3) итоговая междисциплинарная аттестация (заключение членов ГАК об уровне профессиональной готовности к самостоятельной педагогической деятельности.
- оценка уровня подготовки будущего учителя иностранного языка.
Таким образом, мы можем говорить о том, что этап профессиональной
подготовки будущих учителей является одним из этапов в стадиальной теории профессионального становления личности; при этом сам этап профессиональной подготовки можно также условно разделить на подэтаны по различным основаниям (по уровню сформированности познавательной потребности; по этапам освоения блоков общепедагогических и специальных дисциплин; по степени самостоятельности учения; по степени
профессиональной направленности; по уровню развития мотивационной сферы и т. п.).
В профессиональной подготовке будущих учителей иностранных языков можно проследить свою закономерность: каждый последующий этап профессиональной подготовки неразрывно связан с предыдущим. При этом, как мы полагаем, от этапа к этапу наблюдается динамика развития практической стороной овладения будущей профессиональной деятельностью учителя; что, в свою очередь, может свидетельствовать о необходимости пересмотра всей системы профессиональной подготовки будущих учителей, сделав ее неразрывной с практикой на всем этапе обучения в вузе.
Библиографический список
1. Алиева, Н. Г. Формирование познавательной потребности у студентов университета [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Г. Алиева. - Челябинск, 2003. - 148 с.
2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Ростов н / Д. :Университет; Феникс, 1999. - 330 с.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. -2002.-№4.-С. 3-31.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев.
- М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации /У Высшее образование сегодня. - 2001. - № 2. - С. 2- 6.
7. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст]/ М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.